Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)



Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

 

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».

Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия-загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот-ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

• Географические последствия землетрясений (отражает тему);

• Осень – любимое время года (отражает главную мысль);

• Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);

• Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);

• Золотые пески Египта (рекламная функция);

• А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);

• Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Проблемныйвопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу.Оформление эпиграфа на письме. Предтекстовые вопросы и задания в формировании умений.

 

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

• содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;

• выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;

• подбор заглавий,

– характеризующих тему;

– характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;

– указывающих на событие, время, действующее лицо;

– заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;

– выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

– анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа

Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).

В работе с текстами используются предтекстовые вопросы и задания:

• Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?

• Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?

• Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?

• Что вам уже известно по этой теме?

• Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.

 

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):

· Аукцион «Кто больше?»

· Игра «Правда ли, что.?.»

· Реши задачу

· В поисках слова

· Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

 

Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

Объектами проверки являются умения

– отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,

– понимать смысловую, эстетическуюстороны текстов,

– отражать это понимание в выразительном чтении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.16.247 (0.007 с.)