Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение и посвящение шамана

Поиск

Шаманом может быть назван далеко не всякий, кто испытывал в своей жизни шаманский экстаз или ощущение шаманского полета. Прежде всего, настоящий шаман прошел обряд инициации и длительный курс обучения — обычно годы, во время которых ученик изучает систему взглядов на мир и шаманские практики под постоянным контролем учителя. Но даже и пройдя весь путь сложного многоступенчатого обучения, человек не станет настоящим шаманом до тех пор, пока не достигнёт мастерства в достижении состояния экстаза и в путешествиях в другие миры. Здесь недостаточно случайного знакомства с этими практиками — их нужно знать как свои пять пальцев. Наконец, шаман должен ощущать, что он является связью, или мостом, между нашим и соседними мирами. Эта функция должна стать для него как священной верой, так и способом служения обществу, которое может быть и небольшим племенем, и целой нацией.

Для человека существуют три пути стать шаманом:

— передача традиции по наследству, из поколения в поколение;

— выбор этого человека какими-то внешними силами (он должен «почувствовать зов» или «быть избранным»);

— собственный выбор этого человека и длительные поиски знаний. Этот путь встречается реже других, и традиционно такой шаман считается менее сильным, чем идущие первыми двумя путями.

Шаман не считается «настоящим», если он не изучил два основных раздела конкретной шаманской традиции:

а) экстатические практики (транс, сновидения и т.д.);

б) традиционные знания (шаманские приемы, названия и функции известных духов, мифология, генеалогия клана, тайный язык и т.п.).

Часто эти два раздела, объединенные в одном курсе, учителями в котором являются как старые мастера, так и духи, могут являться эквивалентом инициации (посвящения). При этом сам процесс обучения может полностью проходить во сне или в состоянии экстаза.

Большую роль в развитии шамана из обычного человека может играть психический или духовный надлом, который часто сопровождается физическим увечьем или тяжелым заболеванием и который вылечивается самим шаманом. Такая ситуация является обычной для всех трех описанных выше типов кандидатов в шаманы. Часто шаман отличается эксцентрическим поведением, таким, как периоды меланхолии, одиночество, видения и т.д. Неспособность традиционной медицины исправить эти отклонения и последующее самонсцеление человека, ставшего на путь шаманизма, играют важную роль в его становлении как шамана. Скрытым важным аспектом такой ситуации является то, что в результате шаман получает способность бороться и даже использовать в своих целях психическое напряжение и депрессию, которые являются неотъемлемой частью шаманского пути.

Традиционно будущий шаман чаще всего посвящается в мир духов спонтанным образом при участии самих духов. В западной культуре подобное событие может восприниматься по-разному: как опыт выхода за пределы тела, психоз, божественное откровение или даже очень яркое сновидение, в зависимости от того, как это произошло и с какой точки зрения воспринимается. Иногда подобные переживания возникают во время болезни, как случилось со знаменитым современным индейским шаманом Черным Лосем. В любом случае, когда такое происходит, новичок должен обратиться к опытному шаману и попросить его дать необходимые знания. Иногда подобное обучение оказывается единственным лекарством от болезни. В основном процесс учебы заключается в том, что опытный шаман ставит новичка в ситуации, из которых тот сам способен почерпнуть необходимые знания, потому что он понимает: единственным настоящим учителем является сама Вселенная. Конечно, в каждой культуре существуют свои собственные традиции, но в то время как священник или руководитель церемонии при исполнении ритуала строго ограничен установленными задолго до него традициями и обычаями, информация, получаемая шаманом, часто выходит за пределы любых традиций. И такая информация принимается с должным уважением, потому что все признают, что шаман сам имеет прямую связь с мудростью мира духов. Например, в некоторых традиционных культурах считается, что восток является направлением новых начинаний. Ученик шамана, возвратившись из путешествия в мир духов, может рассказать своему учителю из нашей реальности, что oil узнал о том, что восток — это дом всего, что приходит к своему концу, и что царство мертвых лежит па востоке. Учитель не станет с ним спорить, вместо этого он задаст вопросы, которые помогут ученику понять более глубокий смыл учений, данных ему в мире духов. Другими словами, шаман знает, что в потустороннем мире не существует застывших учений, и Вселенная учит нас в соответствии с нашими нуждами и способностью к пониманию. И иногда она подталкивает нас.

