Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины

Поиск

Статья 90. Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

Комментарий к статье 90

Суд вправе предоставить отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений (как гражданам, так и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуальную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства государственной пошлины на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка уплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить установленную законом сумму платежа не единовременно в полном объеме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения устанавливаются судом, разрешающим вопрос о рассрочке.

Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной.

Отсрочка бывает двух видов:

— на конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) — например, «на 30 дней со дня возбуждения производства по делу», «до 30 января с.г.»;

— до наступления определенного юридического факта, чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматриваемому делу.

Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения прилагаются заявителем к ходатайству.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Вопрос об отсрочке, рассрочке уплаты государственной пошлины оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.

 

Статья 91. Цена иска

Комментарий к статье 91

1. Первый вид государственной пошлины — пропорциональная, взыскиваемая с исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера, зависит от цены иска, определяемой по правилам, установленным ст. 91 ГПК.

Цена иска представляет собой институт искового производства, характеризующий стоимостное денежное выражение предмета спора между истцом (третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора в порядке ст. 42 ГПК) и ответчиком. Цена иска не определяется по неимущественным взысканиям, а также по делам особого производства, перечисленным в ст. 262 ГПК, и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, указанным в ст. 245 ГПК.

Что касается требований о возмещении морального вреда, то цена иска в них также не обозначается. Это связано с тем, что моральный вред, хотя и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным, и, следовательно, государственная пошлина по таким искам не зависит от денежного эквивалента размера возмещения вреда. Обозначение цены иска по исковым требованиям, подлежащим денежной оценке, в силу ст. 131 ГПК является обязательным реквизитом искового заявления, предъявляемого в суд первой инстанции. При отсутствии такого указания на цену иска судья, руководствуясь ст. 136 ГПК, выносит определение об оставлении искового заявления без движения.

Если предметом искового требования выступает конкретная денежная сумма (например, иски о взыскании долга, о понуждении к исполнению других обязательств в денежной форме и т.п.), то цена иска равна самой взыскиваемой сумме. В цену иска не должны включаться судебные расходы: на оплату помощи адвоката или иного представителя, на проезд истца к месту рассмотрения дела, на почтовые расходы и т.п. издержки, которые истец понес или предполагает понести в связи с рассмотрением его дела в суде.

В виндикационных исках, предметом которых является конкретное имущество, цена иска определяется стоимостью отыскиваемого имущества. Как правило, имущество оценивается исходя из рыночных цен, действующих на день предъявления иска, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам. Если объект иска составляют ценные бумаги, то при оценке учитываются их котировки в российской торговой системе. Цена иска, объектом которого выступают здания, сооружения и иное недвижимое имущество, не может быть ниже балансовой оценки строения (для строений, принадлежащих юридическим лицам), инвентаризационной оценки строения, а если инвентаризация объекта по каким-либо причинам не проведена, то не ниже оценки по договору страхования.

Определение цены иска при предъявлении требований о взысканиях периодических платежей характеризуется законодательным ограничением наибольшего периода взыскания, с общей суммы которого и устанавливается цена иска. Например, в исках о взыскании срочных платежей и выдач цену иска составляет совокупность всех платежей или выдач, но не более чем за три года, в исках о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах — совокупность платежей и выдач за три года, в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач — сумма, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи или выдачи, но не более чем за один год. При заявлении требования о досрочном расторжении договора имущественного найма для расчета цены иска следует сложить платежи за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора. Однако, если до окончания срока договора найма осталось более трех лет, цену иска составит совокупность платежей за три года.

Если в исковом заявлении речь идет о прекращении периодических платежей или выдач, цена иска рассчитывается исходя из суммы оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год.

2. Во избежание недобросовестности со стороны истца, желающего исказить настоящую цену иска в целях уменьшить размер подлежащей оплате государственной пошлины, судье предоставлено право при принятии искового заявления самому определить цену иска. Между тем судья должен реализовывать указанное правомочие лишь в случаях явного несоответствия указанной истцом цены действительной стоимости отыскиваемого имущества.

 

Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины

Комментарий к статье 89

Статья 89 ГПК является отсылочной по отношению к НК, который устанавливает случаи, когда отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений предоставляется процессуальная льгота по освобождению от оплаты в доход государства одного из видов судебных расходов — государственной пошлины.

Статьи 333.35 и 333.36 НК устанавливает случаи, когда отдельным субъектам гражданских процессуальных правоотношений предоставляется процессуальная льгота по освобождению от оплаты в доход государства одного из видов судебных расходов — государственной пошлины.

Безусловно, освобождаются от уплаты пошлины следующие категории субъектов: Герои Советского Союза; Герои Российской Федерации; полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

От уплаты государственной пошлины в доход государства освобождены:

— истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

— истцы — по искам о взыскании алиментов;

— истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

— истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

— стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

— организации и физические лица — при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

— организации и физические лица — при подаче в суд жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

— организации и физические лица — при подаче в суд частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

— прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

— истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

— реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

— вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

— уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

— физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

— истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

— Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

— истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

— заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

При наличии необходимых условий освобождаются от уплаты государственной пошлины:

— общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

— истцы — инвалиды I и II групп;

— ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

— истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

— истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Согласно Определению КС РФ от 13.06.2006 N 272-О нормативные положения, содержащиеся в ст. 333.36 НК во взаимосвязи с ч. 2 ст. 333.20 НК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, в силу правовых позиций, выраженных КС РФ в Постановлениях от 03.05.1995 N 4-П, от 02.07.1998 N 20-П, от 04.04.1996 N 9-П, от 12.03.2001 N 4-П, Определении от 12.05.2005 N 244-О, как не соответствующие ст. 19 (ч. 1 и 2) и 46 (ч. 1 и 2) Конституции, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Таким образом, установленный НК перечень льгот по уплате государственной пошлины в доход государства не является исчерпывающим. Суды общей юрисдикции и мировые судьи вправе уменьшить размер государственной пошлины. Единственным основанием для этого является тяжелое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказательства тяжелого имущественного положения (справки о доходах членов семьи, о количестве иждивенцев, документы, подтверждающие необходимость затрат заявителя на лечение, и т.п.) должны быть представлены самим заявителем, однако критериев их достаточности не установлено. Вопрос об освобождении оформляется определением судьи, которое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.008 с.)