Общий объем и виды учебной нагрузки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий объем и виды учебной нагрузки



Административное право

по специальности 030501 – Юриспруденция

 

Форма обучения

ОЧНАЯ

(для студентов, обучающихся в сокращенные сроки)

 

 

Нижний Новгород

2012 год

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели дисциплины:

- формирование у студентов необходимых для обучения по программам специалитета компетенций (знаний, навыков, умений) для углубленного анализа проблем административно-правового регулирования различных групп общественных отношений.

Задачи дисциплины:

· образовательная – ознакомить студентов с основными актуальными проблемами современного административного права, пробелами правового регулирования, сложностями правоприменительной практики

· воспитательная - повышение у обучающихся правовой культуры в области административного законодательства, расширение гуманитарного кругозора;

· практическая - содействовать овладению навыками работы с нормативно-правовыми актами и документами в сфере административного права, решению на их основе практических заданий, способствовать формированию навыков самостоятельного анализа и исследования актуальных проблем административного права в Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Административное право» относится к государственно-правовому профилю (ПЦ.ГП.Б3.ВС.14). Поскольку курс «Административное право» направлен на более глубокое и детальное рассмотрение таких вопросов как механизм административно-правового регулирования, система государственной службы, административная ответственность, административный процесс и др., то его изучение целесообразно рекомендовать студентам, овладевшим такими дисциплинами, как «Теория государства и права» и «Конституционное право России».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- различные подходы к определению основных категорий и понятий административного права, а также специальных терминов, применяемых в административно-правовом законодательстве;

- основные проблемы, возникающие в процессе реализации прав и исполнения обязанностей субъектов административно-правовых отношений, а также пути их решения;

- иерархию источников административного права, основные пробелы в правовом регулировании;

- значение и содержание механизма административно-правового регулирования;

- проблемы института государственной службы;

- подходы к административному процессу, его понятие признаки, структура;

- проблемы института административной ответственности.

Уметь:

- проводить сравнительный анализ терминов и понятий в области административного права, давать критическую оценку научным теориям и концепциям, использовать понятийный аппарат административного права в правотворческой и правоприменительной практике;

- анализировать нормативные правовые акты и разрешать коллизии, возникающие в сфере административно-правового регулирования общественных отношений;

- применять различные способы и виды толкования административно-правовых норм;

- анализировать материалы административной практики и руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;

- правильно применять процессуальные нормы административного права.

 

Образовательные технологии

Планы семинарских занятий

Тема 1. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

1. Принцип разделения властей. Признаки и формы исполнительной власти, ее сущность. Субъекты исполнительной власти.

2. Понятие, содержание и виды управления.

3. Понятие, признаки и виды государственного управления, как вида социального управления. Его соотношение с терминами «государственное регулирование» и «местное самоуправление». Основные функции государственного управления и его субъекты. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

4. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

5. Понятие, предмет, система и принципы административного права как отрасли российского права.

6. Метод административного права и место в правовой системе России. Соотношение с другими отраслями права. Субъекты административного права: понятие и их система.

7. Административное право России как наука: предмет и метод, понятие, задачи, источники, тенденции развития.

 

Нормативно-правовые акты:

О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г.// "Собрание законодательства РФ", 28.07.2003, N 30, ст. 3046

О Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Пост. Правительства РФ от 31 июля 2003 г., с изм. и доп.

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. // "Собрание законодательства РФ", 14.11.2005, N 46, ст. 4720.

 

Учебная и научная литература:

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – М., 1997.

Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. – М., 1978.

Слепенков И.М., Аверин Ю.П.. Основы теории социального управления, М., 1990.

Омаров A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики, М., 1980.

Чиркин В.Е. Государственное управление: элементарный курс. – М., 2001.

 

Научные статьи:

Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права (Шестые "Лазаревские чтения") // Государство и право. 2002. № 11.

Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1998. №3

Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России // Государство и право. 2003. № 10.

Бачило И.Л. Еще раз о сути административной реформы в России // Сборник "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". М.: Новая правовая культура, 2003.

Демин А. А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования// Государство и право. 2005. № 6.

Демин А.А. Нормативный договор как источник административ­ного права. // Государство и право. 1998. № 2.

Князев С.Д. Принципы административного права Российской Федерации: отраслевой формат и юридическое значение// Государство и право. 2003. № 10.

Ломакина В. Ф. Административная реформа: проблемы развития и совершенствования (IX "Лазаревские чтения") принуждения // Государство и право, 2006 № 8

Марченкова Е.М. Административное право - укрепление государства и динамика социально-экономического развития (Научная конференция) // Государство и право. 2002. № 8.

Савостин А.А. Сравнительная характеристика административно-правого метода с иными методами регулирования общественных отношений. // Юрист. 2002 г. № 7.

Старилов Ю.Н.. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. № 5. 2000г.

Талапина Э. В. Новые институты административного права // Государство и право, 2006 № 5.

Тихомиров Ю.А.. О концепции развития административного права и процесса // Государство и право. 1998 г. № 1.

Тихомиров Ю.А. Современная теория административного права // Государство и право. 2004 г. № 11.

