Закон как основной источник позитивного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон как основной источник позитивного права



Закон является одним из видов нормативных актов, это акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона, позволяющим выделить его из иных нормативных правовых актов и придать ему качество верховенства, можно отнести следующие положения. Закон является таким нормативным актом, который принимается только органом законодательной власти в результате законодательного процесса, либо референдумом – всенародным голосованием. Законы регулируют наиболее важные, базовые общественные отношения (основные права и свободы граждан, государственное устройство и т.д.). Законы направлены на выражение воли и интересов народа. Данные акты принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам – все иные нормативные правовые акты издаются на основе законов, в соответствии с законом и не могут ему противоречить. Закон занимают ведущее место в системе законодательства, фактически являясь системообразующим фактором всей системы. Важен также эффективный механизм обеспечения исполнения законов – например, может устанавливаться общий надзор прокуратуры за соблюдением законности. Как правило, закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.[37]

В связи с неоднородностью законов выделяют различные виды законов. Так, в зависимости от регулируемых общественных отношений (от их значимости) различают основные законы (таковыми являются конституции, они имеют учредительный характер, служат базой для всего законодательства, достаточно стабильны благодаря особому порядку принятия и внесения в них изменений), конституционные законы (законы об изменении основного закона государства, закрепляют порядок внесения в него поправок), органические законы (законы, дополняющие основной закон, изданные по отдельным указанным в основном законе вопросам) и ординарные, или обычные (остальные законы, принятые законодательным органом, могут быть кодификационные законы – по наиболее значимым сферам жизни – и законы, принятые в рамках текущего законодательства).

Существует множество классификаций законов по различным основаниям, например по объему регулирования выделяют общие и специальные законы, по субъектам правотворчества – принятые народом в результате референдума или законодательным органом, по характеру – текущие и чрезвычайные.

Особой категорией, входящей в понятие закон в рамках позитивного подхода являются подзаконные акты. Подзаконные акты – это нормативные акты, изданные в соответствии с законом, на его основании и не противоречащие ему. Признаки подзаконных актов включают в себя вышеупомянутую связь с законами, издание компетентными органами и иерархическую организацию в зависимости от положения органа, направленность на решение текущих задачи и оперативное применение.

Выделяют общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные подзаконные акты.[38] К общим подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты общей компетенции, они имеют следующую после законов юридическую силу, обязательны для выполнения всеми гражданами на всей территории государства. Именно к этому типу относятся подзаконные акты высших органов исполнительной власти государства, например, нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах, действие которых соответственно ограничено подвластной им территорией. Примерами местных подзаконных актов являются постановления и нормативные решения муниципалитета, мэрии, префекта. Ведомственные нормативно-правовые акты включают в себя приказы и инструкции структурных подразделений правительственных органов (министерств или ведомств), которые распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (например, банковские, таможенные отношения). Последним видом подзаконных актов являются внутриорганизационные акты, то есть те акты, которые издаются некоторыми организациями для регулирования внутренних вопросов, отношений, возникающих в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Широко распространена классификация подзаконных актов РФ в зависимости от юридической силы и субъектов правотворчества. Различают указы Президента, постановления Правительства, ведомственные акты (инструкции и приказы министерств и иных органов исполнительной власти), акты органов исполнительной власти субъектов Федерации. Разумеется, подобное деление нормативно-правовых актов не универсально для всех государств ввиду особенностей национальных правовых систем, многовековых традиций и различных систем государственной власти. Однако в большинстве случаев действие подзаконных актов организовано именно по принципу степени юридической силы акта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.004 с.)