Тема 1. Понятие отрасли «капитальное строительство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие отрасли «капитальное строительство»



Экономика отрасли

Методические указания к практическим занятиям

Утверждены

редакционно-издательским

советом университета

2010 год

 

 

Самара 2010

Составители: Е.В. Князькина, С.В. Мелихов

 

УДК 69.003

 

Экономика отрасли: методические указания к практическим занятиям / сост. Е.В. Князькина, С.В. Мелихов; Самарск. гос. арх.-строит. ун-т. – Самара, 2010. – 37

 

 

Содержание и объем методических указаний соответствуют типовой программе курса «Экономика отрасли» по специальности 270205 «Автодороги и аэродромы».

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам 4-го курса, 7-го и 8-го семестров очной и заочной формы обучения специальности 270205 «Автодороги и аэродромы» в процессе выполнения практических работ по дисциплине «Экономика отрасли».

Методические указания содержат задания прикладного характера, тесты, а также теоретические вопросы для осуществления контроля знаний студентов, полученных ими в процессе изучения материала теоретического характера. Задания сгруппированы по основным изучаемым темам, что позволяет систематизировать и углубить знания студентов в области экономических расчетов, применяемых в сфере транспортного строительства.

 

 

Учебное издание

 

Редактор

Технический редактор

Корректор

 

 

Подписано в печать..10. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Печать оперативная. Уч.-изд. л.... Тираж экз.

 

 

Самарский государственный архитектурно-строительный университет.

443001 Самара, ул. Молодогвардейская, 194

 

 

Отпечатано в типографии

 

Самарский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2010


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Деятельность по возведению таких объектов строительства, как автомобильные дороги и транспортные сооружения, осуществляется соответствующей подотраслью, именуемой «Транспортное строительство».

Основными характеристиками данной подотрасли являются:

· значительная протяженность объектов строительства;

· финансирование, в основном, за счет централизованных источников финансирования;

· зависимость морального износа транспортных сооружений от экономики окружающей среды и др.

Производственная база, с участием которой ведется строительство и ремонт дорожно-мостовых строений, включает:

· песчаные и щебневые карьеры;

· заводы по производству и выпуску цементно-бетонных смесей, конструкций и сборных элементов;

· асфальтобетонные заводы и др.

Транспортные сооружения и автомобильные дороги представляют собой элемент народно-хозяйственного и дорожно-транспортного комплексов. Они обеспечивают дорожный потенциал региона и определяют его перевозные способности.

Экономической спецификой транспортного и дорожного строительства является бюджетное финансирование, а также рассмотрение эффективности капитальных вложений в качестве расчетной величины.


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ «КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

Основные термины и понятия, которыми необходимо овладеть в процессе изучения данной темы:

· Продукция строительного производства;

· Капитальное строительство;

· Задачи и элементы отрасли;

· Средства и предметы труда;

· Воспроизводство основных фондов;

· Состав участников инвестиционно-строительной деятельности;

· Способы ведения строительного производства.

 

Контрольный тест по теме 1

1. Что является основным результатом функционирования отрасли «Капитальное строительство»?

1) консультации;

2) услуги;

3) нематериальные блага;

4) продукция.

2. Расширенное воспроизводство основных фондов обеспечивается в ходе…

1) капитального ремонта объектов;

2) нового строительства;

3) модернизации;

4) реконструкции.

3. Субъектами инвестиционно-строительной деятельности являются…

1) организации, контролирующие правомерность реализации инвестиционных проектов;

2) только организации, занимающиеся реализацией определенных инвестиционных проектов;

3) организации – исполнители строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

4) инвесторы, заказчики, исполнители различных видов работ, а также другие субъекты инвестиционно-строительного комплекса.

4. На кого возложены функции управления инвестиционными потоками в процессе капитального строительства?

1) на заказчика;

2) на генподрядчика;

3) на внешнего управляющего;

4) на всех участников строительства в равных долях.

5. Реконструкция и капитальный ремонт некрупных строительных объектов обычно производится…

1) подрядным способом;

2) хозяйственным способом;

3) по прямому договору с прочими подрядчиками;

4) путем заключения договора на строительство «под ключ».

