Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология экологического проектирования
Технологии учебного проектирования (метод проектов) активно внедряются в практику экологического образования детей со второй половины 1990-х гг. в соответствии с принципами личностно-ориентированного обучения. Метод проектов возник еще в 20-е гг. ХХ в. в США, восходит к идеям гуманистического направления в образовании Дж. Дьюи и разработан В. Килпатриком, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом [1]. Технология проектов способствует: – развитию критического мышления и познавательных умений детей; – формированию умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач; – овладению исследовательскими методами познания природы и социума; – приобретению коммуникативных навыков, умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли; – актуализации личностных контактов ребенка через знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему. Технология проектов предполагает: – самостоятельную (индивидуальную, групповую, коллективную) деятельность детей по выполнению проекта; – решение какой-либо конкретной, значимой для детей проблемы; – использование разнообразных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта; – интегрирование знаний и способов действий из различных видов деятельности (познавательной, трудовой, изобразительной и т.д.); – результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». К использованию технологий проектов предъявляются следующие требования: 1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи («Чистое утро», «Жалобная книга природы», «Добрая зима» и пр.); 2) практическая и познавательная значимость полученных результатов (подготовка сообщения для всей группы, участие в озеленении участка, выпуск плаката и др.); 3) самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя; 4) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; 5) использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез и их решение, оформление конечных результатов и др.). Для того чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными, и использование их в педагогическом процессе требует от педагога серьезной подготовительной работы. Давайте разберемся с самими проектами, их типологией. Типологии проектов: – по составу участников (индивидуальные, групповые, коллективные); – по продолжительности реализации (краткосрочные – выполняются на нескольких занятиях, прогулках, долгосрочные – выполняются в течение месяца); – по целевой установке (исследовательские, творческие, игровые (приключенческие), информационные (познавательные), практические (созидательные), общественно-полезные). Исследовательские проекты включают экспериментальные методы и подчинены логике научного исследования: аргументируется актуальность темы исследования; определяется проблема исследования, его предмет и задачи; выдвигается гипотеза, которая проверяется опытным путем; обсуждаются полученные результаты и формулируются выводы. Например, суть проекта «Капелька» состоит в выяснении источников чистой воды и организации мероприятий по сбережению воды. Дети проводят исследование по определению количества затраченной воды, устанавливают контроль за водопроводными кранами, рисуют плакаты. Творческие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности и реализуются в соответствии с жанром конечного результата и интересами дошкольников. Заранее планируется конечный результат и форма его представления (плакат, альбом, праздник, драматизация и т.д.). Результаты проекта оформляются в виде сценария, программы праздника, видеофильма. Например, можно предложить детям провести для малышей праздник «День муравьишек». Распределяются обязанности, разрабатывается сценарий праздника, включающий спортивные соревнования, конкурсы рисунков и т.д. Игровые проекты основаны на ролевой деятельности детей. Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть сказочные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, можно создать с детьми подготовительной группы «Экологический театр». Дети сами будут разыгрывать спектакли-миниатюры, в которых найдут отражение экологические проблемы. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то природном объекте или явлении, ее анализ и обобщение фактов, представление их широкой аудитории. Например, проект «Лесная аптека» направлен на знакомство с лекарственными растениями своей местности. В процессе реализации проекта дошкольники собирают информацию о лекарственных растениях, способах и правилах их использования в народной медицине. Можно оформить фотовыставку, подобрать загадки для викторины и т.д. Практические проекты ориентированы на социальные интересы участников. Результатом является социально значимое дело (например, проводится акция «Сохраним живую елочку»).
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, И.В. Цветкова выделяет следующие этапы в его проведении: 1. Целеполагание. Педагог помогает детям определить наиболее актуальную и в то же время посильную для них задачу на ка-кой-то временной отрезок. 2. Планирование. Дети под руководством воспитателя разрабатывают план деятельности по достижению намеченной цели, определяют основные шаги. Выбирают источники, способы сбора и анализа информации: к кому предстоит обратиться за помощью, какие материалы и оборудование необходимы для выполнения проекта. Устанавливаются критерии оценки результата и процесса выполнения проекта. 3. Выполнение проекта. Организуется конкретное практическое дело по сбору информации, проводятся наблюдения, элементарные опыты, читается литература и т.д. Собранный материал анализируется, группируется, делаются выводы. Полученные знания применяются на практике. 4. Подведение итогов. Проводится презентация проекта и его коллективное обсуждение. Оценивается работа детей по заранее намеченным критериям. Отмечается творческий подход, использованные и неиспользованные возможности. Определяются задачи для новых проектов.
Вопросы и задания для актуализации знаний 1. Почему педагоги мира обращаются к технологиям проектов? 2. По каким основным признакам можно типологизировать экологические проекты? 3. Что лежит в основе метода проектов? 4. Что может явиться темой проекта? 5. Предложите несколько тем для проектов. 6. Подберите картотеку экологических проектов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.006 с.) |