Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем нужен автору МД нужен научный руководитель?

Поиск

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ

 

 

Методические рекомендации

 

М., 2012

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте (пункт 4.3) "Магистр по направлению подготовки 100400 Туризм" подчеркивается, что будущий специалист готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектная; производственно-технологическая; организационно-управленческая; сервисная; научно-исследовательская.

Таким образом, подготовка к самостоятельному проведению научного исследования является одной из приоритетных задач в период обучения студентов в магистратуре.

 

Согласно ФГОС "Магистр по направлению подготовки 100400 Туризм" (пункт 4) научно-исследовательская деятельность магистров должна быть нацелена на:

- проведение комплексных научных исследований в сфере туризма;

- системный анализ рынка туристских услуг и прогнозирование его развития с целью эффективного функционирования туристской индустрии и обеспечения запросов потребителей;

- разработка и внедрение инновационных технологий в процессы предоставления услуг туристской индустрии и научное сопровождение туристской деятельности;

- оценка эффективности инноваций в туристской деятельности.

 

Магистерские диссертации - не единственная форма выпускных квалификационных работ (ВКР). Среди таковых - диплом бакалавра, дипломная работа, дипломный проект. Каждая из названных выше исследовательских работ имеет свою специфику, требует определенных методических навыков и соответствующей научной квалификации.

Каждый год в Российской Федерации защищаются миллионы работ такого рода. Это непременная примета отечественного высшего образования на его заключительной фазе.

Особую роль в современной высшей школе Российской Федерации играют магистерские диссертации (МД). Этот вид ВКР занимает промежуточное место между дипломной работой и кандидатской диссертацией. Поэтому одни свойства МГ больше тяготеют к дипломным работам, другие - к диссертация на звание кандидата наук.

В отечественном высшем образовании подготовке ВКР придавалось и придается высокое значение. Справедливо считается, что качество подготовки ВКР наглядно и убедительно показывает квалификацию специалиста, подготовленного учебным заведением. В наши дни оценка ВКР — один из важных показателей конкурентноспособности специалиста на рынке труда.

В планировании учебного процесса во всех российских вузах особое внимание уделяется подготовке МД. Для этого выделяется достаточно большое время (несколько месяцев), предусматривается прохождение практики, все учащиеся магистратуры закрепляются за выпускающими кафедрами, студентам магистратуры для оказания научной и методической помощи выделяются научные руководители из числа наиболее квалифицированных преподавателей.

МД — высшая и наиболее ответственная форма научного исследования, выполняемая студентом в стенах высшего учебного заведения. Она свидетельствует об умении автора выбрать актуальную научную проблему, показывает умение основательно изучить важнейшие публикации по теме исследования, проанализировать литературу и источники, сделать аргументированные выводы, имеющие теоретическое и прикладное значение.

МД говорит о своем авторе не меньше, чем зачетная книжка, в которой за несколько лет учебы накапливается десятки автографов преподавателей. Экзамены и зачеты — свидетельство получения знаний, МД — свидетельство умения применять эти знания при решении теоретических проблем и практических задач.

Как правило, МД носят междисциплинарный характер. При их подготовке авторы опираются на знания и навыки, полученные при изучении многих учебных дисциплин.

Настоящие рекомендации адресованы в первую очередь учащимся магистратуры. Однако их содержание может быть полезно и для профессорско-преподавательского состава, а также для педагогических коллективов выпускающих кафедр.

Чем обусловлена необходимость подготовки данного методического пособия, посвященного вопросам подготовки МД?

Прежде всего тем, что каждый факультет РосНОУ имеет свою специфику, находящую выражение в номенклатуре специальностей, наличии специализаций, в составе и профиле кафедр, в неповторимых направлениях научно-исследовательской работы, в специфических формах внедрения научных исследований и научных разработок в практическую деятельность. Такой спецификой обладает и факультет бизнес-технологий в туризме.

На факультете бизнес-технологий в туризме Российского Нового университета накоплен немалый опыт подготовки ВКР. В течение последних семи лет выпускные квалификационные работы успешно защитили сотни студентов дневного, очно-заочного (вечернего), заочного отделений, а также факультета второго высшего образования.

