ТОП 10:

Межличностные отношения как область затруднений



Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя (преподавателя) (А.К. Map­кова, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.). Ле­жащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), приня­тие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое дру­гое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодейст­вие людей, вплоть до его прекращения. Известно, что межлич­ностные отношения, совпадающие с основным репертуаром ро­лей конвенциональных отношений, усиливают эффективность де­ятельности, тогда как их внутреннее расхождение ведет к ее на­рушению,

Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или дру­гого личностного состояния у каждого из них. Согласно Э. Бер­ну [23], в структуре сознания личности каждого человека сосу­ществуют три состояния: «Родитель», «Взрослый», «Дитя». При этом первое — «Родитель» — может выявляться двояко: ли­бо в контролирующе-авторитарной функции, либо в помогающе­попечительской. Э. Берн приводит вербальные и невербальные ха­рактеристики каждого из трех состояний и примеры взаимодей­ствия людей, находящихся в одном и том же либо в разных со­стояниях. Для педагогической деятельности в силу ее обучающе­воспитывающего характера состояние «Родитель» является доста­точно созвучным. Ролевое предписание педагога и характеристика «Родителя» во многом совпадают. Они включают оценку, разре­шение, объяснение, порицание. Это те действия, которые явля­ются общими для педагога и родителя. Однако они приемлемы в педагогическом процессе только в отношениях педагог («Роди­тель») — ученик («Дитя»). Если же в роли ученика выступает «Взрос­лый», характеристикой которого является понимание, логичт ность, рассудительность, контактность, самостоятельность при­нятия решения, то в общении возникает обоюдное затруднение. Естественно, что оптимальным вариантом для педагогического про­цесса является отношение «Взрослый—Взрослый».

Отмечается, что затрудненность общения, обусловленная фактором межличностных отношений, обнаруживается в форме изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, ухода от делового общения и т.д. Среди многих факторов, затрудняющих общение (характер межличностных отношений, индивидуально-психологические особенности, включенность в деятельность, особен­ности ситуации взаимодействия) именно межличностные отно­шения статистически значимо занимают первое место [229].

Взаимооценка затруднения

Затруднения общения, возникающие в отношениях «учи­тель— ученик» и «ученик—ученик» оцениваются самими уча­стниками общения и другими людьми по-разному (Е.В. Цукано­ва). Так, оценка затруднений общения учителем и учениками не совпадает (по номенклатуре и ранговому месту). Если учителя счи­тают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель — ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. При этом, характеризуя в целом условия совместной учебной деятельнос­ти, исследователи отмечают, что основные затруднения связаны прежде всего с межличностными отношениями, затем с индиви­дуально-психологическими особенностями общающихся и толь­ко после этого с характером их участия в деятельности.

Более 90% оценок учеников и учителей по поводу их контакт­ности не совпадают. Ученики оценивают педагогов как трудно­контактных в три раза чаще (чем педагоги учеников), считая их жесткими, «барьерными» (З.А. Нолиу, Л.Б. Филонов).

Исследования педагогического общения студентов позволи­ли выявить не только специфику затруднений студентов педа­гогических вузов, но и динамику изменения этих затруднений с первого по пятый курс. В условиях социально ориентирован­ного учебно-педагогического общения студенты чувствуют затруд­нения и из-за непривычности к публичным выступлениям (49%), и из-за ощущения несоответствия того, что происходит, интуи­тивно сложившемуся представлению о том, как это должно быть, и из-за скованности жестов, движения, общего поведения, которое ранее было естественным (71%) [176].

Л.А. Поварницыной были выделены шесть групп трудностей общения студентов. В первую вошли трудности, связанные с не­умением студентов вести себя, незнанием того, что и как сказать. Трудности второй группы вызваны непониманием партнера об­щения, т.е. недостаточной сформированностью собственно пер­цептивной стороны общения. Третья группа состоит из трудно­стей, вызванных тем, что говорящего не понимает и не принимает партнер общения. Трудности общения в четвёртой группы обусловлены чувством смущения, неловкости, неуверенности, ис­пытываемым говорящим. Трудности пятой группы связаны с пе­реживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру. Шестая группа включает трудности, вызванные об­щей неудовлетворенностью человека общением. На этой основе автор анализирует особенности общения студентов в разных со­циальных сферах, в зависимости от курса (с первого по третий) и от других факторов. Было показано, что в общении со взрос­лыми студенты реже испытывают трудности непонимания парт­нера общения (14,2%) и очень часто (29,6%) — трудности, свя­занные с неумением вести себя, незнанием предмета общения. В общении студентов со сверстниками легче преодолеваются трудности второй и третьей групп. Показательно, что по мере пе­рехода от первого курса к третьему затруднения в общении с ро­дителями, родственниками сохраняются, тогда как в общении с не­известными людьми наблюдается резкое снижение затрудне­ний.

Анализ основных областей затруднений в общении, в деятель­ности показывает, что они изменяют саму ситуацию общения. Противоположные цели, интересы, позиции, средства, способы деятельности, сталкиваясь, создают конфликт, изучаемый не толь­ко специальными разделами психологии, но целой наукой кон­фликтологией, к которой и отсылаем заинтересованного читате­ля. Здесь же необходимо отметить, что при групповом взаимо­действии конфликт как столкновение противоположных реше­ний, стратегий, средств и способов, создавая проблемную ситу­ацию, повышает интеллектуальную активность совокупного (группового) субъекта. Важно только, чтобы такой конфликт не перешел на уровень оценки самих субъектов и не стал негатив­но межличностным в узком смысле слова.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.008 с.)