Учебно-методические задачи курсовой работы.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методические задачи курсовой работы.



Подготовка к написанию курсовой работы.

Учебно-методические задачи курсовой работы.

 

Курсовая работа по экономической теории является самостоятельной работой студентов, позволяющей оценить полученные ими знания по фундаментальным основам экономики, которые предусмотрены программой данного курса.

Выполнение курсовой работы и ее защита должны показать наличие у студента знаний микроэкономики, определенный уровень общетеоретической и специальной подготовки, способность и умение применять теоретические и практические знания, приобретенные в ходе освоения учебного плана своей специальности в решении конкретных профессиональных задач, а также при анализе, осмыслении общественных явлений.

Здесь мы подробно рассматриваем содержание и оформление курсовой работы. Как правило, курсовая работа по микроэкономике бывает первой курсовой работой студентов экономических направлений. Наша задача - научить студентов составлять курсовые работы, объяснить им простейшие приемы экономического анализа и логику научного труда. Простым, доступным языком дать полезные советы по выполнению работы.

 

Тематика курсовых работ.

 

Примерная тематика курсовых работ устанавливается кафедрой. Перечень тем курсовых работ, предлагаемых кафедрой «Экономическая теория», приведен в приложении 3. Рекомендуемые кафедрой темы являются типовыми, ориентирующими студентов на разработку актуальных вопросов экономической теории в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике.

Предусматривается периодическое уточнение тематики курсовых работ. Оно заключается в пересмотре тематики, в исключении потерявших свою актуальность тем, во включении новых тем, определяемых экономической политикой, выдвигаемых практикой или связанных с новыми разработками в экономической теории. В рекомендуемой тематике должны найти отражение процессы, вытекающие из реальной обстановки в стране.

 

Выбор темы.

 

В соответствии с учебным планом студенты АГТУ экономических направлений обязаны написать и защитить курсовую работу по дисциплине «Микроэкономика».

Курсовая работа должна быть написана каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателя кафедры «Экономическая теория». Тема курсовой работы выбирается из предлагаемого перечня примерных тем курсовых работ, однако, студентом по согласованию с научным руководителем может быть предложена своя оригинальная тема, соответствующая проблематике курса «Микроэкономика» (см. приложение 3).

Руководители курсовым проектированием проводят регулярные консультации. Особенное значение имеет первая консультация, когда студент знакомится с методикой работы, подбора литературы и составления плана. На следующей консультации студент представляет руководителю план курсовой работы и список литературы. Приступать к написанию текста работы рекомендуется только после согласования плана с научным руководителем.

 

1.4 Составление плана курсовой работы и сбор материала.

 

Курсовые работы должны быть выполнены по плану, согласованному с научным руководителем.

План должен отражать содержание курсовой работы и обеспечивать последовательность изложения. Текст работы должен быть разделен на главы (части, разделы) в соответствии с планом. Каждый раздел должен быть озаглавлен – как в плане, так и в тексте работы.

Для составления плана необходимо ознакомиться с основными литературными и другими (статистическими, фактологическими) источниками. Подбор необходимой литературы (монографии, статьи в журналах, статистические сборники и др.) проводится по соответствующим каталогам в публичных библиотеках и библиотеке университета. Возможно использование сети Internet.

Приведем пример составления и оформления плана к курсовой работе по теме «Заработная плата».

Содержание.

Стр.

