Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ исторических источников↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1. Прочтите отрывок из исторического документа и дайте ответы на вопросы: «Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен. Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце вносить свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен». Вопросы 1. Как назывался документ, в котором содержалось данное положение? 2. Кто был его автором? 3. Когда он был создан? 4. Проанализируйте социальную структуру населения Древней Руси.
5.2. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и дайте ответы на вопросы: «В год 6562 (1054) скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир [южный], а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять [один другого со стола], сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата твоего, ты помогай обижаемому». И так завещал он сыновьям своим жить в любви». Вопросы 5. От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании? 6. Как характеризует данный документ Ярослава Мудрого как политического деятеля? 7. Какие сведения о порядке наследования престола можно сделать на основе анализа данного источника? Итоговая аттестация: экзамен ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 1. Сущность, формы, функции исторического знания. 2. Методы и источники изучения истории. 3. Понятие и классификация исторического источника. 4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. 5. Методология и теория исторической науки. 6. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. 7. Происхождение и ранняя история славян. Проблема этногенеза восточных славян. 8. Общественный строй, культура и быт восточных славян. 9. Образование древнерусского государства Киевская Русь. Основные этапы становления государственности. 10. Норманизм и антинорманизм. 11. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. 12. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 13. Принятие Русью христианства. 14. Социально-экономическое развитие Киевской Руси. 15. Культура Древней Руси 10-12 вв. 16. Феодальная раздробленность на Руси. 17. Поход Батыя на Русь. 18. Русь под властью Золотой Орды. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 19. Усиление Московского княжества при Иване Калите и Дмитрии Донском. 20. Борьба Руси с монгольским игом. 21. Объединение земель вокруг Москвы в 15 в. Процесс образования русского централизованного государства, его специфика. 22. Судебник 1497 г. Развитие крепостного права. 23. Иван 4 Грозный и его реформы первого этапа внутренней политики. 24. Опричнина Ивана Грозного. 25. Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение Башкирии к Русскому государству. 26. Культура России 15-16 вв. 27. Правление Федора Иоанновича и Бориса Годунова. 28. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. 29. «Смутное» время на Руси. 30. 1 и 2 народное ополчение и изгнание польских и шведских интервентов из России. Начало правления династии Романовых. 31. Социальное и экономическое развитие России в первой половине 17 в. 32. Правление Алексея Михайловича. Соборное Уложение 1649 г. 33. Петр 1. Государственные и административные реформы Петра 1. 34. Северная война(1700-1721). 35. Дворцовые перевороты середины 18 в. 36. Внутренняя политика Екатерины 2. 37. Внешняя политика Екатерины 2. 38. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева(1773-1775 гг.) и участие башкир в ней. 39. Павел 1. Контрреформы Павла. 40. Культура России 18 в. 41. Внутренняя политика Александра 1. 42. Нашествие Наполеона 1 на Россию. Заграничные походы русской армии. 43. «Северное» и «Южное» общества декабристов. Восстание декабристов. 44. Общественно-политическое движение в России в 30-40-е гг. 19 в. 45. Николай 1 и его правление. Крымская война. 46. Культура России первой половины 19 в. 47. Крестьянская реформа 1861 г. 48. Реформы 60-70-х гг. 19 в. И их значение. Контрреформы 80-90-х гг. 49. Экономическое развитие России во второй половине 19 в. 50. «Золотой век» русской культуры. 51. Партии и классы в России в начале 20 в. 52. Первая русская революция. Причины, ход, историческое значение. Отношение партий и революции. 53. Социально-экономическое развитие России в 1907-1913 гг. 54. Первая мировая война и участие в ней России. 55. «Серебряный» век русской культуры. 