Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 Методические указания по проведению

Поиск

Кафедра истории и

Культурологии

 

 

Б1.Б1 ИСТОРИЯ

 

Практикум

 

направление подготовки 260100 Продукты питания

из растительного сырья

профиль подготовки Технология бродильных производств и виноделие

профиль подготовки Технология хлеба, кондитерских

и макаронных изделий

 

квалификации (степень) выпускника

___ бакалавр __

 

Уфа 2011


УДК 94

ББК 63.3

М 54

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №____ от «___» _______ 2011 г.)

 

 

Составила: ст. преподаватель к. и. н. Воронцова Ю. С.

 

Рецензент: к.п.н доц. Мухамадеев И. Г.

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой истории и культурологии

доцент Яминова С. А.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………........4

Раздел 1 Методические указания по проведению семинарских занятий……....5

1.1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь………………………………….5

1.2 Россия в XV–XVIII вв.…………………..………………………………….....11

1.3 Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX веке…19

1.4 Россия в начале XX века……………………………………………………...24

1.5 Начало советского периода в истории России………………………………29

1.6 СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны………………….34

1.7 СССР в послевоенные годы (1945 – сер.1980-х гг.)………………………..40

1.8 CCCР в годы перестройки (1985 – 1991). Распад СССР……………………46

Раздел 2. Учебные вопросы и методические указания к ним для самостоятельного изучения 50

Раздел 3 Примерная тематика рефератов……………………………………… 56

Библиографический список………………………………………………………59

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Можно не знать многих наук и быть образованным, но нельзя быть образованным, не зная историю» (Н. Чернышевский).

Семинарские занятия – одна из важных форм учебного процесса по курсу «Отечественная история». На семинары выносятся узловые, наиболее сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Концентрируется внимание студентов на критических рубежах и проблемах, которые вызывают острые дискуссии и сегодня. Практические занятия по Отечественной истории призваны развивать навыки учебной работы студентов с учебной и научной литературой (конспектирование, составление докладов и пр.)

Предлагаемые планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» построены с учетом того, что студенты университета еще в средней общеобразовательной школе ознакомились по этому предмету со значительным фактическим материалом. С учетом этого обстоятельства учебные планы по направлению подготовки «Продукты питания из растительного сырья» предусматривают изучение данной дисциплины в объеме 54 часов: 20 часов – лекционный курс, 34 часа – семинарские занятия.

Главным условием усвоения предмета является самостоятельная работа студентов, тщательная подготовка к каждому семинарскому занятию. В порядке помощи студентам кафедра сочла необходимым поместить методические указания по каждому вопросу плана, которые и составляет примерную структуру ответов. При этом студент может готовить и дополнительный материл по каждой из рассматриваемых тем.

Часть вопросов учебного курса выносятся на самостоятельное изучение студентов. По ним также разработаны методические рекомендации, которые помогут разобраться в проблеме и подготовиться к экзамену. При самостоятельной внеучебной работе студенты должны работать в библиотеках, изучая журнальные материалы, монографические работы, готовясь к семинарам, рефератам.

Каждая тема семинарского занятия включает необходимый минимум дополнительной специальной литературы, которая состоит из научных монографий и журнальных статей. А библиографический список учебников, которые охватывают весь курс «Отечественной истории», помещен в конце данного пособия.

Согласно учебным планам студент очного обучения должен подготовить реферат по Отечественной истории. В конце пособия предложена примерная тематика рефератов. Студент по желанию может сформулировать собственную тему, согласовав ее с преподавателем. Методические указания по написанию, разработанные ст. преподавателем Воронцовой Ю. С., имеются в электронной базе читального зала университета.

 

Практических занятий

1 Цивилизация Древней Руси. Киевская Русь (4 часа)

(тема 1)

 

Первое занятие

 

Образование древнерусского государства Киевская Русь.

Второе занятие

A. ярлыки

B. дьяки

C. баскаки

D. эмиры

 

24 Владения младших членов княжеского рода в период раздробленности назывались

A. вотчинами

B. аллодами

C. уделами

D. поместьями

 

25 Сторонники норманской теории развития государства у восточных славян полагают, что русы были

A. скандинавскими воинами

B. славянским племенем, пришедшем с берегов Балтики

C. славянами, переселенными с Дуная

D. арабскими торговцами с волжского торгового пути

 

2 Россия в XIV-XVIII вв. (6 часов)

(тема 2)

 

Первое занятие

 

Образование централизованного Московского государства. Установление самодержавия. Иван III – первый государь всея Руси.

