Лекция 10. Законодательная база нормативно – правового обеспечения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10. Законодательная база нормативно – правового обеспечения.



 

Эффективное применение технических требований являются важнейшим фактором, который влияет на уровень конкурентоспособности страны на мировых торговых рынках. Соблюдение обязательных технических требований стало предметом регулирования международного права, в том числе многосторонних торговых соглашений в рамках ВТО. Одним из основных условий вступления России в ВТО является соблюдение установленных в Соглашении по техническим барьером в торговле, соглашении по применению санитарных (от лат. Sanitas – здоровье) и фитосанитарных (от гр. Phyto – растение) мер, и кодексе добросовестной практики принципов в области технического регулирования.

Закон «О защите прав потребителей» принятый в 1992г. Установил ряд принципиально новых положений:

-закрепил право потребителя на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья;

-право на надлежащее качество приобретаемых товаров, работ и услуг;

-предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнением работ и оказания услуг.

 

Основными законами, действующими в области стандартизации, метрологии и сертификации, являются ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

 

10.1 Закон «О техническом регулировании».

 

Закон «О техническом Регулировании» устанавливает правила государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребителя, связанные с нею процессы, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Закон «О техническом регулировании» устанавливает:

-порядок разработки, принятия, применения и искажения обязательных государственных требований и продукции, процессам её производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;

-систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются требования к регулируемым объектам;

-порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением общеобязательных требований к регулирующим объектам;

-порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

 

К основным направлениям реформы в сфере технического регулирования относятся:

-разделение в нормативных документах обязательных и добровольных требований;

-установление обязательных требований только в отношении защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, защита и имущество, охраны окружающей среды;

-создание единой системы аккредитации в области оценки соответствия;

-обеспечение соответствия уровня технического регулирования интересам и уровню национальной экономики и международным нормам и правилам.

 

Подобную реформу в сфере технического регулирования можно реализовать решив следующие защиты:

-создание нормативной и правовой базы технического регулирования;

-формирование системы технического законодательства;

-создание информационного ресурса в сфере технического регулирования;

-управление процессом реформы технического ? и др.

До 2004г. Предусмотрено ввести в РФ международные нормы, начиная с уровня Евро–2.

 

 

10.2. Закон «Об обеспечении единства измерений».

 

Закон базируется на п. «р» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой вопросы метрологии отнесены к ведению Федерации (стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени).

Законом преследует цели:

-защиты прав граждан и юридических лиц от отрицательных последствий недостоверных измерений;

-снижения технических барьеров в торговле;

-предотвращения поступления на рынок средств измерений не соответствующих требуемым нормам;

-предотвращение нарушений метрологических правил при помощи органов государственного метрологического контроля и надзора.

 

Действие закона распространяется на:

-органы государственного управления в области единства измерений;

-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По закону «Об обеспечении единства измерений» государственное регулирование распространяется только на следующие виды метрологического контроля:

-утверждение и регистрация типа средств измерений;

-проверка средств измерений (включая эталоны);

-организация лицензирования деятельности юридических лиц и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

 

Перечень средств измерений делится на две группы. В первую группу входят средства измерений, подлежащие государственным испытаниям и утверждению к применению в сферах государственного метрологического контроля.

Во вторую – средства измерений, за которыми не производится государственный надзор. Это группа средств измерений находится в ведении юридических лиц и физических лиц и применяются ими в установленном порядке. Владельцы этой группы сами устанавливают способ контроля и поддержания средств измерений в рабочем состоянии.

В нашей стране выполнение функций государственного метрологического надзора возможно на органы Государственной метрологической службы, осуществляющей следующие виды надзора:

1. Надзор за состоянием и применением средств измерений, методики выполнения измерений, соблюдение метрологических правил и норм.

2. Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.

3. Надзор за количеством фасованных товаров.

 

Лекция11. Нормативная база.

 

«Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов».

Любой нормативный документ должен содержать:

1.Обязательные требования, которые обязательны для всех форм собственности, всех коллективов и НИИ в соответствии с законом или действующим регламентом.