Введение 3

I. Теоретические аспекты заработной платы. 5

1.1 Заработная плата как экономическая категория. -

1.2 Формы и системы оплаты труда. 9

1.3 Рынок труда. Влияние профсоюзов и правительства на рынок труда. 13

1.4 Анализ существующих точек зрения по проблемам заработной платы. 18

1.4.1 Кейнсианцы: отрицание гибкости заработной платы.-

1.4.2 Неоклассики: обеспечение макроэкономической гибкости заработной платы. 22

1.4.3 Сравнительный анализ кейнсианской и неоклассической концепций. 25

1.5 Выводы: основные проблемы в области заработной платы. 26

II. Анализ ситуации на рынках труда в Российской Федерации. 27

2.1 Анализ динамики средней заработной платы -

2.2 Анализ динамики структуры фонда оплаты труда 31

2.3 Анализ динамики невыплат заработной платы. 35

2.4 Факторный анализ невыплат заработной платы. 39

2.5 Зарубежный опыт решения проблемы невыплаты заработной платы 40

2.5.1 Опыт Германии -

2.5.2 Опыт США 42

2.5.3 Перспективы применения зарубежного опыта в России 43

2.6. Выводы: причины снижения стимулирующей роли заработной платы 44

2.7. Предложения. Пути улучшения ситуации с выплатой заработной платы. 46

III Выводы и предложения 47

Заключение 49

Список использованной литературы. 50

Список сносок. 51

Приложения

 

Содержание курсовой работы.

 

2.1 Общие рекомендации.

 

Приведем несколько советов начинающим студентам. После того, как Вы изучите всю найденную Вами литературу по Вашей теме, постарайтесь сформулировать для себя цель работы (подробно рассмотреть какой-либо один аспект слишком широкой темы, или доказать что-либо). При написании работы старайтесь ориентировать все разделы на Вашу цель. Не исключено, что в ходе исследования Вы измените ход Вашей мысли.

Содержание курсовой работы зависит от темы, научных целей студента, собранного материала и определяется студентом при согласовании с научным руководителем.

Приветствуется, если в курсовой работе отражен зарубежный опыт по рассматриваемой теме или проводятся международные сравнения. Исследование темы рекомендуется вести от общего к частному: было бы нелогично сначала сделать выводы, для одного региона или отдельной отрасли, а потом распространить эти выводы на экономику всей страны. Если все известные Вам лебеди белые, это не означает, что белыми являются все лебеди в мире.

Курсовая работа должна состоять из следующих частей: аннотации на иностранном языке, плана (или оглавления), введения, основного содержания работы с разбивкой на главы и параграфы, заключения (или выводов), приложений, списка использованной литературы, списка сносок. Основное содержание работы кафедра рекомендует делить на две главы: теоретическую и практическую, включая выводы и предложения. В зависимости от темы и научных целей студента при согласовании с научным руководителем основная часть может быть разделена на главы иначе.

В аннотации (0,5 - 1 стр.) студент излагает на изучаемом им иностранном языке тему работы, цель и задачи работы, содержание глав (по 1 - 2 фразы на каждую главу), выводы и предложения. Фактически, это краткое изложение введения и заключения курсовой работы.

Во введении (1,5-2 стр.) нужно обосновать актуальность разрабатываемой темы в теоретическом и практическом планах, раскрыть ее народнохозяйственное значение, указать цели и задачи, которые ставит перед собой автор. Цель работы вытекает из темы и должна намечать практический результат, к которому автор планирует прийти в результате (например, к рекомендациям). Задачи работы – это этапы достижения цели, раскрываемые в плане курсовой работы

Главы основной части работы будут рассмотрены далее.

В заключении (3-5 стр.) приводятся выводы, рекомендации, обобщаются материалы всего исследования, даются критические соображения об эффективности того или иного явления в общественной жизни. Выводы и предложения целесообразно привести по пунктам в соответствии с поставленными во введении задачами. Это своеобразный отчет о достижении поставленной цели.

Оформление списка использованной литературы и списка сносок будет рассмотрено далее.

Глава в соответствии с планом должна быть разделена на параграфы, которые могут делиться на подпункты (по плану). В конце каждого параграфа делайте выводы (ориентированные на Вашу цель) и логические переходы к следующему разделу - "мостики". В конце главы вставляйте параграф с краткими выводами по всей главе (также ориентированные на Вашу цель).

Материал, который Вы берете из литературы, старайтесь не просто переписать, а пересказать, творчески переработав в соответствии с темой и Вашими целями. Не бойтесь включить свои размышления.

Текст должен быть лаконичным, "лить воду" не нужно.

