Предельный анализ (маржинализм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предельный анализ (маржинализм)



Фомина М.В., Кузьменко В.В.

 

 

Микроэкономика

Конспект лекций

для студентов экономических специальностей

факультета подготовки иностранных студентов

 

Донецк – 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Раздел 1. Основы микроэкономики. Проблема выбора 1.1. Предмет микроэкономики 1.2. Основы микроэкономики и проблема выбора  
Раздел 2. Рыночное равновесие спроса, предложения, цен. Проблема стабильности рыночного равновесия 2.1. Спрос: понятие, величина, факторы, которые на него влияют 2.2. Предложение: понятие, величина, факторы, которые на него влияют 2.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие: проблема стабильности 2.4. Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие  
Раздел 3. Эластичность спроса и предложения 3.1. Общее понятие эластичности 3.2. Ценовая эластичность спроса 3.3. Эластичность спроса по доходу 3.4. Перекрестная эластичность спроса 3.5. Эластичность предложения 3.6. Эластичность точечная и дуговая  
Раздел 4. Теория потребительского поведения 4.1. Потребительский выбор и правило максимизации полезности 4.2. Эффект замещения и эффект дохода 4.3. Бюджетные линии 4.4. Кривые безразличия 4.5. Практическое значение бюджетных линий и кривых безразличия  
Раздел 5. Издержки производства 5.1. Сущность и классификация издержек 5.2. Графическое изображение различных видов издержек 5.3. Основы теории производства 5.4. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах  
Раздел 6. Предприятие в условиях совершенной конкуренции 6.1. Понятие рыночной структуры. Характеристика разнообразных типов рыночных структур 6.2. Теория совершенной конкуренции: понятие и основные черты, особенности спроса на конкурентных рынках 6.3. Деятельность предприятия в краткосрочном периоде 6.4. Деятельность предприятия в долгосрочном периоде  
Раздел 7. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции Часть 7.1. Чистая монополия 7.1.1. Основные условия возникновения монополии и ее виды 7.1.2. Условия максимизации прибыли или минимизации убытков на краткосрочном временном интервале 7.1.3. Регулирование монополий Часть 7.2. Монополистическая конкуренция 7.2.1. Теория монополистической конкуренции 7.2.2. Равновесие в долгосрочном и краткосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции 7.2.3. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность Часть 7.3. Олигополия 7.3.1. Теория олигополии 7.3.2. Ценообразование и выпуск продукции в условиях олигополии  
Рекомендованная литература  

Раздел 1. Основы микроэкономики. Проблема выбора.

 

1.1. Предмет микроэкономики

 

Микроэкономика интересный и нужный предмет. Поскольку понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для принятия управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики.

Экономика подразделяется на две основные области: макроэкономику и микроэкономику (Приставка «микро-» поисходит от греческого слова «маленький», т.е. считается, что данная наука изучает экономику с позиции отдельных экономических субъектов, которые невелики, но это относительно, т.к. некоторые фирмы-производители, например в США или Японии, имеют ежегодный товарооборот превышающий бюджет многих стран).

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. К ним относятся потребители, рабочие, акционеры, вкладчики капитала (инвесторы), предприятия, землевладельцы – фактически любой хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет: как и почему принимаются решения на низшем уровне.

Например,

· как потребители принимают решения о покупке товара;

· как на выбор потребителей влияют изменения цен и их доходов;

· каким образом предприятия планируют численность работников;

· как рабочие решают где и сколько им необходимо работать;

· исходя из чего устанавливаются цены и объемы производства.

Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур – рынков в отраслях промышленности. Так, она помогает понять, например:

· историю развития отдельных отраслей промышленности;

· логику взаимодействия производителей и потребителей;

· формирование рыночных цен на ресурсы и товары.

Итак, изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика показывает: как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияет политика правительства, действия других субъектов экономики.

В отличие от микроэкономики макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей – таких как темпы роста производительности труда в стране, учетные ставки процента, безработица и инфляция.

Но границы между микро- и макроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например, товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Однако, не возможно сделать обобщенные выводы о совокупности без анализа составляющих элементов. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, предприятий, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономике все чаще занимаются микроэконоимческими обоснованиями, а сама макроэкономика является продолжением микроэкономического анализа.

