Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из кодекса законов царя хаммурапи

Поиск

Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи найден французской археологической экспедицией в Сузах в 1901 г. Текст на базальтовом столбе хранится в Луврском музее (Париж). Лицевая сторона столба

' Орошали высокие поля рабы, теперь же свободные египтяне должны сами выполнять эту работу.

2 Черпательные машины, приводимые в движение рабочим скотом.

3 Ниневия — столица Ассирии.

"Хлебные злаки (Деметра — богиня плодородия).

5 Сезам был распространен уже в VIII—VII в. до н. э.

 

украшена рельефным изображением Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем. На столбе сохранилось 247 статей из 282. Позднее в библиотеке царя Ашшурбанапала нашли копии некоторых частей текста, что позволило почти полностью восстановить поврежденные места кодекса.

(§ 3) Если человек, выступив в судебном деле со свидетельством о преступлении, не докажет сказанных им слов, то, если это — судебное дело о жизни, этого человека должно убить.

(§ 4) Если же он выступил со свидетельством в судебном деле о хлебе или серебре, — он должен понести наказание, определенное в таком судебном деле. <...>

(§ 6) Если человек украдет имущество бога или дворца, — его должно убить; и того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

(§ 7) Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро или золото, или раба, или рабыню, или вола, или овцу, или осла, или что бы то ни было, — этот человек вор, его должно убить.

(§ 8) Если человек украдет вола, или овцу, или осла, или свинью, или лодку, то, если это божье [или] если это дворцовое, он должен отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму', — он должен возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить.

(§ 9) Если человек, у кого пропало что-либо, найдет свою пропавшую вещь в руках [другого] человека, и тот, у кого в руках найдется пропавшая вещь, скажет: "Мне, мол, продал ее продавец, я купил ее при свидетелях, мол", а хозяин пропавшей вещи скажет: "Я представлю, мол, свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", то покупатель должен привести продавца, продавшего вещь, и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен представить свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых отдана покупная плата, и свидетели, знающие потерянную вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают. Продавец — вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.

(§ 10) Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему, и свидетелей, при которых он купил, а только хозяин пропавшей вещи представит свидетелей, знающих его пропавшую вещь, покупатель — вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.

(§11) Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, — он лжец, возводит клевету, его должно убить.

' Так называли жителей покоренных областей, ограниченных в своих правах по сравнению с коренными вавилонянами.

(§ 12) Если продавец умер, — покупатель получает в 5-кратном размере иск, [предъявленный] в этом судебном деле, из дома продавца.

(§ 13) Если свидетелей этого человека нет близко, — судьи назначают ему срок до 6-го месяца. Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведет, — он лжец, должен понести наказание, [определенное] в таком судебном деле.

(§ 14) Если человек украдет малолетнего сына человека, — его должно убить.

(§ 15) Если человек выведет за ворота' раба дворца, или рабыню дворца, или раба мушкенума, или рабыню мушкенума, — его должно убить.

(§ 16) Если человек укроет в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или мушкенуму, и не выведет его на клич глашатая, — этого домохозяина должно убить.

(§ 17) Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его хозяину, — хозяин раба должен уплатить ему 2 сикля2 серебра.

(§ 18) Если этот раб не назовет своего господина, — должно привести его во дворец, затем, исследовав обстоятельства его дела, возвратить его хозяину его.

(§ 19) Если же он удержит этого раба в своем доме и потом раб будет найден в его руках, — этого человека должно убить.

(§ 20) Если раб бежит из рук того, кто его задержал, — этот человек должен поклясться богом хозяину раба и быть свободным [от ответственности].

(§21) Если человек сделает пролом в доме, — его должно убить и зарыть перед этим проломом.

(§ 22) Если человек совершит грабеж и будет пойман, — его должно убить.

