Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ исторических источников

Поиск

5.1. Прочтите отрывок из исторического документа и дайте ответы на вопросы:

«Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.

Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце вносить свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен».

Вопросы

1. Как назывался документ, в котором содержалось данное положение?

2. Кто был его автором?

3. Когда он был создан?

4. Проанализируйте социальную структуру населения Древней Руси.

 

 

5.2. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и дайте ответы на вопросы:

«В год 6562 (1054) скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в

Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир [южный], а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять [один другого со стола], сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата твоего, ты помогай обижаемому». И так завещал он сыновьям своим жить в любви».

Вопросы

5. От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

6. Как характеризует данный документ Ярослава Мудрого как политического

деятеля?

7. Какие сведения о порядке наследования престола можно сделать на основе

анализа данного источника?

Итоговая аттестация: экзамен

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

2. Методы и источники изучения истории.

3. Понятие и классификация исторического источника.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное.

5. Методология и теория исторической науки.

6. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

7. Происхождение и ранняя история славян. Проблема этногенеза восточных славян.

8. Общественный строй, культура и быт восточных славян.

9. Образование древнерусского государства Киевская Русь. Основные этапы становления государственности.

10. Норманизм и антинорманизм.

11. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

12. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

13. Принятие Русью христианства.

14. Социально-экономическое развитие Киевской Руси.

15. Культура Древней Руси 10-12 вв.

16. Феодальная раздробленность на Руси.

17. Поход Батыя на Русь.

18. Русь под властью Золотой Орды. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

19. Усиление Московского княжества при Иване Калите и Дмитрии Донском.

20. Борьба Руси с монгольским игом.

21. Объединение земель вокруг Москвы в 15 в. Процесс образования русского централизованного государства, его специфика.

22. Судебник 1497 г. Развитие крепостного права.

23. Иван 4 Грозный и его реформы первого этапа внутренней политики.

24. Опричнина Ивана Грозного.

25. Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение Башкирии к Русскому государству.

26. Культура России 15-16 вв.

27. Правление Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

28. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

29. «Смутное» время на Руси.

30. 1 и 2 народное ополчение и изгнание польских и шведских интервентов из России. Начало правления династии Романовых.

31. Социальное и экономическое развитие России в первой половине 17 в.

32. Правление Алексея Михайловича. Соборное Уложение 1649 г.

33. Петр 1. Государственные и административные реформы Петра 1.

34. Северная война(1700-1721).

35. Дворцовые перевороты середины 18 в.

36. Внутренняя политика Екатерины 2.

37. Внешняя политика Екатерины 2.

38. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева(1773-1775 гг.) и участие башкир в ней.

39. Павел 1. Контрреформы Павла.

40. Культура России 18 в.

41. Внутренняя политика Александра 1.

42. Нашествие Наполеона 1 на Россию. Заграничные походы русской армии.

43. «Северное» и «Южное» общества декабристов. Восстание декабристов.

44. Общественно-политическое движение в России в 30-40-е гг. 19 в.

45. Николай 1 и его правление. Крымская война.

46. Культура России первой половины 19 в.

47. Крестьянская реформа 1861 г.

48. Реформы 60-70-х гг. 19 в. И их значение. Контрреформы 80-90-х гг.

49. Экономическое развитие России во второй половине 19 в.

50. «Золотой век» русской культуры.

51. Партии и классы в России в начале 20 в.

52. Первая русская революция. Причины, ход, историческое значение. Отношение партий и революции.

53. Социально-экономическое развитие России в 1907-1913 гг.

54. Первая мировая война и участие в ней России.

55. «Серебряный» век русской культуры.

56. Февральская буржуазно-демократическая революция в России.

57. Развитие буржуазной революции в период с февраля по октябрь 1917г.

58. Октябрьская социалистическая революция.

59. Политика «военного коммунизма».

60. НЭП и его итоги.

61. Образование СССР.