6. Процедура оценки конкурсных предложений в ходе тендерных торгов предполагает…

1) вскрытие оферт и их экспертизу;

2) рассылку приглашений сторонним наблюдателям;

3) проведение маркетинговых исследований;

4) разработку проекта предложения.

7. Критерии выбора победителя торгов содержатся…

1) в офертах;

2) в документах инвестора;

3) в тендерной документации;

4) в градостроительном кодексе.

8. В контрактах на строительный подряд указываются следующие сроки выполнения работ:

1) фиксированные;

2) «плавающие»;

3) указывается срок продления договора;

4) никакие.

9. Денежная сумма, оговоренная в контракте, которую обязана выплатить одна сторона, нарушившая договор, другой стороне, это…

1) санкция;

2) пеня;

3) премия;

4) договорная неустойка.

10. Участники строительства объекта «под ключ» - это…

1) инвесторы, контролирующие органы, проектировщики, застройщики;

2) застройщики, заказчики, генпроектировщики, субпроектировщики.

3) заказчики, генподрядчики, субподрядчики, специализированные организации по приглашению генподрядчика;

4) инвесторы, генподрядчики, генпроектировщики, субпроектировщики.

 


Контрольный тест по теме 7

1. На кого обычно возложена функция обеспечения стройки технологическим оборудованием и комплектующими изделиями?

а) на заказчика;

б) на субподрядчика;

в) на генподрядчика;

г) на всех в равной степени.

2. На кого обычно возложена функция обеспечения стройки общестроительными материалами и конструкциями?

а) на заказчика;

б) на субподрядчика;

в) на генподрядчика;

г) на всех в равной степени.

3. Какая форма комплектации оборудованием стройки является оптимальной?

а) укрупненными комплектами;

б) собранными агрегатами;

в) россыпью;

г) в зависимости от сезона ведения работ.

4. «Холодные» резервы предназначены для…

а) поочередного использования технологических линий с целью комплектного обеспечения строек изделиями;

б) обеспечения строек в периоды возрастания объемов потребления;

в) обеспечения строек в периоды спада объемов потребления;

г) обеспечения строек в зимний период ведения работ.

5. Изучением и оптимизацией потоков сырья, продукции и информации занимается…

а) стратегический менеджмент;

б) тактический менеджмент;

в) логистика;

г) информатика.

6. Укажите пункт, не соответствующий понятию «рациональная форма хозяйственных связей в МТО»:

а) комплексное снабжение с гарантией;

б) прямые связи;

в) оптовая торговля через базы и склады;

г) розничная торговля с участием посредников.

7. Каким образом осуществляется государственное регулирование процесса закупок?

а) с помощью налогов;

б) созданием препятствий развитию монополий на рынке;

в) через таможенные сборы;

г) через все перечисленное.

8. Сущность процесса оптимизации структуры общего запаса организации состоит в …

а) сокращении товарного запаса;

б) сокращении запаса готовой продукции;

в) уменьшении производственного запаса;

г) уменьшении площади склада.

9. Укажите форму снабжения, целесообразную для материалов и конструкций, требующих дополнительной обработки и комплектации:

а) транзитная;

б) складская;

10. Укажите, какие виды закупок осуществляются на конкурсной основе:

а) биржевые;

б) прямые;

в) через посредников;

г) все вышеперечисленные.

 


Контрольный тест по теме 8

1. Понятие «производительность труда» подразумевает…

а) высокое качество продукции, произведенной в единицу времени на предприятии;

б) способность рабочего повышать количество выпускаемой продукции с использованием современного оборудования;

в) продуктивность производственной деятельности кадров предприятия;

г) затраты труда на реализацию производственной программы.

2. Рост производительности труда по чистой продукции в строительстве транспортных сооружений обеспечивается применением…

а) современных высокопрочных и легких конструкций;

б) конструкций повышенной заводской готовности;

в) традиционных сборных конструкций;

г) монолитных конструкций.