Педагогический коллектив факультета за эти годы добился существенных успехов. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить уровень дипломных работ семилетней давности и тех, что были выполнены и защищены в последние годы. Этот опыт оказывается в высшей степени полезным в процессе подготовки и защиты МГ.

Наряду с безукоризненными как по форме, так и по содержанию ВКР в практике факультета бизнес-технологий РосНОУ еще встречаются работы, имеющие отдельные недочеты и недостатки. К сожалению, некоторые из них в той или иной степени проявляются каждый год. Для их постепенного преодоления и подготовлены настоящие методические рекомендации.

 

Данные рекомендации, как и все предшествующие издания РосНОУ по вопросам подготовки защиты ВКР, содержат основные правила (требования) по их подготовке и защите. Их разработка базируется на нормативно-правовых актах Российской Федерации в сфере образования, государственных стандартах, государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по различным специальностям и направлениям подготовки, а также рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации.

Признавая, что процесс написания ВКР носит сугубо индивидуальный и творческий характер, нельзя не видеть, что на качество этого процесса, а значит и на его конечный результат, огромное влияние оказывает методика, выработанная и отточенная многими поколениями исследователей. Всякого рода отступления от методических основ научной работы неизбежно снижают ее уровень, а порою сводят на нет научную и практическую ценность полученных результатов.

 

Общие требования к МД

Защита МД учащимся магистратуры является важнейшим этапом его обучения в высшем учебном заведении. Особенно большое значение подготовке МД придается в университетах, отличающихся глубиной и разносторонностью подготовки специалистов.

Цель подготовки МД – выявление способности студента, освоившего все дисциплины учебного плана, самостоятельно решать теоретические проблемы и практические задачи в рамках определенной специальности и специализации.

Задачи подготовки МД:

— демонстрация умения выбрать актуальную тему исследования

— демонстрация навыков поиска и систематизации исходного материала

— демонстрация методов анализа исходного материала

— демонстрация умения ясно изложить результаты проведенного исследования, сделать аргументированные выводы

— демонстрация умения правильно оформить результаты научно-исследовательской работы

— демонстрация умения публично защитить научные положения, выдвинутые в процессе проведения исследования.

 

Отмеченное выше имеет важное значение, поскольку каждый обучающийся в магистратуре должен четко осознавать весь круг требований, предъявляемых университетом к МД как высшей форме самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. Только при глубоком понимании сущности МД можно рассчитывать на неформальное отношение студентов к процессу ее подготовки и защиты. В противном случае можно столкнуться с имитацией данного жанра научной работы, для которой характерны формализм, непонимание целей и задач исследовательской деятельности, отсутствие научного анализа, компилятивность, дефицит практических результатов и прироста нового знания.

 

Приступая к подготовке МД, студент должен хорошо представлять себе все этапы предстоящей исследовательской деятельности — как содержательные, так и организационные.

 

Защите МД предшествует значительный по времени подготовительный период. Минимальное время, необходимое для написания полноценной, отвечающей государственным стандартам МД — 5 месяцев. За это время автор МД должен последовательно решить следующие задачи:

1. выбрать тему для написания дипломной работы;

2. определить выпускающую кафедру и научного руководителя, представить для утверждения тему своей дипломной работы;

3. разработать ориентировочную (черновую) структуру (оглавления) МД;

4. собрать исходный материал для проведения научного анализа;

5. провести анализ исходного материала;

6. написать основные разделы МД (параграфы и главы);

7. сформулировать выводы (по параграфам, главам и в целом по результатам проведения всей работы);

8. написать Заключение;

9. написать Введение;

10. грамотно оформить научно-справочный аппарат;

11. составить Приложения (если таковые необходимы);

12. провести оглавление МД в соответствие с ее реальным содержанием (уточнение названий глав и параграфов, состав Приложений и пр.)

13. подготовить переплетенные экземпляры МД для последующей передачи на отзыв научному руководителю, для рецензирования (оппоненту), а также в государственную аттестационную комиссию;

14. провести экспертизу текста МД (получить письменные отзыв и рецензию);

15. составить вступительное слово для выступления на заседании государственной аттестационной комиссии с учетом замечаний и пожеланий, заранее полученных от научного руководителя и оппонента;

16. подготовить презентацию с использованием современных изобразительных и технических средств (таблицы, схемы, графики, мультимедиапроекция и др.) для наглядного представления объемов, методов и результатов проделанной научно-исследовательской работы;

17. публично защитить на заседании государственной аттестационной комиссии важнейшие положения, выдвинутые в результате проведения самостоятельной научной работы.