Из сказанного вытекает логическое заключение – микро- и макроэкономическое направления в науке являются взаимодополняемыми и взаимопродолжаемыми.

Итак, микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими, как индивиды, предприятия, правительственные учреждения, отрасли и другие хозяйствующие субъекты. Другими словами, микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами.

Исходя из сущности микроэкономики как науки, можно выделить предмет исследования.

Предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов. Другими словами, - принятие решения отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Микроэкономическая теория исходит из следующих посылок:

1. Экономический атомизм. Данная наука сосредотачивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности (т.е., для анализа поведения экономических субъектов, последнее, как минимум, должно иметь место).

2. Экономический рационализм. Сущность данной посылки состоит в допущении оценки экономическими субъектами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия экономического субъекта, обеспечивающие извлечение максимального дохода (т.е., экономические решения принимаются осознанно и их целью всегда является извлечение максимального результата).

Исходя из этих посылок, главной задачей экономических субъектов является: осуществление экономического выбора с целью получения максимального результата в процессе экономической деятельности.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей:

1. Анализ закономерностей формирования потребительского спроса (теория предельной полезности).

2. Анализ предложения с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях.

3. Анализ соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (совершенной и несовершенной конкуренции).

4. Теория распределения (исследование рынков и проблем ценообразования на рынках факторов производства).

Микроанализ, в последнее время, претерпел определенную модификацию, в частности, расширился объект исследования.

Объект микроэкономики – это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.

Объектами микроэкономики являются:

· отдельные индивиды;

· домохозяйства;

· фирмы (предприятия);

· собственники первичных производственных ресурсов;

· крупные корпорации;

· отрасли экономики.

Естественно, что объект исследуется с помощью совокупности методов. В методологии микроэкономики выделяют два основных концептуальных подхода: позитивный и нормативный.

Существование такого рода деления связано, в первую очередь, с наличием понятий «позитивной экономики» и «нормативной экономики».

Рассмотрим их сущность.Итак, ресурсы, которыми располагает общество и которые хотят использовать фирмы для производства продукции, как правило ограничены; во всяком случае, их меньше, чем необходимо для удовлетворения общественных потребностей при данном уровне развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. В этой связи перед экономической наукой встает двойная задача – объективная и субъективная, или, выражаясь другими словами, позитивная и нормативная. Поскольку экономическая наука анализирует поведение участников экономических процессов, она носит позитивный характер, отражающий объективную реальность. Эти участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают природа и общество, обладают свободой действия. Тем не менее конечный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко не всегда оптимален, что связано со сложившимися в обществе институтами, так и иррациональностью отдельных действий хозяйствующих субъектов. Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, то есть стремится найти наилучшие формы организации производства, она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.

В зависимости от подхода к объяснению поведения отдельных экономических субъектов микроэкономическая теория, в свою очередь, подразделяется на:

Позитивную микроэкономику (изучает факты и зависимости между этими фактами, отвечает на вопрос: что есть или может быть). Например, рентабельность фирмы в отчетном периоде составила 15%; на фирме работает 150 человек; в результате правительственных капиталовложений объемы выпуска машиностроения выросли в 1,2 раза.

Нормативная микроэкономика (предлагает рецепты действий, определяет, какие условия желательны или нежелательны для экономики, отвечает на вопрос: что должно быть). Например, если снизить налог на доход на 15%, потребительский спрос увеличится на 40%; если снизить налоговые ставки в 2 раза, темпы инфляции уменьшатся на 20%.

Именно разграничение микроэкономики на нормативную и позитивную является исходным пунктом в методологии микроэкономических исследований.

Поборники позитивного подхода к изучению экономических явлений и процессов утверждают, что микроэкономика является «чистой» наукой, подобной другим естественным наукам. Исходя из этого, она должна изучать явления такими же методами, как и точные естественные науки. А ее основная задача должна состоять в изображении экономических явлений такими, какие они есть в реальной действительности.

Методы позитивной микроэкономической теории:

Функциональный анализ.

Предполагает следующую последовательность в процессе проведения исследования:

· выявляется типичное качество явления;

· устанавливаются факторы на него влияющие;

· определяется способ взаимосвязи факторов и качества – функция.

Например, У – функция Х, следовательно У = f (Х), где Х – аргумент функции.