Второе занятие

Третье занятие

1). Преобразования Петра I и их роль в истории страны.

Первое занятие

 

Второе занятие

Первое занятие

Образование политических партий в начале XX вв. Программы политических партий.

Второе занятие

 

Первое занятие

Второе занятие

 

Образование СССР.

5.2.1. Содержание первого вопроса

 

1). Проанализируйте причины социально - экономического и политического кризиса в Советской республике после окончания гражданской войны и иностранной военной интервенции, покажите конкретные примеры его проявления.

2), Обоснуйте необходимость изменения экономической политики Советской власти и введения НЭПа.

3). Раскройте сущность новой экономической политики, ее основные положения.

4). Покажите итоги и значение НЭПа, возможность творческого использования его опыта в современных условиях перехода к рыночной экономике.

 

5.2.2. Содержание второго вопроса

 

1). Покажите необходимость объединения советских республик и создания федеративного государства.

2). Укажите предпосылки образования СССР, проекты его создания, основные этапы сотрудничества республик в 1917-1922 гг.

3). Объясните причины распада СССР и его последствия.

 

Базовые понятия темы: новая экономическая политика, продналог, нэпмэн, СССР.

 

Базовые даты: 1922-1929 – проведение НЭПа

1922 –образование СССР.

 

Первое занятие

 

Второе занятие

 

Первое занятие.

Библиографический список

 

1. Федоров В.А. История России (1861-1917 гг.). – М.: Высшая школа, 1998.

2. Радугин А.Л. История России. – М.: Изд-во «Центр». 2001.

3. Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России (IX-XX вв.). – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. – 452 с.

 

Содержание вопроса

 

1. Характеристика классов и основных политических партий России после Февральской революции.

2. Возможные пути развития России после свержения самодержавия (консервативный, буржуазно-демократический, пролетарско – радикальный) и какие политические силы отстаивали тот или иной путь развития.

3. Каковы были позиции партии кадетов, меньшевистско-эсеровского блока, большевиков?

 

Библиографический список

 

1 Бушуев В. Свет и тени нашего прошлого (Россия в начале ХХ в., Николай II, Октябрьская революция)// Свободная мысль. – 2004. - №1. – С.124-139.

2 Бушуев В. Октябрь: успех и поражения// Свободная мысль. – 2004. - №11. – С.145-157.

3 Мощенков Е.Н. Россия между революциями 1917 г.: анализ переходного политического процесса // Кентавр. – 1995. - №6. – С.73-84.

4 Радугин А.Л. История России. – М.: Изд-во «Центр». 2001.

 

Содержание вопроса

 

1 Апрельский кризис 1917 г. и создание первого коалиционного правительства.

2 Выясните альтернативы развития России летом 1917 г.

3 I Всероссийский съезд Советов и июньский кризис Временного правительства.

4 Июльский кризис, конец двоевластия, второй коалиционный кабинет Временного правительства.

5 Попытка установления военной диктатуры генерала Л.Г. Корнилова. Третье коалиционное правительство.

6 Назревание общенационального кризиса в стране. Усиление революционной активности солдат и рабочих. Рост влияния большевиков в массах.

 

Библиографический список

 

1 История России. М. «Высшая школа». - 2001. – С.288 - 294.

2 Холяев С.В. Три Февраля 1917 г.//Вопросы истории. 2003. - №7. – С.26-38.

3 Шашкова О. Февральский излом//Свободная мысль. – 1997. - №3. – С.104-112.

 

Библиографический список

 

1 Белоцарковский В. Как быть? О роли В.И.Ленина в истории // Свободная мысль. – 2001. - №4. – С.77.

2 Бутенко А. Почему у нас не получился социализм в ХХ столетии? (марксизм) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №3; №4.

3 Бушуев В. Свет и тени прошлого (Ленин и Сталин, послереволюционное развитие страны)//Свободная мысль. – 2004. - №5. – С.120-131.

4 Закиров И.М. Ленин и ленинизм: современная оценка проблемы (методические указания). – Уфа: БГАУ, 2000.

5 Кудров В.К. К современной научной оценке экономической теории Маркса- Энгельса – Ленина//Вопросы экономики. – 2004. - №12. – С.111-130.

6 Ойзерман Т. Маркистская концепция социализма и реальный социализм//Вопросы философии. – 2002. - №9. – С.23-13, №3. – С.16-23.

7 Пантин И. Ленин – большевизм – русская революция//Вопросы философии. – 2005. - №4. – С.51-65.