Названия глав должно отражать как их характер (теория, анализ), так и содержащийся в них материал. Например, в работе по теме "Заработная плата" главы можно назвать так, как показано в образце плана (см. п. 1.4).

 

Выводы и предложения.

 

В завершение основной части работы соберите вместе выводы, сделанные во всех главах. Помня о цели своего исследования, сделайте обобщающие суждения. Также не бойтесь изменить свои взгляды, если Ваше исследование опровергает их.

Опираясь на выводы хорошего теоретического и статистического анализа, Вам нетрудно будет сделать предложения по улучшению ситуации в экономике России, области, района, или какой - либо отрасли по Вашему вопросу.

В отличие от курсового проекта, в курсовой работе не нужно детально рассчитывать показатели Ваших предложений, определять экономический эффект от их внедрения и т.д. Достаточно перечислить их, аргументируя Вашими выводами. Объем всей практической главы 20-30 стр.

 

 

Курсовая работа является настоящим (хотя и небольшим, учебным) научным трудом. Для получения высокой оценки работа должна быть логически целостной, выполненной творчески. Однако при этом не стоит бояться приступать к работе: еще не было такого студента, который не справился с курсовой работой.

 

 

Оформление курсовой работы.

3.1 Оформление плана курсовой работы и названий глав и разделов.

 

Титульный лист курсовой работы оформляется по образцу в приложении 4. На следующем листе помещается план работы. План должен содержать полные названия всех глав, пунктов и подпунктов, на которые разделена работа. Перед названием главы, пункта (раздела), подпункта в плане и в тексте работы должен стоять ее номер. Номера глав пишутся римскими цифрами, а номера пунктов (разделов) и подпунктов - арабскими. Например:

 

 

1.3.2 Повременная форма оплаты труда.

 

- это второй подпункт третьего параграфа первой главы.

Пункты, не входящие в основную часть работы, номеров не имеют. Это аннотация, введение, заключение, список использованной литературы, список сносок, приложения.

В тексте названия глав, разделов и т.д. должны быть выделены пустыми строками сверху и снизу. Нельзя оставлять название в последней строке страницы. Главы должны начинаться с новых страниц. Однако начинать с новой страницы каждый параграф, подпункт и т.д. не нужно.

При выполнении работы на компьютере в текстовом редакторе MS WORD, рекомендуем в конце каждой главы, аннотации, введения, заключения (но не в конце каждого параграфа) ставить разрыв страницы. Для этого поставьте курсор после последнего символа текста главы и выберите меню Вставка/Разрыв (Новый раздел – со следующей страницы).

Параметры текста в компьютерном варианте: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5; выравнивание – по ширине; красная строка: в тексте 1 см., в таблицах – 0. Красную строку устанавливать не пробелами, а с помощью горизонтальной линейки. Поля: левое 2,5 см., правое - 1 см., сверху – 2,5 см., снизу 2,5 см.

Напротив названий глав в плане необходимо указывать страницы, с которых они начинаются (см. п. 1.4).

Рекомендуем Вам проставлять номера страниц, таблиц, рисунков, ссылок карандашом до тех пор, пока научный руководитель не допустит работу к защите. Если после проверки понадобится что-то добавить или убрать, Ваша нумерация может измениться.

 

Оформление таблиц.

 

Таблица располагается после первой ссылки на нее в тексте. Например: «Эти данные приведены в табл. 1.1». В строке над таблицей справа делают надпись "Таблица 1.2". Здесь 1 - номер главы, в которой расположена таблица, а 2 - номер таблицы в этой главе (независимо от номеров пунктов (разделов) и подпунктов). Если таблице имеются только в одной главе работы, допускается сплошная нумерация. В следующих строках указывают название таблицы, которое должно отражать суть содержащегося материала или анализа. Название не пишется, если таблица является продолжением текста. Все поля в шапке таблицы должны быть заполнены. Названия единиц измерения пишутся либо в названии таблицы, либо в графах шапки через запятую после названий колонок. Если таблица не умещается на одной странице, после шапки нужно включить строку с номерами колонок. Тогда на следующей странице в строке над продолжением таблицы нужно сделать надпись "Продолжение табл. 1.2", а вместо шапки поместить только строку с номерами колонок.

