Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия от февраля к октябрю: выбор исторического пути развития.

Поиск

Образование СССР: опыт, достижения, противоречия.

Образование СССР: причины, альтернативные проекты, форма государственного устройства

Образованию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) предшествовало сотрудничество по следующим направлениям, развивавшееся между дружественными республиками:

совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;

развитие экономических и хозяйственных связей;

единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;

интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).

Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне.

Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР:

Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.

Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.

Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР.

В результате за основу был взят проект Ленина.

30 декабря 1922г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР.

В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР.

СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР.

Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам.

Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.

Органами власти СССР стали Съезд Советов СССР, ЦИК СССР, Президиум ЦИК и СНК СССР.

Образование СССР завершило федеративное объединение республик.

 

Предпосылки образования СССР

Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.

В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал «...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру...».

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

Политические предпосылки. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Принципы образования СССР

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины. Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы и Азии". И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. 18 декабря 1922 года Пленум ЦК принял проект Союзного договора. В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов. Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое, овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого знамени в руках товарища Ленина".

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

Этапы образования СССР

Военно-политический союз. Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Организационно-экономический союз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г. М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В. И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Образование СССР

Первый Всесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

Конституция СССР была принята уже II Всесоюзным Съездом Советов 31 января 1924 г. В ней было оговорено, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Состояла Конституция из двух разделов – «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР».

Конституция СССР 1924 года является одним из важнейших документов по истории отечественного государства и права XX века. В декабре 1922 года I съездом Советов СССР были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР. Договор был подписан четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР (альянс Грузии, Армении и Азербайджана). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Было решено разработать общесоюзную конституцию, и в январе 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущего Основного закона. Конституция СССР 1924 года была принята II Всесоюзным съездом Советов в январе 1924 года, став преемницей Конституции РСФСР 1918 года.

В ней было оговорено, что “союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции”. Она состояла из двух разделов –Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В отличие от Основного закона 1918 года, “Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа” в новую конституцию включена не была, при этом отдельно указывалось, что она исходит из ее основных положений. Конституция СССР 1924 года и республиканские конституции фактически дополняли друг друга, составляя единую Советскую Конституцию. Она ознаменовала конституционное закрепление образование СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. Было установлено единое союзное гражданство.

В соответствии с основными положениями конституции, Съезд Советов СССР был объявлен верховным органом государственной власти, на время съездов – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а на время сессий – Президиум ЦИК СССР. Центральному исполнительному комитету было дано право отмены и приостановления актов любых органов власти на территории Союза, за исключением Съезда Советов. Правом отменять и приостанавливать постановления Совета Народных Комиссаров (СНК), отдельных народных комиссариатов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик обладал Президиум ЦИК. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.

Конституция СССР 1924 года отличается от советских конституций, принятых позднее. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.

Россия от февраля к октябрю: выбор исторического пути развития.

После победы Февральской революции в России предстояло создать новую демократическую государственность, разрешить такие важнейшие проблемы, как война с Германией, аграрный вопрос. Решение вопроса зависит от расстановки политических сил, их взаимоотношений, отношения к Временному правительству и Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, т.е. к двум властям, появившимся в результате революции.

Двоевластие- система управления, сложившаяся в ходе Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти – Временным правительством и Советами. В руках Времен. Правительства, где преобладали кадеты, не заинтересованные в проведении реформ, был старый государственный аппарат. Большевики после победы Февральской революции вышли из подполья. Они предлагали заманчивые для народа лозунги-мира, земли, хлеба, отказ от поддержки Временного правительства и др.Однако не смотря на свой радикальный характер, она не получила поддержки со стороны широких масс. Одним из основных вопросов для страны в феврале-октябре 1917 был выход ее из войны с Германией. Но разрешить этот вопрос Временное правительство не желало, что привело к 3 кризисам:

1) Был в апреле. Причина-отказ выход из войны с Германией. Повел за собой массовые восстания в Петрограде и др. городах, массовое недовольство масс.

2) Июнь. Та же причина. Большевики выдвигают лозунги»Вся власть - Советам, хлеб – трудящимся,земля-крестьянам,мир-народам!».В результате укрепился авторитет большевиков.

3) Июль. Проигрыш в войне. Массовые демонстрации, мятежи, в результате которых укрепляется политическое положение большевиков.