18. поблагодарить комиссию и руководителя за внимание, помощь и снисхождение, проявленные ими в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Таким образом, подготовка и защита МД — сложный процесс, который строится по своим правилам и предполагает определенную систему, последовательность.

Выше были перечислены 18 операций или этапов, которые должны быть пройдены студентом-выпускником на пути к защите МД. Эти этапы можно условно сравнить с этажами здания. Не стоит, минуя лестничные клетки, пытаться сразу «заскочить» на последний этаж: можно получить травму, если не физическую, то душевную. Подниматься следует пусть не стремительно, как на скоростном лифте, но уверенно и последовательно, не задерживаясь неделями и месяцами на каждом из этажей.

Как показывает опыт, уверенность и последовательность всегда вытекают из высокого уровня подготовки и самодисциплины. Поскольку этих качеств хватает не всем, в недели перед защитой МД почти всегда наблюдается аврал. Студенты пытаются во что бы то стало «мгновенно» прорваться на «верхние этажи», наверстывая, всеми правдами и неправдами, упущенное время.

Не следует думать, что полноценную работу можно «соорудить» за неделю-полторы. При отсутствии должного опыта за столь незначительный срок невозможно составить даже тот текст, который призван имитировать текст под названием «Магистерская диссертация».

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ

МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ

 

Выбор темы дипломной работы

Примерная (ориентировочная) тематика МД ежегодно разрабатывается выпускающими кафедрами, рассматривается и утверждается Советом факультета. Число предлагаемых тем, как правило, превышает численность студентов магистратуры. Это, с одной стороны, расширяет возможности выбора тематики и, с другой стороны, исключает возможность дублирования тех или иных тем.

Ежегодное обновление тематики позволяет сконцентрировать внимание студентов на наиболее актуальных проблемах исследования туризма, гостеприимства, гостиничного хозяйства, а также предотвратить слепое копирование работ, выполненных на факультете в предшествующие годы. Систематическое обновление тематики позволяет свести к минимуму случаи заимствования текстов для МД из сети Интернет, что получило в последние годы широкое распространение в практике высшей школы.

Следует подчеркнуть, что темы, предлагаемые на выбор студентам, могут быть скорректированы по желанию как самого студента, так и по рекомендации научного руководителя. Например, могут изменяться рамки проведения исследований (регион, хронологические границы). Нередко наряду с заглавием целесообразно использование подзаголовка (для уточнения смысла работы, для дифференциации близких другу формулировок).

Каждый студент может предложить свою собственную тему для МД. Например, тему, связанную с непосредственной профессиональной деятельностью; тему, по которой проводились самостоятельные научные исследования; тему, по которой у студента накоплен большой объем фактического материала. Нередко в основу МД кладутся дипломные работы по схожей (близкой) тематике. Последний вариант заслуживает поддержки, поскольку показывает устойчивый научный интерес студента к исследованию тех или иных вопросов.

В российской высшей школе исключается возможность насильственного навязывания той или иной темы автору ВКР. Приоритет в выборе темы принадлежит самому автору будущего научного исследования.

Заявление с просьбой утвердить ту или иную тему каждый студент пишет самостоятельно. В этом же заявлении студент может назвать фамилию предполагаемого научного руководителя.

По решению руководства факультета любая тема МД может быть скорректирована, а в качестве научного руководителя могут быть рекомендованы любые опытные преподаватели выпускающих кафедр. Все изменения в первоначальной редакции заявления по поводу написания МД оперативно доводятся до сведения студента, согласуются с ним, и только после этого включаются в Приказ о закреплении тем МД и руководителей, утверждаемый ректором университета.

Тема МД, выбранная самим студентом и утвержденная приказом ректора, не может быть изменена ни полностью, ни частично. Государственная аттестационная комиссия принимает к защите только те работы, тематика которых находится в полном соответствии с теми, что нашли отражение в соответствующем приказе по университету.