2.Альтернативные требования и положения стандарта – выборочные либо дополнительные нормы к обязательным нормам.

 

Международная служба стандартизации (ИСО) рекомендуем следующие виды нормативных документов:

1.)стандарты;

2.)технические условия (ГУ), в зависимости от вида и сложности продукции, разрабатывают конструкторы (НИИ и испытательные лаборатории);

3.)свода правил;

4.)регламенты и технические регламенты;

5.)положения.

 

 

11.1 «Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе общего согласия (консенсуса), утверждённый признанным в стране органом стандартизации, направленной на упорядочения в определённой области деятельности».

Различают международные стандарты, государственные стандарты РФ (ГОСТР), межгосударственный стандарты (ГОСТ), отраслевой стандарт, национальный стандарт, стандарт объединения.

Стандарты сочетают технические, экономические и правовые требования. Технические требования заключаются в том, что стандарты регламентируют научно – техническую подготовку производства, технологию, организацию и процесс труда на всех стадиях создания и эксплуатации изделий.

Экологические требования предполагают, что стандарты являются нормативом и масштабом измерения качества продукции, являются средством организации и управления производством, минимизируют затраты на работы и продукты.

Правовые требования предполагают, что стандарт утверждается государственными органами в установленном законом порядке и содержит изложение норм, обязательных для соблюдения.

За нарушение стандартов установлены санкции в гражданском, трудовом, условном и административном законодательстве.

 

11.2. Технические условия.

 

Технические условия – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. ТУ разрабатываются на продукции, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов. Объектом разработки ТУ являются или розовая продукция, или специфическая особая поставка, например ГОСТ на бумагу и т.п.

 

11.3. Свод правил.

 

Свод правил – самостоятельный стандарт или часть какого-либо стандарта, который описывает методы, подходы процессов проектирования, конструирования, разработки и монтажа оборудования, сложной технологической оснастки, сложных измерительных инструментов.

Свод правил носит рекомендательный характер для проектанта, конструктора, исследователя и помогает в работе, особенно начинающим специалистам.

 

11.4. Регламент.

 

Регламент – документ, принятый органом власти, в котором содержатся обязательные правовые нормы и он является обязательным для всех, кто пользуется этим регламентом.

Норма – положение, устанавливающее количественные и качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Разновидностью регламента являются технический регламент, который содержит обязательные технические требования к объекту. Регламентные требования или заложены в регламенте на конкретное изделие, или даётся ссылка на пункты конкретного стандарта или ТУ, которые являются обязательным регламентом для данной продукции.

 

 

11.5. Кодекс установившейся практики.

Кодекс устанавливается кратким – документ, рекомендующий практические правила или процедура проектирования, изготовителя, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкции или изделий. Этот документ м.б. стандартом, частью стандарта или самостоятельным документам.

 

Перечисленную выше нормативную документацию можно условно представить в виде рисунка 11.1.

Действующий фонд НД. Документа установленные ФЗ.

 

 

ГОСТР – государственный стандарт РФ.

ГОСТ - межгосударственный стандарт.

СНиП – строительные нормы и правила.

 

СанПин – санитарные правила и нормы.

ЕСКД – единая система конструкторской документации (ГОСТ 2)

ЕСПД – единая система программной документации.

ЕСТД – единая система технологической документации (ГОСТ 3).

СТО – стандарты научно – технических и инженерных обществ.

ТУ – технические условия.

 

11.6. Структура комплекса стандартов ИСО 9000:2000

 

В 2000г. Техническим комитетом ИСО/ГК176 был разработан комплекс стандартов «Менеджмент качества и обеспечение качества». Структура этого комплекса стандартов приведена на рис. 11.2.

 

 

Помимо этих стандартов, к серии стандартов ИСО 9000 относятся:

-ИСО 10012 – Система управления измерением;

-ИСО 10013:1995 – Руководящие указания на разработке руководств по качеству;

-ИСО 10015:1999 - Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров.

-ИСО/ТО 10017:1999 – Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994.

-ИСО 14000 – Комплекс стандартов устанавливает требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.008 с.)