Если таблица не помещается при вертикальном расположении листа, ее можно разместить, расположив лист горизонтально, но так, чтобы для чтения таблицы работу нужно было повернуть по часовой стрелке.

Очень большие таблицы, таблицы справочного и нормативного характера, а также таблицы, содержащие исходные данные следует помещать в качестве приложений в конце таблицы.

Если в тексте после таблицы необходимо сослаться на таблицу, делается ссылка в скобках, например: (см. табл. 2.1).

 

Оформление графиков, диаграмм, схем.

 

Все графики, диаграммы, схемы в курсовой работе называются рисунками. Рисунок помещается после первой ссылки на него в тексте. Ссылки в тексте указывают так: (см. рис. 2.3). Рисунок должен размещаться на одной странице. Название рисунка пишется под рисунком. Номер рисунка пишется перед названием в той же строке. Правила нумерации - как в случае с таблицами. Не забывайте на графиках и диаграммах указывать наименования показателей и единицы измерения. Пример оформления рисунка в приложении (см. приложение 2)

 

Оформление сносок и списка сносок.

 

Взяв какой либо материал из книги, статьи, статистического сборника и т.д. Вы должны сослаться на этот источник. Сноска ставится в тексте или в названии таблицы, рисунка. Оформляется так: [5], номер сноски заключается в квадратные скобки. Нумерация ссылок сплошная. В конце работы приводится "Список сносок", в котором против каждого номера указывается автор, название издания, место издания, название издательства, год издания и номера страниц, с которых взят материал. Другие библиографические данные указывать в сносках не нужно. Это описание нужно делать с учетом библиографических правил, о которых мы расскажем в следующем разделе.

Другой вариант оформления сносок [4. C.45]. Здесь 4 – номер источника по списку использованной литературы, а 45 – номер страницы в этом источнике. Отдельный список сносок в этом случае не оформляется.

В работах, выполненных на компьютере посредством текстового редактора MS WORD допускается также стандартные сноски в конце страницы под чертой. Для вставки такой сноски необходимо поставить курсор в то место в тексте, где должна быть сноска и выбрать меню Вставка/Ссылка/Сноска. При этом текст сноски должен содержать указанные выше сведения об источнике, оформленные в соответствии с библиографическими нормами (см. параграф 3.5).

Обозначение сносок характеризует Вашу научную чистоплотность. Сноска - это Ваше признание принадлежности используемого материала другому автору, если хотите - это Ваша благодарность автору. Кроме того, без сносок невозможно проверить основательность ваших размышлений, выводов.

 

3.5 Оформление списка использованной литературы.

 

Список должен иметь заглавие: "Список использованной литературы". Далее следуют библиографические описания использованных Вами книг и статей. Последовательность перечисления литературы может быть следующей:

- произведения известных классиков в области экономических наук;

- материалы высших законодательных и исполнительных органов (законы, постановления, решения и т.п.);

- специальная экономическая литература;

- различные документы (отчеты, планы, проекты и т.п.)

В каждой группе описания располагаются в алфавитном порядке. Описание каждой книги (статьи) в списке начинается с новой строки. Используется сплошная нумерация описаний.

Описание книги производится по следующей схеме. Обратите внимание на знаки препинания.

 

Фамилии и инициалы авторов

. Заглавие

: Сведения, относящиеся к заглавию

/ Сведения, относящиеся к авторству, редакторы, составители, переводчики

.- Сведения о повторности издания

.- Выходные данные

.- Количество страниц

.- (Надзаголовочные данные)

 

Данные сведения нужно указывать не отдельными строками, как в этой схеме, а сплошным текстом.

Все сведения для библиографического описания книги, кроме количества страниц, нужно брать с титульного листа книги. Сведения, отсутствующие на титульном листе, и соответствующие им знаки препинания включать не нужно.

