Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор и изучение литературы, нормативного материала и

Поиск

судебной практики

Следующим важным этапом является подбор и изучение литературы по исследуемой теме. Ознакомление следует начать с учебной литературы, далее необходимо изучить монографии, в которых более обстоятельно и глубоко исследованы отдельные вопросы. Ознакомление с текущими периодическими изданиями позволит определить актуальность исследуемой темы. Рекомендуется изучить содержание ведущих научных изданий посвящённых актуальным теоретическим и практическим вопросам в области юриспруденции: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», журнал университета «Социология и право». Серия «Право», «Законность», «Закон и право», «Закон», «Законодательство», «Российская юстиция», «Уголовное право» и др.

Изучение нормативно-правовой базы исследуемой темы рекомендуется начать с запроса в информационной справочно-правовой системе («Консультант», «Гарант», «Кодекс» и др.).

Исследованный материал может и должен использоваться в тексте работы. Существуют определенные принципы и границы использования научной литературы в работе – выпускная квалификационная работа не должна целиком строиться на чужих суждениях и представлять собой исключительно обзор литературы, в тоже время не следует игнорировать результаты фундаментальных теоретических исследований ученых, специалистов в данной области знаний. Если в работе затрагиваются положения, являющиеся предметом научной дискуссии, следует проанализировать доводы исследователей, сославшись на источники в которых они приводятся и, в завершении, обосновать собственную позицию.

Во всех случаях использования литературы недопустимо ее представление в виде собственного текста, которое может быть расценено как плагиат. Плагиатом называется нарушение правил цитирования, с целью присвоение авторства чужого текста или его части. Используя в работе результаты научных исследований других авторов, как дословно, в виде цитат, так и в пересказе, необходимо делать сноски с указанием источников.

При использовании научной литературы, относящейся к недействующему ныне законодательству, необходимо показать степень ее соответствия действующему нормативному материалу и новой правоприменительной практике.

По намеченному для исследования, в выпускной квалификационной работе, кругу вопросов следует изучить международное и внутригосударственное законодательство и судебную практику. Особую роль среди материалов судебной практики играют Постановления Пленума Верховного Суда РФ, обзоры судебной практики и решения по конкретным делам, как на уровне Верховного Суда РФ, так и на региональном и местном уровнях.

При изучении законодательства необходимо пользоваться приемами толкования и делать правильные выводы о смысле закона. Рекомендуется прибегать к сравнению действующих и утративших силу норм законодательства, а также Постановлений Пленума Верховного Суда РФ – это позволяет проследить динамику правовых явлений и прогнозировать их дальнейшее развитие.

При любом использовании в тексте работы законодательства или судебной практики следует указывать точный источник информации в соответствующей сноске.

При написании выпускной квалификационной работы студент должен:

– всесторонне изучить выбранную правовую проблему, ее теоретическую и практическую значимость;

– подобрать и проанализировать нормативные правовые акты и научную литературу по теме;

– собрать и обобщить материалы юридической практики (судебной, нотариальной и т.д.). Можно использовать конкретный практический материал по месту работы (прохождения практики) в рамках своей специализации;

– обосновать собственное видение по рассматриваемой проблеме, определить свое отношение к существующим научным позициям, концепциям, юридической практике;

– выработать свои предложения и рекомендации по совершенствованию исследуемой проблематики.

Выпускная квалификационная работа должна носить как теоретический, так и прикладной характер, т. е. она должна быть написана с использованием практического материала, что должно найти отражение в формулировке темы. При этом не исключается подготовка исключительно теоретического исследования.

Практика научного проектирования позволяет определить три группы (категории) выпускных квалификационных работ:

1. Работы по фундаментальным, общенаучным юридическим проблемам, которые предполагают использование в основном научной литературы и лишь частично - нормативных источников (конституций, других источников общего характера);

2. Работы по актуальным научно-практическим проблемам, требующие разумного сочетания научных и правовых источников (в университете это, как правило, основная часть выпускных работ);

3. Работы «юридически-прикладного» характера, основанные, прежде всего на анализе и обобщении юридической практики с частичным использованием для обоснования и аргументации тех или иных задач и выводов исследования соответствующих теоретических положений (работы по криминалистике, по административной и судебной практике и т.п.). Приступая к этому этапу работы, важно, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме научного исследования.

