Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионального образвания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра анатомии, физиологии и медицины УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Направление: 050100 – Педагогическое образование Профили: Дошкольное образование Иностранный язык История Математика. Информатика и ИКТ Мировая художественная культура Музыкальное образование Начальное образование Русский язык и литература Родной язык и литература Технология Физика и информатика ИКТ Квалификация (степень): Бакалавр
Пермь ПГПУ УДК 611.068+612.6+613.95 ББК Е 860,7+Е 903,7+Р 128.9 В 647
Р е ц е н з е н т: канд. биол. наук, доцент анатомии, физиологии и медицины ПГПУ И.Н. Гаврилова Авторы-составители: ст. преп. каф. анатомии, физиологии и медицины Н.В. Огарышева
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Адресовано студентам, изучающим курс «Возрастная анатомия и физиология и гигиена».
УДК611.068+612.6+613.95 ББК Е 860,7+Е 903,7+Р 128.9 В 647
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета 1. Цель изучения дисциплины: формирование знаний об основных биологических закономерностях и анатомо-физиологических особенностях развития организма детей и подростков и санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых при организации учебно-воспитательного процесса. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к базовойчасти профессионального цикла. Для освоения дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин: 1. Биология 2. Химия 3. и т.д. Освоение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин: 1. «Педагогика» 2. «Психология» 3. «Методика обучения и воспитания по профилю подготовки» 4. «Медицина» 5. «Безопасность жизнедеятельности» 6. «Физическая культура». 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Содержание практических занятий
Раздел 3. Возрастные особенности сенсорных систем Вопросы для подготовки: 1. Общая характеристика сенсорных систем. Гетерохронное созревание отделов сенсорных систем. 2. Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения среды на развитие ребенка. Дети с сенсорными недостатками и сенсорно одаренные дети. Взаимодействие и взаимозаменяемость органов чувств. 3. Возрастные особенности зрительной сенсорной системы. 4. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. 5. Возрастные особенности соматосенсорной системы.
Список рекомендуемой литературы 1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С. 246-251. Содержание практических работ
Формы и методы обучения Технологии аудиторной работы: Академические лекции, лекция-визуализация, выступление с сообщением по реферату, практические занятия, решение проблемных задач. Технологии внеаудиторной работы: Конспектирование литературы, подготовка доклада/реферата, составление схем/таблиц, выполнение практической работы, решение проблемных задач.
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
7.2. Содержание самостоятельной работы студентов (СРС)
7.3. Методические рекомендации по выполнению рефератов
Работа выполняется вручную или предоставляется напечатанной в любом текстовом редакторе с использованием компьютера. Печать текста осуществляется на одной стороне стандартного листа формата А4. Интервал между строками 1,5. Размер левого поля 30 мм, правого 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм. Расстояние между главой и следующим за ней текстом, главой и параграфом составляет 2 интервала. Нумерация страниц обязательна. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы. Каждая часть работы (введение, основная часть, выводы) должна начинаться с новой страницы. Рисунки можно сделать самим, отсканировать или сделать ксерокопию из книг. Приветствуется наличие таблиц, схем, графиков, фотографий для наглядности подачи материала. Титульный лист должен содержать наименование учреждения и кафедры, где оформляется работа. Посередине листа заглавными буквами пишется название работы. Затем – фамилия студента, номер курса, группы, название факультета, дата написания работы. Ниже должна быть указана фамилия преподавателя, его титулы. В самом низу листа посередине – название города и год выполнения работы. Введение составляет до 1,5 страниц. Основную часть необходимо написать из учебников, научных статей и рефератов. Она должна занимать от 6 до 10 страниц. После каждого параграфа делайте краткий вывод. В заключении сформулируйте выводы по описанной теме. Объем выводов от 1 до 1,5 страниц. После содержания работы идет список используемой литературы. В него включается весь используемый, цитируемый и упомянутый материал – журналы, статьи, рефераты, книги, монографии и диссертации. Он должен включать в себя фамилию, инициалы автора, название книги, место и год выхода, издательство и др. Список излагается в алфавитном порядке. Ссылка в тексте приводится в виде номера, заключенного в квадратные скобки, соответствующего литературному источнику из списка литературы.