Итак, чтобы стать шаманом, недостаточно просто испытать относящийся к этой области опыт. Эта традиция требует длительной тренировки, упорства и полного посвящения себя ей. Важно знать, что техника путешествий в иные миры, имеющая ключевое значение для традиционных культур по всему миру, может быть изучена и использована людьми, воспитанными в русле современной западной культуры.

В наши дни шаманское мировоззрение переживает эпоху своего возрождения. Наиболее обычным путем, которым люди учатся шаманизму, сейчас являются различные курсы обучения и книги, хотя многие люди даже на Западе испытывают мистические переживания, толкающие их на этот путь. На курсах обучающихся ставят в такие ситуации, в которых они сами могут испытать опыт шаманского путешествия в мир духов и научиться, как безопасно и этично распорядиться полученной при этом силой.

Сколько времени необходимо человеку, чтобы mi стать шаманом? Чтобы испытать опыт шаманского путешествия, достаточно нескольких минут, но вам потребуется вся жизнь, чтобы действительно стать шаманом. И даже после многих лет практики каждый раз, когда вы будете ловить себя на мысли: «Я II уже стал шаманом», — это будет бесспорным признаком того, что вы все еще ученик. Сам человек не решает, является ли он шаманом или нет. Об этом могут судить только люди, приходящие к нему за помощью, и духи, потому что шаман знает, что именно духи и делают всю реальную работу. Нет духов — нет и шамана.

Многих людей привлекает в шаманизме возможность почувствовать себя более сильными и наполненными мощью, а также ощущение более тесного контакта с окружающим миром и большего влияния на происходящие вокруг события. То, что затем происходит с вставшим на этот путь человеком, обычно превосходит его ожидания. Так как простейшие шаманские техники сравнительно легко изучить и использовать, даже новички быстро начинают чувствовать свою силу и мощь, пользуясь поддержкой духов- помощников. Типичной является ситуация, когда люди испытывают желание поделиться своей силой и помочь другим. Одним из различий между шаманом и «нормальным» человеком является то, что шаман знает, кто его духи-помощники, как вступить с ними в контакт и как они могут действовать совместно. Человек является шаманом только в тот момент, когда он практикует. В остальное время он является -«нормальным» членом своего общества. В западном мире люди, практикующие шаманизм, кроме этого имеют обычную работу, необходимую для поддержания жизни в обычной реальности, например, программиста, учителя, инженера, врача и т.д. На самом деле многие шаманы скрыты от вас за внешностью самого обычного человека.

 

Шаманский зов

Как мы уже говорили выше, одним из вариантов, по которым человек становится шаманом, является его выбор духами. Это явление получило название шаманского зова. Будущий шаман отличается странностями поведения, которые со временем прогрессируют: он ищет одиночества, становится мечтателем, любят побродить по лесам и пустынной местности, поет во сне, испытывает видения и т.д. Все это приводит его, как и окружающих, к выводу, что ему предстоит путь шамана.

Часто такое открытие не вызывает у молодого человека радости, ведь оно сулит ему тяжкие испытания и трудную жизнь. Однако отказаться он не в состоянии. Вот что пишет К. Расмуссен об одном из Наблюдаемых им эскимосов.

«В молодости Игыогарыока часто посещали сновидения. Странные существа говорили с ним во сне, и, когда он пробуждался, стояли перед ним, как живые». Все поняли, что он испытывает зов со стороны сверхъестественных сил, и было решено, что его призвание состоит в шаманстве. Будущий шаман всеми силами противился своему мистическому дару, пытаясь освободиться от него, но тщетно.