Равновесный подход.

Означает, что микроэкономика изучает состояние в ней относительной стабильности, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния (о проблемах стабильности более детально в следующем разделе).

Существуют общепринятые аксиомы:

а) Если при незначительных изменениях внешних условий экономическое положение субъекта изменяется существенно и нет тенденций к восстановлению равновесия, такое равновесие называется неустойчивым (нестабильным).

б) Если при внешних изменениях внутри экономической системы есть силы, которые способны восстановить прежнее состояние, такое равновесие является устойчивым (стабильным).

4. Метод верифицируемости (проверяемости).

Сущность: каждая выдвинутая теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, ее либо улучшают, либо отвергают и создают новую теорию. Позитивисты считают - нужно объяснять что и как происходит в экономике, избегая субъективных оценок и выводов.

Приверженцы нормативного подхода широко используют метод моделирования экономических процессов и явлений, т.е. изучение объектов познания осуществляется не непосредственно, как в предыдущем случае, а косвенным путем на основе различного рода моделей.

Методы нормативной микроэкономической теории:

В микроэкономике преобладает идеальное моделирование. Оно бывает:

Знаковое моделирование.

Знаковое моделирование предполагает использование формул и графики. Графические модели обладают значительной объясняющей способностью, потому используются чаще.

Существует два типа графиков:

а) графики эмпирических зависимостей – представляют собой эмпирическое отображение зависимости между переменными величинами (точечные графики).

Например,

 

 

б) графики теоретических зависимостей – выступают в форме теоретического отображения зависимости между экономическими переменными и применяются с целью пояснения процессов функционирования ирреальных экономических систем, либо их составляющих элементов (сплошные линии).

Например,

 

 
 

 


В зависимости от целей исследования в микроэкономике используются два типа моделей:

1. Оптимизационные модели – описывают поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своей цели.

2. Равновесные модели – представляют собой результат взаимодействия совокупности субъектов, описывают условия совместимости индивидуальных целей.

Как оптимизационные, так и равновесные модели могут иметь вид:

· вербального изложения (точное словесное описание экономической ситуации и формирование целей функционирования системы);

· математического изложения (описание экономической ситуации с помощью формул, уравнений, систем, представляющих взаимозависимость между экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) переменными);

· графического изложения (рисунки и графики).

В последнее время широкое применение получило компьютерное моделирование, которое может быть использовано, как для решения теоретических задач, так и для принятия практических решений. Главным преимуществом компьютерных моделей являются неограниченные возможности по разработке альтернативных вариантов развития экономических систем.

Значимость микроэкономической теории подчеркивается тем, что именно она лежит в основе разработки экономической и социальной политики. Естественно, что определение направлений и приоритетов социально-экономического развития осуществляется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей, применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для достижения поставленных целей.

 

 

Общее понятие эластичности

Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесной цены (P) и равновесного количества товара (Q) при возрастании или уменьшении спроса и предложения. Однако для углубленного анализа динамики рынка порой недостаточна простая констатация факта, что с ростом, положим, предложения значения Q возрастают, а P сокращаются; необходимо знать, в какой степени изменяются равновесные величины при расширении предложения, сколь чутко реагирует QD товара Х на падение цены Рх?

Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены на товар, разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

Проведение подобного анализа возможно с помощью понятия эластичности.

Эластичность – это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величины.

Другими словами, способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Понятие «эластичность» было введено в экономическую литературу А. Маршаллом (Великобритания), а дальнейшее развитие теория эластичности получила в трудах Дж. Хикса (Великобритания), П. Самуэльсона (США).

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой переменной может быть проиллюстрировано различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности выражают посредством коэффициента.

Коэффициент эластичности – э то числовой показатель, отражающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Далее мы рассмотрим основные виды эластичности более детально.

 

Ценовая эластичность спроса

Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на 1 %.

Математически эластичность спроса по цене может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности:

 

процентное изменение объема спроса D % Q

E = =

процентное изменение цены D % P

 

Исходя из математических правил, процентное изменение можно рассчитать по формуле:

 

Q2 – Q1

D % Q =

(Q2 + Q1): 2

 

Где,

Q1 - объем спроса до его изменения,

Q2 - объем спроса после его изменения,

 

По аналогии определяется процентное изменение цены:

 

P2 – P1

D % P =

(P2 + P1): 2

 

Где,

Р1 – цена спроса изначальная,

Р2 – цена спроса после изменения.