1 сентября Россия была провозглашена республикой, власть была передана директории из 5 человек (без кадетов).Осенью 1917 г. Политическое и экономического положение в России еще более обострилось. Развивался транспорт и промышленность, тяжелое положение было в с/х., что вело к массовым волнениям. В октябре 1917 г. Ленин при поддержке Троцкого и др. большевиков провести решение о начале подготовки к вооруженному восстанию с целью свержения Временного правительства. Ленин утверждал, что вооруженные действия должны были пройти до 25 октября.26 октября в 5 часов утра Ленин известил народ о том, что власть передается в руки II Всероссийского съезда и местных Советов на всей территории России. Так же народу была оглашена основная политика нового правительства, утвержденная на первом съезде советов. Второе заседание советов было в 9 часов вечера 26 октября. Делегаты единогласно приняли «Декрет о земле», «Декрет о мире», декрет об образовании нового правительства –Совета Народных Комиссаров(СНК). Западные державы не признавали новое правительство.

В результате Февральской революции коренным образом изменилась расстановка политических сил в России. Правые монархические партии ушли с политической сцены. Власть в России взял центристский блок кадетов и умеренных социалистов. Обозначился союз кадетов с умеренными социалистами.

Важным элементом центристского блока выступали партии умеренных социалистов. Наиболее многочисленной являлась партия эсеров. По некоторым оценкам, к середине 1917 г. ее численность достигала 700 тыс. человек, а по другим оценкам, около миллиона. В тесном блоке с эсерами выступали меньшевики. Эсеры и меньшевики тесно координировали свою деятельность.

В целом позиция правых социалистов сводилась к формуле условной поддержки Временного правительства: ему следует помогать постольку, поскольку оно в своей деятельности будет проводить демократические реформы.

Левый фланг политического спектра революционной России занимали большевики. После свержения царизма большевики оставались плохо организованной, немногочисленной группой. Общая их численность в феврале 1917 г. составляла 20–25 тыс. человек, из которых около половины находилась в эмиграции, ссылке или в заключении. Внутри большевистской партии весной 1917 г. имели место расхождения по вопросу отношения к Временному правительству.

Февральская революция 1917 г. породила новую политическую ситуацию в стране, вошедшую в историю России иод названием двоевластие: 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, куда вошли представители социалистических партий: меньшевики, эсеры, большевики. Практически одновременно был создан Временный комитет Государственной думы из представителей буржуазных партий кадетов и октябристов. В ходе переговоров между Временным комитетом Государственной думы и исполкомом Петроградского Совета была достигнута договоренность об образовании Временного правительства во главе с князем Г. Львовым.

2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила Александровича, который в свою очередь отказался от престола. Вопрос о власти должен был решаться на Учредительном собрании, до созыва которого Временное правительство взяло на себя всю полноту законодательной и исполнительной власти. Наиболее влиятельные посты заняли Π. Н. Милюков, А. И. Гучков, Н. В. Некрасов, М. И. Терещенко, А. А. Мануйлов, А. И. Шингарев, А. И. Коновалов.

3 марта 1917 г. была обнародована Декларация Временного правительства. В пей объявлялось о полной политической амнистии, установлении свободы слова, собраний, печати, подготовке к всеобщим выборам в Учредительное собрание для решения вопроса о политическом устройстве России, замене полиции милицией. Одновременно Петроградским Советом был издан Приказ № 1, который ставил армию в подчинение Советам.

Двоевластие стало результатом двух совпавших по времени процессов: революционного подъема низов и политической активизации верхов, стремившихся перехватить выпадавшую из рук самодержавия власть. Крушение царизма позволило обоим потокам революции институционально оформиться и предложить обществу свою модель организации новой государственности.

Советы, состоявшие из представителей партий социалистического выбора, в которых большинство имели меньшевики и эсеры, стали органами нового типа политической власти. Советы опирались на поддержку рабочих, крестьян, армии, подавляющего большинства населения России. Советы стали выразителями антизападных настроений в обществе и альтернативного Западу и ассоциированному с ним капитализму пути развития России.

Временное правительство, включавшее представителей буржуазных партий кадетов и октябристов, выражало интересы буржуазии, исповедовало западные, либеральные ценности и выступало за западный парламентский путь развития России. Современники так оценивали соотношение сил: "Советы – сила без власти", "Временное правительство – власть без силы".

Возможность такой ситуации была обусловлена тем, что меньшевики и эсеры, имея большинство в Советах, поддержали Временное правительство исходя из тезиса "после победы буржуазной революции власть должна перейти буржуазии". Тем самым меньшевики и эсеры лишили себя политической инициативы, а в перспективе и поддержки со стороны народа. Во многих городах России, как и в столице, возникает ситуация двоевластия. Что же касается деревни, то в ней идет возрождение пережившей реформу П. А. Столыпина крестьянской общины.