У большинства избранных шаманов подобное сопротивление приводит к ужасным галлюцинациям, припадкам, и такое болезненное состояние длится до тех пор, пока избранный не согласится на общение с духами. Как говорил один гиляк, чя бы умер, если бы не сделался шаманом». Русский исследователь Анисимов писал о якутском шамане, который под давлением миссионера прекратил вызывать духов. Впоследствии он жаловался: «Это нам даром не проходит; наши господа [духи] сердятся всякий раз на нас, и плохо нам впоследствии достается. Мы не можем оставить этого, не можем не шаманить».

В. Г. Богораз-Тан, изучавший культуру чукчей во прсмя ссылки на Колыме, оставил многочисленные свидетельства, по которым мы можем изучить различные аспекты шаманства этого и других северных народов. Вот как он описывает в своей книге испытанный человеком шаманский зов и последующие события, произошедшие с ним.

..Но с год тому назад с Нуватом вдруг что-то приключилось. Во время осенней охоты па диких оленей он по обыкновению ушел из дома с ружьем за плечами, собираясь вернуться вечером, так как в добыче в это время недостатка не было, по вернулся только через три дня и, молча положив ружье, забрался в полог. О добыче не было и речи. По-видимому, он даже не сделал ни одного выстрела, так как лоскут кожи, обернутый вокруг ружейного замка, был повязан с прежней тщательностью, как будто его совсем не разворачивали в походе. В пологе он пролежал еще сутки, отворотившись к стене, не принимая пищи и не отвечая на вопросы. Он ни тогда, ни после не хотел объяснить ни одной живой душе, что случилось с ним в пустыне. Быть может, впрочем, он и не мог дать подобного объяснения. Судя по аналогичным примерам, можно было предполагать, что он вдруг услышал в окружающей природе или в своей душе смутный, но властный голос внешнего духа, который приказывал ему отречься от обыденной жизни и посвятить свои мысли и чувства новому таинственному служению. Юноши, которые впоследствии должны сделаться великими шаманами, на повороте половой зрелости иногда слышат такой голос или встречают знак, ничтожный и непонятный для непосвященных, но им внезапно открывающий глаза на их грядущее призвание. Серая чайка, пролетевшая три раза мимо, камень странной формы, попавшийся под ноги, съедобный корень, завернувшийся необычайным узлом, в состоянии произвести полный переворот в настроении человека, обреченного вдохновению.

Через несколько дней наступил праздник диких оленей, когда, по обычаю, мужчины и женщины должны по очереди показывать свое шаманское искусство, поколачивая бубен и распевая обрядовые напевы. На этом празднике оказалось, что Нуват приобрел шаманскую силу совсем необычайной для него величины; кроме своих семейных напевов, он стал распевать множество других, самых разнообразных, неизвестно откуда сошедших в его горло. Мало того, голоса духов начали откликаться на его голос из разных углов темного полога, когда лампа была погашена по обычному требованию вдохновенных [шаманов].

Наконец, прошаманив около часа, Ну ват вдруг удалился на своем бубне в надзвездные страны и совершенно свободно носился там, т. е. носился, конечно, его дух, между тем как телесная оболочка безжизненно лежала на шкуре. Так как ни один из присутствовавших на празднике шаманов не умел как следует летать на бубне, то Нувата тут же провозгласили но- вовдохповленным, т. е. молодым шаманом, только что начавшим приобретать шаманскую способность и обещавшим иметь в будущем большую силу».

Итак, испытавшему шаманский зов человеку не остается ничего другого, как подчиниться ему. После этого обычно следует его инициация, сложная и не всегда легкая процедура, о которой речь пойдет ниже.

Инициация.

Смерть и возрождение

Долгое время шаманизм, особенно стадию посвящения в шаманы считали психопатологией, формой психического заболевания или эпилепсии. Дальнейшие исследования показали разницу между шаманом и психически больным человеком, но, тем не менее, следует признать, что это мистическое призвание довольно часто возникает как результат глубокого кризиса, граничащего с сумасшествием. Тот, кому не удается позитивным образом разрешить этот кризис, действительно может сойти с ума. Это касается, однако, действительно одаренных будущих шаманов, которые испытали очень сильный зов. Подавляющее большинство обходится без прохождения через тяжкие душевные испытания, такие как смерть и последующее возрождение, но и сила их оказывается ограниченной — скорее, их можно назвать лекарями, знахарями, актерами. Здесь мы рассмотрим те достаточно редкие случаи, когда шаман проходит через длительный и сложный путь инициации, который целиком меняет его личность и дает ему невероятные способности.