В порядке исключения тематика работы и научный руководитель могут быть измены. Однако для этого необходима соответствующая серьезная мотивировка. Например, длительная командировка научного руководителя, болезнь научного руководителя, увольнение научного руководителя из университета и пр.

Анализ исходного материала

 

Анализ источников (информационной базы исследования) - важнейшая фаза подготовки МД, в значительной мере определяющая ее научную ценность и практическое значение. Информационная база МД должна быть достаточно объемной и разносторонней. Другими словами, она должна включать законодательные акты, правительственные постановления, статистические сведения, картографические материалы и т.п. В зависимости от вида исходного материала автор МД выбирает соответствующие методы и процедуры научного исследования. Как правило, комплексному характеру источниковой базы соответствует междисциплинарный подход к проведению научного исследования.

Надежным инструментом анализа исходного материала является широкое использование таблиц. Грамотно построенная таблица "сама подталкивает" исследователя к определенным выводам.

 

Подготовка основных разделов МД

 

Основными структурными единицами МД являются главы. Их число определяется целью, задачами и структурой данного исследования. Чаще всего содержание МД удачно вписывается в три главы. При этом первая глава носит теоретический, вторая — методический, третья — практический характер.

Работы, имеющие пять и более глав — свидетельство невысокой квалификации дипломника. Поскольку общий объем МД регламентируется объемом 90-100 стр., большое число глав неизбежно приводит к резкому сокращению объема каждого из параграфов. В рамках чрезмерно короткого параграфа (3-4 стр.) невозможно провести квалифицированный анализ того или иного явления, сделать аргументированные выводы.

Объем главы МД лежит в пределах 20-25 стр. Такой объем диктуется структурой главы, которая, как правило, состоит из 2-3 параграфов. Параграф — минимальная единица научного текста в рамках дипломной работы. Это своего рода «научная миниатюра», в которой ставятся своя цель и свои задачи, привлекается особый материал для анализа и делаются соответствующие выводы. Функциональные и структурные особенности параграфа не позволяют произвольно определять его объем. Чаще всего на полноценный параграф должно быть отведено 7-10 стр. текста.

Не может быть и речи о полноценном параграфе, который умещается на 2-3 стр. Если объем параграфа столь мал, его разумно объединить с каким-то другим.

Главы и параграфы МД, как уже говорилось, должны носить аналитический характер. Поэтому не следует перегружать их фактографическим материалом: обильным цитированием, включением в текст параграфов и глав громоздких таблиц, графиков, рисунков и пр. Материалы подобного рода, особенно в том случае, когда они носят вторичный (заимствованный) характер следует поместить в Приложении с обязательными ссылками на соответствующие источники.

Нередко при характеристике туристских ресурсов студенты прибегают к использованию зрительного ряда (фотографии, чертежи, планы, карты, схемы и пр.). Не отрицая полезности данного материала, следует подчеркнуть, что он может быть включен только в раздел Приложение.

Написание Введения

 

Введение — одна из наиболее ответственных и сложных частей МД. Чаще всего подготовка Введения представляет для автора одну из самых непростых и мучительных процедур. Именно во Введении нередко приходится сталкиваться с формальным отношением автора к важнейшим характеристикам научного исследования — его актуальности, практической значимости, теоретической базе, методам научного исследования, определению цели и задач дипломной работы. Порою Введение носит совершенно абстрактный характер, принимая форму произвольного предисловия к последующему тексту МД. Такой подход к Введению является глубоко ошибочным.

Введение — непременный атрибут любой научной работы — диплома, магистерской, кандидатской или докторской диссертации, научной монографии. Смысл Введения в том, что оно раскрывает творческую лабораторию автора научной работы, дает ответы на целый ряд существенных для организации и проведения данного научного исследования вопросов. Поэтому подготовке Введения следует уделить серьезное внимание и соответствующее время. При этом большое значение имеет уже сама структура Введения.

Оптимальная структура Введения выглядит следующим образом:

- актуальность темы;

- объект и предмет исследования;

- цель исследования;

- задачи исследования;

- теоретическая база исследования;

- информационная (источниковая) база исследования;

- историография вопроса;

- методы исследования;

- научная новизна, полученная в результате проведения исследования;

- практическая значимость работы;

- структура работы.