62. Развитие промышленности в СССР в годы первых пятилеток.

63. Коллективизация сельского хозяйства в СССР и ее итоги.

64. Развитие культуры в СССР 20-30-е гг.

65. Сталинские репрессии 20-30-х гг. Культ личности и его последствия.

66. Внешняя политика СССР в 20-30-е гг. Пакт Молотова – Риббентропа.

67. Начало Великой Отечественной войны. Первый и второй период Вов.

68. Третий период Вов. Разгром фашистской Германии. Война с Японией.

69. Внешняя политика СССР в 1945-1955 гг.

70. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

71. Хозяйственное развитие страны в 1953-1965 гг.

72. Внешняя политика СССР в 1953-1965 гг. Карибский кризис.

73. Хрущевская «оттепель» в культуре.

74. Социально-экономическое развитие страны в 70-80-е гг.

75. Внешняя политика СССР в 70-80-е гг.

76. Наука, образование, культура и идеология в СССР в 70-80-е гг.

77. Перестройка в СССР и ее итоги.

78. Внешнеполитическая деятельность М.С. Горбачева.

79. Распад СССР.

80. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)

81. Россия на пути радикальной социально-политической модернизации.

82. Культура в современной России.

83. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

 

Список литературы

а) основная рекомендуемая литература:

1. История России. С древнейших времен до конца 17 века. – М., 1998.

2. История России. С начала 18 до 19 века. – М., 1998.

3. История России. 20 век. – М., 2001.

4. История Российского государства /Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Юнити, 2000.

5. Ляшенко Л.М. История России. 19 век. – М.: Дрофа, 2000.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – Изд.2 – М.: Норма, 2000.

7. Новейшая история Отечества 20 век: Учебник для вузов. В 2 т. – М.:ВЛАДОС, 1999.

8. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Савокина Т.А., История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999.

9. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Савокина Т.А., Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 1999.

10. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа, 2001.

11. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России 18-19 века. – М.: Дрофа, 2001.

12. Хрестоматия по истории Башкортостана(1917-2000). – Уфа: Китап, 2001.

13. Хрестоматия по истории Северного Башкортостана. Ч.1. Материалы по истории края с др. времен до 1917 года. – Уфа:Гилем,2005.

14. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). – Уфа:Гилем.

15. История Башкортостана с др.времен до наших дней. – Уфа:Китап,2007.

16. История Башкортостана во вт.пол. 19 – н.20в. –Уфа:Уфимский полиграфкомбинат,2007.

17. Хрестоматия по Отечественной истории(1946-1995 гг.)/Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина – М.: ВЛАДОС, 1996;

б) дополнительная литература:

1. 185 лет Отечественной войне 1812 года:/Сб. ст./-Самара,1997.

2. Александров В.Л. Обычное право крепостной деревни России 18-нач. 19 вв.- М.,1984.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ 1 четв. 18 в.- Л., 1989.

4. Балязин В.Н. Фельдмаршал Барклай.- М.,1992.

5. Барятинский В.В. Царственный мистик. Император Александр 1.- Л.,-1990.

6. Буганов В.И. Петр Великий и его время.- М., 1978.

7. Верные сыны Отечества: воспитание участников декабристского движения в Петербурге.- Л., 1982.

8. Водарский Я.Е. Дворянское землевладение в России в 17-первой пол. 19 вв.- М., 1988.

9. Гарнич Н.Ф. 1812 год.- М..,1956.

10. Генезис и развитие феодализма в России. Проблема идеологии и культуры.- Л., 1987.

11. Гордин Я.А. События и люди 14 декабря.- М., 1985.

12. Декабристы. Биографический справочник- М., 1980.

13. Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг.- М., 1979.

14. Егоров Б.Ф. Петрашевцы.-Л., 1988.

15. Жилин П.А. Отечественная война 1812 г.-М., 1988.

16. История Северной войны 1700-1721 г.- М., 1987.

17. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: 18 в.- М., 1978.

18. Лебедев В.И. Булавинское восстание. (1707-1708).-М., 1967.

19. Мироненко С.К. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в нач. 19 в.- М., 1989.

20. Михневич В. Русская женщина 18 столетия. -М., 1990.

21. Нечкина М.В. Декабристы.- М., 1982.

22. Павленко Н.И. Петр 1 и его время.- М., 1989.

23. Павленко Н.И. Петр Великий.- Л., 1990.

24. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова.- М., 1989.

25. Россия в период реформ Петра 1.-М., 1973.

26. Самсонов А. Россия в пер. пол. 19 века. –М., 1996.

27. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию 1812 г.- М., 1992.

28. Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра 1.- М., 1949.

29. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия.- М., 1984.

30. Эйдельман Н.Я. Твой 18 век.- М., 1986.

31. Материальная и духовная культура Башкортостана до конца 19в. В кроссвордах. – Уфа,2006.

32. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов вузов. – М: ИКЦ «Март»,2007.

33. Новейшая история России (1914-2005). - М: Высшее образование,2007.

34. Хрестоматия по новейшей истории России.1917-2004. Ч.1.1917-1945. – М:Дрофа,2005.

35. Хрестоматия по новейшей истории России.1917-2004. Ч.2.1917-2004. – М:Дрофа,2005.

36. Кузнецов И.Н. Отечественная история. – М:Изд-во «Дашков и К»,2008.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) представлено в локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 50 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

На лекциях и семинарских занятиях используется мультимедийное и компьютерное оборудование

.

 

Методические рекомендации преподавателю

1. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

2.Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

3. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость и ясность в изложении материала;

- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

- опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

Методические указания студентам

Методические указания студентам раскрывают рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части) и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д.

В рамках изучения данного курса предполагаются следующие виды самостоятельной работы:

- изучение источников, учебной и исследовательской литературы по курсу с целью углубления знаний по предмету;

- конспектирование источников, учебной и научной литературы;

- поиск и обзор электронных источников информации;

- обработка нормативных материалов;

- отработка навыков самостоятельного перевода и коррекции датировок;

- анализ фактических материалов;

- выполнение контрольной работы.

 

Рассмотрено на заседании кафедры Утверждено на заседании УМС

Истории, истории государства и права гуманитарного факультета

(протокол № 1 от 30.08.2012г.) (протокол № 2 от 14.09.2012г.)

Зав. кафедрой ___________________ Председатель ________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

По дисциплине «Отечественная история»

для студентов 1 курса специальности

«Прикладная математика и информатика», «Информационная безопасность»

2 семестр 2011-2012 учебный год

 

максимальное количество баллов по дисциплине – 100:

40 баллов – посещаемость и активное участие на практических занятиях;

20 баллов – контрольные работы

40 балла – самостоятельная работа студента.

Всего практических занятий 50 часов (25 занятий)

Аудиторная работа (40 баллов)

Посещение и участие на практическом занятии оценивается в 4 балла (ответ – 3 балла; дополнение – 1 балл);

Самостоятельная работа (40 баллов)

Всего на самостоятельную работу выделено

Самостоятельная работа №1.

Задание: Конспект монографии

Форма контроля: проверка тетради, защита

Срок: до 1.04.12.

Оценка: 10 баллов

Самостоятельная работа №2.

Задание: Реферат

Форма контроля: защита реферата.

Срок: до 1.03.12.

Оценка: 10 баллов

Самостоятельная работа №3.

Задание: Подготовка к тесту.

Форма контроля: тест.

Срок: до 15.05.12.

Оценка: 10 баллов

Самостоятельная работа №4.

Задание: Подготовка доклада (по выбору).

Форма контроля: защита доклада

Срок: в течение семестра.

