Административно-правовые отношения понятие, особенности и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовые отношения понятие, особенности и виды.



1. Понятие административно-правовых отношений. 2. Структура административно-правовых отношений.

 

1. Административно-правовые отношения - общественные отношения, ре-. гулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых отношений:

• в качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;

споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Элементы административно-правовых отношений - субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и юридические факты.

Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

Субъекты административно-правовых отношений:

государственные органы и их структурные подразделения; предприятия, учреждения, организации; общественные (негосударственные) объединения;

служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;

представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;

граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства.

Общий объект регулирования административно-правовых норм - общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, непосредственный объект - поведение субъектов.

Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как пра-

вило, действия, а в некоторых случаях - события. Действия - результат активного волеизъявления субъекта. Различают действия правомерные (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерные (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их). События - явления, независимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие и т. п.).

Виды административно-правовых отношений

1. В зависимости от особенностей участников отношений.

2. В зависимости от государственного устройства. 3. В зависимости от конкретных целей - возникновения общественных отношений.

4. По характеру юридических фактов. -

5. По содержанию....,....."

 

1. В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

• между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

• между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);

• между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;

• между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

• между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

v" между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

между субъектами исполнительной власти и гражданами.

2. В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правитель ством РФ и правительствами республик);

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);

между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).

3. В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют:

внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;

• внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

4. По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:

• порожденные правомерными действиями;

• порожденные неправомерными действиями.

5. По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:

• материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;

процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.008 с.)