8 Плимак Е. Другой Ленин // Свободная мысль. – 2004. - №1. – С.113-123.

9 Поляков Ю. Пути истории неисповедимы (ленинизм) // Свободная мысль. – 2002. - №10. – С.87-93.

 

Библиографический список

 

1 Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России (IX-ХX вв.). – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. – С.292-324.

2 Илизаров Б. Тайная жизнь Сталина. – М.: Вече, 2004.

3 История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций //Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2001. – С.265-272.

4 Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. – 2001. - №10. – С.46-56.

5 Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е годы // Вопросы истории. – 1998. - №11-12. – С.49-66.

6 Юнге М., Биннер Р. Как террор стал «большим»? (1937-38) //Свободная мысль. – 2003. - №10. – С.94-102.

 

Содержание вопроса

 

1. Расскажите об итогах индустриализации страны, укажите ее источники. Новостройки первых пятилеток. Покажите трудовой энтузиазм советских людей.

2. Итоги развития сельского хозяйства.

3. Какие успехи были достигнуты в культурном строительстве?

4. Что за общество было построено в СССР к концу 30-х годов? Характерные черты советского общества в указанный период.

 

Библиографический список

 

1 Безнин М., Делюни Т. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930-1980 гг.//Отечественная история. – 2005. - №6. – С.94-121.

2 Данилов В., Зеленин И. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии//Отечественная история. – 2004. - №5. – С.97-110.

3 Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 г. // Вопросы истории. – 2002. - №1. – С.3-26.

4 Радугин А.А. История России. – М.: Центр, 2001.

5 Ханин Г. Советское экономическое чудо: Миф или реальность? // Свободная мысль. – 2003. - №7. С.52-62.

 

Библиографический список

 

1 Гелпер М., Некрич А. История России 1917-1995. Гл.8. Т.1. – М., 1996.

2 Зимонин В. Японский фактор в советской и мировой политике кануна и начала второй мировой войны//Новая и новейшая история. – 2005. - №2.

3 Иванов В. Великая победа и проблемы безопасности//Социс. – 2005. - №11.

4 Кошкин А. Вступление СССР в войну с Японией в 1945 г.//Новая и новейшая история. – 1995. - №1.

5 Тюшкевич С.А., Гаврилов В.А. Можно ли считать советско-японскую войну 1945 г. Великой Отечественной войной//Новая и новейшая история. – 1995. - №1.

 

Библиографический список

 

1. Медведев Ж.А. Сталин и «дело врачей»: - новые материалы // Вопросы истории. – 2003. - №1. – С.78-103.

2. Пыжиков А. Ленинградская группа: путь к власти (1946-1949 гг.) // Свободная мысль. – 2001. - №3. – С.89.

 

Содержание вопроса

 

1 Что надо понимать под терминами «национальный вопрос» и «межнациональные отношения»?

2 Марксизм – ленинизм о нациях.

3 В доперестроечный период считалось, что в СССР национальный вопрос решен окончательно. Почему нельзя согласиться с этим утверждением?

4 Основные причины обострения национального вопроса в годы перестройки:

А) исторические (наследство царизма и послеоктябрьского периода;

депортация некоторых народов в период культа личности и другие);

Б) экономические (разные уровни развития отдельных республик, диктат центра в области экономики, обострение экологических проблем);

В) проблемы в области национального школьного образования, издания газет и журналов, сохранения и развития родных языков и др.

5 Межнациональные конфликты в период перестройки (в Прибалтике,

Средней Азии, Молдавии, на Кавказе и в других регионах).

6 Распад СССР (1991 г.): причины, последствия. Образование СНГ.

7 Каковы, на Ваш взгляд, основные условия укрепления дружбы народов и укрепления национального единства России?

 

Библиографический список

 

1 Алексеев В.В., Алексеева С.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. – 2003. - №5. – С.3-20.

2 Алексеев В., Нефедов С. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма // Общественные науки и социология. – 2002. - №6. – С.66-77.

3 Брутенц К. Развал Союза. Был ли неизбежен распад СССР?//Свободная мысль. – 2005. - №1. – С.163-177.

4 Губогло М.Н. В лабиринтах этнической мобилизации // Отечественная история. – 2000. - №3. – С.106-124.

5 Зубкова Е.Ю, Власть и развитие этноконфликтной ситуации в СССР в 1953-1985 гг.//Отечественная история. – 2004. - №4. – С.3-31.