56. Февральская буржуазно-демократическая революция в России. 57. Развитие буржуазной революции в период с февраля по октябрь 1917г. 58. Октябрьская социалистическая революция. 59. Политика «военного коммунизма». 60. НЭП и его итоги. 61. Образование СССР. 62. Развитие промышленности в СССР в годы первых пятилеток. 63. Коллективизация сельского хозяйства в СССР и ее итоги. 64. Развитие культуры в СССР 20-30-е гг. 65. Сталинские репрессии 20-30-х гг. Культ личности и его последствия. 66. Внешняя политика СССР в 20-30-е гг. Пакт Молотова – Риббентропа. 67. Начало Великой Отечественной войны. Первый и второй период Вов. 68. Третий период Вов. Разгром фашистской Германии. Война с Японией. 69. Внешняя политика СССР в 1945-1955 гг. 70. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. 71. Хозяйственное развитие страны в 1953-1965 гг. 72. Внешняя политика СССР в 1953-1965 гг. Карибский кризис. 73. Хрущевская «оттепель» в культуре. 74. Социально-экономическое развитие страны в 70-80-е гг. 75. Внешняя политика СССР в 70-80-е гг. 76. Наука, образование, культура и идеология в СССР в 70-80-е гг. 77. Перестройка в СССР и ее итоги. 78. Внешнеполитическая деятельность М.С. Горбачева. 79. Распад СССР. 80. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) 81. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. 82. Культура в современной России. 83. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Список литературы а) основная рекомендуемая литература: 1. История России. С древнейших времен до конца 17 века. – М., 1998. 2. История России. С начала 18 до 19 века. – М., 1998. 3. История России. 20 век. – М., 2001. 4. История Российского государства /Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Юнити, 2000. 5. Ляшенко Л.М. История России. 19 век. – М.: Дрофа, 2000. 6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – Изд.2 – М.: Норма, 2000. 7. Новейшая история Отечества 20 век: Учебник для вузов. В 2 т. – М.:ВЛАДОС, 1999. 8. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Савокина Т.А., История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999. 9. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Савокина Т.А., Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999. 10. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа, 2001. 11. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России 18-19 века. – М.: Дрофа, 2001. 12. Хрестоматия по истории Башкортостана(1917-2000). – Уфа: Китап, 2001. 13. Хрестоматия по истории Северного Башкортостана. Ч.1. Материалы по истории края с др. времен до 1917 года. – Уфа:Гилем,2005. 14. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). – Уфа:Гилем. 15. История Башкортостана с др.времен до наших дней. – Уфа:Китап,2007. 16. История Башкортостана во вт.пол. 19 – н.20в. –Уфа:Уфимский полиграфкомбинат,2007. 17. Хрестоматия по Отечественной истории(1946-1995 гг.)/Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина – М.: ВЛАДОС, 1996; б) дополнительная литература: 1. 185 лет Отечественной войне 1812 года:/Сб. ст./-Самара,1997. 2. Александров В.Л. Обычное право крепостной деревни России 18-нач. 19 вв.- М.,1984. 3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ 1 четв. 18 в.- Л., 1989. 4. Балязин В.Н. Фельдмаршал Барклай.- М.,1992. 5. Барятинский В.В. Царственный мистик. Император Александр 1.- Л.,-1990. 6. Буганов В.И. Петр Великий и его время.- М., 1978. 7. Верные сыны Отечества: воспитание участников декабристского движения в Петербурге.- Л., 1982. 8. Водарский Я.Е. Дворянское землевладение в России в 17-первой пол. 19 вв.- М., 1988. 9. Гарнич Н.Ф. 1812 год.- М..,1956. 10. Генезис и развитие феодализма в России. Проблема идеологии и культуры.- Л., 1987. 11. Гордин Я.А. События и люди 14 декабря.- М., 1985. 12. Декабристы. Биографический справочник- М., 1980. 13. Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг.- М., 1979. 14. Егоров Б.Ф. Петрашевцы.-Л., 1988. 15. Жилин П.А. Отечественная война 1812 г.-М., 1988. 16. История Северной войны 1700-1721 г.- М., 1987. 17. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: 18 в.- М., 1978. 18. Лебедев В.И. Булавинское восстание. (1707-1708).-М., 1967. 19. Мироненко С.К. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в нач. 19 в.- М., 1989. 20. Михневич В. Русская женщина 18 столетия. -М., 1990. 21. Нечкина М.В. Декабристы.- М., 1982. 22. Павленко Н.