Методика развития «чувства времени» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития «чувства времени»



(задача 5)

Предварительная работа

В словаре дошкольников уже присутствуют термины «быстро-медленно», «быстрее -медленнее», дети понимают просьбы: «Не торопись!», «Поспеши!». В средней группе отрабытываем эти понятия:

- Кто быстрее одет куклу!

- Какой зверь бегает быстрее?

 

Методика обучения

В подготовительной группе проводим работу по формированию умения укладываться в отведенное время, менять темп деятельности. Это побуждает детей быть организованными, собранными, точными.

«Чувство времени» формируется на основе:

· знания временных эталонов (час, минута, секунда);

· чувствования длительности временных интервалов;

· умения оценивать временные интервалы без часов.

Последовательность обучения:

  1. Учить определять окончание срока выполнения деятельности по часам. («Закрась узор за 1 минуту!»).
  2. Учить оценивать длительность интервала времени в процессе деятельности. («Сколько истратил времени?»).
  3. Учить планировать объем работы на указанный отрезок времени. («Сколько успеешь наклеить кругов за 3 минуты? Проверь с помощью песочных часов.»).
  4. Учить оценивать временные отрезки в жизни (в быту, игре).

 

Задание для самостоятельной работы студентов

Предложить методику обучения старших дошкольников умению пользоваться часами.

 

Лекция № 16

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Добиться эффективного результата в развитии ребенка, воз­никновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих вос­питанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно при­влекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просве­щение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.

Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей:

• доклады и сообщения на родительских собраниях и конфе­ренциях;

• выставки наглядных пособий с описанием их использова­ния;

• выставки детских работ и фотографий;

• открытые занятия по математике;

• групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы;

• информационные стенды, папки-раскладушки, уголки для родителей;

• и др.

Содержание информационных стендов для родителей:

• возрастные особенности детей;

• что должен уже знать и уметь ребенок в области матема­тики;

• чему ребенок учится сейчас на занятиях по математике;

• основные методы и приемы математического развития де­тей данного возраста;

• от каких математических ошибок надо уберечь ребенка и как;

• возможности применения имеющихся знаний и умений в быту;

• описание математических игр в семейном кругу;

• список рекомендуемой литературы по математическому развитию детей;

• и др.

С семьями проводится как общая, так и индивидуальная ра­бота. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.

Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей — беседы. Их можно проводить, когда родители приво­дят и забирают детей из сада, а также во время посещения семьи ребенка воспитателем. Эта форма работы требует от педагога большого умения, такта, компетентности. Чтобы вызвать у роди­телей доверие и желание прислушаться к советам и предложени­ям воспитателя, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргу­ментированными, доказательными, а лучше наглядными. Мож­но показать тетрадь по математике, изделие ребенка, выполнен­ную им работу и т. п.

В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов се­мьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семей­ном воспитании, в частности по математическому развитию де­тей. Ненавязчиво воспитатель дает свои рекомендации, как эф­фективнее формировать у ребенка представления 6 количестве, величине, форме, пространстве, времени, развивать математиче­ское мышление. Следует обсудить с родителями индивидуальные особенности ребенка и как нужно их учитывать при математиче­ском развитии вне детского сада.

Большое значение имеет посещение членами семьи занятий, их наблюдение за детьми в разные режимные моменты. На заня­тиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными мето­дическими приемами формирования математических представ­лений у детей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребен­ком дома.

Повышению педагогической культуры родителей способст­вуют родительские собрания, конференции, специальные семинары, на которых выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-ни­будь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка де­тей к школе» воспитатель и родители могут подготовить сообще­ния по вопросам: «Какие математические умения можно форми­ровать у детей во время прогулок» или «Как в игре ребенок может научиться считать». К конференции хорошо приурочить выставку детских работ, специальной литературы, пособий и др.

Задание для самостоятельной работы студентов

Подготовить материалы для стенда или папки-раскладушки с ин­формацией по математическому развитию детей в конкретной воз­растной группе (в соответствии с прохождением практики).