Определение процентных чисел позволяет записать полную формулу для вычисления эластичности:

 

(Q2 – Q1): (Q2 + Q1)

Ed =

(P2 – P1): (P2 + P1)

Закон спроса говорит о том, что: чем больше цена, тем меньше спрос, и, наоборот, при прочих равных условиях. Следовательно, цена и спрос изменяются в противоположных направлениях, т.е. значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда отрицательно. Поэтому, в экономической теории принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.

В зависимости от размера Ed различают следующие формы эластичности спроса по цене:

 

1. Эластичный спрос (Ed > 1)

P

 

 
 


P2

10 %

 
 


P1 D

20 %

 

 
 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.1. Кривая эластичного спроса

 

Величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены приведет к 20 % снижению спроса (Ed = 2).

Эта форма говорит о том, что спрос очень чувствителен к изменению цены. На практике такая форма эластичности спроса свойственна предметам роскоши или качественным дорогостоящим товарам.

 

2. Неэластичный спрос (Ed < 1)

P

 

 
 


P2

10 %

 

P3 D

4 %

 
 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.2. Кривая неэластичного спроса

 

Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены ведет к 4 % снижению спроса (Ed=0,4). Эта форма эластичности свидетельствует о том, что спрос менее чувствителен к изменению цены. На практике неистинный спрос предъявляется потребителями на товары первой необходимости.

 

3. Спрос с единичной эластичностью (E=1)

 

 

P

 
 

 


P2

10 %

 
 


P1 D

10 %

       
   
 
 

 


Q2 Q1 Q

 

Рисунок 3.3. Кривая спроса с единичной эластичностью

 

Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10 % снижению спроса. (Ed=1).

 

4. Совершенно эластичный спрос (Ed ® ¥)

P

 

 

P2

1 %

P1 D

       
   
 
 

 


Q1 Q

 

Рисунок 3.4. Кривая совершенно (абсолютно) эластичного спроса

 

Самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей или полностью отказываться от покупок. Абсолютно эластичный спрос характерен для сезонных товаров. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.

 

5.Совершенно неэластичный спрос (Ed=0).

 
 


P

D

 

P2

 

P1

Q Q

 

Рисунок 3.5. Кривая совершенно (абсолютно) неэластичного спроса

 

Спрос абсолютно не чувствителен к цене, как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Эта форма спроса характерна для товаров, цены которых вообще не интересуют потребителя. Например, инсулин для больных сахарным диабетом, наркотики – для наркоманов.

 

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

 

1. Наличие заменителей данного товара. Чем больше заменителей данного продукта, тем больше эластичность спрос на него.

Например, спрос на кукурузное масло эластичен, поскольку его можно без особого ущерба заменить на любое другое растительное масло.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости имеет неэластичную форму, а спрос на товары, не играющие важные роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Например, не зависимо от колебаний цен на хлеб, мыло, туалетную бумагу, эти товары будут приобретаться потребителями в практически неизменных количествах. Тогда как, колебания цен на телевизоры, компьютеры, автомобили, будут, либо стимулировать дополнительное их приобретение, либо провоцировать полный отказ от потребления этих товаров отдельными индивидами.

3. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длительном. Т.е. количество времени, которым располагает потребитель, предопределяет возможность выбора. Чем больше времени, тем больше заменителей данного товара можно найти.

4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

Например, разница в стоимости хлеба в ближайшем магазине и в магазине, находящемся через два квартала – 10 коп., обычно такая разница, учитывая цену хлеба, не может побудить потребителя к поездке за «дешевым» хлебом. Но, разница в цене автомобилей в г. Донецке и г. Мариуполе, составляющая 20% его цены, может заставить предпринять смену места покупки товара.

5. Доступ к товару. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него.

Данный фактор является основополагающим при функционировании «черных» рынков, т.е. в условиях дефицита, когда товар большинству потребителей не доступен, его цена перестает играть для последних хоть какое-то значение.