3. Оптимальная численность рабочих бригад в дорожном строительстве составляет…

а) 35 человек;

б) 25 человек;

в) 15 человек;

г) 10 человек.

4. Объективно производительность труда показывает…

а) выработка в стоимостном выражении;

б) выработка в натуральном выражении;

в) выработка по чистой продукции;

г) выработка фактическая.

5. Основной причиной текучести кадров в дорожном строительстве является…

а) отсутствие перспектив быстрого карьерного роста;

б) плохой психологический климат в бригаде;

в) сезонность осуществляемых работ;

г) работа «под открытым небом»

6. Какие факторы оказывают влияние на рост производительности труда?

а) конструктивно-материальные;

б) организационно-технологические;

в) социально-экономические;

г) все вышеперечисленные.

7. Какая система оплаты труда предполагает определение суммы заработной платы на весь комплекс работ?

а) индивидуальная;

б) аккордная;

в) сдельно-премиальная;

г) сдельно-прогрессивная?

8. При какой системе оплаты труда выработка по норме оплачивается по сдельным расценкам, а выработка выше нормы – по повышенным сдельным расценкам?

а) сдельно – премиальная;

б) сдельно-прогрессивная;

в) сдельная;

г) повременная.

9. Показателем, обратным производительности труда, является…

а) фондовооруженность труда;

б) прибыль;

в) трудоемкость;

г) механовооруженность труда.

10. В основе бестарифной системы оплаты труда лежит…

а) долевое распределение средств, заработанных коллективом;

б) устная договоренность работодатель-работник;

в) объем выполненных работ;

г) время, затраченное на выполнение работ.

Решите следующие задачи:

Задача 8.1. В базисном году предприятие выпустило продукции на 5600 тыс. рублей и предполагает в плановом году получить прирост производства продукции в размере 500+10№ тыс. рублей, не увеличивая при этом численность персонала.

Определите:

а) планируемый рост производительности труда;

б) необходимое для роста производительности труда снижение трудоемкости производства.

Задача 8.2. В ходе проведения мероприятий по механизации производства, трудоемкость на предприятии снизилась на 5%. Рационализация структуры управления обеспечила экономию численности на 6 человек. Определите общее повышение производительности труда, если общая численность персонала составляет 185+2№ человек.

Задача 8.3. Общая численность персонала предприятия в базисном году составила 420+№ человек. Определите планируемое повышение производительности труда, если в плановом году предполагается увеличение объема производства на 5% и сокращение работников на 10 человек.

 


Контрольный тест по теме 9

1. Мероприятия НТП направлены на…

а) снижение уровня текущих затрат и капитальных сложений;

б) рост численности сотрудников;

в) повышение качества производимой продукции;

г) снижение энергоемкости.

2. Укажите основные направления НТП в производстве:

а) специализация, кооперирование;

б) интенсификация;

в) комплексная механизация, автоматизация и электрификация;

г) комбинирование.

3. Повышение уровня механизации и автоматизации производства влияют на снижение следующих статей расходов:

а) сырье;

б) топливо и электроэнергия в производстве;

в) заработная плата и отчисления на социальные нужды производственных рабочих;

г) основные материалы.

4. Главная цель повышения уровня автоматизации и механизации производства – это…

а) обеспечение роста производительности труда;

б) повышение качества выполняемых работ;

в) рост темпов наращивания производственных мощностей;

г) повышение уровня кооперации производства.

5. Под влиянием автоматизации рост производительности труда произошел в большей степени, чем фондовооруженности. Соответственно, фондоотдача…

а) осталась без изменения;

б) снизилась;

в) повысилась;

г) не имеет устойчивой динамики.

6. Стратегическое значение НТП инвестиционно-строительного комплекса состоит в повышении...

а) заработной платы сотрудников строительных организаций;

б) количества готовых объектов строительства;

в) качества строительной продукции, обеспечении высоких потребительских характеристик объектов строительства, их надежности, безопасности, эксплуатационной экономичности;

г) числа строительных организаций.