И. Петр 1 и его время.- М., 1989. 23. Павленко Н.И. Петр Великий.- Л., 1990. 24. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова.- М., 1989. 25. Россия в период реформ Петра 1.-М., 1973. 26. Самсонов А. Россия в пер. пол. 19 века. –М., 1996. 27. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию 1812 г.- М., 1992. 28. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра 1.- М., 1949. 29. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия.- М., 1984. 30. Эйдельман Н.Я. Твой 18 век.- М., 1986. 31. Материальная и духовная культура Башкортостана до конца 19в. В кроссвордах. – Уфа,2006. 32. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов вузов. – М: ИКЦ «Март»,2007. 33. Новейшая история России (1914-2005). - М: Высшее образование,2007. 34. Хрестоматия по новейшей истории России.1917-2004. Ч.1.1917-1945. – М:Дрофа,2005. 35. Хрестоматия по новейшей истории России.1917-2004. Ч.2.1917-2004. – М:Дрофа,2005. 36. Кузнецов И.Н. Отечественная история. – М:Изд-во «Дашков и К»,2008.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 50 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 50 обучающихся. Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. На лекциях и семинарских занятиях используется мультимедийное и компьютерное оборудование .
Методические рекомендации преподавателю 1. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей. 2.Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. 3. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: - изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; - логичность, четкость и ясность в изложении материала; - возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов; - опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные; Методические указания студентам Методические указания студентам раскрывают рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части) и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. В рамках изучения данного курса предполагаются следующие виды самостоятельной работы: - изучение источников, учебной и исследовательской литературы по курсу с целью углубления знаний по предмету; - конспектирование источников, учебной и научной литературы; - поиск и обзор электронных источников информации; - обработка нормативных материалов; - отработка навыков самостоятельного перевода и коррекции датировок; - анализ фактических материалов; - выполнение контрольной работы.
Рассмотрено на заседании кафедры Утверждено на заседании УМС Истории, истории государства и права гуманитарного факультета (протокол № 1 от 30.08.2012г.) (протокол № 2 от 14.09.2012г.) Зав. кафедрой ___________________ Председатель ________________ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА По дисциплине «Отечественная история» для студентов 1 курса специальности «Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность» 2 семестр 2011-2012 учебный год
максимальное количество баллов по дисциплине – 100: 40 баллов – посещаемость и активное участие на практических занятиях; 20 баллов – контрольные работы 40 балла – самостоятельная работа студента. Всего практических занятий 50 часов (25 занятий) Аудиторная работа (40 баллов) Посещение и участие на практическом занятии оценивается в 4 балла (ответ – 3 балла; дополнение – 1 балл); Самостоятельная работа (40 баллов) Всего на самостоятельную работу выделено Самостоятельная работа №1. Задание: Конспект монографии Форма контроля: проверка тетради, защита Срок: до 1.04.12. Оценка: 10 баллов Самостоятельная работа №2. Задание: Реферат Форма контроля: защита реферата. Срок: до 1.03.12. Оценка: 10 баллов Самостоятельная работа №3. Задание: Подготовка к тесту. Форма контроля: тест. Срок: до 15.05.12. Оценка: 10 баллов Самостоятельная работа №4. Задание: Подготовка доклада (по выбору). Форма контроля: защита доклада Срок: в течение семестра. Оценка: 10 баллов Контрольная работа (20 баллов) 1. Контрольная работа №1. «Русь в 11-12 вв.». Максимальное количество баллов за контрольную работу – 10. 2. Контрольная работа №2 Коллоквиум «Русь в 13-15 вв.». Максимальное количество баллов за контрольную работу – 10. Промежуточная аттестация Экзамен Примечание:
Ст.пр., к.и.н. Галина Л.И.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Отечественная история на 2 семестр (наименование дисциплины)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.018 с.) |