6 Симонян Р.Х. Страны Балтии и распад СССР // Вопросы истории. – 2002. – №12. – С.27-39.

7 Тишков В. Война и мир на Северном Кавказе // Свободная мысль. – 2001. - №1. – С.47-61.

8 Тишков В. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. – 1993. - №4. – С.4-15.

9 Чжао Чанцин. Распад Советского Союза под национальным углом зрения//Новая и новейшая история. – 2004. - №3. – С.86-95.

 

Раздел 3. Примерная тематика рефератов

 

1. «Смутное время»: альтернативы развития России в XVII в.

2. «Холодная война»: причины, итоги.

3. Аграрная политика Н.С.Хрущева.

4. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

5. Аграрные программы политических партий в годы революции 1905-1907 гг.

6. Административные реформы Петра 1.

7. Александр II: личность и реформы.

8. Александр III и контрреформы 80-90-х гг. XIX в.

9. Александр Невский: полководец и государственный деятель.

10. Б.Н.Ельцин – первый президент России.

11. Борис Годунов: личность, политик, государь.

12. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. и их значение.

13. Внешняя политика Киевской Руси.

14. Внешняя политика Петра 1. Северная война. От национальных задач к имперским.

15. Внешняя политика России во второй половине 18 века.

16. Внешняя политика Российского государства на современном этапе.

17. Государственные думы дореволюционной России.

18. Движение декабристов: причины и значение.

19. Деятельность В.И. Ленина в оценке современных историков.

20. Древнерусская культура.

21. Земства и их роль в становлении гражданского общества.

22. Значение Сталинградской битвы.

23. Золотая Орда и Русь: проблема взаимовлияния и оценки историков.

24. ИванГрозный: время и судьба.

25. Интервенция и гражданская война в России.

26. Исторические портреты московских князей: Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III.

27. Капитуляция Германии.

28. Коллективизация сельского хозяйства в СССР: причины, последствия.

29. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.)

30. Крестьянские войны в XVII в.

31. Крещение Руси и его значение в истории страны.

32. Культ личности Сталина: причины, последствия.

33. Культура России второй четверти 18 века.

34. Культурные реформы Петра 1.

35. Л.И.Брежнев и его время.

36. Нашествие монголов на Русь: причины, этапы, последствия.

37. Нашествие с Запада. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского.

38. Новгородская феодальная республика. Особенности политического устройства.

39. НЭП: сущность, цели, значение.

40. Образование политических партий в России в конце XIX – начале ХХ в.

41. Образование СССР и его значение.

42. Объединение русских земель вокруг Москвы.

43. Октябрьская революция и аграрно-крестьянский вопрос.

44. Октябрьская революция: закономерность или историческая ошибка?

45. Опричнина: причины, сущность, итоги. Оценки историков.

46. Особенности и содержание политики «просвещенного абсолютизма.

47. Особенности политического развития Московского государства в период правления Ивана 3.

48. Особенности социального развития Киевской Руси.

49. Особенности социально-экономического развития Московского государства в период правления Ивана 3.

50. Особенности экономического развития Киевской Руси.

51. Особенности эпохи «дворцовых переворотов».

52. Отмена крепостного права в России и ее значение.

53. Перестройка в СССР и причины ее неудач.

54. Перестройка жизни страны с началом Великой Отечественной войны.

55. Петр I и его время.

56. Политика первых русских князей.

57. Политика реформирования в 50-60-е годы 16 века. Избранная Рада.

58. Политические реформы Петра 1.

59. Политический портрет киевских князей.

60. Политический портрет Н.С.Хрущева.

61. Политический портрет Николая II.

62. Проблема образования древнерусского государства. Норманская и антинорманская теории.

63. Происхождение восточных славян.

64. Распространение марксизма в России.

65. Революционно-демократическое движение 40-90-х гг. XIX в. в России.

66. Российская империя в период правления Павла 1.

67. Российское государство в период правления Бориса Годунова.

68. Россия в годы правления Екатерины II.

69. Россия в период правления Елизаветы Первой.

70. Русская культура 17 века.

71. Русская культура в 14-16 вв.

72. Соборное Уложение 1649 года как источник по истории Русского государства.

73. Социально-экономическое положение современной России.

74. Социально-экономическое развитие России в XIX в.

75. Социально-экономическое развитие России во второй половине 18 века и проблема генезиса капиталистических отношений.

76. Усиление тоталитаризма в советском обществе на рубеже 40-50-х гг.

77. Февральская революция в России.

78. Феодальные княжества в XII – XV вв. на территории России.

