Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
И. Е. Репин. «запорожские казаки пишут письмо турецкому султану»
Не идеализирует своих героев, казаков-староверов, М.А. Шолохов: «…Трофим, чудовищно ругаясь, трюпком поехал туда, где бородатые краснорожие староверы теснили эскадронного с тремя красноармейцами, прижимая их к яру… плыли перед глазами эскадронный, прыгающий в яр, щербатый старовер, крестящий шашкой политкома» (Рассказ «Жеребенок»). Многочисленные описания образов староверов встречаем в «Тихом Доне»: «… офицеры в большинстве монархисты, казаки на треть разбавленные старообрядцами Усть-Хоперской, Кумылженской, Глазуновской и других станиц, были настроены отнюдь не революционно». В сцене суда над Подтелковым в хуторе Пономареве казак выглядит свирепо: «…Февралев, казак старообрядец Милютинской станицы, вскочил, как подкинутый пружиной: «Расстрелять! Всех!». Он по оглашенному затряс головой оглядывая всех изуверским косящим взглядом, давясь слюной закричал: «Нету им, христопродавцам, милости…. Убить! Распять их. В огне их…». А вот совершенно иной образ казака: «…пышущий силой и молодостью старовер, распахивая овчинный полушубок, тепло улыбался: «А с чего оно будет, нездоровье. Спокон веку не курим, водку пьем натурально, хлеб с махоньких едим пшеничный. И зачем жгешь зелью эту? Гля, какой кругом вешний дух чистый, а ты поганишь грудя вонючим дымом» [24]. В романе К.Седых «Даурия» немало интересных образов: «…Смелыми людьми были сотенные и взводные командиры дружины. Первую сотню водил байкинский вахмистр Дорофей Золотухин, рыжебородый, неразговорчивый старовер-храбрец, боявшийся на этом свете лишь табачного дыма» [17].В знаменитом романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах и на горах» рассказывается, как перед гонениями староверов при Николае I на соборе керженских монастырских старцев и стариц, последнюю надежу те возлагали на своих единоверцев казаков. По свидетельствам казаков, староверы донские, кубанские, терские, уральские составляли костяк вновь создаваемых войск — Амурского и Уссурийского. На Кубани, в станице Кавказской, отобрали старообрядческий монастырь, разорили могилы и надругались над мощами почитаемого казаками епископа Кавказского Иова (в миру боевого казака-кубанца Зрянина). Казаков-староверов, открыто исповедующихверу, не производили в офицеры… Но и перед Германской войной почти все уральцы, терцы, астраханцы, немалая часть донцов,оренбуржцев, забайкальцев оставались приверженцами Старой веры[7; 8]. Знаменитый Козьма Крючков (хутор Нижне-Калмыков Усть-Хоперской станицы) был казаком-старовером Белокриницкой иерархии и стал, благодаря проявленному мужеству,эталоном лучших черт казака-воина.
Козьма Крючков
Козьма Фирсович Крючков родился в 1890 г. на хуторе Нижне-Калмыковском Усть-Хоперской станицы Усть-Медведицкого округа Войска Донского в семье коренного казака-старовера Фирса Ларионовича Крючкова. В детские и юношеские годы Козьма учился в станичной школе и помогал отцу по хозяйству, а в 1911 г. был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк имени Ермака Тимофеева. К началу войны он уже имел чин приказного, соответствующий ефрейторскому званию, и в свои 24 года считался одним из наиболее опытных бойцов полка. Свою репутацию он подтвердил в первом же бою в конце июля 1914 г. Казак вступил в бой с окружившими его 11 врагами.В завязавшейся кровавой сече Крючкова выручали ловкость, удача и быстрая, послушная лошадь. Сабельные удары противников его ранили, при этом его собственные удары оказывались смертельными для врагов. В напряженном бою Козьма Крючков один одолел 22 германских солдата, еще двое немцев были ранены и попали в плен. За свой подвиг отважный казак был награжден Геогргиевским крестом 4-й степени № 5501. Он стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне. Трое его братьев по оружию были удостоены Георгиевских медалей.О доблестном донском казаке доложили императору Николаю II, а затем историю его подвига изложили на своих страницах практически все крупнейшие газеты России. Козьма Крючков стал знаменит, в общественном мнении он сделался символом русской воинской удали и отваги, достойным наследником былинных богатырей.Германскую войну закончил, имея два Георгиевских креста и две Георгиевских медали «За храбрость», в звании вахмистра, на должности взводного урядника.