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература 1. Безруких, М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. –М.: Академия, 2002. – 416 с. 2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2000. – 453 с. 3. СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2010. (http://www.epidemiolog.ru/law/san/SanPin-189.doc)
8.2. Дополнительная литература 1. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение,1990. – 319 с. 2. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие / Ю.А.Ермолаев. – М.: Высш. школа, 1985. – 384 с. 3. Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма (внутренние органы) / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова. – М.: Просвещение, 1976. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации Содержание и формы проведения входного контроля Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями личностного самосовершенствования, которые направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для изучения дисциплины студент должен:
знать: о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
уметь: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
владеть: пособностями использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. Проведение входного контроля может быть в форме теста, контрольных вопросов, заданий, проектов и т.д., позволяющих определить сформированные навыки. Примерный вариант входного теста http://www.ucheba.ru/ege-article/12898.html http://www.alleng.ru/edu/bio2.htm
Содержание и формы текущего контроля знаний Содержание и формы промежуточной аттестации До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне. Формы аттестации по дисциплине: зачет недифференцированный. Перечень вопросов для подготовки к зачету 1. Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии и гигиены. Методы исследований, связь с другими науками. 2. Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития. 3. Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации. 4. Критические и сенситивные периоды в развитии детей и подростков. 5. Биологический и календарный возраст. Акселерация. 6. Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма. 7. Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза, их влияние на половое развитие организма. Вилочковая железа, участие гормонов в иммунных реакциях организма. 8. Щитовидная и околощитовидные железы, строение, развитие. Влияние гормонов на рост, развитие, обмен веществ и энергии. 9. Поджелудочная железа, строение, развитие. Влияние гормонов поджелудочной железы на углеводный обмен. 10. Надпочечники, строение, развитие. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников. 11. Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны. Стадии полового созревания. 12. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. 13. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Особенности рефлекторной деятельности в различные возрастные периоды. 14. Возрастные особенности строения и функций отделов центральной нервной системы (спинной мозг, продолговатый, задний, средний, промежуточный, конечный). 15. Зрительная сенсорная система, строение, развитие. Возрастные изменения оптической системы глаза, аккомодации, остроты зрения, пространственного зрения, световой чувствительности и цветового зрения. 16. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы, строение, развитие, возрастные особенности. 17. Соматосенсорная система. Тактильная, температурная, болевая чувствительность, их значение для ребенка. Рецепторы мышц, сухожилий, суставов, их развитие в разные возрастные периоды. 18. Вкусовая и обонятельная сенсорные системы. Органы вкуса и обоняния, возрастные особенности. Химическая чувствительность детей и подростков. 19. Структура, рост, развитие костей. Части скелета, возрастные особенности. 20. Мышечное волокно, строение, типы, развитие в процессе онтогенеза. Гетерохронное развитие различных групп мышц. Особенности формирования и развития двигательных навыков в разные возрастные периоды. 21. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, причины, меры профилактики. 22. Возрастные особенности системы крови. Иммунная система организма. Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Изменение иммунитета в разные возрастные периоды. Аллергические реакции. 23. Общая характеристика органов кровообращения. Особенности кровообращения плода. Строение сердца, его возрастные особенности. Возрастные изменения частоты и силы сердечных сокращений, кровяного давления. 24. Общая характеристика органов дыхания. Дыхание плода. Возрастные изменения частоты, глубины дыхания, жизненной емкости легких, регуляции дыхания. 25. Общая характеристика органов пищеварения, их возрастные особенности. Изменения секреторной, моторной и всасывающей функций желудочно-кишечного тракта с возрастом. 26. Особенности белкового, углеводного, жирового, водно-солевого обмена в детском возрасте. Энергетический обмен. Затраты энергии на рост и развитие детского организма. Терморегуляция, возрастные особенности. 27. Выделительная система. Возрастные особенности строения и функций почек. Возрастные особенности строения и функций кожи. 28. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка. 29. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза. 30. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей. 31. Ощущения, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности. 32. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков. 33. Мотивации, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка. 34. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей. 35. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. 36. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе. 37. Значение понятия «здоровье», его определение. 38. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях. 39. Гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений. 40. Гигиенические требования к освещению (естественному и искусственному). 41. Гигиенические принципы составления расписания уроков и их физиологическое обоснование.
Примерный вариант теста для самоконтроля знаний по дисциплине «Возрастная, анатомия и гигиена»
Правильные ответы:
© Огарышева Н.В., составление, 2011 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011
Методическое издание
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001. Подписано в печать 06.06
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.136 (0.013 с.) |