7. Под эволюционной формой НТП подразумевается…

а) резкое изменение подхода к принципам организации производства;

б) непрерывное пошаговое совершенствование уже имеющихся технических средств и технологий;

в) рост основных качественных показателей развития отрасли;

г) изменение качественных характеристик выпускаемой продукции в короткие сроки.

8. Понятие «научно-технический прогресс» подразумевает:

а) непрерывное пошаговое развитие науки, техники, технологии, форм и методов организации производства и управления;

б) качественное изменение в материально-технической базе предприятия;

в) увеличение наукоемкости производственной сферы;

г) увеличение прибыли предприятия в ходе внедрения современных технологий и мероприятий.

9. Оптимальный вариант реализации мероприятий НТП отбирается по принципу…

а) «минимум удельных капитальных вложений»;

б) «максимум экономии»;

в) «минимум себестоимости единицы продукции»;

г) «минимум приведенных затрат на единицу продукции».

10. Укажите, каким образом развивается НТП:

а) эволюционно;

б) революционно;

в) эволюционно и революционно;

г) другое.

Решите следующие задачи:

Задача 9.1. Определите изменение себестоимости единицы продукции по соответствующим статьям расходов и годовой экономический эффект от внедрения мероприятий комплексной механизации и автоматизации производства при следующих условиях.

Объем производства продукции вырастает в год с 40+№ до 55+№ тыс. шт. Стоимость действующих используемых основных фондов составляет 115+5№ млн. рублей при годовой норме амортизации в 10%. Доля машин и оборудования в составе стоимости ОФ до мероприятий – 48%, после мероприятий – 61%. Расходы на содержание оборудования – 14% его стоимости. Условно-постоянные расходы без учета амортизации увеличились на 5%, прежде составляли 9 млн. рублей. Зарплата производственных рабочих возросла с 13 до 14+0,1№ млн. рублей.

Задача 9.2. На производственном предприятии рассматривается план выпуска продукции улучшенного качества. Определите годовой экономический эффект в случае реализации этого плана на основании приведенных данных.

Себестоимость единицы продукции увеличится с 4 000 тыс. руб. до 5 000 тыс. руб. за единицу, а цена 1 ед. продукции – с 4 800 тыс. руб. до 6 500 тыс. руб. Дополнительные капвложения составят 2 000 тыс. руб. при неизменном годовом объеме выпуска в 3 000 единиц. Норму дисконта принять 0,12.


СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1

ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ «КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»……………...4

ТЕМА 2

ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ……...….……7

ТЕМА 3

ФАКТОР ВРЕМЕНИ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ…...................10

ТЕМА 4

ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В ТРАНСПОРТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ…………..12

ТЕМА 5

ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ……..……17

ТЕМА 6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………...…….21

ТЕМА 7

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА………………………………………..26

ТЕМА 8

КАДРЫ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ……………………………………...……29

ТЕМА 9

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ…………………………………...…….33

Экономика отрасли

Методические указания к практическим занятиям

Утверждены

редакционно-издательским

советом университета

2010 год

 

 

Самара 2010

Составители: Е.В. Князькина, С.В. Мелихов

 

УДК 69.003

 

Экономика отрасли: методические указания к практическим занятиям / сост. Е.В. Князькина, С.В. Мелихов; Самарск. гос. арх.-строит. ун-т. – Самара, 2010. – 37

 

 

Содержание и объем методических указаний соответствуют типовой программе курса «Экономика отрасли» по специальности 270205 «Автодороги и аэродромы».

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам 4-го курса, 7-го и 8-го семестров очной и заочной формы обучения специальности 270205 «Автодороги и аэродромы» в процессе выполнения практических работ по дисциплине «Экономика отрасли».

Методические указания содержат задания прикладного характера, тесты, а также теоретические вопросы для осуществления контроля знаний студентов, полученных ими в процессе изучения материала теоретического характера. Задания сгруппированы по основным изучаемым темам, что позволяет систематизировать и углубить знания студентов в области экономических расчетов, применяемых в сфере транспортного строительства.

 

 

Учебное издание

 

Редактор

Технический редактор

Корректор

 

 

Подписано в печать..10. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Печать оперативная. Уч.-изд. л.... Тираж экз.