 

Теперь рассмотрим, как должны строиться названные выше фрагменты Введения.

Актуальность темы

- аргументация выбора именно данной темы

- характеристика современного состояния экономики, управления, туризма, которые актуализируют выбор темы

- обоснование недостаточности ее разработанности в научных исследованиях

- необходимость изучения проблемы в новых социально-экономических, политических и иных условиях

Историография вопроса

Этот раздел Введения носит факультативный характер. Он необходим в том случае, когда автор МГ стремится показать эволюцию научных подходов при изучении той или иной научной проблемы.

Цель исследования

Следует подчеркнуть, что цель исследования, как правило, одна. Формулировка цели исследования тесно связана с названием МГ, с той проблемой, которой посвящено данное исследование.

Задачи исследования

Задачи исследования соответствуют важнейшим его промежуточным этапам. Образно говоря, задачи - это те "ступеньки", которые последовательно ведут к цели.

В рамках относительно небольшой по объему МД не следует формулировать слишком много задач. Разумнее всего при формулировке задач исследования придерживаться формулировок, присутствующих в названиях глав МД. Трем главам МД - теоретической, аналитической и практической чаще всего соответствуют три исследовательских задачи - теоретическая, аналитическая и практическая.

В отдельных случаях число задач в МД может быть увеличено. Так происходит в том случае, когда автор стремится подчеркнуть важность проблем, рассматриваемых в том или ином параграфе.

Методы исследования

Методы исследования - это те научный процедуры, с помощью которых в процессе подготовки МД исследуется тот или иной эмпирический материал. Таким образом, в каждой МД присутствует свой "набор" исследовательских методов.

В исследованиях междисциплинарного характера используются несколько исследовательских методов.

В любых МД авторы широко используют общенаучные методы анализа и синтеза.

Научная новизна

Научная новизна - это характеристика того прироста знания, которое было впервые получено в процессе проведения данного исследования.

Написание Заключения

 

Опыт подготовки многочисленных ВКР показывает, что написание Заключения вызывает немало трудностей.

Необходимо помнить, что Заключение пишется не произвольно, а по строгому плану. Этот план, а следовательно и содержание Заключения, определяется теми задачами исследования, которые были сформулированы во Введении.

Смысл Заключения в том, чтобы раскрыть, каких именно результатов добился автор МГ в рамках решения каждой из поставленных задач.

Таким образом, грамотно написанное Заключение должно быть "зеркальным" по отношению к задачам исследования.

Если вся МД написана методически грамотно, трудностей с Заключением, как правило, не возникает.

Нетрудно проследить всю "цепочку" подготовки оптимального по своему содержанию Заключения. Это "цепочка" выглядит следующим образом.

Каждый параграф грамотно написанной МД завершается выводами.

Выводы по параграфам позволяют, при их суммировании, сделать соответствующие выводы по главам.

Суммирование выводов по главам позволяет составить Заключение, содержание которого будет адекватно отражать смысл и объем исследования, выполненного в рамках МД.

Составление Приложений

 

Следует подчеркнуть, что Приложения - факультативная часть МД. Нельзя представить ситуацию, при которой оценка за МД была бы понижена за отсутствие данного раздела.

Тем не менее, в большинстве случаев авторы ВКР (и авторы МД здесь не исключение) прибегают к составлению Приложений.

В данный раздел (его объем не входит в основной объем МД) могут быть включены нормативные документы или их фрагменты, статистические данные, графические материалы, картографические материалы, терминологические словари.

Наличие Приложений позволяет более ярко и убедительно показать как лабораторию исследователя, так и конечные результаты исследования.

 

 

Подготовка экземпляров дипломной работы для последующей передачи на отзыв научному руководителю, для рецензирования (оппоненту), а также в государственную аттестационную комиссию

 

Готовая МД перепечатывается начисто, переплетается и заблаговременно (за месяц до защиты) представляется в деканат факультета. Названные сроки представления готовой работы объясняются тем, что за это время должны быть написаны отзыв научного руководителя, рецензия официального оппонента, продуманы ответы автора МГ на возможные замечания со стороны руководителя и оппонента.