79. Формирование рабочего класса в России.

80. Церковный раскол и его последствия для русской культуры.

81. Церковь и власть в начале 18 века.

82. Этапы и основное содержание Смуты. Феномен самозванчества.

 

Библиографический список:

 

1. Артемов, В. В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 360 с.

2. Афанасенко И. Д. История русской цивилизации [Текст] / И. Д. Афанасенко. - 2-е изд. - СПб.: СПб.ГУ экон.и финансов, 2007. – 250 с.

3. Барсенков, А. С. История России. 1917-2004 [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 020700 История / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 816 с.

4. Боффа, Д. История Советского Союза [Текст]: в 2-х т.: пер. с итал. / Д. Боффа. - М.: Междунар. отношения, 1990 - Т. 1: От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин, 1917-1941. - 1990. - 629 с.

5. Валиуллин К. Б. История России (IX-XX вв.): учеб. пособие/ К. Б. Валиуллин. - 2-е изд., доп.. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. - 452 с.

6. Дворниченко, А. Ю. История России [Текст]: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - М.: Проспект, 2007. - 469 с.

7. Деревянко А. П. История России: учеб. пособие/ А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект: Велби, 2007. - 557 с.

8. История государственного управления в России [Текст]: учебник для студ. вузов / В. Г. Игнатов [и др.]; под общ. ред В. Г. Игнатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 636 с.

9. История и культура отечества [Текст]: учеб. пособие для студ. технических вузов / В. В. Гуляева [и др.]; под ред. В. В. Гуляевой. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005. - 750 с.

10. История отечества: С древнейших времен до наших дней [Text]: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 656 с.

11. История России: IX-XXI века. От Рюрика до Путина [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по гуманитарным специальностям. - 3-е изд., доп. и перераб.. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 655 с.

12. История России [Текст]: в 2 т. / [А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозов, М. А. Рахматуллин и др.]; под ред. А. Н. Сахарова; Ин-т Российской истории РАН. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - (Учебник для вузов).

13. История России [Текст]: учебник / А. С. Орлов [и др.]; МГУ им. М. В. Ломоносова, Исторический фак. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 525 с.

14. История России XIX - начала XX века [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по напр. 520800 и спец. 020700 "Филология" / В. А. Георгиев [и др.]; под ред. В. А. Федорова; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. - М.: Академия: Изд-во МГУ, 2004. - 864 с.

15. История России в новейшее время [Текст]: учебник для студ. высших учеб. заведений, обуч. по неисторическим спец. / Российский государственный гуманитарный университет; под ред. А. Б. Безбородовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 415 с.

16. История России: в 2 т./ [А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозов, М. А. Рахматуллин и др.]; под ред. А. Н. Сахарова; Ин-т Российской истории РАН. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига. - 2006.

17. История России: учебник для студ. вузов: допущено М-вом образования и науки РФ/ Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 777 с.

18. История России: учебник для студ. вузов/ Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма, 2006. - 777 с.

19. История России: учебник/ А. С. Орлов [и др.]; МГУ им. М. В. Ломоносова, Исторический фак.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 525 с.

20. История России: учебник/ А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - М.: Проспект, 2007. - 469 с.

21. История русской армии [Текст]: иллюстрированное издание / ред. С. Потрашков. - современная версия. - М.: Эксмо, 2007. - 767 с.

22. Карамзин, Н. М. История государства Российского [Текст] / Н. М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2004. - 1022 с.

23. Карр, Э. История Советской России [Текст]: в 14 т.:Пер.с анг. / Э. Карр. - М.: Прогресс, 1990 - Кн.1.Т.1-2: Большевистская революция 1917-1923. - 763 с.

24. Конотопов, М. В. История экономики России [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и напр. / М. В. Конотопов, С. И. Сметанин. - М.: Палеотип: Логос, 2003. - 208 с.

25. Кузьмин, А. Г. История России с древнейших времен до 1618г. [Текст]: учебник для студ. вузов: в 2 кн. / А. Г. Кузьмин; под ред. А. Ф. Киселева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - (Учебник для вузов).

26. Мунчаев, Ш. М. История России [Текст]: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. – 777 с.

27. Некрасова, М. Б. История России [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по неисторическим спец. / М. Б. Некрасова. - М.: Юрайт, 2005. - 366 с.

28. Орлов, А. С. Основы курса истории России [Текст]: учебник / А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, Ю. Я. Терещенко; под ред. Орлова А. С. - М.: Простор, 2006. - 637 с.

