Тема 2.9. Факторные рынки и распределение доходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.9. Факторные рынки и распределение доходов.



 

Список литературы по теме:

1. Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.-496 с. - ISBN 978-5-4257-0108-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252968

2. Балакина Т.П., Левина Е.А., Покатович Е.В., Попова Е.В. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Сборник задач с решениями и ответами: учебное пособие. М.: Высшая школа экономики, 2013.-504 с. - ISBN 978-5-7598-0983-8; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227271

3. Розанова Н. М. Микроэкономика. Задачи и упражнения: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.-560 с. - ISBN 978-5-238-01920-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115028

4. Микроэкономика: практический подход: учебник / Под ред. Грязновой А. Г., Юдановой А.Ю. М.: КНОРУС, 2009.- 704 с.

5. Сидорович А.В. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика.- М.: Дело и сервис, 2007.-1040 с.

6. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. Киров: Аст, 2015.-880 с.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Рынок труда и заработная плата.

2. Рынок земли и рента.

3. Рынок капитала и процент.

4. Амортизация материальных и нематериальных активов.

 

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- развитие логического мышления, навыков создания научных работ экономического направления, ведения научных дискуссий;

- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

- получение, обработка и сохранение источников информации;

- преобразование информации в знание, осмысливание экономических процессов в их динамике и взаимосвязи;

- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам.

 

Самостоятельная работа студентов может и должна реализовываться в различных формах, учитывающих конкретные условия и возможности (материальные, организационные, временные и т.д.), а также склонности и уровень подготовки.

Видами СРС по дисциплине микроэкономика могут выступать:

· выполнение задач и заданий по дисциплине рабочего плана, в том числе ситуативных (производственных);

· выполнение исследовательских и творческих заданий и проектов (разработка тестов, кроссвордов, ребусов, игр по проблематике микроэкономики);

· конспектирование, аннотирование, реферирование учебной и научной литературы, составление библиографии и тематических обзоров литературы по учебной дисциплине;

· работа со словарями и справочниками (необходимо находить, выписывать и изучать основные категории микроэкономики);

· анализ документов на эффективность с учетом принципов микроэкономики (нормативных актов, программ, проектов, стратегий развития, договоров и т.д.);

· подготовка мультимедийных презентаций по разделам (темам) учебной дисциплины;

· подготовка рефератов и докладов по учебной дисциплине;

· подготовка контрольных работ;

· подготовка докладов на учебно-научные конференции;

· подготовка к конкурсам, Олимпиадам, деловым и ролевым играм по учебной дисциплине;

· изготовление наглядных пособий, макетов по учебной дисциплине (подготовка логической карты тем дисциплины, художественное изображение основных проблем микроэкономики и т.д.);

· самопроверка знаний и подготовка к тестированию по учебной дисциплине;

· другие виды СРС.

Основными обязанностями студентов являются:

— овладение методами компетентностно-ориентированной самостоятельной работы;

— планирование самостоятельной работы на основе выполнения обязательных профессионально ориентированных заданий по учебным дисциплинам (модулям) учебного плана и в соответствии с графиком учебного процесса;

— своевременное и качественное выполнение заданий самостоятельной работы.

В целях эффективного мотивирования студентов на плодотворную самостоятельную работу преподаватель должен стимулировать развитие обратной связи посредством адекватной оценки и поощрения результатов выполненной студентом работы.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Приложение №1 к рабочей программе дисциплины

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

  Авторы, составители Наименование, наличие грифа Издательство, год Кол-во экз. в библиотеке АИТиП, ЭБС
  1. Основная литература
Л 1.1 Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.-496 с. -ISBN 978-5-4257-0108-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252968 (УМО) Университетская библиотека «Онлайн»
Л 1.2 Нуралиев, С.У. Нуралиева Д.С. Экономика: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 431 с.: табл., схемы, граф. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02412-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=419345 (Минобр) Университетская библиотека «Онлайн»
2. Дополнительная литература
Л 2.1 Вечканов Г.С. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Мезоэкономика. Переходная экономика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011.- 512 с.  
Л 2.2 Балакина Т.П., Левина Е.А., Покатович Е.В., Попова Е.В. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Сборник задач с решениями и ответами: учебное пособие. М.: Высшая школа экономики, 2013.-504 с. - ISBN 978-5-7598-0983-8; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227271 (УМО) Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.3 Елисеев А.С. Экономика: учебник. (Минобр.) М.: Дашков и К, 2014.-528 с. ISBN 978-5-394-02225-8; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229285 (ГУУ) Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.3 Розанова Н. М. Микроэкономика. Задачи и упражнения: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.-560 с. - ISBN 978-5-238-01920-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115028 (УМЦ) Университетская библиотека «Онлайн»
Л 2.5 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: 4-е изд. М.: Инфра-М, 2011.- 882 с.  
Л 2.5 Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник. Киров: Аст, 2009.-848 с.  
Л 2.6 Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2011.- 512 с.  
Л 2.7 / Под ред. Грязновой А. Г., Юдановой А.Ю. Микроэкономика: практический подход: учебник. М.: КНОРУС, 2009.- 704 с.  
Л 2.8 Грязнова А.Г.   Микроэкономика. Теория и российская практика. М.: Кнорус, 2007, 2008.-624 с.  
Л 2.9 Сидорович А.В.   Курс экономической теории: общие основы экономической теории. М.: Дело и сервис, 2007.-1040 с.  
Л 2.10 Райзберг Б.А.   Курс экономики: учебник. М.: Инфра-М, 2012.-672 с.  
Л 2.11 Чепурин М.Н.   Курс экономической теории: учебник. Киров: Аст, 2015.-880 с.  