Если автор один, его фамилия и инициалов ставят в начале описания. Если авторов двое, их перечисляют в алфавитном порядке через запятую в начале описания. Если авторов больше, чем двое, в начале описания указывают первых двоих и пишут «и др.». В том случае, когда авторов много (сборник), описание начинается с названия, а двоих первых авторов и пометку «и др.» приводят в сведениях, относящихся к авторству.

Сведения, относящиеся к заглавию, отражают либо литературный жанр, либо читательское назначение книги, например: стихи, рассказы, учебное пособие.

Сведения, относящиеся к авторству. Здесь перечисляют через запятую инициалы и фамилии (не наоборот!) авторов, если их более двух. Причем, если число авторов больше трех, то перечисляют первых троих и пишут "и др.". Здесь же указывают редакторов, переводчиков, составителей. Например: под общ. ред. А.В.Иванова, пер. с англ. Г.В.Петрова, сост. И.П.Сидоров.

Сведения о повторности издания оформляются так: 11-е изд., доп. и перераб.

Выходные данные указывают следующим образом: Место издания: Название издательства, год издания. Например:

.-М.: Наука, 1997

Названия некоторых городов обозначаются отдельными буквами:

Москва – М, Ленинград – Л, Санкт-Петербург - СП б, Киев – К, Минск - Мн. Названия остальных городов пишутся полностью и без точки.

Количество страниц указывается по последнему пропечатанному номеру страницы. Например:

.-347 с.

Не путайте с записями типа С. 347. В первом случае запись означает, что в книге 347 страниц, во втором - искомая статья или ссылка на 347 странице.

Надзаголовочные данные это сведения о программе, по которой выпущена книга, о рекомендациях, название организации, выпустившей книгу и т.д.

Приведем пример библиографического описания книги.

 

Маслова Н.С., Борисов Е.Ф. и др. Заработная плата и себестоимость продукции в промышленности СССР /под общ. ред. К.Н.Плотникова. -М.: Издательство экономической литературы, 1962.-267с. - (Академия наук СССР. Институт экономики)

 

Кроме описаний книг, в списке использованной литературы могут быть описания статей из журналов или сборников. Их библиографические описания составляются иначе. Сначала указывают авторов, затем - название статьи, а после двойной черты - краткое библиографическое описание журнала или сборника, а затем указывают номера страниц, на которых расположена статья.

Приведем пример.

Славский Е.Г. На страже рыбных запасов // Рыбное хозяйство, 1979 .-№6 .-С. 3-5

 

Оформление формул.

Формула ставится в отдельной строке, по центру. Формула с расшифровкой отделяется от остального текста пустыми строками Справа от формулы, у края страницы, ставится номер формулы в круглых скобках. Нумерация формул сплошная. Непосредственно перед формулой в тексте должна быть ссылка на нее, например: (см. формулу 2). Если в последующем тексте необходимо обратиться к данной формуле, ставится такая же сноска. В строках под формулой должна быть расшифровка буквенных обозначений с указанием единиц измерения, начинающаяся со слова «где». Описание каждого буквенного обозначения в расшифровке начинается с новой строки так, чтобы обозначения находились друг под другом (в текстовом редакторе этого можно добиться с помощью табуляции). Каждое буквенное обозначение во всем тексте работы должно значить одно и то же.

В качестве примера оформления формулы приведу формулу дисконтрования (см. формулу 1).

 

PV = FV / (1+r)t

где PV - настоящая (дисконтированная) стоимость, руб.;

FV - будущая стоимость, руб.;

r - процентная ставка, в долях единицы;

t - номер периода.

 

Если в тексте приводятся промежуточные математические выкладки, преобразования формул, их можно не обозначать как отдельные формулы, не нумеровать и не «расшифровывать».

 

4. Работа с рецензией, подготовка к защите, защита и оценка курсовой работы.

 

Курсовая работа сдается и рецензируется на кафедре, а затем передается для проверки преподавателю, осуществляющему научное руководство. Если выполненная работа соответствует предъявляемым требованиям, то преподаватель (рецензент) допускает ее к защите, написав предварительно рецензию.