 

 

Самарский государственный архитектурно-строительный университет.

443001 Самара, ул. Молодогвардейская, 194

 

 

Отпечатано в типографии

 

Самарский государственный

архитектурно-строительный

университет, 2010


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Деятельность по возведению таких объектов строительства, как автомобильные дороги и транспортные сооружения, осуществляется соответствующей подотраслью, именуемой «Транспортное строительство».

Основными характеристиками данной подотрасли являются:

· значительная протяженность объектов строительства;

· финансирование, в основном, за счет централизованных источников финансирования;

· зависимость морального износа транспортных сооружений от экономики окружающей среды и др.

Производственная база, с участием которой ведется строительство и ремонт дорожно-мостовых строений, включает:

· песчаные и щебневые карьеры;

· заводы по производству и выпуску цементно-бетонных смесей, конструкций и сборных элементов;

· асфальтобетонные заводы и др.

Транспортные сооружения и автомобильные дороги представляют собой элемент народно-хозяйственного и дорожно-транспортного комплексов. Они обеспечивают дорожный потенциал региона и определяют его перевозные способности.

Экономической спецификой транспортного и дорожного строительства является бюджетное финансирование, а также рассмотрение эффективности капитальных вложений в качестве расчетной величины.


ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ «КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

Основные термины и понятия, которыми необходимо овладеть в процессе изучения данной темы:

· Продукция строительного производства;

· Капитальное строительство;

· Задачи и элементы отрасли;

· Средства и предметы труда;

· Воспроизводство основных фондов;

· Состав участников инвестиционно-строительной деятельности;

· Способы ведения строительного производства.

 

Контрольный тест по теме 1

1. Что является основным результатом функционирования отрасли «Капитальное строительство»?

1) консультации;

2) услуги;

3) нематериальные блага;

4) продукция.

2. Расширенное воспроизводство основных фондов обеспечивается в ходе…

1) капитального ремонта объектов;

2) нового строительства;

3) модернизации;

4) реконструкции.

3. Субъектами инвестиционно-строительной деятельности являются…

1) организации, контролирующие правомерность реализации инвестиционных проектов;

2) только организации, занимающиеся реализацией определенных инвестиционных проектов;

3) организации – исполнители строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

4) инвесторы, заказчики, исполнители различных видов работ, а также другие субъекты инвестиционно-строительного комплекса.

4. На кого возложены функции управления инвестиционными потоками в процессе капитального строительства?

1) на заказчика;

2) на генподрядчика;

3) на внешнего управляющего;

4) на всех участников строительства в равных долях.

5. Реконструкция и капитальный ремонт некрупных строительных объектов обычно производится…

1) подрядным способом;

2) хозяйственным способом;

3) по прямому договору с прочими подрядчиками;

4) путем заключения договора на строительство «под ключ».

6. Процедура оценки конкурсных предложений в ходе тендерных торгов предполагает…

1) вскрытие оферт и их экспертизу;

2) рассылку приглашений сторонним наблюдателям;

3) проведение маркетинговых исследований;

4) разработку проекта предложения.

7. Критерии выбора победителя торгов содержатся…

1) в офертах;

2) в документах инвестора;

3) в тендерной документации;

4) в градостроительном кодексе.

8. В контрактах на строительный подряд указываются следующие сроки выполнения работ:

1) фиксированные;

2) «плавающие»;

3) указывается срок продления договора;

4) никакие.

9. Денежная сумма, оговоренная в контракте, которую обязана выплатить одна сторона, нарушившая договор, другой стороне, это…

1) санкция;

2) пеня;

3) премия;

4) договорная неустойка.

10. Участники строительства объекта «под ключ» - это…

1) инвесторы, контролирующие органы, проектировщики, застройщики;

2) застройщики, заказчики, генпроектировщики, субпроектировщики.

3) заказчики, генподрядчики, субподрядчики, специализированные организации по приглашению генподрядчика;

4) инвесторы, генподрядчики, генпроектировщики, субпроектировщики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.17 с.)