Крючков воевал умело, к концу 1918 г. он получил чин хорунжего и стал командиром сотни. Но важно подчеркнуть в его героическом облике и другое: по воспоминаниям командира, Козьма, кроме храбрости и геройства, отличался высокими моральными качествами. Он не допускал мародерства, и редкие попытки своих сослуживцев разжиться за счет «трофеев от красных» или «подарков» от местного населения пресекал плетью. Кроме того, само наличие в рядах белых казаков прославленного героя было лучшей агитацией для набора добровольцев по станицам. А казачки, только узнав, что к ним на постой прибудет «сам Крючков», не скупясь, накрывали столы и для всех его товарищей.В конце августа 1919 г. Козьма Фирсович Крючков геройски погиб в селе Лопуховки Саратовской губернии. Во время обстрела села красными сразу несколько ружейных пуль, выпущенных залпом, сразили его в живот. Товарищи тут же вынесли его из-под огня, но рана была настолько страшная, что все сразу поняли: смерть героя неизбежна. На попытку доктора сделать перевязку Крючков мужественно заметил: «Доктор, не портите бинтов, их и так мало… а я уже отвоевался»[27]. Через полчаса он скончался. Козьма Крючков был похоронен на кладбище родного хутора. По-особому характер казачества отражен в казачьих песнях. Удаль, лихость и поэтичность послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения и признания русскими народными: «Черный ворон», «Ты воспой, ты воспой в саду соловейка», «Розпрягайте, хлопци, конэй». Устное песенное творчество было присуще социальной общности казачества вплоть до 20-30-х годов XX века, и последние из записанных песен сложены в австралийской и парагвайской эмиграции. Первым автором, избравшим казаков героями своего произведения, принято считать украинского поэта И. П. Котляревского (1769-1838). Его поэма «Энеида» (полное название «Вергилиева Энеида, перелицованная на малороссийскую мову») по праву считается первым классическим произведением украинской литературы[25]. Работа над поэмой заняла более 30 лет, полностью она была издана уже после смерти автора. Возникла поэма как своеобразное продолжение философии и басен Григория Сковороды и сатирической украинской литературы XVIII века. Главный герой поэмы — Эней, «парубок моторный» и «хоть куда казак», превосходит своими проказами всех своих сверстников. Вынужденный бежать из сожженной Трои, он становится вожаком стихийно сложившейся казацкой дружины, которая отправляется в долгое вынужденное путешествие, чтобы в конце его достичь Италии, которую следует завоевать и основать там новую Трою. Путешествие, полное опасностей и лишений, сплачивает казаков-троянцев, делает их умелыми и дисциплинированными воинами, верными присяге, свободолюбивыми и готовыми погибнуть за свою свободу и товарищей. Их отчаянная храбрость на поле боя, пренебрежение к смерти вызывает совершенное восхищение автора. Поэма приобрела огромную популярность, ее распространяли в списках, заучивали наизусть целыми главами. Значение ее огромно: именно благодаря скромному полтавскому чиновнику казаки появились на страницах мировой литературы. Поэма была переведена на несколько десятков иностранных языков, в том числе на финский и японский. Особого интереса заслуживает литературный опыт известного русского философа Алексея Степановича Хомякова. В 1825 — 1826 гг., в Париже, он начал писать трагедию «Ермак», которая создавалась практически в одно время с пушкинским «Борисом Годуновым» и была прочитана московской публике одновременно с ним [14; 22].Данное произведение стало предвестником нового, романтического направления в русской литературе. События пьесы отображают наиболее драматический период в жизни героя: завоевание Сибири, схватка с Кучумом, гибель. Словно в классической античной трагедии герой, преступив закон, должен понести наказание, поплатиться жизнью — таков смысл «Ермака». Следует признать, что, выбирая Ерамака в качестве героя своего произведения, Хомяков продолжил определенную линию романтизации казачества, его лидеров, заложенную до него (К.