Вернувшись из эмиграции, лидер большевистской партии В. И. Ленин сформулировал в "Апрельских тезисах" в условиях 1917 г. особую линию большевиков в период двоевластия, суть которой выражалась в лозунгах "Вся власть Советам", "Никакой поддержки Временному правительству!"[1]. Смысл этих лозунгов, по мнению В. И. Ленина, заключался в возможности в условиях двоевластия мирного перехода власти от Временного правительства к Советам, для чего Советы должны были лишь прекратить поддерживать Временное правительство. Таким образом, В. И. Ленин видел возможность мирного перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической и установлению диктатуры пролетариата.

VII апрельская Всероссийская конференция большевиковутвердила "Апрельские тезисы" В. И. Ленина, в которых он призывал ликвидировать помещичье землевладение, передать землю под контроль Советов. Ленинские предложения предусматривали введение рабочего контроля над производством[2]. Предлагалось слияние всех банков в единый общенациональный банк, который находился бы под полным контролем народа.

За период своего существования (март – октябрь 1917 г.) Временное правительство сделало много по демократизации политической жизни страны. Была объявлена полная политическая амнистия, провозглашены демократические права и свободы, ликвидированы репрессивные органы старой власти. Среди наиболее важных шагов Временного правительства весной 1917 г. следует назвать введение должности комиссаров Временного правительства, всеобщего избирательного права, принятие закона о волостном земстве.

По рабочему вопросу принимается закон о свободе собраний и союзов, положение о фабрично-заводских комитетах. В сфере продовольственной политики вводится положение о хлебной монополии и твердых ценах на хлеб. В аграрном вопросе политика Временного правительства носила противоречивый характер. С одной стороны, было принято решение о национализации земли, принадлежавшей царской семье.

С другой стороны, вышло распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках и закон об охране посевов, по которому помещикам гарантировалось возмещение ущерба в случае народных волнений. Противоречивым было постановление о создании земельных комитетов, на которые возлагалась лишь подготовка реформы, а не ее проведение. В целом решение таких принципиальных вопросов, как рабочий вопрос, аграрный вопрос, заключение мира и выход из мировой войны, будущее государственное устройство России, непозволительно затягивалось и откладывалось до созыва Учредительного собрания. Временное правительство шло по пути утверждения собственной власти.

В условиях 1917 г., когда испытывался острейший дефицит времени для решения всех этих вопросов, в условиях крайней радикализации сознания масс, глотнувших неограниченную свободу, действия Временного правительства рассматривались как нежелание заключения мира, передачи земли крестьянам, установления восьмичасового рабочего дня. Это вызывало массовое недовольство населения.

В политической истории 1917 г. и деятельности Временного правительства можно выделить несколько периодов.

1. Март – апрель 1917 г. – деятельность Временного правительства первого состава.

2. Апрель 1917 г. – первый кризис Временного правительства.

3. Май – июнь 1917 г. – первое коалиционное правительство с участием меньшевиков и эсеров.

4. Июль 1917 г. – кризис первого коалиционного правительства.

5. Июль – август 1917 г. – второе коалиционное правительство.

6. Сентябрь 1917 г. – кризис второго коалиционного правительства.

7. 25 сентября – 25 октября 1917 г. – третье коалиционное правительство.

Практически весь период с марта по октябрь 1917 г. был периодом политического кризиса власти, у руля которой стояло Временное правительство. В апреле 1917 г. нота министра иностранных дел Временного правительства Π. Н. Милюкова о продолжении участия России в войне спровоцировала первый кризис Временного правительства. Итогом стала отставка Π. Н. Милюкова и А. И. Гучкова.

Выход из кризиса был найден на пути создания коалиционного правительства с участием меньшевиков и эсеров (10 министров от буржуазных партий и 6 министров-социалистов: А. Ф. Керенский, В. М. Чернов, Μ. М. Скобелев, И. Г. Церетели, А. В. Пешехонов, Π. Н. Переверзев). Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г. одобрил создание коалиционного правительства.

Неудачное наступление русской армии на юго-западном фронте в июне 1917 г. и выход из правительства министров-кадетов в знак протеста против признания автономии Украины привели ко второму кризису правительства. 4 июля 1917 г. в Петрограде прошла массовая демонстрация под лозунгом "Вся власть Советам". Демонстрация была расстреляна верными правительству войсками, что означало конец двоевластия и мирного развития революции.

24 июля 1917 г. было создано второе коалиционное правительство во главе с А. Ф. Керенским (8 министров-кадетов, 7 министров-социалистов). Попытки консолидации либеральных сил путем созыва Государственного совещания (август 1917 г.) не увенчались успехом.

