Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии социальной политики при переходе к рыночной экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дифференциация доходов при переходе к рыночной системе Рыночные реформы приводят не только к ликвидации дефицита жизненных благ, но и к значительной дифференциации личных номинальных и реальных доходов населения. С одной стороны, часть населения использует легальные возможности для увеличения доходов в условиях рынка за счет принадлежности к фирме или сектору экономики, продукция которых пользуется высоким спросом (экспортные и высокомонополизированные сектора, сфера финансов), открытия собственного дела, получения крупного пакета акций в результате приватизации и т. п. Наряду с перечисленными, существовали и «особые» возможности для быстрого обогащения некоторых слоев населения. Обозначим некоторые из них. Во-первых, это спекуляция нефтью, газом, металлами, которые скупались на внутреннем рынке по низким ценам и потом экспортировались по высоким мировым ценам. Во-вторых, это присвоение государственных субсидий на импорт продовольствия как результат существования многочисленных обменных курсов валют. Импортеры покупали продовольствие в централизованном порядке по очень низкому валютному курсу, а продавали продукты по высоким ценам. Этот импорт финансировался за счет западных товарных кредитов. В-третьих, это использование льготных кредитов правительства и Центрального банка, предоставлявшихся аграрному и топливно-энергетическому секторам под низкий процент при инфляции, достигавшей 2500% в год. Эти кредиты передавались коммерческими банками в ссуды по рыночной ставке. Вместе с торговцами нефтью, газом, металлами, продовольствием, денежными ресурсами баснословно обогатились коррупционеры, рэкетиры. Наконец, в результате номенклатурной приватизации приобрели состояния директора многих предприятий, особенно в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. С другой стороны, наблюдаются негативные тенденции в динамике жизненного уровня работников, занятых в бюджетных отраслях, отраслях обрабатывающей и легкой промышленности, неконкурентоспособных на мировом рынке и производящих продукцию, спрос на которую высокоэластичен по цене, а также пенсионеров, многодетных семей, инвалидов. Их накопления и текущие доходы оказываются обесцененными инфляцией. Цена реформ для большинства населения весьма высока. Так, численность населения с доходом меньше установленного прожиточного минимума вскоре после либерализации цен 1992 г. составила 35,5% всего населения. Соотношение доходов 20%-ных групп населения в 1995 г. в России иллюстрируется на рис. 18.1 кривой Лоренца, которая показывает значительную дифференциацию доходов. Доля оплаты труда в совокупном доходе составляет около 40%. Значительную часть доходов население получает от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с недвижимостью. Рост числа пенсионеров и бюджетные трудности при переходе к рынку вызвали кризис государственной пенсионной системы. Доля расходов на выплату пенсий в ВВП России за годы реформ уменьшилась. Соотношение минимальной пенсии с компенсацией и прожиточного минимума пенсионеров, составлявшее в декабре 1991 г. 222,7%, упало примерно до 50%. По мере реформирования экономики возможности социальной защиты должны возрастать. Необходимо усилить поддержку уязвимых групп населения и гарантировать соблюдение конституционных прав Кривая Лоренца показывает, каким образом распределены доходы между различными группами населения. Прямая линия иллюстрирует равномерное распределение доходов (20% населения получает 20% доходов, 40% населения — 40% доходов и т. д.). Чем сильнее кривая Лоренца отклоняется вниз от прямой, тем больше дифференциация доходов в обществе. граждан в области труда, образования, здравоохранения, культуры. В области трудовых отношений необходимо повышение доли доходов от трудовой деятельности в совокупных доходах семей для восстановления стимулов к эффективному труду. Доходы должны быть увязаны с государственными минимальными и рациональными потребительскими бюджетами. Должно быть обеспечено более справедливое распределение доходов и снижение уровня их дифференциации между различными группами населения. Для этого следует усовершенствовать систему налогообложения доходов и собственности граждан и контроля за правильностью уплаты налогов. Пособия и субсидии должны стать адресными, т. е. учитывать доходы семей. Высвобождаемым работникам должны быть обеспечены возможности для переобучения и повышения квалификации, организации собственного дела. Следует добиваться смягчения последствий длительной безработицы (общественные работы, гибкая занятость и т. п.). Рыночные реформы в социальной сфере В странах с переходной экономикой, наряду с постепенным увеличением государственного финансирования социальной сферы, вводятся рыночные принципы ее функционирования. В области пенсионного обеспечения происходит переход к трем видам пенсий: 1) государственные пенсии из бюджета всем нетрудоспособным гражданам; при этом минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму пенсионера; 2) трудовые пенсии, выплачиваемые за счет обязательных пенсионных взносов граждан и связанные с трудовым вкладом