Административного права

1. Понятие субъекта административного права, его соотношение с термином «субъект государственного управления» и «субъект административно-правового отношения».

2. Виды субъектов административного права, их право и дееспособность.

3. Соотношение понятий «права», «обязанности», «полномочия», «компетенция», «функции», «ответственность» субъектов административного права.

4. Соотношение понятий «индивид», «частное лицо», «человек», «личность», «гражданин» и «лицо без гражданства», «физическое лицо» и «должностное лицо».

5. Гражданин Российской Федерации: права, свободы и обязанности, гарантии осуществления прав и свобод.

6. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством: особенности их правового положения в сфере осуществления исполнительной власти.

 

Вопросы для контроля

 

1. Понятие и предмет административного права. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

2. Метод, система и принципы административного права как отрасли российского права.

3. Соотношение административного права с другими отраслями российского права. Кодификация и систематизация административного законодательства.

4. Понятие механизма (системы) административно-правового регулирования. Источники административного права: понятие, особенности, система и характеристика.

5. Нормы административного права: понятие, признаки, особенности, структура и классификация. Реализация и действие норм административного права.

6. Административно-правовые отношения: понятие, содержание, признаки, субъекты и виды.

7. Понятие и система субъектов административного права. Административная правосубъектность. Административно-правовой статус граждан РФ. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

8. Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ. Система органов исполнительной власти, их классификация.

9. Полномочия Президента РФ, Администрации Президента РФ, Полномочного представителя Президента РФ в сфере осуществления исполнительной власти.

10. Правительство РФ и его правовое положение.

11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в системе публичной власти.

12. Государственная служба как средство реализации задач и функций государства: понятие, принципы, система и правовые основы. Понятие, принципы и правовые основы государственной гражданской службы.

13. Поступление на государственную гражданскую службу. Особенности прохождения государственной гражданской службы. Поощрения и ответственность государственных гражданских служащих.

14. Особенности прохождения государственной военной и правоохранительной службы.

15. Понятие и виды форм управленческой деятельности. Правовые и неправовые формы: понятия, разновидности.

16. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления. Классификация правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Основания признания правовых актов оспоримыми и ничтожными. Недействительность правовых актов управления.

17. Понятие и виды методов государственной управленческой деятельности. Убеждение и моральное стимулирование (поощрение): понятие, сущность и виды.

18. Понятие и сущность административно-правовых режимов, их виды и правовые основания введения и использования. Режим чрезвычайного положения. Административно-правовой режим военного положения. Режим противодействия терроризму. Постоянные (ординарные) режимы.

19. Понятие, сущность и правовая природа административного принуждения. Виды мер административного принуждения, их правовая характеристика.

20. Особенности и содержание административно-предупредительных мер. Особенности и содержание мер административного пресечения. Особенности и содержание административно-восстановительных и исполнительных мер.

21. Административная ответственность: понятие, признаки, нормативные и фактические основания. Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности. Законодательство об административной ответственности. Принципы законодательства. Действие законодательства в пространстве и во времени.

22. Общие и специальные субъекты административной ответственности. Особенности привлечения к ответственности специальных субъектов. Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц. Форма вины юридического лица.

23. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности.

24. Понятие и сущность административного правонарушения. Признаки, отличающие его от других видов правонарушений. Состав административного правонарушения, его юридическая квалификация. Виды составов административных правонарушений.

25. Понятие, сущность и цели административного наказания. Система и виды административных наказаний, их правовая характеристика.

26. Общие правила назначения административного наказания. Учет смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Назначение административных наказаний. Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки действия административных наказаний.

27. Понятие и виды юридического процесса. Соотношение административного процесса и административно-юрисдикционной деятельности. Виды административных процессов. Две основных концепции в понимании административного процесса. Понятие административно-процессуального права. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.

28. Административные производства и административные процедуры как составные части административного процесса. Административная подведомственность. Административная юстиция: понятие и содержание.

29. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Задачи и принципы данного производства. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: основные и факультативные.

30. Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие и классификация. Характеристика участников производства по делам об административных правонарушениях, осуществляющих судопроизводство.

31. Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях. Обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Доказательства в административном судопроизводстве: понятие, содержание, виды и требования, предъявляемые к ним.

32. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: правовое основание и цели применения, особенности процессуального оформления некоторых мер.

33. Административное доставление и административное задержание: основание, процессуальное оформление, сроки и порядок исполнения.

34. Административные досмотры и осмотры как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Изъятие вещей и документов.

35. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей; временный запрет деятельности.

36. Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводы и основания. Процессуальное оформление. Протокол об административном правонарушении: содержание, требования, предъявляемые к протоколу, сроки составления протокола.

37. Административное расследование. Основания для проведения, процессуальное оформление, сроки расследования.

38. Подготовка к рассмотрению дел об административном правонарушении, разрешаемые вопросы и процессуальное оформление принятого решения. Место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Отводы и самоотводы при рассмотрении дела.

39. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Процессуальные документы, принимаемые по результатам рассмотрения дела.

40. Содержание постановлений и определений, принятых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. Объявление постановлений и определений по делу об административном правонарушении. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административному правонарушению.

41. Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Порядок и сроки обжалования. Виды принимаемых решений по жалобе.

42. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Процедура обжалования. Виды принимаемых решений по жалобе.

43. Порядок вступления в силу вынесенного постановления. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

44. Случаи прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. Сроки давности исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Особенности исполнения отдельных видов административных наказаний.

45. Контроль в государственном управлении: понятие, содержание и виды. Административный надзор: понятие, сущность, органы его осуществляющие.

46. Надзор прокуратуры по обеспечению законности и государственной дисциплины. Объекты надзора. Полномочия прокурора.

47. Общественный контроль в государственном управлении: понятие, сущность, виды и органы его осуществляющие. Порядок обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц.

48. Производство по обращениям граждан в Российской Федерации: понятие, процессуальные права, обязанности, гарантии и ответственность. Стадии производства.

49. Понятие, сущность и признаки юридических процедур. Юридические процедуры в отраслях российского права. Понятие, сущность, признаки и правовая характеристика административных процедур. Классификация административных процедур по различным критериям.

50. Административно-правовое регулирование в административно-политической, экономической, социально-культурной сферах деятельности.

Критерии оценки

Превосходно Очень высокий уровень подготовки. Изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно. Полно отражена относящаяся к вопросу нормативная правовая база. Нормативные правовые документы представлены в органической связи с содержанием вопроса. Студент способен отстаивать свою позицию.
Отлично Превосходная подготовка с очень незначительными погрешностями.
Очень хорошо Подготовка, уровень которой существенно выше среднего с некоторыми ошибками.
Хорошо В целом хорошая подготовка с рядом заметных ошибок.
Удовлетворительно Подготовка, удовлетворяющая минимальным требованиям, со значительными ошибками. Студент знает основные положения, предусмотренные Программой курса и содержащиеся в базовом учебнике, но не умеет толковать и применять основополагающие нормативные акты, предусмотренные программой при анализе конкретных жизненных ситуаций, связанных с профилем, изучаемой дисциплины; не знает практику применения документов правового характера по аспектам изучаемой дисциплины.
Неудовлетворительно Необходима дополнительная подготовка для успешного прохождения экзамена. Студент не владеет знаниями основных положений, предусмотренных Программой курса и содержащихся в базовом учебнике; не знает основополагающие нормативные акты, предусмотренные программами и не умеет толковать и применять их при анализе конкретных жизненных ситуаций, связанных с профилем, изучаемой дисциплины; не может юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проблематикой учебной дисциплины.
Плохо Подготовка совершенно недостаточная.

Примерная тематика курсовых работ и критерии их оценки

Не предусмотрено

 

Административное право

по специальности 030501 – Юриспруденция

 

Форма обучения

ОЧНАЯ

(для студентов, обучающихся в сокращенные сроки)

 

 

Нижний Новгород

2012 год

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели дисциплины:

- формирование у студентов необходимых для обучения по программам специалитета компетенций (знаний, навыков, умений) для углубленного анализа проблем административно-правового регулирования различных групп общественных отношений.

Задачи дисциплины:

· образовательная – ознакомить студентов с основными актуальными проблемами современного административного права, пробелами правового регулирования, сложностями правоприменительной практики

· воспитательная - повышение у обучающихся правовой культуры в области административного законодательства, расширение гуманитарного кругозора;

· практическая - содействовать овладению навыками работы с нормативно-правовыми актами и документами в сфере административного права, решению на их основе практических заданий, способствовать формированию навыков самостоятельного анализа и исследования актуальных проблем административного права в Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Административное право» относится к государственно-правовому профилю (ПЦ.ГП.Б3.ВС.14). Поскольку курс «Административное право» направлен на более глубокое и детальное рассмотрение таких вопросов как механизм административно-правового регулирования, система государственной службы, административная ответственность, административный процесс и др., то его изучение целесообразно рекомендовать студентам, овладевшим такими дисциплинами, как «Теория государства и права» и «Конституционное право России».

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- различные подходы к определению основных категорий и понятий административного права, а также специальных терминов, применяемых в административно-правовом законодательстве;

- основные проблемы, возникающие в процессе реализации прав и исполнения обязанностей субъектов административно-правовых отношений, а также пути их решения;

- иерархию источников административного права, основные пробелы в правовом регулировании;

- значение и содержание механизма административно-правового регулирования;

- проблемы института государственной службы;

- подходы к административному процессу, его понятие признаки, структура;

- проблемы института административной ответственности.

Уметь:

- проводить сравнительный анализ терминов и понятий в области административного права, давать критическую оценку научным теориям и концепциям, использовать понятийный аппарат административного права в правотворческой и правоприменительной практике;

- анализировать нормативные правовые акты и разрешать коллизии, возникающие в сфере административно-правового регулирования общественных отношений;

- применять различные способы и виды толкования административно-правовых норм;

- анализировать материалы административной практики и руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;

- правильно применять процессуальные нормы административного права.

 

Общий объем и виды учебной нагрузки

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Контрольные работы -
Экзамен  

 

 

Образовательные технологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.069 с.)