 

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля):

 

 

Интернет-источники государственных, общественных и научных учреждений:

1. Электронный ресурс. - Сайт Президента Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/

2. Электронный ресурс. - Сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.government.ru/#

3. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.gks.ru

4. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru

5. Электронный ресурс. – Сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/

6. Электронный ресурс. – Сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. – Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/

7. Электронный ресурс. - Сайт Всемирного банка. – Режим доступа: http://www.worldbank.org

8. Электронный ресурс. - Сайт Фонда ИНДЕМ. – Режим доступа: http://www.indem.ru

9. Электронный ресурс. – Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Р. – Режим доступа: http://www.transparency.org.ru

10. Электронный ресурс. - Сайт Института экономического анализа. – Режим доступа: http://www.iea.ru

11. Электронный ресурс. - Сайт Института экономики переходного периода. – Режим доступа: http://www.iet.ru

 

Русскоязычные Интернет-ресурсы по экономике и менеджменту:

1. www.akm.ru – Информационное агентство AK & M

2. www.raexpert.ru – Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ РА

3. www.rbc.ru – РИА РБК

4. http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»

 

В открытом доступе в Интернет-среде находятся авторефераты докторских и кандидатских диссертаций, которые можно использовать в качестве очень эффективного источника как теоретической, так практической информации. Для этого необходимо в поисковой системе (например, «яндекс» и др.) набрать слово «Автореферат» и краткое название интересующей темы. Пример: «Автореферат Монополизм док».

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Микроэкономика».

Используя лекционный материал, учебники, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия.

Самостоятельная работа студента должна начинаться с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования» по направлению подготовки.

Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса, и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.

Освоение дисциплины предполагает следующие направления работы:

- изучение понятийного аппарата дисциплины;

- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;

- работу над основной и дополнительной литературой;

- работу над нормативными актами и статьями ведущих экономистов;

- изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);

- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;

- самостоятельная работа студента при подготовке к экзамену;

- самостоятельная работа студента в библиотеке;

- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

- написание контрольной работы.

Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Количество часов, отведенных для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Федеральным государственным образовательным стандартом и учебной программой.

Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Вопросы можно задать и во время перерыва (письменно или устно), а также после лекции или перед началом очередной. Лектор найдет формы и способы реагирования на вопросы студентов.

Особое место в освоении дисциплины занимает подготовка и написание контрольной работы.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)

- технические средства: компьютерная техника и средства связи (проектор, экран, видеокамера);

- методы обучения с использованием информационных технологий (компьютерное тестирование, демонстрация мультимедийных материалов);

– перечень интернет-сервисов и электронных ресурсов (поисковые системы «Гарант», «Консультант плюс», электронная почта, электронные учебные и учебно-методические материалы см. раздел 8);

– перечень программного обеспечения (системы тестирования) – перечень информационных справочных систем (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн, «Консультант плюс»).

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для проведения лекционных и практических занятий требуется аудитория, оборудованная мультимедийной техникой, компьютерный класс с выходом в Интернет (ауд. 04 и 05), оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях) с установленным лицензионным программным обеспечением, с подключенным к ним периферийным устройством и оборудованием (мультимедийный проектор, акустическая система и пр.).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО направления «Экономика».

Образовательные технологии

В рамках изучения данной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практические занятия, контрольная работа и др.

Тематическим планом данного курса предусмотрены практические занятия, задачами которых являются закрепление знаний и приобретение навыков эффективного использования языковых средств применительно к цели и ситуации общения: практические занятия в форме семинаров с устным публичным выступлением студентов; практические занятия в форме выполнения тренировочных заданий под руководством преподавателя. Изучение дисциплины ориентировано как на индивидуальную, так и на групповую работу студентов. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Аудиторное изучение данной программы сочетается с самостоятельной работой студентов (проработка лекционного материала, самостоятельное изучение отдельных аспектов тем, подготовка к практическим занятиям, выполнением домашних заданий).

Активное участие студента во всех формах учебного процесса, а также самостоятельная работа позволят ему овладеть необходимым объемом теоретических знаний и сформировать навыки обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов для принятия управленческих решений.

Образовательные технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Разноуровневое обучение;

3. Проектные методы обучения;

4. Исследовательские методы в обучении;

5. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии.

Суть использования технологий в учебном процессе изложена в таблице ниже:

 

Педагогические технологии   Достигаемые результаты   Интерактивный метод  
     
1. Разноуровневое обучение Ориентация на различный уровень обучающихся позволяет динамично корректировать процесс обучения, результаты корректировки напрямую влияют на уровень освоения компетенций   · творческие задания; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · разбор конкретных ситуаций; · эвристическая беседа.
2. Исследовательские образовательные технологии Дает возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно для определения индивидуальной траектории развития компетентности каждого студента · творческие задания; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.
3. Технология обучения в сотрудничестве Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности студентов · работа в малых группах; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.

 

Интерактивным формам обучения отводится не менее 20 процентов от общего объема аудиторных занятий по дисциплине.

Краткое описание сути интерактивных методов обучения, используемых в рамках образовательных технологий.

Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии)представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр.– нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании– это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга.

Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:

–они должны быть логически связаны;

–они должны соответствовать уровню развития учащихся;

–они не должны подсказывать ответ.

Помните: вопрос задается всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся. Необходимо привлекать других учащихся исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.

Разбор конкретных ситуаций — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат).

Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи— решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода разработки конкретных ситуаций состоит в предоставлении обучающимися возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках данного метода отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Метод разработки конкретных ситуаций всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод разработки конкретных ситуаций всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты данного метода должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Приложение 1 к разделу 6 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

Этапами формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы являются семестры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.46.13 (0.052 с.)