пенсионера; 3) пенсии, выплачиваемые за счет добровольных отчислений граждан и работодателей в негосударственные пенсионные фонды, которые обеспечивают приращение средств граждан на пенсионных счетах путем инвестиций в государственные и корпоративные ценные бумаги и объекты недвижимости. В области здравоохранения сочетается обязательное всеобщее медицинское страхование и добровольное страхование за счет взносов граждан и работодателей в страховые компании. При реализации страховых принципов здравоохранения пациенты бесплатно получают определенный минимум медицинских услуг и имеют право выбрать медицинское учреждение, куда страховая компания перечисляет средства для оплаты лечения. В области образования в России обеспечивается возможность получения общедоступного бесплатного полного общего и начального профессионального образования, а также бесплатного (на конкурсной основе) среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем развивается рынок платных образовательных услуг. Обсуждается вопрос об адресной финансовой поддержке студентов вузов и техникумов и введении системы долгосрочных кредитов для получения образования. В области жилищной политики получает все большее развитие индивидуальное строительство жилья за счет собственных средств граждан и банковских кредитов. Это вместе с бесплатной приватизацией государственного жилья, а также с отменой института прописки способствует формированию рынка жилья, усилению мобильности населения на рынке труда. Малоимущим семьям и некоторым другим группам населения гарантируется предоставление бесплатного муниципального жилья. Происходит постепенный переход к полной компенсации текущих расходов на содержание жилья за счет граждан. Дотации к низкой квартирной плате, предоставляемые из бюджетов, должны быть адресными, иначе большая их часть присваивается состоятельными семьями, имеющими больше жилой площади. В результате жилищно-коммунальной реформы нагрузки на бюджеты снизятся, семьи с высокими доходами будут оплачивать издержки по содержанию жилья полностью, а бедные семьи будут получать компенсации в зависимости от занимаемой жилой площади и доходов. Одновременно возникнет реальный рынок услуг в жилищно-коммунальной сфере по эксплуатации и ремонту жилья. Современное состояние экономики России характеризуется переходом к рыночной системе. Это означает, что в экономике происходит относительно длительный процесс распада административно-плановой системы и формирования рыночной системы. Несмотря на то что административно-плановая система была малоэффективной, она имела известную устойчивость, которая достигалась благодаря применению дешевых природных и людских ресурсов. Определенную роль в сохранении устойчивости административно-плановой системы сыграл теневой рынок. Тем не менее существование административноплановой системы сопровождалось снижением эффективности производства, падением темпов прироста ВВП, деформацией структуры экономики, растущим дефицитом товаров и услуг, ростом дефицита государственного бюджета, увеличением внешнего долга и сокращением валютных резервов. Эти процессы в конечном итоге привели к кризису административноплановой системы и ее распаду. Это предопределило объективную необходимость перехода к рыночной экономике и осуществления следующих элементов рыночных реформ: — макроэкономическая стабилизация; — структурная перестройка экономики; — создание эффективной системы социальной защиты населения. Переход к рыночной экономике является болезненным процессом и, как правило, сопровождается длительным спадом производства, острой инфляцией, устойчивой безработицей. Поэтому большое значение в проведении рыночных реформ имеет макроэкономическая стабилизация экономики. Структурная перестройка — это комплекс институциональных преобразований. Приватизация представляет собой процесс передачи предприятий, находящихся в государственной собственности, в собственность отдельных физических или юридических лиц. Приватизация не является достаточным условием создания конкурентной среды, развития и функционирования рыночной экономики. Поэтому важное условие перехода к рыночной системе — демонополизация экономики, которая обеспечивается как на основе законодательного пресечения злоупотреблений фирмами, занимающими доминирующее положение на рынках, так и путем открытия внутреннего рынка иностранным конкурентам. Переход к рыночной экономике предполагает создание рыночной инфраструктуры, для чего необходимы организация адекватной рынку оптовой и розничной торговой системы, кредитных и финансовых институтов, формирование рынка труда и системы регулирования занятости, проведение институциональной реформы в сельском хозяйстве, основанной на введении права частной собственности на землю и развитии фермерского хозяйства. Важным условием перехода к рыночной экономике выступает и осуществление налоговой реформы. Переход к рынку предполагает также проведение глубоких реформ в социальной сфере, направленных на совершенствование пенсионного обеспечения населения, развитие образования и здравоохранения. При этом должно быть обеспечено сочетание государственного финансирования социальной сферы и рыночных принципов ее функционирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.011 с.) |