Каждая инициация, независимо от порядка ее про- не дур, включает период изоляции и некоторый набор обязательных испытаний и событий, которые должны произойти с новичком. Болезнь, которая возникает у будущего шамана в результате того, что он был «избран», самим фактом этого избрания превращается в преимущество, и иногда вся инициация проходит у новичка «внутри» его болезни и целиком в мире духов.

Основным событием, без которого в той или иной форме не обходится ни одно посвящение, является ритуальная смерть кандидата в шаманы. Это может быть просто символизирующий смерть и возрождение обряд, но иногда новичок переживает ужасное и крайне реалистичное видение, в котором его тело расчленяется на части, подвергается страшным пыткам, и то же самое происходит с его сознанием, которое испытывает полную дезинтеграцию. Затем шаман тем или иным образом воскресает и наполняется новой силой и новым восприятием. Вот как М. Элиаде описывает обряд инициации у эскимосов племени иглулик:

«У иглуликских эскимосов юноши или девушки, которые стремятся стать шаманами, подходят к учителю, которого они выбрали, и говорят: «Я пришел к тебе, потому что хочу видеть». Получив наставления учителя, начинающий проводит множество часов в одиночестве: он трет камнем о камень или сидит, размышляя в своем снежном жилище. Но посвящаемый должен пережить мистическую смерть и воскрешение. Он «замертво» падает и остается безжизненным три дня и три ночи или пожирается огромным белым медведем: «И тогда медведь с озера или ледника вой

дет внутрь и съест с тебя всю плоть, и останется от тебя один скелет, и ты умрешь. Но ты слова обретешь свою плоть, ты проснешься, и твоя одежда прилетит к тебе».

Отметим здесь образ скелета, который имеет важное значение во многих шаманских традициях, и не только. Кости часто рассматриваются как исходная, самая глубинная сущность человека и при этом самая долговечная. Здесь мы имеем дело с весьма глубокой символикой, указывающей как на идею возврата к своей самой глубокой сущности, к «началу себя» и последующее создание заново всего остального существа, так и на идею бессмертия человека, для которого смерть является лишь удалением напластований очередной жизни, ее грехов и привычных блоков восприятия. С подобными феноменами сталкивались и другие мистические традиции, и современные психотехники также иногда заставляют их приверженцев пережить подобные опыты. Как пишет Р. Уолш, «в наиболее драматической форме они проявляются на сеансах как холотропной, так и ЛСД-терапии».

Вот как шаманский опыт смерти и последующего возрождения описывает И. М. Гоголев:

«...Кысалга сидел в какой-то черной яме и отчаянно пытался выбраться из нее: кричал, звал на помощь, но никто не приходил, не откликался. Вокруг были пустота и безмолвие. Выбившись из сил, он затих, и вдруг лад головой его пронесся снежный вихрь, зашумели чьи-то мощные крылья — показался громадный орел. Крючковатым клювом он ударил Кы- салгу в темя, схватил его калеными железным когтями и взмыл высоко в небо. Они долго летели в холодной темноте, мимо странных мерцающих облаков. И вот наконец орел остановился, грозно заклекотал. Кысалга, испуганно вскрикнув, полетел вниз...»

Попав в мир духов, неофит переживает собственную смерть и видит, как его тело приносится в жертву духам трех миров:

«... Изумленно вздохнув, Кысалга осмотрелся. Далеко внизу гневно ревели кипучие валы, разбиваясь вдребезги о каменную грудь утеса. Сверху мрачно нависало хмурое небо. Не теплились звезды, лишь уныло мерцала ущербная луна. И вот из темноты вышло громадное чудовище с большим окровавленным топором в лапах. Кысалга чуть не вскрикнул. Годова — медвежья, туловище — человечье! Чудище оскалило страшные клыки и прорычало, обдав его смрадным дыханием: «Нохоо, я снова явился, чтобы разрубить на куски твое тело, переплавить твои недоп лав ленные кости. Держись!» Кысалга в ужасе попятился, а чудище схватило его когтистыми лапами и швырнуло наземь. Раздался ужасающий реь, и Кысалга увидел занесенный над собой топор. Он отчаянно закричал, но брызнувшая кровь захлестнула его...

