Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Основы физиологии труда и рациональные условия деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Условия труда. Классификация деятельности человека в соответствии с производственными условиями. Физиология труда — это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Трудовая деятельность – это система определенных взаимоотношений субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу. В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда: Ø Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки. «+»: развивает мышечную систему и стимулирует обменные процессы. «–»: неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени. Ø Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки. Требуют специальных знаний и навыков. Характерно изменение характера мышечных нагрузок (уменьшение) и усложнение программы действий. «–»: Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда. Ø Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Человек исключен из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека – обслуживание автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты: монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность: «оперативное ожидание» – постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Ø Групповые формы труда — конвейер. Особенности: разделение общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. Чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. Ø Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами Ø Формы интеллектуального (умственного) труда. Относятся профессии сферы материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др.) и вне его (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.). Характерно: переработка и анализ большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. Мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки. Характерна гипокинезия – значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Формы умственного труда подразделяются на: (отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения) · Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. · Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. · Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов. · Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. · Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.93.133 (0.006 с.) |