Экономический рост в современной экономике. Новая экономика и экономический рост



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический рост в современной экономике. Новая экономика и экономический рост



Темпы экономического роста на протяжении XX в. были различными. В 1960-е гг. темпы экономического роста были очень высокими. В мировой экономике этот период часто назы­вают золотым веком.

Однако в 1970-е гг. в США и в других развитых странах тем­пы экономического роста стали замедляться. Для этого было много причин. Назовем основные из них.

• Энергетический кризис вызвал рост цен на нефть, т.е. рост издержек, что замедлило экономический рост в большин­стве развитых стран.

• Увеличились бюджетные дефициты в связи с ростом расходов на социальную сферу и на экологию, что ис­черпало ресурсы роста за счет государственных инвести­ций.

• Снизился инновационный уровень.

• Осуществлялось неэффективное государственное регули­рование.

В 1980—1990-х гг. темпы экономического роста начали расти. Однако они не приблизились к тем, которые наблюдались в ми­ровой экономике в 1960-е гг.

Глобальная проблема дальнейшего ускорения экономиче­ского роста в развитых странах заключалась в том, что к концу XX в. экстенсивные факторы экономического роста оказались исчерпаны, его отрицательные стороны обострились, со всей очевидностью встал вопрос о поиске факторов для обеспечения интенсивного типа экономического роста.

Именно в это время формируется концепция, получившая название новой экономики. И эта концепция приобретает все бо­лее широкое распространение.

Есть два определения новой экономики.

Под новой экономикой понимают ту часть экономики, кото­рая включает высокотехнологичные отрасли: новые технологии, информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). В этом определении она приобретает отраслевое значение как новый сегмент обычной экономики.

Когда стремятся показать принципиальное отличие новой экономики от старой именно в этом аспекте, как правило приводят в качестве доказательства резкий рост индекса NASDAQ1 в 1990-е гг.: рыночная капитализация компаний, акции которых можно приобрести на NASDAQ, возросли с 1989 по 1999 г. с 386 млрд долл. до более чем 5 трлн долл. (www.nasdaq.com).

Другое определение: под новой экономикой понимают та­кую макроэкономическую среду, сформировавшуюся под влия­нием новых технологий, которая качественно отличается от «старой экономики» в отношении как основных принципов функционирования, так и возможностей ее дальнейшего разви­тия. Это определение новой экономики требует некоторых уточ­нений.

О каких качественных отличиях идет речь?

Прежде всего об изменении информационного ресурса, функционирующего в условиях новой экономики.

Информационный ресурс принципиально отличается от обычного: он обладает универсальной делимостью, воспроизво­димостью, не ограниченной рамками национальной террито­рии, при его потреблении информация не исчезает.

Знание, информация существуют независимо от пространст­ва, т.е. они могут находиться одновременно в различных частях пространства, не препятствуя возможности их использования.

Продажа знания действует односторонне: знание нельзя за­брать назад, выкупить, зато можно продавать одну и ту же ин­формацию неоднократно, если это не идет вразрез с законом. Более того, проданная информация, тем не менее, остается и в собственности продавца, т.е. совершенно очевидно, что продажа информации — это не совсем обычный акт купли-продажи, по­скольку не происходит привычного отчуждения блага.

В то же время знания, информация резко обесцениваются во времени, при этом информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду изно­са — моральному износу.

Наконец, структура себестоимости наукоемких благ отлича­ется от обычных благ: основная часть издержек приходится на начальный период. Из этого следует, что издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров.

Современные средства связи, возможности, которые предос­тавляет Интернет, делают информацию в большей степени дос­тупной всем заинтересованным субъектам. Сглаживаются асим­метричность информации, неопределенность, и рынок в большей степени приближается к модели совершенной конкуренции.

Монополии, действующие в новых условиях, также отлича­ются от тех монополий, которые мы привыкли анализировать. В традиционной экономике принято считать, что деятельность монополий приводит к завышению цен и занижению количест­ва производимой продукции.

В новой экономике мы сталкиваемся с такими монополи­ями, которые увеличивают объемы производства и снижают це­ны (ситуация с тарифами на услуги мобильной связи, напри­мер). Это становится возможным благодаря существенному эф­фекту экономии на масштабе.

Монополии новой экономики своим поведением на рынке напоминают естественные монополии, однако такие монопо­лии, в отличие от естественных монополий в традиционной эко­номике, обладают монопольной властью до тех пор, пока не бу­дет найдено новое техническое решение или же существующее техническое решение не начнет активно распространяться в от­расли (ситуация нарушения монополизма на рынке мобильной телефонной связи).

