Тема 8. Правовой статус российских и иностранных субъектов внешнеторгового оборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Правовой статус российских и иностранных субъектов внешнеторгового оборота



1. Понятие и виды субъектов внешнеторгового оборота: российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, иностранных организаций, государств, их правовой статус.

2. Определение государственной принадлежности “национальности” юридических лиц.

3. Организации с иностранными инвестициями, их правовой статус.

 

Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон о внешнеторговой деятельности). Согласно ст. 10 указанного Закона любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом о внешнеторговой деятельности и другими федеральными законами. Исходя из вышеназванной статьи, можно констатировать, что субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц. Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином РФ или имеющее право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ. К иностранному лицу согласно пп. 11 ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности относится физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. При анализе норм Федерального закона о внешнеторговой деятельности возможно сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов. При этом пп. 6 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле относит к резидентам РФ: а) физических лиц, являющихся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства; в) юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ; г) находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезидентами согласно пп. 7 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле являются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пп. 6 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанные в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле в качестве резидентов.
Безусловно, перечень резидентов и нерезидентов РФ, предусмотренный в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле, гораздо шире, чем указанный в Федеральном законе о внешнеторговой деятельности.
В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами РФ, включены напрямую в ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в то время как согласно ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а ст. 11 Федерального закона о внешнеторговой деятельности определяет, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.
Следует отметить, что от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. А от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В настоящее время от имени Российской Федерации в сделках по распоряжению федеральным имуществом выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
Согласно ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Однако от государственных органов отличаются созданные государством юридические лица — самостоятельные участники гражданского оборота, к которым можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 294 и 295 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. 296 — 298 ГК РФ). Согласно ст. 50 Федерального закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством Российской Федерации. При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства. Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые зачастую в форме унитарного предприятия структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства. Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы также и филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов РФ, как расположенные на территории РФ, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать также и филиалы, представительства, иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях — вставших на налоговый учет. Представляется, что невключение указанных субъектов в перечень российских и иностранных лиц, несмотря на их признание в качестве нерезидентов в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле, является серьезным упущением в регулировании внешнеторговой деятельности, так как филиалы и представительства не являются по общему правилу юридическими лицами, однако представляют интересы юридического лица вне пределов нахождения последнего, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности. В данном случае было бы целесообразно унифицировать нормы действующего законодательства РФ в сфере внешней торговли и валютного регулирования и валютного контроля и сформулировать понятия, используемые в Федеральном законе о внешнеторговой деятельности, исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты РФ согласно валютному законодательству. В частности, относительно российских и иностранных лиц могут быть предложены следующие понятия: — иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются резидентами Российской Федерации; — российское лицо — физическое лицо, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются резидентами Российской Федерации;
— участники внешнеторговой деятельности — резиденты и нерезиденты Российской Федерации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

 

Признаками юридического лица с иностранными инвестициями являются неотъемлемые свойства, присущие коммерческой организации с иностранными инвестициями, каждое из которых необходимо, чтобы данная организация могла быть признана субъектом права.

В связи приведенным определением выделяют следующие признаки юридического лица с иностранными инвестициями:

1. Извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности юридического лица, включая распределение полученной прибыли среди участников юридического лица с иностранными инвестициями;

2. Осуществление коммерческой деятельности в установленной гражданским законодательством организационно-правовой форме с момента государственной регистрации в качестве юридического лица и получения при необходимости разрешения на осуществление отдельных видов коммерческой деятельности - лицензии;

3. Участие в юридическом лице в качестве члена иностранного инвестора в соответствии с инвестиционным законодательством России (при условии, что иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанного юридического лица);

4. Наличие органов управления юридического лица, единая структура которых формируется совместно как иностранными инвесторами, так и отечественными участниками на основании учредительных документов;

5. Наличие уставного (складочного, паевого) капитала, фонда - то есть минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица с иностранными инвестициями;

6. Наличие обособленного имущества на балансе юридического лица с иностранными инвестициями. Учредители (участники) юридического лица с иностранными инвестициями обладают обязательственными правами требования на переданное организации имущество.

7. Самостоятельная ответственность юридического лица с иностранными инвестициями по обязательствам, связанным с коммерческой деятельностью, включая выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Иностранный инвестор свободен в выборе способов (форм) осуществления инвестиций на территории РФ. Он вправе самостоятельно осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ, выступая от собственного имени, действовать через российские юридические лица, создаваемые им либо с его участием. Ничто не мешает иностранному инвестору совмещать самостоятельное выступление и участие в юридических лицах российского права.

Какие факторы должны быть учтены иностранным инвестором в процессе выбора способа (формы) инвестирования в российскую экономику? Перечислим некоторые из них.

Что касается мер ограничительных, то, в первую очередь, должны быть внимательно изучены установленные законодательством РФ запреты на непосредственное участие иностранных инвесторов в определенных видах деятельности на территории РФ. В таком случае единственным возможным способом осуществления инвестиций в данных видах деятельности является участие в российском юридическом лице в качестве учредителей (участников, акционеров, товарищей, вкладчиков). Во-вторых, следует учесть и содержащиеся в российском законодательстве ограничения предельного размера (доли) участия иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале российских юридических лиц. В отдельных же случаях закон совмещает указанные выше два вида ограничений.

Значительный интерес для иностранного инвестора должны представлять меры стимулирующего характера, среди которых — льготы по уплате таможенных пошли ни налогов, предоставляемые при формировании уставного капитала российских организаций с иностранными инвестициями. На сегодняшний день имеется достаточно обширная судебная практика по данному вопросу, требующая отдельного рассмотрения.

Вне всякого сомнения, одним из важнейших факторов, способных повлиять на решение иностранного инвестора о возможности и форме капиталовложений в экономику РФ, выступает порядок налогообложения иностранных инвесторов, предоставляемые правовые гарантии по использованию получаемых в результате инвестиционной деятельности доходов, в том числе условия их вывоза.

Содержание этих, а также иных факторов (объем гражданской правоспособности, особенности управления и контроля за эффективностью капиталовложений и т. д.), должны быть всесторонне изучены иностранным инвестором, прежде чем принимать решение об инвестировании средств на территории РФ, равно как и на территории любого другого иностранного государства.

Предусмотренный Законом об инвестициях национальный режим деятельности иностранных инвесторов в РФ действует в качестве общего правового режима, за изъятиями стимулирующего и ограничительного характера. Если первые направлены на установление более благоприятного правового положения иностранных инвесторов по сравнению с инвесторами российскими, то вторые — напротив, имеют своим назначением установление определенных ограничений в правовом положении иностранных инвесторов, "ухудшающих" их правовое положение.

Формы деятельности иностранных инвесторов на территории России предусмотрены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса России. Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.

Введение единого порядка создания юридических лиц предусматривается п. 1 ст. 51 ГК РФ.

В п. 2 ст. 20 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлено, что "юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".

Таким образом, государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями осуществляется в регистрирующем (налоговом) органе по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как следует из п. 6 ст. 4 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.

С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

При вхождении в состав участников коммерческой организации иностранного инвестора в сведения о российской организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), вносятся изменения.

В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 4 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, отнесено действующим законодательством к прямым инвестициям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.02 с.)