Но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)он угас, умер, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)он угас, умер,



Погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её

Слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и

оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву)*

* Борис Львович Васильев (род. в 1924 г.) – русский писатель. Тема войны и

Судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни,

Стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих

произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился»,

 


Шаг 1. Знакомимся с высказыванием


Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

 

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания


Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

 

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

 

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

  • сформулировать позицию автора высказывания;
  • выразить своё отношение к ней.

 

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

 

  • автор анализирует
  • характеризует
  • рассуждает
  • отмечает
  • доказывает
  • сравнивает
  • сопоставляет
  • противопоставляет
  • называет
  • описывает
  • разбирает
  • подчёркивает
  • ссылается на...
  • останавливается на...
  • раскрывает содержание
  • отмечает важность
  • формулирует
  • касается
  • утверждает
  • считает, что...
  • и т.д.

 

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

 

  • действительно
  • на самом деле
  • не могу не согласиться с автором высказывания
  • я полностью согласен с...
  • вынужден согласиться с...
  • я разделяю точку зрения автора высказывания
  • я поддерживаю мнение автора
  • бесспорно мнение автора о том, что...
  • и т.д.

 


Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:

 

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

 

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

 

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.


 

Шаг 4. Пишем основную часть

 

 


Основную часть можно начать следующими фразами:

 

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)


Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)


Докажем эту мысль на примерах из текста...


Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...

 

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

 

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

 

 

 

 

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

 

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

 


Например:

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).



Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.


При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых ", " во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.


Шаг 5. Пишем заключение

 

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

 

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.


Начать вывод можно следующими словами и фразами:


Таким образом,...

Итак,...

Следовательно,...

В итоге можно прийти к такому выводу:...

В заключение можно сказать, что...

Мы убеждаемся в том, что...

Обобщая сказанное,...

Из этого следует, что...

и т.д.

 


Например:

 

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

 

или:

 

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.


СОЧИНЕНИЕ

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?


Богатство любого языка определяется прежде все­го богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической ок­раской. Синонимы привлекают пишущего или говоряще­го тем, что они по­зволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

 

 

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

 

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слов)

 

 

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

 

 

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

 

2. Аргументация:

 

а) аргумент-пример №1;

 

б) аргумент-пример №2.

 

3. Вывод.

 

 

Каждую часть начинаем с красной строки.

 

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

 

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

! За отсутствие абзацев снимают баллы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.021 с.)