Интересно, что эффект экономии на масштабе в новой эко­номике возникает не только для производителей, но и для по­требителей.

Принято считать, что нарастание числа пользователей умень­шает полезность, получаемую каждым, поскольку все тот же объ­ем блага приходится на большее количество потребителей.

В случае же с продукцией новой экономики мы сталкиваемся с таким явлением, как сетевые внешние эффекты, — рост полез­ности для каждого участника при увеличении числа потребителей: каждому отдельному человеку удобнее и выгоднее, если оболоч­кой Microsoft будет пользоваться все большее число людей, и тот факт, что услугами одной системы мобильной связи пользуются ваши друзья и родственники, делает процесс ее использования гораздо привлекательнее для вас лично.

Происходит смещение акцентов внимания с материально-ве­щественных и энергетических ресурсов на ресурсы интеллекту­ального и информационного характера. Информация начинает играть такую существенную, основополагающую роль, что появи­лась необходимость выделять ее наряду с известными четырьмя факторами производства как пятый фактор производства. Этот последний входит в состав производственной функции, что отра­жается в моделях экономического роста и в тех выводах, к кото­рым они приводят.

Новые технологии не только меняют экономические пара­метры, но и влияют на политические, социальные и правовые аспекты жизни общества. Три субъекта макроэкономики (до­машние хозяйства, бизнес и государство) все более интенсивно используют в своем взаимодействии те возможности, которые предоставляют новые технологии.

Экономический рост — это процесс, который не может трак­товаться однозначно. Он имеет и положительные, и отрицатель­ные стороны.

С одной стороны, экономический рост ведет к увеличению материальных благ, расширяет перспективы инвестиционного и потребительского характера, дает возможность преодолеть ре­сурсные ограничения, а следовательно, раздвигает рамки нацио­нального производства за пределы кривой трансформации. Всё перечисленное свидетельствует в пользу экономического роста. Сегодня повышение темпов экономического роста рассматрива­ется правительствами большинства стран с развитой экономи­кой в качестве первоочередной задачи. В определенном смысле показатель экономического роста, т.е. темп роста реального объ­ема производства, трактуется как показатель экономического благосостояния страны.

С другой стороны, отрицательные стороны экономического роста тоже следует учитывать при проведении государственной макроэкономической политики.

Первый аргумент, направленный против экономического роста, заключается в том, что он ведет к истощению природных ресурсов. Погоня за высокими темпами экономического роста зачастую оборачивается жестокой эксплуатацией природных ре­сурсов и их истощением. Конечно, главным образом это связано с экстенсивным типом экономического роста. Но и интенсив­ный экономический рост базируется на широком использова­нии природных ресурсов.

Второй аргумент, ставящий под сомнение положительный эффект экономического роста, заключается в том, что реальный объем производства, измеряемый различными макроэкономиче­скими показателями (ВВП, ЧВП, НД), не может быть мерилом общественного благосостояния.

Дело в том, что все эти макроэкономические показатели ни­как не отражают воздействие производства на окружающую сре­ду. Если рост реального объема производства сопровождается загрязнением окружающей среды, то это загрязнение следует рассматривать как издержки экономического роста, которые в какой-то степени уравнивают экономическое благосостояние.

Чтобы дать более точную оценку росту или снижению обще­ственного благосостояния, американские ученые Тобин и Нордхаус предложили в 1972 г. использовать показатель чистого (эко­номического) благосостояния (ЧЭБ), который можно измерить следующим образом.

Реальный объем производства — это денежная оценка отри­цательных факторов плюс денежная оценка положительных факторов.

Вопрос в том, как оценить эти отрицательные и положитель­ные факторы.

Несмотря на уже приведенные аргументы против экономи­ческого роста, следует отметить, что на его достижение направ­лена экономическая политика всех развитых стран на рубеже XX—XXI в.

Что касается отрицательных последствий, которые порожда­ет экономический рост, то вопрос здесь скорее всего должен быть перенесен в другую плоскость: нужно бороться не с эконо­мическим ростом, а с его отрицательными последствиями. Воз­можно, государству следует осуществлять такие мероприятия, как налогообложение фирм, создающих сильные эффекты за­грязнения, как закрытие фирм с наиболее сильными эффектами такого рода, как разработка экологического права и т.п.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.017 с.)