 

Коэффициент эластичности спроса по цене имеет важное практическое значение. Во-первых, его можно использовать для определения формы эластичности интересующего вас товара; во-вторых, зная эластичность спроса и динамику выручки, определить политику ценообразования продавца. Т.е., существует тесная связь между эластичностью спроса и выручкой производителя.

Выручка производителя классически рассчитывается, как6

 

V = Q * P

Где,

V – общая выручка,

Q – объем продаж,

P – цена продаж.

 

Рассмотрим основные варианты взаимодействия общей выручки и эластичности спроса по цене:

Вариант 1.

Если спрос эластичен, то снижение цены увеличивает общую выручку, поскольку снижение цены за единицу товара обеспечит прирост продаж, более чем достаточный для компенсации потерь от снижения цены. Иначе говоря, при эластичном спросе изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

Вариант 2.

Если спрос не эластичен, то понижение цены вызовет сокращение общей выручки, т.к. увеличение объема продаж окажется недостаточным для компенсации уменьшения цены. Другими словами, при неэластичном спросе изменение цены вызовет изменение выручки предприятия в том же направлении.

Вариант 3.

Когда эластичность спроса равна единице, снижение (увеличение) цены не будет влиять на изменение выручки.

Коэффициент эластичности спроса по цене на практике может использоваться, кроме уже перечисленного, при определении уровня заработной платы, занятости населения, спектра товаров, облагаемых акцизом и т.д.

Эластичность спроса

=

По доходу

Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.

 

Процентное изменение цены

 

Математически формула расчета коэффициента эластичности предложения записывается:

 

(Q2-Q1):(Q2+Q1)

E =

(P2-P1):(P2+P1)

 

 

Где,

Q1 – объем предложения товара до изменения цены;

Q2 – объем предложения товара после изменения цены;

P1 – цена товара до изменения;

P2 – цена товара после изменения.

 

Как видно, метод расчета эластичности предложения тот же, что и спроса, лишь с тем различием, что эластичность предложения всегда положительна, т.к. кривая предложения имеет восходящий характер, а закон предложения описывает прямую зависимость между объемом предложения и ценой, (цена растет – объем предложения растет, цена падает – объем предложения падает). Следовательно, необходимости в замене знака нет.

Различают следующие формы эластичности предложения:

1. Эластичное предложение (Ed > 1). Величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для долгосрочного периода (когда предприятие имеет возможность приспособиться к изменению рыночной конъюнктуры)

Рисунок 3.9. Кривая эластичного предложения

 

2. Неэластичное предложение (Е < 1). Величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для краткосрочного периода (когда предприятие, может приспособиться к рыночным трансформациям только за счет ближайших резервов).

Рисунок 3.10. кривая неэластичного предложения

 

3. Абсолютно (совершенно) эластичное предложение (Е → ∞). Эта форма эластичности предложения имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малейшем изменении цены. Она характерна для долгосрочного периода, а кривая предложения принимает горизонтальное положение.

Рисунок 3.11. Кривая абсолютно эластичного предложения

 

4. Абсолютно (совершенно) неэластичное предложение (Е = 0). Имеет место тогда, когда величина предложения абсолютно не изменяется при изменении цены. Эта форма эластичности свойственна текущему (мгновенному) периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

 

 

Рисунок 3.12. Кривая абсолютно неэластичного предложения

Понятие «эластичность предложения» применимо к таким переменным, как:

· ставка процента;

· уровень заработной платы;

· цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве данной продукции.

Следует отметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, т.к. повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек, а это, в свою очередь, сокращает объемы выпуска товаров.

На эластичность предложения оказывают влияние разнообразные факторы.

Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара.

По способности и скорости реакции предприятия на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

 

Мгновенный (текущий) период – это период, в течение, которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению цены, т.к. товар уже произведен и доставлен к месту продажи. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (Sм). Это означает, что предложение в этом периоде абсолютно неэластично, т.е. Es = 0.

 

 

Sk

P

 

Еs=0 Es>0

 

Sd

 

Es>0

Qs Q

 

Рисунок 3.13. Влияние на эластичность предложения фактора времени.

Краткосрочный период – это период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, не осуществляя никаких капиталовложений. Кривая предложения в этот период (Sк) начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Однако существует предел расширения предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем Qs), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Для того чтобы преодолеть этот предел, необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочном периоде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.259 с.)