Ориентиром в подготовке к защите курсовой работы является рецензия научного руководителя (рецензента), а также постраничные замечания в тексте работы.

В рецензии указывается, раскрыты ли основные вопросы темы, какие допущены ошибки. Рецензент может высказать рекомендации по доработке курсовой и раскрытию темы, порекомендовать литературу для этого. Некоторые замечания рецензента могут показаться студенту неясными или неправильными. Такие замечания следует обсудить с научным руководителем. А в ходе защиты курсовой работы - привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. Можно на конкретные замечания рецензента подготовить письменные ответы и использовать их во время защиты. К защите курсовой работы целесообразно подготовить устное выступление на 5-7 минут, где будет указано, по каким мотивам выбрана данная тема, какие задачи ставились в работе, каким путем они решались и какие выводы получены, т. е. по существу отразить содержание введения и заключения.

Кроме того, следует отметить те трудности, которые, возможно, имели место при написании работы.

Перед защитой студент должен представить комиссии курсовую работу, подписанную научным руководителем к защите, рецензию, зачетную книжку и, при наличии, раздаточный материал.

Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений работы и ответов на вопросы присутствующих преподавателей и студентов. Поскольку время доклада ограничено, целесообразно не освящать в докладе общеизвестный теоретический материал, а сосредоточиться только на результатах Вашего анализа и статистического исследования, а также на выводах и предложениях. Также нецелесообразно перегружать доклад цифрами. Необходимые для пояснения таблицы и диаграммы нужно поместить на плакаты или в иллюстративный материал (раздаточный материал). Раздаточный материал выполняется на листах формата А4 в количестве по числу членов комиссии (обычно двое) плюс один для автора.

После доклада присутствующие на защите студенты и преподаватели – члены комиссии могут задать автору вопросы. Вопросы могут касаться не только материала, содержащегося в курсовой, а по всей теме, включая вопросы на взаимосвязь данной темы с другими разделами курса.

После заслушивания всех студентов, защита которых запланирована на данный день, комиссия проводит совещание (5-10) минут и выставляет оценки. Положительная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») заносится в зачетную книжку студента, а по окончании университета – в приложение к диплому.

Защищенная курсовая работа остается у ведущего преподавателя и хранится на кафедре в течение года.

Курсовая работа, не допущенная к защите или получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту, который должен написать новую курсовую работу по другой теме.

Студент, не представивший курсовую работу или не защитивший ее в установленные сроки, к экзаменам не допускается.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Примеры выявления тенденций при анализе динамики показателей.

 

Таблица П.1.1.

Выявление тенденции методом укрупнения периодов времени.

 

По первоначальному ряду показателей невозможно выявить ни тенденцию к росту, ни тенденцию к снижению. Произведя исследование данного ряда методом укрупнения временных интервалов до двух и до трех лет, мы выявили тенденцию к росту показателя.

 

 

Приложение 2.

Примеры оформления схем, графиков, диаграмм.

 

Проиллюстрируем данные таблицы 2.1 о фонде заработной платы в промышленности круговыми диаграммами на рис. П.2.1

 


Рис. П.2.1 Структура фонда заработной платы промышленности области в 1996 г.

 

Приложение 3.

Примерная тематика курсовых работ.

 

1.Методология исследования экономических процессов и явлений.

2.Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.

3.Человеческий капитал и его роль в современной экономике.

4.Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством.

5. Теория факторов производства как основа формирования стоимости товара и распределения доходов.

Эволюция теории стоимости.

Эволюция теории капитала.


Приложение 4.


Федеральное агентство РФ по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Астраханский государственный технический университет

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика» на тему

(наименование темы)

 

Исполнитель: ст-т. гр. (№ группы, фамилия, инициалы, для заочников - учебный шифр)

 

Научный руководитель:

(звание или должность, ученая степень, фамилия, инициалы)

 

 

АСТРАХАНЬ

Подготовка к написанию курсовой работы.

Учебно-методические задачи курсовой работы.