Выпускная квалификационная работа требует обращения внимания на следующие виды научной литературы: монографии (научные книги по специальным темам); научные статьи; статьи в сборниках научных трудов, в том числе в ученых записках и других работах преподавателей института; статьи в материалах научных конференций; рецензии на опубликованные монографии и научные статьи; авторефераты диссертаций; аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках; научно-практические комментарии законодательства; материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать: предметные и систематические каталоги библиотек.

Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той или иной теме (разделу, вопросу и проблеме) литературы за определенный период времени (5, 10, 20 и более лет). Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках. Кроме того, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) «Примечаниях», «Списке литературы» или «Библиографиях». Нельзя не учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной литературы. Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности. Кроме того, нужно активно использовать автоматизированные компьютерные базы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант», «ЮСИС» и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих актов. Изучение литературы в одном случае целесообразно начать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с журнальных статей. Все зависит от темывыпускного научного исследования, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

Изучая литературу и нормативные источники, следует выписывать те положения, высказывания, которые могут быть использованы при работе над научным исследованием. Выписки рекомендуется делать на отдельных листах (или карточках) с точным указанием фамилии и инициалов автора работы, ее полного и точного названия, издательства, года и места издания, указания страницы выписанного положения или цитаты. Это позволит при написании текста точно использовать изученный материал и существенно сэкономить время при оформлении сносок и библиографии.

Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что законы нужно исследовать и изучать, прежде всего, по правовым источникам, а затем уже (или параллельно) по научной и учебной литературе. При выполнении выпускной работы необходимо использовать нормативно-правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных или иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений. Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются: Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. - Собрание актов Президента и Правительства РФ); Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. - Ведомости Верховного Совета РФ); Российская газета; Российские вести; Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г.); Сборник международных договоров СССР; Вестник конституционного суда РФ; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ; Бюллетень Верховного Суда РФ; Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ; Бюллетень Министерства труда РФ; Бюллетень по авторскому праву; Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; Вестник мэрии Санкт-Петербурга; Вестник правительства Ленинградской области.

Возможно использование ведомственных библиотек юридических учреждений, а также частных собраний правоведов мира и страны. При исследовании историко-правовых, сравнительно-правовых и статистических аспектов в дипломной работе следует обратиться к архивным источникам, в том числе и текущим архивам судебных учреждений.

Правоприменительная практика и ее изучение студентом при подготовке научного квалификационного исследования

Темы и характер многих выпускных работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед студентом-выпускником стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки или «белые пятна» в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию практики применения этого законодательства.

Студент должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того, чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководителем должен определить методику обобщения (в зависимости от характера обобщения и поставленной задачи).

Сбору материалов местной практики должно предшествовать тщательное изучение нормативных актов и опубликованных обзоров практики по тому или иному вопросу. Изучить следует такое количество материалов, которое бы позволило выявить какие-то закономерности и сделать определенные выводы. При этом необходимо избегать двух крайностей: обобщения практики за неопределенно длительный или, наоборот, за короткий период. В первом случае часть материала может оказаться устаревшей, а во втором его может быть недостаточно для выявления тенденций и закономерностей и достоверного вывода.

В ряде случае целесообразно провести одновременно изучение нескольких связанных между собой категорий дел, например, уголовных - о нарушении правил охраны труда, техники безопасности и гражданских - о возмещении ущерба в связи с увечьем или смертью работника; дел о расторжении брака и взыскании алиментов на детей и т.п. Такое изучение позволит глубже и всесторонне разобраться в интересующем вопросе и комплексно проследить наметившиеся закономерности.

Материалы обобщения практики могут использоваться как для подтверждения и иллюстрации каких-то теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения. Собранные студентом материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к выпускной работе. Кафедрой они могут направляться в те органы, практику которых студент обобщал. Такая форма внедрения результатов исследования повышает ценность выпускной работы. Необходимо помнить, что нужный практический материал собирается и обрабатывается студентом-выпускником, который несет всю ответственность за его достоверность, качественный сбор и обработку.