29. Ратьковский, И. С. История России ХХ век [Текст]: пособие для поступающих в вузы / И. С. Ратьковский, М. В. Ходяков. - М. [и др.]: Питер, 2005. - 458 с.

30. Скворцова, Е. М. История Отечества [Текст]: учебник для студ. вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 845 с.

· Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII века. - 2006. - 943 с.

· Т. 2: С начала XIX века до начала XXI века. - 2006. - 863 с.

31. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Исторический фак. - М.: Кнорус, 2005. - 536 с.

32. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов; МГУ им. М. В. Ломоносова, Исторический фак. - М.: Кнорус, 2008. - 536 с.

 

Кафедра истории и

Культурологии

 

 

Б1.Б1 ИСТОРИЯ

 

Практикум

 

направление подготовки 260100 Продукты питания

из растительного сырья

профиль подготовки Технология бродильных производств и виноделие

профиль подготовки Технология хлеба, кондитерских

и макаронных изделий

 

квалификации (степень) выпускника

___ бакалавр __

 

Уфа 2011


УДК 94

ББК 63.3

М 54

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол №____ от «___» _______ 2011 г.)

 

 

Составила: ст. преподаватель к. и. н. Воронцова Ю. С.

 

Рецензент: к.п.н доц. Мухамадеев И. Г.

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой истории и культурологии

доцент Яминова С. А.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………........4

Раздел 1 Методические указания по проведению семинарских занятий……....5

1.1 Цивилизация древней Руси. Киевская Русь………………………………….5

1.2 Россия в XV–XVIII вв.…………………..………………………………….....11

1.3 Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX веке…19

1.4 Россия в начале XX века……………………………………………………...24

1.5 Начало советского периода в истории России………………………………29

1.6 СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны………………….34

1.7 СССР в послевоенные годы (1945 – сер.1980-х гг.)………………………..40

1.8 CCCР в годы перестройки (1985 – 1991). Распад СССР……………………46

Раздел 2. Учебные вопросы и методические указания к ним для самостоятельного изучения 50

Раздел 3 Примерная тематика рефератов……………………………………… 56

Библиографический список………………………………………………………59

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Можно не знать многих наук и быть образованным, но нельзя быть образованным, не зная историю» (Н. Чернышевский).

Семинарские занятия – одна из важных форм учебного процесса по курсу «Отечественная история». На семинары выносятся узловые, наиболее сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Концентрируется внимание студентов на критических рубежах и проблемах, которые вызывают острые дискуссии и сегодня. Практические занятия по Отечественной истории призваны развивать навыки учебной работы студентов с учебной и научной литературой (конспектирование, составление докладов и пр.)

Предлагаемые планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» построены с учетом того, что студенты университета еще в средней общеобразовательной школе ознакомились по этому предмету со значительным фактическим материалом. С учетом этого обстоятельства учебные планы по направлению подготовки «Продукты питания из растительного сырья» предусматривают изучение данной дисциплины в объеме 54 часов: 20 часов – лекционный курс, 34 часа – семинарские занятия.

Главным условием усвоения предмета является самостоятельная работа студентов, тщательная подготовка к каждому семинарскому занятию. В порядке помощи студентам кафедра сочла необходимым поместить методические указания по каждому вопросу плана, которые и составляет примерную структуру ответов. При этом студент может готовить и дополнительный материл по каждой из рассматриваемых тем.

Часть вопросов учебного курса выносятся на самостоятельное изучение студентов. По ним также разработаны методические рекомендации, которые помогут разобраться в проблеме и подготовиться к экзамену. При самостоятельной внеучебной работе студенты должны работать в библиотеках, изучая журнальные материалы, монографические работы, готовясь к семинарам, рефератам.

Каждая тема семинарского занятия включает необходимый минимум дополнительной специальной литературы, которая состоит из научных монографий и журнальных статей. А библиографический список учебников, которые охватывают весь курс «Отечественной истории», помещен в конце данного пособия.

Согласно учебным планам студент очного обучения должен подготовить реферат по Отечественной истории. В конце пособия предложена примерная тематика рефератов. Студент по желанию может сформулировать собственную тему, согласовав ее с преподавателем. Методические указания по написанию, разработанные ст. преподавателем Воронцовой Ю. С., имеются в электронной базе читального зала университета.

 

Раздел 1 Методические указания по проведению

Практических занятий

1 Цивилизация Древней Руси. Киевская Русь (4 часа)

(тема 1)

 

Первое занятие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.011 с.)