Лекция № 17

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ШКОЛЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности к математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в эконо­мической жизни. Изменения содержания образования, повыше­ние значимости математического развития, переход на обучение в школе с шести лет требуют совершенствования дошкольного развития, обучения и воспитания.

Учебно-воспитательная работа в детском саду и школе долж­на представлять единый развивающий процесс. Преемствен­ность в работе дошкольных и школьных учреждений по матема­тическому развитию ребенка предусматривает непрерывность в образовании, взаимосвязь в методах, приемах, формах и средст­вах обучения, согласованность содержания программ и др.

Преемственность является одним из принципов обучения и воспитания. Создание целостной педагогической системы пре­дусматривает своеобразие развития ребенка на каждом этапе, взаимосвязь этих этапов, где каждый последующий является ор­ганическим продолжением предыдущего.

На занятиях по математике в детском саду в старших группах начинают формироваться навыки учебной деятельности (см. лекцию 2), что дает возможность ребенку безболезненно при­выкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в новых условиях.

Основные отличия в организации работы:

 

Школа Детский сад
• Преобладает учебная деятельность. • Преобладает игровая деятельность.
• Классная комната предназначена только • Занятия проводятся в помещении с разно-
для проведения уроков. образными функциями.
• Общение детей разного возраста (в том числе со старшеклассниками). • Дети находятся в кругу сверстников.
  • Гибкая система занятий (например, комбинированные).
• Строгая урочная система с разделением предметов.  
  • Возможность целесообразного выбора вре-
• Четкое ограничение во времени (звонки). времени начала и длительности занятия
•И др.  

Современные программы по математическому развитию де­тей в дошкольных учреждениях и обучению математике в пер­вых классах школы стремятся к осуществлению преемственно­сти. Наличие большого количества альтернативных программ усложняет эту работу. Но необходимо предоставить родителям возможность выбора обучения ребенка по желаемой системе, главное чтобы она не прерывалась.

Целенаправленная подготовка детей к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовительных группах детского сада и подготовительных классах школы (для детей, не посещающих детский сад).

Содержание математического развития дошкольников охва­тывает все вопросы, необходимые для школьного изучения мате­матики и других предметов. Формируя количественные пред­ставления, в детском саду учат детей работать с множествами и числами в пределах десятка. В первом классе их знания расши­ряются, умения совершенствуются. Дошкольников знакомят с геометрическими фигурами, учат определять форму окружаю­щих предметов. В школе объектом изучения становятся свойства геометрических фигур. Представления дошкольников о величи­нах являются основой для изучения не только математики, но и физики, черчения и др. Формирование умения ориентироваться в пространстве и времени дает возможность ребенку, пришедше­му в первый класс, осознанно и правильно выполнять задания учителя, свободно работать на листе бумаги в клетку, планиро­вать свою деятельность во времени и многое другое.

Обеспечение высокого уровня математического развития де­тей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка к школьному обучению существенно влияют на качество ус­воения математического материала в школе. Необходимо уделять серьезное внимание правильной организации учебно-воспита­тельной работы в детских садах, особенно в старшем дошколь­ном возрасте. Самое главное здесь не объем полученных знаний, а сформированное умение и желание получать знания, использо­вать их в новых ситуациях. Развитие познавательного интереса, в частности к математике, — одна из задач детского сада.

Математическое развитие в дошкольном возрасте оказывает огромное влияние на сенсорное, речевое, умственное развитие ребенка, формирует личностные качества (аккуратность, орга­низованность и др.). Все это поможет ребенку в школьном обу­чении.

Задание для самостоятельной работы студентов

Изучить программу 1-го класса школы, сравнить с программой подготовительной группы ДОУ и проанализировать их на предмет преемственности.

