Социально-экономическое и политическое развитие бсср в 1950–середине 80-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое и политическое развитие бсср в 1950–середине 80-х гг.



Во второй половине 1960-х – первой половине 80-х гг. в БССР, как и в целом в СССР, начинается постепенное назревание застойных явлений в общественно-политической жизни. Годы правления в СССР Л. И. Брежнева (1964 – 1982 гг.) у некоторых историков получили название «застой», который пришел на смену «хрущевской оттепели». Постепенно произошел поворот к консерватизму – сохранению старых командных методов управления и контроля государства над обществом.

Вся власть фактически была в руках партийного аппарата. Сохранялась однопартийная политическая система. Руководящая роль Коммунистической партии была закреплена в Конституции СССР 1977г.

Особенностью политической системы того времени стало непосредственное прямое партийное руководство экономикой. Например, планы пятилеток принимались на съездах КПБ. На основе роста экономики происходило повышение жизненного уровня населения, что служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к политике партии. Партийным руководителем в Беларуси был Петр Миронович Машеров, который с 1965 по 1980 гг. возглавлял Коммунистическую партию Беларуси (КПВ). Он пользовался огромным уважением среди населения за простоту, доступность, демократичность, а также как активный участник подпольной и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков.

В середине 1960-х гг. в СССР началась экономическая реформа. Она предусматривала включить в действие товарно-денежные механизмы, не ослабляя, однако, командно-административные методы управления экономикой. В Беларуси итоги реформы проявились в улучшении работы промышленности. Были построены новые предприятия. В их числе Белорусский шинный комбинат и Бобруйске, нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, Белорусский металлургический завод в Жлобине. Принципиально новым направлением явилось использование в промышленности робототехники.

Однако развитие промышленности происходило, как и раньше, экстенсивным путем, т. е. за счет количественного роста. Он был связан, прежде всего, с увеличением количества выпускаемой продукции, работников, денег, выделяемых на развитие промышленности, предприятий.

Одной из особенностей экономического развития Беларуси стал преимущественный и быстрый рост тяжелой промышленности, которая в 1970-е гг. все больше превращалась в отрасль производства по обслуживанию военно-промышленного комплекса оборонной промышленности. В то же время легкая промышленность, выпускавшая потребительские товары, оказалась второстепенной отраслью.

Одной их характерных черт развития экономики стало игнорирование проблем экологии. БССР, занимая меньше 1% всесоюзной территории, имея около 4% населения СССР, в 1981г. производила в масштабах страны 52% калийных удобрений, 22% химических волокон и, таким образом, оказалась перенасыщенной предприятиями химической промышленности.

Во второй половине 1950-х– 1980-е гг. в БССР в связи с развитием новых отраслей промышленности строятся новые города: Солигорск, Новополоцк, Светлогорск. Всё больше людей из сельской местности и особенно молодежи начинает переселяться в города, где уровень жизни был выше по сравнению с деревней.

Началась химизация сельского хозяйства – внесение в почву искусственных удобрений, количество которых с 1965 по 1985 гг. увеличилось почти в 20 раз.

Беларусь в те годы в народе называли «откормочным цехом Советского Союза», потому что здесь были сконцентрированы откорм крупного рогатого скота, свиней, молочное животноводство.

Задача обеспечения населения продовольственными товарами решалась вначале 1980-х гг. через создание агропромышленного комплекса. В 1982г. была разработана и принята «Продовольственная программа СССР». Государство постоянно повышало закупочные цены на мясо, молоко, зерно, продавались же эти продукты по очень низкой цене, что компенсировало небольшие заработки рабочих. Но так долго продолжаться не могло, потому что разница между высокой закупочной ценой и низкой ценой при продаже вела к убыткам со стороны государства. В экономике БССР постепенно назревали кризисные явления. В 1970 – 1980-е гг. повысилось благосостояние населения. Вместе с тем производство привычных для нас сегодня цветных телевизоров, персональных компьютеров, видеотехники находилось на стадии зарождения. Достижением стало распространение стиральных машин, холодильников и пылесосов, газовых и электроплит. Значительные средства, которые могли бы улучшить благосостояние населения, направлялись на развитие военно-промышленного комплекса, а выпуск качественных товаров народного потребления становился второстепенным.

37. Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси в середине 80-х– середине 90-х годов.

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1987 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1988 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БССР принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике» и утвердил соответствующую программу, разработанную Советом Министров Беларуси. Такой переход планировалось начать с I ноября 1990 г. Программа предусматривала следующие направления перехода к рынку:

1. Меры по стабилизации экономики: сокращение государственных расходов на содержание госаппарата, капитальное строительство. Планировалось привлечь излишек денежной массы с потребительского рынка за счет приватизации квартир, дач, гаражей, приобретения акций, облигаций и т.д.;

2. Разгосударствление, приватизация, демонополизация собственности на средства производства; развитие предпринимательства и конкуренции;

3. Создание системы государственного регулирования экономикой;

4. Создание рыночной инфраструктуры и механизма ее действия: создание бирж, банков, рынка средств производства, рабочей силы, жилья, патентов и т. д.;

5. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики: введение минимальной оплаты труда, индексации доходов, помощи по безработице, переквалификации, малоимущим и многодетным семьям, пенсионное обеспечение пожилых и нетрудоспособных граждан.

6. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы в условиях перехода к рынку: выделения значительных государственных средств на реабилитацию потерпевших людей и территорий, строительство жилья, льготы и материальную помощь.

Планировалось, что осуществление программы перехода к рынку должно было остановить спад производства, содействовать стабилизации экономики и ее росту уже в 1993 г. Но, как известно, этого достичь не удалось. Вместе с тем, по оценкам специалистов, принятая программа наметила в целом правильные ориентиры рыночных преобразований, многие се положения остаются актуальными и в наше время.

После утверждения программы перехода к рынку Верховный Совет БССР принял ряд законов по ее реализации: «О собственности», «О Национальном банке», «О предприятии», «Об аренде», «О предпринимательстве», «Об экономической неплатежеспособности и банкротстве» и др. В 1991 г. была утверждена «Государственная программа стабилизации экономики и социальной защиты населения», которая предусматривала ускоренные рыночные преобразования и приоритет государственного регулирования с целью недопущения хаоса и развала экономики. Однако в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, прежние административно установленные экономические связи разорвались, начался экономический кризис.

Основные предпосылки и проявления кризиса 1991–1995 гг. в экономике Республики Беларусь. Процесс становления государственности Беларуси совпал с глубоким экономическим кризисом, который начался в 1991 г., на два года позже, чем в СССР в целом, и продолжался до 1995 г. включительно. Среди наиболее важных предпосылок кризиса можно выделить следующие:

1) Смена условий государственного существования Беларуси. Из союзной республики, «сборочного цеха» СССР она превратилась в самостоятельное государство, и все экономические проблемы пришлось решать самостоятельно: покупать по значительно более высоким (иногда по мировым) ценам сырье, материалы, комплектующие для производства, корма для животных, потребительские товары, искать вместо утерянных рынков в бывших респуб­ликах СССР и бывших странах социалистического лагеря новые рынки сбыта продукции, формировать свою денежно–кредитную систему и т. д.

2) Смена условий хозяйствования. Это потребовало адаптации к рыночным взаимоотношениям внутри и за пределами государства, развития новых форм собственности и хозяйствования, деятельности в условиях конкуренции, разработки и принятия новых законов.

Основными проявлениями кризиса стали:

1) спад производства в основных отраслях хозяйства;

2) резкое сокращение инвестиций в основной капитал;

3) рост инфляции;

4) падение жизненного уровня населения;

5) рост безработицы;

6) рост внешней задолженности.

