К алогизмам приводят лексические и синтаксические ошибки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К алогизмам приводят лексические и синтаксические ошибки.



Лексические ошибки: незнание значения слова, небрежное словоупотребление. Грубой лексической логической ошибкой является скачок – Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы».

На лекции присутствовали студенты 12 и 11 группы, а также плотник ремонтировал дверь.

Амфиболия (греч. двусмысленность, неясность), получающаяся от того или иного расположения слов или от употребления их в различных смыслах, смешение понятий: «Брега Арагвы и Куры

Узрели русские шатры»

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Отрывки из Путешествия Онегина)

К 35-ти годам сын, наконец. остепенился (получил ученую степень или стал степенным.

казнить нельзя помиловать. В этом случае к алогизму приводит пунктуационная ошибка.

 

Сопоставление несопоставимых понятий: Лексика студентов отлична от других социальных групп.

Неправильное словоупотребление может привести к подмене понятия: Институтская библиотека включает тысячи названий книг. Чтобы получить загранпаспорт, необходим перечень документов.

Собственно лингвистическим, или структурным, условием логичности речи является овладение логикой изложения. Структурной предпосылкой логичного изложения мысли служит правильная сочетаемость (синтагматика) элементов языка на лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Логичность изложения проявляется в точности употребления слов и словосочетаний, в правильном построении предложений и связного текста в целом, т.е. тесно связана с точностью и правильностью речи, опирается на них. Для логичной речи характерно такое расположение слов, предложений и их частей, которое дает возможность строго последовательно усваивать выражаемую мысль, не допускает несоответствия, противоречия в ее языковом оформлении.

Неясность и двусмысленность часто возникает в результате неправильного построения предложений с именными словосочетаниями, в которых родительный падеж может иметь значение как субъекта, так и объекта действия (вызов врача, обвинение товарища, приглашение учителя, поддержка друга и т.п.).

Предложения со словосочетаниями, в которых падежные окончания имеют различное грамматическое значение (помощь матери, подарок Марии, благодарность дочери и т.д.). Помощь матери оказалась как никогда кстати.

Употребление дополнения в форме дательного падежа в безличных предложениях: учителю хочется пожелать...; ученику следует ответить...; директору надо посоветовать...

Неудачное построение предложений с местоимениями. Местоимения в контексте наполняются конкретным значением за счет соотносящихся с ними слов. Поэтому предложения нужно строить так, чтобы создавалась ясность, определенность в понимании того, к какому слову относится местоимение. Так, в высказывании В городском загсе заспанная, явно больная женщина растапливала печку. Скупо поджав морщинистые губы, она безо всяких эмоций внесла в книгу запись регистрации нашего брака (Б. Пикуль)

При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательных его, ее, их, свой алогизмы обычно возникают в тех случаях, когда в высказывании два субъекта действия: Преподаватель велел студенту убрать его телефон (чей телефон).

Причиной логических ошибок может быть нарушение синтаксической связи в предложениях, содержащих обороты с предлогами несмотря на, вместо, кроме, помимо, наряду с и др. Обороты с такими предлогами, как правило, управляются сказуемыми: Вместо шапки на ходу он надел сковороду (К. Чуковский). Нарушение этого правила приводит к нарушению семантических связей между частями высказывания: Помимо повышения успеваемости, студенты проводили большую общественную работу; Кроме работы, он учится заочно в институте.

При построении предложений с однородными членами в качестве однородных членов могут объединяться слова, которые обозначают понятия, являющиеся частными, видовыми по отношению к общему для них родовому понятию. При этом необходимо соблюдать требование единого основания при выделении их как видовых. Несоблюдение требования единого основания деления приводит к логическим ошибкам: Для студентов был прочитан ряд лекций по нравственно-этическим, политическим, научно-популярным и эстетическим проблемам (определения нравственно-этические, литературные характеризуют содержание лекций, а научно-популярные - метод изложения).

Нельзя объединять в качестве однородных членов слова, обозначающие несоотносимые понятия: рассказывать о ветеранах труда и музее МЭИ. Соединение несоотносимых понятий в однородный ряд нередко используется как стилистический прием создания комизма или иронии: Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностью, как говорили тамошние барышни (А. Пушкин).

Нельзя объединить как однородные члены предложения слова, выражающие пересекающиеся понятия: родители и взрослые, юноши и молодежь, дети и школьники. Однако некоторые сочетания, вопреки правилам логики, закрепились в языке как нормативные: пионеры и школьники, фестиваль молодежи и студентов, искусство и литература.

Важным условием логичности речи является точное и непротиворечивое выражение языковыми средствами связей и отношений между частями предложения, а также между отдельными предложениями в целом тексте. Используемые в качестве языковых средств выражения связи лексические повторы, местоимения, служебные слова (предлоги, союзы), частицы, вводные слова и словосочетания (во-первых, во-вторых, следовательно, значит и др.) должны соответствовать характеру смысловых отношений между частями предложения или отдельными предложениями, подчеркивать единство и последовательность мысли, целостность содержания, конкретизировать характер отношений между высказываниями.

В логической организации письменной речи очень важно правильное членение текста на абзацы. Оно способствует четкому построению высказывания, объединению мыслей в микротемы, облегчает восприятие написанного.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)