Оценка: 10 баллов

Контрольная работа (20 баллов)

1. Контрольная работа №1. «Русь в 11-12 вв.». Максимальное количество баллов за контрольную работу – 10.

2. Контрольная работа №2 Коллоквиум «Русь в 13-15 вв.». Максимальное количество баллов за контрольную работу – 10.

Промежуточная аттестация

Экзамен

Примечание:

  • Если по итогам текущего контроля студент набирает от 60 до 75, он может получить оценку «удовлетворительно»
  • От76 до 89 баллов – «хорошо»
  • От 90 до 100 баллов – «отлично»
  • Студент, набравший менее 25 баллов, является неуспевающим, в зачетную ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».
  • Проведение консультаций и прием отчетов по самостоятельной работе: пятница каждого месяца с 14.00 до 15.00.

Ст.пр., к.и.н. Галина Л.И.

 

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине Отечественная история на 2 семестр

(наименование дисциплины)

 

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) ________ Учебных часов: лекций (в т.ч. в интерактивных формах)_______________
Лекции: ст. преп., к.и.н. Галина Л.И. семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)__________
(должность, уч. степень, звание, ф.и.о.) практических (в т.ч. в интерактивных формах)__________
___________________________________________________ лабораторных __________
___________________________________________________ консультаций ______________________________
Практические занятия: ст. преп., к.и.н. Галина Л.И. зачет _____________________________________
(должность, уч. степень. звание, ф.и.о.) экзамен ___________________________________
___________________________________________________ самостоятельная работа студентов _____________ КСР ________________
   

 

№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов Кол-во часов аудитор. работы Интерактивные методы обучения   Меж-предметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Количе-ство часов самостоят. работы Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
                     