Нумерация страниц проставляется сверху посредине страницы. Слева оставляются поля размером 3 см, справа - 1,5 см, снизу и сверху - по 2 см.

Используется стандартный шрифт 14 размера.

Весь текст тщательно форматируется. Во всем тексте соблюдается "красная строка".

Введение, главы, Заключение, Список источников и литературы начинаются с новой страницы.

Перед перепечаткой текста необходимо убедиться в том, что в нем отсутствуют "висящие" заголовки (т.е. когда заглавие раздела идет на одной странице, а само содержание - на другой).

В готовой работе в обязательном порядке проставляются соответствующие номера страниц в Содержании (вторая страница МГ).

Перед титульным листом МГ размещаются два файла. Один - для отзыва руководителя, другой - для рецензии.

Рецензенты МД назначаются деканом факультета с учетом научной специализации профессорско-преподавательского состава.

 

Подготовка вступительного слова для выступления на заседании государственной аттестационной комиссии

 

Следует подчеркнуть, что оценка за МГ складывается из двух основных параметров.

Первый параметр - качество представленного текста, его соответствие выбранной теме, наличие в нем соответствующей информационной базы, анализа, аргументированных выводов.

Второй параметр складывается из умения автора МД в устной форме донести до членов аттестационной комиссии смысл самостоятельно проделанной научной работы, убедительно показать полученные научные результаты, квалифицированно ответить на замечания со стороны рецензента, а также на вопросы членом комиссии.

На фазе подготовки к защите МГ в обязательном порядке составляется текст Вступительного слова (доклада). Этим текстом студент может пользоваться во время защиты. Он не расценивается как "шпаргалка". Однако зачитывать весь текст Вступительного слова, не отрываясь от листа, не рекомендуется.

Объем Вступительного слова жестко лимитирован. Для выступления на защите автору МД дается примерно семь минут. Это значит, что текст Вступительного слова не должен превышать четырех страниц.

Вступительное слово строится по хорошо продуманному плану. Он состоит из четырех частей.

В первой части Вступительного слова дается общая характеристика МД (актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования и т.п.). Таким образом, первая страница Вступительного слова в значительной степени соответствует содержанию Введения МД.

В второй части Вступительного слова характеризуются важнейшие результаты исследования, проведенного в рамках МД. Поэтому эта часть в значительной мере соответствует содержанию Заключения МД. Во Вступительном слове небходимо показать, каких конкретных результатов добился автор МД, последовательно решая каждую из исследовательских задач, сформулированных во Введении.

Подготовка презентации

 

 

Основные темы МД, как правило, определяются выпускающими кафедрами*. Однако студенту-выпускнику предоставляется право предложить «свою» актуальную тему выпускной квалификационной работы, которая должна быть одобрена соответствующей кафедрой.

В процессе подготовки МД каждому студенту назначается научный руководитель, а при необходимости - научный консультант.

Научным руководителем МД может быть как преподаватель выпускающей кафедры, так и другие преподаватели из других вузов, а также практические работники, имеющие ученые степени кандидата или доктора наук и являющиеся специалистами в области государственного, муниципального управления, экономики, менеджмента, права и, т.д.

Заведующий выпускающей кафедры, заведующие других кафедр и подразделений оказывают методическую, консультационную помощь студенту-выпускнику в период всего цикла подготовки выпускной квалификационной работы.

 

* Выпускающая кафедра - это учебное подразделение, на котором проводится целевая подготовка дипломных (проектных) работ по специализации.

 

Назначение научного консультанта согласовывается с заведующим выпускающей кафедрой и научным руководителем.

МД должна отвечать следующим требованиям:

- носить научно-исследовательский характер;

- быть актуальной, т.е. тема должна отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных экономических, социальных и политических проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития общества;

- отражать наличие умений студента-выпускника самостоятельно собирать, систематизировать материалы практики и анализировать сложившуюся ситуацию (тенденцию) на практике или в данной сфере общественных отношений или деятельности;

- тема работы, цели и ее задачи должны быть тесно связаны с решением проблем исследования;

- отражать добросовестное использование студентом-выпускником данных отчетности и опубликованных материалов как у нас в стране, так и за рубежом;

- иметь четкую структуру, завершенность и отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованность сделанных выводов и предложений;

- положения, выводы и рекомендации должны опираться на новейшие стратегические данные и действующие нормативные акты, достижения науки и результаты практики;

- иметь расчетно-аналитическую часть (с соответствующими аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.).