 

Курсовая работа по экономической теории является самостоятельной работой студентов, позволяющей оценить полученные ими знания по фундаментальным основам экономики, которые предусмотрены программой данного курса.

Выполнение курсовой работы и ее защита должны показать наличие у студента знаний микроэкономики, определенный уровень общетеоретической и специальной подготовки, способность и умение применять теоретические и практические знания, приобретенные в ходе освоения учебного плана своей специальности в решении конкретных профессиональных задач, а также при анализе, осмыслении общественных явлений.

Здесь мы подробно рассматриваем содержание и оформление курсовой работы. Как правило, курсовая работа по микроэкономике бывает первой курсовой работой студентов экономических направлений. Наша задача - научить студентов составлять курсовые работы, объяснить им простейшие приемы экономического анализа и логику научного труда. Простым, доступным языком дать полезные советы по выполнению работы.

 

Тематика курсовых работ.

 

Примерная тематика курсовых работ устанавливается кафедрой. Перечень тем курсовых работ, предлагаемых кафедрой «Экономическая теория», приведен в приложении 3. Рекомендуемые кафедрой темы являются типовыми, ориентирующими студентов на разработку актуальных вопросов экономической теории в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике.

Предусматривается периодическое уточнение тематики курсовых работ. Оно заключается в пересмотре тематики, в исключении потерявших свою актуальность тем, во включении новых тем, определяемых экономической политикой, выдвигаемых практикой или связанных с новыми разработками в экономической теории. В рекомендуемой тематике должны найти отражение процессы, вытекающие из реальной обстановки в стране.

 

Выбор темы.

 

В соответствии с учебным планом студенты АГТУ экономических направлений обязаны написать и защитить курсовую работу по дисциплине «Микроэкономика».

Курсовая работа должна быть написана каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателя кафедры «Экономическая теория». Тема курсовой работы выбирается из предлагаемого перечня примерных тем курсовых работ, однако, студентом по согласованию с научным руководителем может быть предложена своя оригинальная тема, соответствующая проблематике курса «Микроэкономика» (см. приложение 3).

Руководители курсовым проектированием проводят регулярные консультации. Особенное значение имеет первая консультация, когда студент знакомится с методикой работы, подбора литературы и составления плана. На следующей консультации студент представляет руководителю план курсовой работы и список литературы. Приступать к написанию текста работы рекомендуется только после согласования плана с научным руководителем.

 

1.4 Составление плана курсовой работы и сбор материала.

 

Курсовые работы должны быть выполнены по плану, согласованному с научным руководителем.

План должен отражать содержание курсовой работы и обеспечивать последовательность изложения. Текст работы должен быть разделен на главы (части, разделы) в соответствии с планом. Каждый раздел должен быть озаглавлен – как в плане, так и в тексте работы.

Для составления плана необходимо ознакомиться с основными литературными и другими (статистическими, фактологическими) источниками. Подбор необходимой литературы (монографии, статьи в журналах, статистические сборники и др.) проводится по соответствующим каталогам в публичных библиотеках и библиотеке университета. Возможно использование сети Internet.

Приведем пример составления и оформления плана к курсовой работе по теме «Заработная плата».

Содержание.

Стр.