Перевод И. М. Волкова, переработан И. М. Дьяконовым

Воспитание спартанцев

(по Плутарху)

Плутарх (ок. 46 — после 120) — разносторонний и плодовитый античный писатель, до наших дней сохранилось более 150 его сочинений. Прославился "Сравнительными жизнеописаниями" — биографиями выдающихся исторических лиц — греков и римлян, сгруппированных попарно. Сохранилось всего 50 биографий. Далее следует отрывок из биографии Ликурга.

Родитель не мог сам решить вопроса о воспитании своего ребенка, он приносил его в место, называемое "лесха", где сидели старшие члены

' Неясно: за ворота ли дворца или городские. 2 Весовая и денежная единица во многих странах Древнего Востока.

 

филы', которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, они разрешали отцу кормить его, выделив ему при этом один из девяти тысяч земельных участков, если же ребенок был слаб или уродлив, его кидали в так называемые "апофеты", пропасть возле Тайгета2. По их мнению, для самого того, кто при своем рождении был слаб и хил телом, так же как и для государства, было лучше, чтобы он не жил...

Всех детей, которым только исполнилось семь лет, собирали вместе и делили на "агелы" или стада. Они жили и ели вместе на равных условиях и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником "агелы" становился тот, кто отличался среди других понятливостью и смелостью в военных состязаниях. Остальным следовало брать с него пример, слушаться его приказаний и мужественно переносить его наказания, так что школа эта была школой послушания. Старики наблюдали за играми детей и часто нарочно доводили их до ссоры и на основании этого прекрасно узнавали характер каждого — храбр ли он и не побежит ли с поля битвы.

Чтению и письму они учились из-за практической пользы, остальное же их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе. Поэтому с летами их воспитание становилось суровее — им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкновенно без одежды. Когда им исполнялось двенадцать лет, они снимали рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была грубой. Они обычно не мылись и никогда не мазались; только несколько дней в году принимали участие с другими в уходе за своим телом. Спали они вместе по "илам", т. е. отделениям, и "агелам", на подстилках из тростника, растущего на берегах Еврота, который собирали сами для себя, причем рвали его руками, без помощи ножа... Старики обращали на них больше внимания, чаще ходили в их школы для гимнастических упражнений, смотрели, как они дрались или смеялись один над другим, причем делали это не мимоходом, — все они считали себя отцами, учителями и наставниками молодых людей, так что не было такого момента, ни такого скрытого места, где бы провинившийся молодой человек мог избежать выговора или наказания. Кроме того, к ним приставлялся из лучших достойнейших граждан еще другой воспитатель "педоном", сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые "ирены". "Иренами" назывались те, кто уже второй год как вышел из детского возраста. "Меллиренами" называли самых старших из мальчиков. Такие двадцатилетние ирены начальствовали над своими подчиненными в сражениях, дома же пользовались их услугами за обедом. Взрослым они приказывали собирать дрова, маленьким — овощи. Они приносили все, своровав где-нибудь: одни делали это в садах, другие прокрадывались в сисситии3 взрослых мужей, стараясь действовать ловко и осторожно. Если кто

' Родоплеменные объединения.

2 Горный хребет, отделяющий Лаконию от Мессении.

3 Сисситии — общественные обеды под открытым небом с одинаковой скромной пищей для всех.

 

попадался, того без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и кушанья, причем учились нападать на заснувших и нерадивых сторожей. Кого ловили в воровстве, того в наказание били плетью и заставляли голодать; пища спартанцев была очень скудна, для того чтобы принудить их собственными силами бороться с лишениями и быть смелыми и ловкими.

Перевод В. С. Соколова

Реформы Солона

(по Аристотелю)

Аристотель (384—322) — знаменитый древнегреческий философ, ученый, оставивший труды по истории государственного строя, социально-экономическим и политическим вопросам. До нас дошли "Афинская политая" (далее из нее взяты отрывки) и "Политика". Лучшим государственным строем Аристотель считал тот, при котором государство состоит из "средних" людей, а не такое государство, в котором "три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стояшие между теми и другими".