  Модуль 1. Древняя Русь                  
1.1 Происхождение славян. Возникновение и развитие Древнерусского государства Киевская Русь. Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя: каменный, бронзовый, железный век. Каменный век на территории нашей страны. Появление людей на территории России в позднем палеолите. Капова пещера. Родовая община и матриархат. Мезолит на территории России. Основные занятия населения. Неолитическая революция. Трипольская культура. Бронзовый век. Выделение праславянских племен. Разложение родового строя и возникновение древнейших государств на территории нашей страны. Скифы. Рабовладельческие государства Северного Причерноморья. Греческие города-колонии. Переход к железному веку(рубеж 1 тыс. н. э.). Античное наследие в эпоху Великого переселения народов Этногенез славянских племен. Первые письменные сведения о славянах. Восточные славяне в 6-9 веках. Территория восточных славянских племен в 6-9 веках. «Повесть временных лет» о расселении славянских племен. Соседи восточных славян. Основные занятия славян. Системы земледелия: подсечно-огневая, перелог, трехполья. Скотоводство. Подсобные промыслы. Соседская община у славян. Возникновение городов у восточных славян. Путь «из варяг в греки». Общественный строй, эволюция общины и выделение знати. Язычество древних славян, быт, семейные отношения. Восточные славяне и Великая степь. Византийско – древнерусские связи..Основные этапы становления государственности. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государств Ранние политические объединения восточных славян. Норманнская теория. Легенда о призвании варягов на Русь. Современный Норманизм и антинорманизм. Историческая наука о возникновении государств. Борьба новгородского Севера и киевского Юга. Объединение Новгорода и Киева: образование Древнерусского государства Киевская Русь. Первые русские князья. Договоры Руси с греками. Восстание древлян(945 г.). Административно-налоговая реформа княгини Ольги. Князь Святослав и его походы. Правление Владимира 1. Принятие Русью христианства. Историческое значение принятия Русью христианства. Ярослав Мудрый. Наивысший расцвет Киевской Руси. Политический строй Киевской Руси: раннефеодальная монархия и ее особенности. Социально-экономический строй Киевской Руси. Возникновение и развитие феодального землевладения. Смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы. «Русская Правда» - первый свод письменных законов на Руси. Краткая и Пространная редакции «Русской Правды».     лекция семинар   Проблемная лекция. «Кубик рубик». Археология,этнография, всеобщая история, источниковедение, историография.   Использование электронных карт.   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК   Проверка конспектов, письменный опрос, устный опрос. Работа в лекционных тетрадях; проверка тетрадей. Контрольная работа
1.2 Феодальная раздробленность на Руси. Монгольское нашествие на Русь. Причины феодальной раздробленности. Закономерность удельного периода на Руси. Образование самостоятельных княжеств на Руси. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика: особенности социально-политической организации. Монгольские племена в начале 2 тыс. н. э.: хозяйство, основные занятия населения, общественные отношения. Образование Монгольского государства. Чингисхан. Монгольское войско. Завоевательные походы Чингисхана в первой четверти 13 века. Битва на Калке. Разведывательный поход монгольских войск в Волжскую Булгарию. Первая встреча башкир с монгольским войском. Подготовка похода на Русь. Великий курултай и начало похода к последнему морю. Завоевание Волжской Булгарии и башкир. Оборона Рязани. Завоевание северо-восточной Руси(1237-1238 гг.). Завоевание юго-западной Руси(1239-1240 гг.). Поход Батыя на Европу. Установление монгольского владычества на Руси. Образование государства Золотая Орда. Характер взаимоотношений русских княжеств и Золотой Орды. Всемирно-историческое значение борьбы русского народа с нашествием монгольских войск. Последствия монгольского ига для Руси.   Лекция Семинарское занятие   Традиционная лекция лекция с заранее запланированными ошибками Археология, этнография, всеобщая история, источниковедение, историография.   Использование мультимедийного оборудования   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК   Групповая работа по проверке остат. знаний
  Модуль 2. От Руси к России. Становление Российского централизованного государства.                    