Рылеев — «Ревела буря, гром гремел..»). Отображение казачества в дальнейшем было с большим успехом предпринято Г. Сенкевичемв его трилогии «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский». Казаки были и героями произведений Пушкина. Наиболее полно казачество отображено в поэме «Полтава», упомянутой уже повести «Капитанская дочка». Пушкин активно интересовался казачеством как главным участником Смутного времени в процессе написания «Бориса Годунова», многочисленных бунтов XVII века. Пушкин называл Стеньку Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» — самое известное произведение о казачестве дореволюционной русской литературы. Это художественное произведение в полном смысле слова, поскольку не отображает ни конкретного исторического периода, ни реальных исторических лиц. Ему же принадлежит и уникальное по образности и колориту описание жизни и быта слободского казачества в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Символом казачьей темы первой половины XIX века, можно назвать Тараса Шевченко [14]. Оба издания его знаменитого «Кобзаря» (1840, 1860) содержат стихотворения и поэмы на казачью тематику. Шевченко рисует образы реальных лиц, казачьих вожаков: Тараса Трясила, Ивана Подковы, Гамалеи. Образы сознательно героизированы, их времена автором представлены как высшее проявление духа казачьейвольности, золотые и одновременно трагические в истории Украины периоды. Множество изображений казаков появилось в период войны 1812 года [2; 18]. Солидная литература посвящен донскому казачеству и его истории[15]. К середине столетия относится и первое фотографическое изображение казаков (широко известная фотография «Кубанские пластуны в Севастополе»). В мае 1863 года в Петербурге состоялась премьера оперы Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», юмористический сюжет которой посвящен жизни запорожцев в Турции после первого разгрома Запорожской Сечи при Петре Первом. Опера быстро стала популярной, ее постановки осуществляются до сих пор многими театрами Украины. Родоначальником темы кавказского казачества в русской поэзии является великий М.Ю. Лермонтов («Казачья колыбельная песня», «Казак»). О казаках Кавказа писали А.С.Пушкин («Под буркою казак, Кавказа властелин...») С. Нечаев («Воспоминание»), К.Рылеев («Наброски поэмы из кавказского военного быта») А.Шидловский («Гребенский казак») и другие поэты и писатели.
М.Ю. Лермонтов
Свое видение определенной части кавказского казачества образно представил Л.Н.Толстой в известном произведении «Казаки» (подзаголовок «Кавказская повесть 1852 года»). В повести описана бурная приграничная жизнь кавказского линейного казачества — совершенно особой категории казаков, живших в самой беспокойной местности вдоль границ Большой Чечни в военном поселении (на Кавказской Линии) и не имевших выборной власти даже в хуторах, но подчинявшихся военному губернатору и назначенным им генералам. Толстой, побывавший в молодости на Кавказе, прекрасно знал казаков и описал их со всеми подробностями их характера и жизни: «На этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе живет с незапамятных времен воинственное, красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребенскими казаками» [21]. Казаки, в описании автора, отличаются от обычного русского населения: «... казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там» [20]. Лев Толстой также подсказал много важных деталей И.Е. Репину при написании художникомего знаменитой картины«Запорожцыпишут письмо турецкому султану».Тема казачества присутствует и в творчестве таких живописцев, как В.И. Суриков («Покорение Сибири Ермаком»), В. Маковский и другие. В конце классического ХIХ столетия казаки становятся персонажамимногих опер. Тема казачества широко представленав творчестве П.И.Чайковского. Петр Ильич происходил от православных шляхтичей Кременчугского повета и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек, получивших свое прозвище от типа казачьей лодки, использовавшейся запорожцами для набегов. По семейному преданию, его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695—1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника. (Впоследствии фамилия была «облагорожена» и приобрела светское звучание). Назовем оперы«Ночь под Рождество», «Мазепа». В творчестве Н.Римского-Корсакова казаки – герои опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Пан Воевода». Свою последнюю оперу «Сорочинская ярмарка» не успел завершить М. П. Мусоргский.
|