Призывы к национальному единению и попытки объединения оказались бессильны из-за взаимного недоверия между правым и левым крылом правящей коалиции. Влиятельные круги буржуазии сделали свой выбор в пользу военной диктатуры.

Установление военного режима связывалось в правых кругах с фигурами А. Ф. Керенского и генерала Л. Г. Корнилова. С начала августа к столице начинают стягиваться верные Корнилову войска. Чтобы скрыть настоящую причину переброски к Петрограду крупных соединений, 21 августа 1917 г. немцам была сдана Рига. В самом Петрограде активизировалась деятельность правых и офицерских союзов.

Первоначально между Керенским и Корниловым серьезных трений не отмечалось. Керенский в целом поддерживал проведение таких мероприятий, как восстановление на фронте смертной казни, ограничение прав Советов и солдатских комитетов, милитаризация труда на транспорте и в промышленности.

Сторонники Корнилова разрабатывали планы изменения государственного устройства страны. Во главе государства предполагалось поставить Совет народной обороны во главе с самим Корниловым, в который также вошли бы генерал М. В. Алексеев, адмирал А. В. Колчак, Б. В. Савинков, Μ. М. Филоненко. Керенскому отводилась роль заместителя председателя Совета. При Совете должно было быть создано новое правительство.

Корниловский мятеж в августе 1917 г. привел к третьему кризису Временного правительства. После провала выступления Корнилова произошла большевизация столичных Советов. В условиях кризиса Временного правительства была создана Директория из пяти человек с чрезвычайно широкими полномочиями (А. Ф. Керенский, А. И. Верховский, Д. Н. Вердеревский, М. И. Терещенко, А. М. Никитин). 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой.

14 сентября 1917 г. в Петрограде открылось Демократическое совещание с участием эсеров, меньшевиков и большевиков. На нем прозвучала идея отказа от коалиции с кадетами (либеральной буржуазией) и создание социалистического однородного правительства. Был основан Предпарламент – Временный Совет республики. 25 сентября 1917 г. А. Ф. Керенский создал третье коалиционное правительство с участием кадетов, что положило конец возможности реализации широкой коалиции социалистических партий.

Осень 1917 г. ознаменовалась дальнейшим углублением общенационального кризиса в стране, проявлением которого стало закрытие предприятий, рост безработицы, инфляция, рост цен, нарастание угрозы голода. Массовое недовольство деятельностью Временного правительства нашло проявление в росте рабочего и крестьянского движения. В забастовках приняло участие 2,4 млн человек, произошло более 3,5 тысяч крестьянских выступлений. Рост национальных движений создавал угрозу распада России.

В условиях большевизации Советов и роста популярности партии большевиков в массах (ряды партии выросли с 24 тыс. человек в марте 1917 г. до 300 тыс. человек) под лозунгом "Вся власть Советам" большевики взяли курс на вооруженный захват власти. Осенью 1917 г. В. И. Ленин в статьях "Кризис назрел", "Марксизм и восстание", "Большевики должны взять власть", "Советы постороннего" разрабатывает план вооруженного восстания[3].

При Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов создается Военно-революционный комитет (ВРК), а при ЦК партии большевиков – Военно-революционный центр (ВРЦ) для подготовки и проведения вооруженного восстания в Петрограде. Создается Красная гвардия, которая насчитывала в своем составе свыше 30 тыс. человек. 10 и 16 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принимает решение о немедленном проведении вооруженного восстания до открытия II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и II Всероссийский съезд Советов объявил о переходе власти в руки Советов. В знак протеста меньшевики и эсеры ушли со съезда, отдав инициативу большевикам. В течение двух дней II Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире, Декрет о земле и создал новые органы государственной власти. (Был избран новый состав ВЦИК и создано Советское правительство (СНК) во главе с В. И. Лениным.) Таким образом, демократическая альтернатива развития России по западному пути и формирование парламентской республики потерпела крах.

По мнению историка Б. Н. Миронова, "народ свергнул либеральную демократию, разрушил основы правового государства, позволил большевикам, захватившим власть, расправиться со своими политическими противниками и установить диктатуру. Главные причины в равнодушии народа к судьбе русского парламента, в непонимании им необходимости существования парламента как гаранта против возвращения старого режима в новой форме, в слабости демократических традиций западного типа и неразвитости институтов гражданского общества. Декреты о мире, земле, рабочем контроле удовлетворили основные требования солдат, крестьян и рабочих. Поэ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.015 с.)