2.1 Образование русского централизованного государства (14-16 вв.) Россия и средневековые государства Европы и Азии. Основные этапы складывания Русского централизованного государства. Экономическое развитие северо-восточной Руси: развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, города. Социальная структура северо-восточной Руси. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Борьба Москвы и Твери за ярлык на великое княжение. Иван Калита. Перемещение Церковного центра в Москву и роль церкви в «собирании русских земель». Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение. Василий 1 и Василий 2 Темный. Феодальная война второй четверти 15 века. Особенности объединительного процесса на Руси. Иван 3 – «Государь всея Руси». Завершение объединения земель северо-восточной Руси при Иване 3. Присоединение Новгорода. Битва на реке Шелони. Свержение золотоордынского ига: «великое стояние на реке Угре». Судебник Ивана 3. Социальный строй русского общества по «великокняжескому судебнику». Юрьев день. Зарождение поместной системы. Василий 3 и его правление. Государственный строй северо-восточной Руси: централизация власти, Боярская Дума, зарождение приказной системы. Русская церковь в 15-16 веках. Русские монастыри. Монастырская колонизация. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». Флорентийская уния и ее последствия для русской церкви. Историческое значение образования Русского централизованного государства.   Семинарское занятие.   Деловая игра всеобщая история, источниковедение, историография Использование подготовленного материала в виде слайд-шоу. Использование интерактивной доски.   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК   Коллоквиум
2.2 Правление Ивана Грозного. Социально-экономическое развитие России в 16 веке. Территория и население. Сельское хозяйство. Развитие вотчины и поместья. Город и ремесло. Рост посадского населения на Руси. Торговля. Иван 4 (1533- 1584). Венчание на царство. Восстание 1547 года в Москве. Избранная Рада. Государственный строй. Боярская дума, Земский собор, развитие приказной системы. Реформы середины 16 века и их значение. Судебник 1550 года. Стоглавый собор и его решения. Внешняя политика Ивана 4. Завоевание Казанского и Астраханского ханства. Добровольное вхождение Башкирии в состав Русского государства. Ливонская война. Борьба за выход к Балтийскому морю. Опричнина Ивана Грозного.     Семинарское занятие   коллективная мыслительная деятельность всеобщая история, источниковедение, историография Использование интерактивной доски   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК   Работа с электрон. картами; конспект. монографии
  Модуль 3. XVII век в истории России.                  
3.1 «Смутное время» на Руси (к.16-н.17 вв.) Экономический кризис конца 16- начала 17 века. Закрепощение крестьянства и его этапы. Заповедные лета. Правление Федора Иоанновича. Борис Годунов и его внутренняя политика. Восстание Хлопка. Начало гражданской войны. Лжедмитрий 1. Правление Лжедмитрия 1 в Москве. В.Шуйский. Восстание И.И. Болотникова: основные этапы, характер, движущие силы, требования восставших. Лжедмитрий 2. Тушинский вор. Открытая интервенция польских и шведских феодалов. Семибоярщина. Первое и второе ополчение, Минин и Пожарский. Изгнание интервентов из Москвы. Земский собор 1613 года и воцарение Романовых. Окончание интервенции. Семинарское занятие   коллективная мыслительная деятельность всеобщая история, источниковедение, историография Использование интерактивной доски   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК   Работа в сем. тетрадях; проверка тетрадей
3.2 Россия при первых Романовых. Территория и население. Восстановление и подъем сельского хозяйства. Эволюция барщинного хозяйства. Развитие ремесла. Появление первых мануфактур в России и их характер. Развитие внутренней торговли и начало формирования всероссийского рынка. Внешняя торговля. Социальная структура российского общества. Правление Михаила Федоровича и внешняя политика России в 30-40-е годы 17 века. Правление Алексея Михайловича. Городские восстания середины 17 века. Соборное Уложение 1649 года – кодекс феодального права. Завершение юридического оформления крепостной зависимости крестьян. Внешняя политика России во второй пол. 17 века. Медный бунт, поход Василия Уса, крестьянская война под предводительством Степана Разина. Соловецкое восстание. Восстание стрельцов 1682 и 1696 годов. Церковь в 17 веке. Политические притязания церкви. Церковные реформы середины 17 века. Раскол: причины, социальная сущность, идеология, историческое значение. Протопоп Аввакум и движение старообрядников.   Лекция семинар   Традиционное занятие всеобщая история, источниковедение, историография Использование интерактивной доски   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК   Работа с электрон. картами; конспект. монографии
  Модуль 4. Складывание абсолютизма. Российская империя в XVIII в.                  