Теоретические положения, самостоятельные выводы и рекомендации - это обязательное условие для квалификационной работы студента-выпускника.

Достоверность цитируемых источников, будь это специальная научная литература, статистические данные, анкетные или расчетные материалы, обобщение результатов практики, характеризует кругозор студента-выпускника.

ТРЕБОВАНИЯ К МД

МД - это завершающая исследовательская работа будущего специалиста, демонстрирующая полученные знания, умения и навыки, необходимые для решения задач по своей специальности.

Основные требования, предъявляемые к дипломной работе:

- актуальность проблематики;

- полнота и глубина ее освещения;

- понятное и последовательное раскрытие темы;

- обоснованность формулировок, выводов и рекомендаций.

В процессе написания МД происходит теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем в избранной области. Здесь студент-выпускник должен показывать уровень необходимых знаний и практических навыков, позволяющих ему самостоятельно решать производственные задачи в дальнейшей профессиональной деятельности.

МД оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами. Оптимальный объем МД - 80-90 стр. машинописного текста), включая приложения и библиографический список использованной литературы.

 

 

II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.1. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И НАЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Тему студент-выпускник выбирает из примерного перечня квалификационных работ, утвержденного выпускающей кафедрой. Перечень тем выпускных квалификационных работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших социально-экономических, правовых, политических потребностей общества.

Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной работы в рамках соответствующих направлений, специальностей, которая должна быть согласована с выпускающей кафедрой.

Выбор темы выпускной квалификационной работы, как правило, должен быть связан с проблемами, решаемыми по месту работы или месту преддипломной практики, где, в основном, собирается материал для будущей работы.

Постановление Госкомвуза России № 42 от 10 авг. 1993 г. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого образования РФ.

 

Критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит научно-практический интерес студента-выпускника. Это, прежде всего, относится к студентам-выпускникам, которые продолжительное время целеустремленно собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, участвовали в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах, студенческих научных кружках или имеют публикации по избранной теме исследования.

Тема работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменному заявлению на имя заведующего выпускающей кафедрой. Заявления представляются на кафедру студентами очной формы обучения до 20 ноября текущего года, студентами очно-заочной (вечерней) формы обучения до 20 мая текущего года, студентами заочной формы обучения - в период последнего отчетно-установочного сбора (см. приложение 1).

Заявления студентов-выпускников рассматриваются на одном из заседаний кафедры. Решением кафедры тема выпускной квалификационной работы утверждается либо изменяется (уточняется); назначается научный руководитель, а в необходимых случаях и научный консультант.

Научные консультанты назначаются по отдельным разделам работы, связанным с использованием информационных технологий, математического аппарата, междисциплинарных исследований.

Утверждение темы квалификационной работы и назначение руководителя и научного консультанта по представлению кафедры оформляется приказом ректора перед направлением студента-выпускника на практику.

III. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Получив задание перед практикой от научного руководителя (см. приложение 2), студент собирает материал, обобщает его на примере предприятия, в котором проходит практику. Первичный материал систематизируется, обрабатывается, иллюстрируется в виде графиков, диаграмм, схем и т.п.

Вместе с научным руководителем студент-выпускник составляет календарный план-график на весь период выполнения квалификационной работы (см. приложение 3); подбирает рекомендуемые основные законодательные и нормативные акты, научную и методическую литературу, справочные материалы, учебники и учебные пособия по теме.

Научный руководитель осуществляет непосредственное руководство и контроль за процессом исследования, проверяет выполнение работы по частям и в целом.

После завершения студентом-выпускником исследования, научный руководитель обязательно дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента над выбранной темой, отмечается ее актуальность, научная новизна, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов, дается рекомендация по допуску к защите.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

План выпускной квалификационной (дипломной) работы представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень (параграфов к каждой главе) вопросов.

Правильно составленный план служит основой в написании квалификационной работы, помогает студенту-выпускнику систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечивает последовательность его изложения.

План выпускной квалификационной работы студент составляет самостоятельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.186 (0.012 с.)