Введение 3

I. Теоретические аспекты заработной платы. 5

1.1 Заработная плата как экономическая категория. -

1.2 Формы и системы оплаты труда. 9

1.3 Рынок труда. Влияние профсоюзов и правительства на рынок труда. 13

1.4 Анализ существующих точек зрения по проблемам заработной платы. 18

1.4.1 Кейнсианцы: отрицание гибкости заработной платы.-

1.4.2 Неоклассики: обеспечение макроэкономической гибкости заработной платы. 22

1.4.3 Сравнительный анализ кейнсианской и неоклассической концепций. 25

1.5 Выводы: основные проблемы в области заработной платы. 26

II. Анализ ситуации на рынках труда в Российской Федерации. 27

2.1 Анализ динамики средней заработной платы -

2.2 Анализ динамики структуры фонда оплаты труда 31

2.3 Анализ динамики невыплат заработной платы. 35

2.4 Факторный анализ невыплат заработной платы. 39

2.5 Зарубежный опыт решения проблемы невыплаты заработной платы 40

2.5.1 Опыт Германии -

2.5.2 Опыт США 42

2.5.3 Перспективы применения зарубежного опыта в России 43

2.6. Выводы: причины снижения стимулирующей роли заработной платы 44

2.7. Предложения. Пути улучшения ситуации с выплатой заработной платы. 46

III Выводы и предложения 47

Заключение 49

Список использованной литературы. 50

Список сносок. 51

Приложения

 

Содержание курсовой работы.

 

2.1 Общие рекомендации.

 

Приведем несколько советов начинающим студентам. После того, как Вы изучите всю найденную Вами литературу по Вашей теме, постарайтесь сформулировать для себя цель работы (подробно рассмотреть какой-либо один аспект слишком широкой темы, или доказать что-либо). При написании работы старайтесь ориентировать все разделы на Вашу цель. Не исключено, что в ходе исследования Вы измените ход Вашей мысли.

Содержание курсовой работы зависит от темы, научных целей студента, собранного материала и определяется студентом при согласовании с научным руководителем.

Приветствуется, если в курсовой работе отражен зарубежный опыт по рассматриваемой теме или проводятся международные сравнения. Исследование темы рекомендуется вести от общего к частному: было бы нелогично сначала сделать выводы, для одного региона или отдельной отрасли, а потом распространить эти выводы на экономику всей страны. Если все известные Вам лебеди белые, это не означает, что белыми являются все лебеди в мире.

Курсовая работа должна состоять из следующих частей: аннотации на иностранном языке, плана (или оглавления), введения, основного содержания работы с разбивкой на главы и параграфы, заключения (или выводов), приложений, списка использованной литературы, списка сносок. Основное содержание работы кафедра рекомендует делить на две главы: теоретическую и практическую, включая выводы и предложения. В зависимости от темы и научных целей студента при согласовании с научным руководителем основная часть может быть разделена на главы иначе.

В аннотации (0,5 - 1 стр.) студент излагает на изучаемом им иностранном языке тему работы, цель и задачи работы, содержание глав (по 1 - 2 фразы на каждую главу), выводы и предложения. Фактически, это краткое изложение введения и заключения курсовой работы.

Во введении (1,5-2 стр.) нужно обосновать актуальность разрабатываемой темы в теоретическом и практическом планах, раскрыть ее народнохозяйственное значение, указать цели и задачи, которые ставит перед собой автор. Цель работы вытекает из темы и должна намечать практический результат, к которому автор планирует прийти в результате (например, к рекомендациям). Задачи работы – это этапы достижения цели, раскрываемые в плане курсовой работы

Главы основной части работы будут рассмотрены далее.

В заключении (3-5 стр.) приводятся выводы, рекомендации, обобщаются материалы всего исследования, даются критические соображения об эффективности того или иного явления в общественной жизни. Выводы и предложения целесообразно привести по пунктам в соответствии с поставленными во введении задачами. Это своеобразный отчет о достижении поставленной цели.

Оформление списка использованной литературы и списка сносок будет рассмотрено далее.

Глава в соответствии с планом должна быть разделена на параграфы, которые могут делиться на подпункты (по плану). В конце каждого параграфа делайте выводы (ориентированные на Вашу цель) и логические переходы к следующему разделу - "мостики". В конце главы вставляйте параграф с краткими выводами по всей главе (также ориентированные на Вашу цель).

Материал, который Вы берете из литературы, старайтесь не просто переписать, а пересказать, творчески переработав в соответствии с темой и Вашими целями. Не бойтесь включить свои размышления.

Текст должен быть лаконичным, "лить воду" не нужно.

Названия глав должно отражать как их характер (теория, анализ), так и содержащийся в них материал. Например, в работе по теме "Заработная плата" главы можно назвать так, как показано в образце плана (см. п. 1.4).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.047 с.)