Тема 5. Административный процесс. Производство по делам об административных правонарушениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Административный процесс. Производство по делам об административных правонарушениях



 

Понятие и виды административного процесса, административные производства

 

Под административным процессом понимается совокупность, система последовательных юридических действий, совершаемых субъектами административных правоотношений с целью реализации имеющихся у них прав и обязанностей.

Как нами уже отмечалось при рассмотрении предмета административного права, деятельность названных субъектов имеет триединый характер. В одном случае она выступает как правоприменительная деятельность, имеющая созидательную направленность на осуществление различного рода административных процедур (разрешительно-лицензионных, регистрационных, правотворческих). В другом случае – это правоохранительная или юрисдикционная деятельность. А в третьем – это специальный вид правосудия, в процессе которого осуществляется судебный контроль за законностью актов, принимаемых органами (должностными лицами) исполнительной власти. А отсюда административный процесс подразделяется на административно-процедурный, имеющий своим предметом дела бесспорного характера, административно-юрисдикционный, осуществляемый во внесудебном или судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применения административно-принудительных мер, и административно-юстиционный, в основе которого лежит административный иск гражданина или организации на незаконное (нарушающее права и свободы лица) решение (действие) государственного органа (должностного лица).

Общим для всех видов процесса является то, что во всех случаях одной из сторон административно-процессуального отношения выступает орган (должностное лицо) публичной власти, осуществляющее производство по конкретному административному делу. В зависимости от характера этих дел формируется понятие административного производства.

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение административных дел, объединённых общностью предмета.

Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. – всё это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств.

Административно-процедурный процесс включает в себя лицензионно-разрешительное, регистрационное и правотворческое производство, т.е. производство по принятию правовых актов управления

Действующим административным законодательством наиболее полно урегулирован административно-юрисдикционный процесс, состоящий из производства по делам об административных правонарушениях, дисциплинарного производства и производства по жалобам.

Рассмотрим подробнее производство по делам об административных правонарушениях.

 

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

 

Производство по делам об административных правонарушениях в своей основе является административно-деликтным. В нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления или реализации задач и функций исполнительной власти - административные деликты, или административные правонарушения. Последние, как известно, являются основанием административной ответственности, реализуемой в административно-процессуальной форме.

По своей сути производство по делам об административных правонарушениях как составной элемент административно-юрисдикционного процесса нацелено на разрешение административно-правовых споров, возникающих между сторонами административно-процессуальных отношений, по поводу правомерности или неправомерности применения мер административного принуждения. Причем эти споры (конфликты) разрешаются чаще всего уполномоченными на это исполнительными органами (должностными лицами).

Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные в Особенной части КоАП. Соответственно определяются и задачи производства, которые заключаются во всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Во исполнение этих задач КоАП РФ закрепляет перечень обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Таковыми обстоятельствами является:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, если административное правонарушение совершено военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы либо государственным служащим правоохранительной службы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение названные лица несут административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанных лиц к дисциплинарной ответственности.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом.

Производство ведется, открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц, выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. В данных случаях рассмотрение дела осуществляется заочно, т.е. без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

При осуществлении производства применяется законодательство, действовавшее во время и по месту совершения административного правонарушения.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

К участникам производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ относит органы и должностных лиц, уполномоченных возбуждать и (или) рассматривать эти дела; лиц, в отношении которых ведётся производство; потерпевших; законных представителей физических и юридических лиц; защитника и представителя; свидетелей; понятых; специалиста и эксперта; переводчика; прокурора.

Субъектами административной юрисдикции являются: судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, административные комиссии. Все указанные субъекты административной юрисдикции осуществляют свои полномочия в тесном взаимодействии друг с другом и в рамках закреплённой за каждым из них компетенции. Взаимодействие между субъектами административной юрисдикции выражается в том, что по одному и тому же делу об административном правонарушении могут применять нормы права различные органы и должностные лица, последовательно сменяющие друг друга в административно-юрисдикционном процессе. Так, одни органы (должностные лица) выявляют правонарушения, задерживают нарушителей, составляют протоколы о правонарушениях; другие – рассматривают дела о правонарушениях; третьи – исполняют постановления о назначении административных наказаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.011 с.)