4.1 Реформы Петра Великого. Россия на рубеже 17-18 вв. Падение Софьи и начало самостоятельного правления Петра. Личность Петра. Первые реформы государственной власти. Азовские походы Петра. «Великое посольство» и участие в нем Петра. Поиск союзников во внешней политике России. Стрелецкий бунт 1698 г. Подавление восстания. Первые преобразования Петра. Открытие школ, введение гражданского шрифта и многое другое. Административные преобразования. Церковь. Финансовая и денежная реформа Петра. Внешняя политика России. Начало Северной войны. Создание регулярной армии и флота. Основание Санкт-Петербурга. Победы русской армии на суше. Битва у Лесной. Полтавская битва. Сражение у мыса Гангут и на островах Эзель и Гренгам. Ништадскийй мир и его условия. Восточное направление внешней политики. Причины ее неудач. Экономическое развитие России в 1-й четверти 18 в. Влияние государства на развитие экономики страны. Развитие мануфактур, торговля. Государственная монополия на товары. Изменение в политике меркантилизма в конце второго десятилетия 18 в. Подушная перепись и новая система налогообложения. Введение паспортной системы. Подневольный труд в мануфактурах. Резкое усиление эксплуатации народных масс. Крестьянская война под предводительством Кондратия Булавина. Реформы органов власти, управления и армии. Образование Сената-высшего органа управления. Реестр коллегиям. Утверждение генерального регламента. Святейший синод и превращение церкви в часть государственного аппарата. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Создание регулярных вооруженных сил. Введение рекрутской повинности. Дворянская служба. Воинский и Морской Устав. Российский абсолютизм и его особенности. Культура и просвещение в 1-й четв. 18 века. Школа и образование. Развитие науки, техники, естествознания. Изменения в быту дворянства. Архитектура. Санкт-Петербург. Изобразительное искусство. Светский характер культуры. «Юности честное зерцало». Основание Академии наук. Социальный характер преобразований Петра. Историческое значение преобразований Петра. Лекция семинар   Метод проектов всеобщая история, источниковедение, историография Использование мультимедийного оборудования   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК   Защита докладов, рефератов. монографий.
4.2 Дворцовые перевороты 1725–1762 гг. Правление Екатерины Великой. Дворцовые перевороты середины 18 в. И роль гвардии в них. Характер дворцовых переворотов. Положение сословий. Расширеннее привилегий дворянства в середине 18 в. Внутренняя политика русского государства. Башкирские восстания 30-х гг. 18 в. Внешняя политика. Основные направления внешней политики России: западное, балтийское, польское, черноморское. Восточное направление внешней политики России. Присоединение Казахстана к России. Исследование Аляски. Участие России в Семилетней войне. Победы русской армии. Социально-экономическое развитие. Территория и численность страны. Развитие сельского хозяйства. Включение в оборот новых земель. Развитие промышленности. Строительство мануфактур. Новая география промышленности. Внутренняя торговля. Ярмарки. Внешняя торговля, рост барщины и оброка. Формирование капиталистического уклада. Политика «просвещенного абсолютизма». Сущность политики просвещенного абсолютизма. Увеличение льгот дворян. Секуляризация церковных земель. Уложенная комиссия. Екатерина 2 и западноевропейские философы. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Причины Крестьянской войны. Начало Крестьянской войны. Емельян Пугачев. Этапы, причины поражения и значение крестьянского движения. Внутренняя политика Екатерины 2 после подавления Крестьянской войны. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. Семинар   Диалог. всеобщая история, источниковедение, историография Использование подготовленного материала в виде слайд-шоу. Использование интерактивной доски.   Сообщения, доклады, творческие работы. Ознакомиться с самостоятельной работой по модулям в УМК    
  Модуль 5. Россия в XIX в.                  
5.1 Социально-экономическое, политическое развитие России в перв. пол.19 в. Внешняя политика в перв. пол.19 в. Россия в начале 19 века. Территория и население. Сословный строй России. Крепостное право и самодержавие. Положение крепостных крестьян в Черноземных и Нечерноземных районах России. Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли. Отставание России от стран Запада. Начало царствования Александра 1. М.М. Сперанский и попытки его реформ. Внешняя политика Александра 1. Международное положение России в начале 19 века. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Тильзитский мирный договор. Отечественная война 1812 г. Причины войны. Вторжение в Россию армии Наполеона и начало войны. Народное ополчение. Партизанская война. Народный характер войны. Александр 1 и М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Военный совет в Филях. Пожар в Москве. Тарутинский маневр. Попытки заключения мира. Положение наполеоновской армии на захваченных территориях. Отступление армии Наполеона. Переправа у р. Березина. Бегство Наполеона. Заграничный поход 1813-1814 гг.: освобождение Пруссии, Берлина, битва народов под Лейпцигом. Гибель армии Наполеона. Венский конгресс и послевоенное устройство Европы. Священный союз. Историческое значение Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии. Второй этап внутренней политики Александра 1. Проекты освобождения крестьян от крепостного права. Проект «Уставной грамоты» и ее судьба. Аракчеев и его реформы, аракчеевские деревни. Александр 1 в последние годы своего царствования. Движение декабристов.   Лекция семинар   Лекция с заранее заготовленными ошибками. «Бол


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.166 (0.018 с.)