 

 

Литература

  1. БаряеваЛ. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб., 2002.
  2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Методика формирования количе­ственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточно­стью. СПб., 2000.
  3. Бондаренко А. Н. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  4. Буторина М. Монтессори-материал. Школа для малышей. М.: Мастер, 1992.
  5. Волина В. В. Праздник числа. М., 1993.
  6. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4—6 лет. СПб.: Детство-Пресс, 1998.
  7. Готовность детей к школе. Диагностика психического разви­тия и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, {А. Л. Венгер, К Я. Политое а, Е. Ю. Сушкова М.: МО РФ, 1992.
  8. Давайте поиграем / Под. ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.
  9. Данилова А В., Рихтерман Т. Д., Михайлова 3. А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1997.
  10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996.
  11. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л. Б. Баряева и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999.
  12. Дьяченко О. М. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.
  13. Екжанова Е. А,, Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2003.
  14. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.
  15. Житомирский В. Г., Шаврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрия. М.: Педагогика, 1991.
  16. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. М., 1999.
  17. Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: Мет. пос. М.: Айрис-пресс, 2005.
  18. Касицина М. А. Дошкольная математика. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  19. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и уп­ражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.
  20. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у де­тей 5—7 лет. М.: Гном-Пресс, 1998.
  21. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 6—7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  22. Корнеева /1 А. Формирование у детей дошкольного возраста понятий о величине предмета и способах ее измерения. М., 1984.
  23. Корнеева.Г. А., Родина Е. В., ХоринаЛ.А. Теория и методика развития математического представления у детей дошкольного воз­раста. М.: МГПУ, 2001.
  24. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974.
  25. Математика до школы / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Акцидент, 1998.
  26. Математика от трех до семи / 3. А. Михайлова и др. СПб., 1997.
  27. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждени­ях: Учебное пособие для педагогических институтов / Сост. В. В. Данилова. М.: Просвещение, 1987.
  28. Математическое развитие дошкольников / Сост. 3. А. Ми­хайлова и др. СПб.: Акцидент, 1998.
  29. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. М., 1985.
  30. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошко­льников. М., 1990.
  31. Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., 2001.
  32. Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Р. Теоретические и методи­ческие вопросы формирования математических представлений у де­тей дошкольного возраста. Л., 1988.
  33. Новикова В. П. Математика в детском саду. М.: Мозаи­ка-синтез, 2002—2003.
  34. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для до­школьников. СПб.: Акцидент, 1996.
  35. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по матема­тике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного воз­раста: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996.
  36. Плаксина Л. И. Математика в детском саду: Метод, пособие для воспитателей специальных детских садов для детей с наруше­ниями зрения. М., 1994.
  37. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой. М., 2005.
  38. Программа воспитания и обучения дошкольников с интел­лектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Заран, Н. Д. Соколова. СПб.: Союз, 2003.
  39. Программа для специальных дошкольных учреждений. Вос­питание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М., 1991.
  40. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): Часть I. Детский сад / Под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1999.
  41. Программа «Истоки». М., 1996.
  42. Радуга: Программа и руководство для воспитателей ср. гр. дет. сада / Сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1994.
  43. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
  44. Соловьева Е. В. Множество для девочек. М., 1994.
  45. Соловьева Е. В. Множество для мальчиков. М., 1994.
  46. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников. М.: Просвещение, 2000.
  47. Сербина Е. В. Математика для малышей. М., 1992.
  48. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математи­ческим содержанием. М.: Просвещение, 1993.
  49. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой, М., 1999.
  50. Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы фор­мирования элементарных математических представлений у дошко­льников: Курс лекций для студентов дошкольных отделений педаго­гических колледжей и вузов. М.: Московское городское педагогиче­ское общество, 1998.
  51. Сычева Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Книголюб, 2004.
  52. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: "Изд. фирма «Икар», 1994-1996.
  53. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для педагогических институтов / Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988.
  54. Хилтунен Елена. Считаю сам. Упражнения для маленьких де­тей по математике. Монтессори-педагогика. М.: ЮНИОР-паблик, 2005.
  55. Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. Для педагога-дефектолога. М.: Владос, 2001.
  56. Щербакова Е. И. Методика обучения математики в детском саду: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1998.

 

 

Приложение

Лабораторная работа № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.02 с.)