Изучив весь материал, необходимо составить план исследования, определяя ключевые проблемы, подлежащие изучению. Вопросы необходимо сгруппировать и привести в систему в зависимости от содержания и формулировки темы работы. Такой подход во многом облегчает выполнение будущей работы, которая должна быть сбалансированной и отвечать требованию внутреннего единства.

Разработка выпускной квалификационной работы

Исключительную трудность для студента представляет этап непосредственной разработки текста выпускной квалификационной работы. К нему можно приступить только после детальной проработки своей темы, глубокого изучения литературы и других источников, нормативного и архивного материала, практики применения законодательства. При составлении письменного текста автор должен продемонстрировать высокий научный уровень дипломной работы, свое умение аргументировать, убеждать, излагать собственные мысли, грамотно оформлять текст и научно-справочный аппарат. Содержание выпускной работы будет тем богаче и понятнее, чем выше качество текста, чем проще и яснее излагается материал. Разработка выпускной работы носит творческий характер. Творческая самостоятельность студента проявляется в умении находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных позициях и мнениях, в способности приводить весомые аргументы в подкрепление тех или иных позиций.

Методика разработки, изготовления научной работы включает в себя: последовательность работы над текстом, выполнение определенных требований к оформлению научно-справочного аппарата, грамотное использование источников, литературное редактирование. Рассмотрим каждый из перечисленных элементов отдельно. Некоторые студенты считают, что текст можно сразу писать начисто. Однако это ошибочное представление. Текст вначале следует составить вчерне, отработать его содержание и техническое оформление, а затем только переписывать. Есть два подхода к разработке выпускной работы. Одни начинают работу с введения, другие - с первой главы, а введение и заключение пишут уже после того, как закончат работу над основными главами, разделами, параграфами.

Во введении обосновывается актуальность разрабатываемой темы, и формулируются конкретные задачи, поставленные автором в своей работе. Здесь же раскрываются значение конкретных вопросов и возможность их разрешения. Примерный объем введения - 2-3 страницы. Вся работа от начала до конца строится в соответствии с планом. Студенты, не имеющие четкого рабочего плана, чаще всего начинают выпускную работу с переписывания текста какого-нибудь источника (книги, журнала и т.п.), что недопустимо, ибо в данном случае такой подход будет квалифицироваться как плагиат. Описательная, то есть главная часть работы должна излагаться последовательно, отдельные вопросы следует согласовывать между собой. По каждому из них целесообразно сделать вывод. Логическим завершением выпускной работы является заключение. Это краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи.

Следует помнить, что выводы, сделанные в конце параграфа или вопроса, носят частный, локальный характер, и они не должны повторяться, смешиваться с выводами заключения. Выводы и обобщения заключения синтезируют все ранее сделанные выводы и являются общими. Примерный объем заключения 2-3 страницы. Но в заключении важно не только подвести итог сказанному в выпускной работе, а главное - предложить конкретные рекомендации и предложения по совершенствованию как нормативно-правовой базы, так и юридической процедуры.

Квалификационная работа должна быть написана грамотно, литературным языком. При затруднении в написании того или иного слова следует обратиться к словарю русского языка. Для чтения научному руководителю работа представляется, как правило, по главам в соответствии с заранее составленным графиком. Текст печатается или разборчиво пишется на одной стороне листа с полями несколько большего, чем принято, размера (на них руководитель будет иметь возможность делать подробные замечания). Сделанные научным руководителем замечания должны быть выпускником продуманы и, если он с ними согласен, устранены. Главу рекомендуется дорабатывать после ее проверки. Однако если она не требует коренной переработки, то добавления и исправления можно сделать при написании чистового варианта. Кафедра вправе заслушать отчет студента о ходе разработки работы. При разработке выпускной работы следует иметь в виду, что она должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер; должна нести в своем содержании четкую последовательно сконструированную позицию автора по избранной проблеме с показом тенденции и законченности в развитии того или иного правового положения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.01 с.)