В 1991–1995 гг., в сравнении с последним предкризисным 1990 г. (табл. 1), валовой внутренний продукт Беларуси сократился на 35%, производство промышленной продукции – на 39, продукция сельского хозяйства – на 26, инвестиции в основной капитал – на 61, розничный товарооборот – на 57, среднемесячная номинальная заработная плата в белорусских рублях увеличилась в 2807 раз, реальная зарплата в результате инфляции снизилась на 44%. Официальная внешняя задолженность страны в 1991–1995 гг. возросла почти в 4 раза и составила 2 млрд долл., что было равно половине валового внутреннего продукта.

Быстрыми темпами росли цены. С 1992 г. резко поднялись цены на сырье для промышленности и энергоресурсы, что вызвало рост потребительских цен. Российская Федерация в 1992 г. ввела свои деньги, и Республика Беларусь также вынуждена была начать выпуск расчетных билетов Национального банка, которые в народе получили название «зайчики» – по изображению зайца на купюре в один рубль. Рост инфляции в Беларуси приблизился к 30% в месяц. Цены в России и странах Балтии росли еще быстрее, чем в Беларуси. В условиях открытости государственных границ наблюдался массовый вывоз потребительских товаров из Беларуси в соседние страны.

Курс расчетных билетов Нацбанка Республики Беларусь стремительно снижался в отношении к доллару США, в результате чего доллары стали использоваться населением как основное средство накопления и денежных расчетов – происходила так называемая долларизация экономики. Для защиты своих потребителей правительство ввело талоны и купоны, которые давали право гражданам Беларуси на приобретение установленной нормы основных продуктов и потребительских товаров. Продукты в магазинах стали Продавать исключительно за расчетные билеты Нацбанка. С другой половины 1993 г. в наличном денежном обращении страны начали использоваться только расчетные билеты Национального банка Беларуси, а с октября 1994 г. белорусские рубли стали единым платежным средством на территории страны – национальной валютой.

Вместе с тем в 1990–1995 гг. наблюдались некоторые позитивные изменения в развитии рыночных отношений – расширялся негосударственный сектор в экономике, формировались рыночные механизмы хозяйствования. Так, если в 1990 г. в Беларуси было 71 фермерское хозяйство, то в 1995 г. их количество увеличилось почти в 43 раза, а всего насчитывалось уже 3029. Если в конце 1990 г. из 1522 промышленных предприятий только 281 (18%) было негосударственной формы собственности, то в 1995 г. из 1937 промышленных предприятий негосударственными были 650 (34%). Л в целом в негосударственном секторе экономики в 1995 г. работало 40,1% занятого населения страны против 26,1% в 1990 г.

Негосударственный сектор расширялся главным образом в торговле и производстве потребительских товаров в форме частных, коллективных, арендных, кооперативных, акционерных предприятий. Появились также иностранные и совместные с иностранным капиталом предприятия. Среди первых таких предприятий были обувная фабрика «Бел вест», созданная витебской обувной фабрикой и западногерманской фирмой «Саламандер». Если в 1990 г. иностранных предприятий вообще не было, а на 26 предприятиях с участием иностранного капитала работали 3,4 тыс. человек (0,1% занятых в экономике), то в 1995 г. на 644 совместных предприятиях работали 22,8 тыс. человек (0,5% занятых в экономике), а на 237 иностранных – 3,8 тыс. человек (0,1% занятых в экономике). Предприятия негосударственной формы собственности в основном были мелкими, но среди акционерных обществ насчитывалось более 50 крупных предприятий, в том числе Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообрабатывающий комбинат, Витебский чулочно–трикотажный комбинат, Минский часовой завод, завод холодильников «Атлант» и др.

Следует отметить, что э кономический кризис в первой половине 90–х гг. переживали все страны СНГ. Республика Беларусь даже сохранила более высокий уровень ряда макроэкономических показателей, чем он был в среднем по СНГ. Меньшим, чем в Беларуси, спад производства ВВП имели только Узбекистан и Россия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.015 с.)