Голова Кысалги с жалобным криком покатилась по гладкому камню. Зверь ловко сграбастал ее и насадил на деревянный рожон. Довольно оскалившись, он разрубил обезглавленное тело на куски и стал раскладывать их на три стороны, глухо рыча: «Это — абаасы Верхнего мира, это — абаасы Нижнего мира, а сердцем и печенью пусть полакомятся абаасы Среднего мира*-.

Внезапно налетел черный смерч, с диким хохотом отбросил чудшде и жадно накинулся на сердце и печень, Голова Кысалги, насаженная на кол, с ужасом увидела, как его мягкую плоть рвут-глотают какие-то черные невиданные твари, появившиеся из вихря. Как свирепые мухц облепили-они добычу и жадно пожирали, громко чавкая и урча. Насытившись, наконец, вся эта нечис'гь завизжала-заверещала и умчалась прочь.

Загрохотал гром, огненными змеями сверкнули молнии, небо, вспыхнув, раскололось надвое, из черных клубов дыма вылетела чудовищная птица со змеиной головой. Она проглотила большие куски, сыто облизнулась, замахала крыльями и улетала, исчезла в огнедышащей лаве. А под землей раздался протяжный рев, тяжкий стон. Каменная твердь горы вздулась пузырем и лопнула, выбросив страшенного зверя, однорукого, одноногого, с громадными клыками. Он алчно набросился на останки. Тут откуда ни возьмись налетели верткие чертенята с крысиными головами, змеиными хвостами. Выпустив острые коготки, они с визгом вцепились в зверя, но тот отбросил, разметал их когтистой лапой и сам сожрал желанную поживу, довольно рыгнул и провалился в трещину, вмиг закрывшуюся за ним...»

Таким образом, будущий шаман полностью унич- тбжен, символически переживая конец всего, что связывало его с прошлым и с миром обычных людей. Теперь он должен быть воссоздан заново, для новой жизпи:

•«...Из появившейся черной тучи высыпались крупные холодные капли. Ударяясь о лед, они превращались в маленьких косматых старух. Эти странные мрачные существа закричали хриплыми голосами: «Эй, кости и плоть, явитесь вновь!» Голова Кысалги, изумленно выпучив глаза, увидела, как появились сердце и печень, руки и ноги — все его бедное, искромсанное тело. Плевками и слюной старухи слепили его воедино и неожиданно завопили, запричитали, заметались и, вскочив на косматое облако, пропали. А чудовище подняло Кысалгу на ноги и поставило лицом на север. «Ну вот и все, нохоо! Свое дело мы сделали. То, что должно было случиться, свершилось. Теперь ты стал шаманом средней силы. Живи!»

Таким образом, инициация, являясь весьма сильным переживанием, ведет к изменению порога чувствительности и качественной перестройке самой чувствительности: от состояния «обыденной» она переходит в состояние «избранной». Во время инициации шаман учится проникать в другие измерения действительности и оставаться там. Суровые испытания, какой бы ни была их сущность, наделяют его такой чувствительностью, которая способна воспринять и объединить в единое целое эти новые переживания.

Психопатологический кризис отмечает распад нормального, мирского восприятия, но после разрушительного хаоса наступает пора для переустройства и воссоздания человека из небытия. Само переустройство происходит в сознании, освобожденном от старых сдерживающих привычек и получившем новый источник силы, но переживается как восстановление тела в том числе. Это приводит к реконструкции психики, личности и сознания, которые становятся менее конфликтными, менее рефлексирующими, менее привязанными к прошлому и более интегрированными, более целостными. Будущий шаман уже больше не противится своим предшествующим существом новым переживаниям. Старая индивидуальность умерла и родилась новая, обладающая большими силами и большей широтой восприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.014 с.)