При таком-то положении государства, когда большинство было в порабощении у немногих, народ восстал против знати. Когда восстание после продолжительной борьбы приняло острый характер, противники сообща избрали посредником и архонтом Солона и поручили ему управление государством... По происхождению и по известности Солон был среди первых, а по имуществу и по своей деятельности принадлежал к среднему разряду людей, как это признано другими; да и сам он свидетельствует об этом в своих элегиях, убеждая богачей не предаваться корысти.

Вы же в груди у себя успокойте жестокое сердце, До пресыщения вы в благах себя довели. Гордый свой дух вы сдержите, и мы ведь не станем Слушаться вас, не всегда будет удача и вам.

И вообще всегда он вину в распре приписывает богатым; поэтому в начале элегии он говорит, что боится их

"алчности к деньгам и их чрезмерного высокомерья...", так как из-за этого и возникает взаимная вражда.

Став во главе управления. Солон освободил народ и на данное и на будущее время, запретив давать деньги взаймы на кабальных условиях, издал соответствующие законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называют сейсахфией (снятием бремени), потому что этим как бы облегчены были тягости народа. Некоторые пытаются оклеветать его в отношении этого. Случилось так, что Солон, собираясь провести сейсахфию, сказал об этом предварительно некоторым из знатных, а потом, как утверждают сторонники демократии, эти его друзья испортили ему проведение этой меры, а те, кто хочет его очернить, говорят, что он и сам принимал участие (в их незаконных действиях). А именно, заняв деньги, они скупили большое количество земель, и поэтому, когда была проведена отмена долгов, разбогатели. Говорят, что таким именно образом образовались новые богачи, которые впоследствии казались исконными богачами...

Солон установил новое государственное управление и новые законы, а постановлениями Драконта перестали пользоваться за исключением дел об убийствах. Записав новые законы на кирбах', они выставили их в "царском портике"2, и все принесли клятву соблюдать эти законы. Девять же архонтов, принося клятву перед камнем3, давали обещание поставить золотую статую, если они нарушат какой-либо из этих законов. Поэтому еще и теперь они приносят подобную же клятву. Солон установил законы на сто лет и устроил государство следующим образом. По имуществу он разделил граждан на четыре класса, как они делились и раньше: на пентакосиомедимнов4, всадников, зевгитов и фетов. Занимать правительственные должности, как то: должности девяти архонтов, казначеев, полетов (сдававших на откуп государственные доходы), одиннадцати5 (тюремных начальников) и коллакретов6, он определил пентакосиомедимнам, всадникам и зевгитам7, предоставляя каждому должность, соответствующую размерам его имущества, фетам же он предоставил только участие в народном собрании и в судах. К классу пентакосиомедимнов должен был принадлежать тот, кто получает со своего хозяйства 500 мер сухого и жидкого вместе, к классу всадников — получающие 300 мер (как некоторые говорят, те, кто может содержать коня. <...>К классу зевгитов принадлежали получающие всего 200 мер дохода. Остальные принадлежали к классу фетов и не имели участия ни в каких должностях. Поэтому и теперь, когда у желающего быть избранным на какую-нибудь должность спрашивают, к какому он принадлежит классу, никто не скажет, что к классу фетов.

Должности он сделал избирательными по жребию из тех, которых предварительно выберет каждая из фил. Намечала же каждая фила на должности девяти архонтов десятерых, которым эти должности и присуждались по жребию. Поэтому и теперь еще сохраняется такой порядок, что каждая фила намечает по десять человек, а из них потом должностные лица избираются при помощи бобов.

Перевод В. С. Соколова

Деревянные выбеленные доски, составленные по трое в виде призмы.

Крытая галерея на агоре — площади у северного склона Акрополя.

Священное место на агоре.

Медимн — мера объема от 51,84 до 58,94 литра.

Коллегия одиннадцати ведала тюрьмами.

Ведали государственным хозяйством.

Название не совсем ясно; "зевгос" — упряжка для волов.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.99.29 (0.009 с.)