Тема 9. Советский Союз в 1945-1991 гг. (дебаты «вопрос вопросов: почему не стало Советского союза. ») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Советский Союз в 1945-1991 гг. (дебаты «вопрос вопросов: почему не стало Советского союза. »)



1. «Холодная война»: истоки, этапы, последствия.

2. Послевоенный сталинизм.

3. Либерализация режима во второй половине 1950 – первой половине 1960-х гг. Реформы Н.С. Хрущева.

4. Экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

5. Перестройка М.С. Горбачева (1985-1991 гг.). Распад СССР.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982. М., 2005.

Микоян А.И. Так было. М., 1999.

Россия, которую мы не знали. 1939-1993: Хрестоматия / Сост. Л.Я. Баранова и др. Челябинск, 1995.

1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. М., 2002.

2. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

3. Козлов В.А. Неизвестный СССР: Противостояние народа и власти. М., 2006.

4. Попов В.П. Большая ничья: СССР от Победы до распада. М., 2005.

5. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

6. Шестаков В.А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е – середине 60-х годов. М., 2006.

7. Шубин А.В. Парадоксы Перестройки: Упущенный шанс СССР. М., 2005.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Рабочая программа курса составлена в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости студентов, предполагающей организацию учебного процесса, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на три модуля. Шкала перевода баллов в оценки:

- 60 баллов и менее - «неудовлетворительно»;

- от 61 до 75 баллов - «удовлетворительно»;

- от 76 до 90 баллов - «хорошо»;

- от 91 до 100 баллов - «отлично».

Максимальный балл за ту или иную работу студент получает, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного. Примерные критерии: полнота и логичность раскрытия вопроса, использование дополнительного материала, самостоятельность суждений отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу.

7.1. Темы для подготовки сообщений:

1. Языческие верования древних славян.

2. Брачная дипломатия Ярослава Мудрого.

3. Проблемы складывания феодальных отношений на Руси.

4. Центры объединения Руси: проблема лидерства.

5. Место Руси в европейском сообществе 2-ой половины XIII—XIV вв.

6. Проблема происхождения крепостного права в России.

7. Россия XVI в. глазами иностранцев.

8. Альтернативы политического развития России при Иване Грозном.

9. Опричнина на Руси: предпосылки, сущность, последствия.

10. Сибирская экспедиция Ермака.

11. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.

12. Петровские реформы и российское общество.

13. Положение сословий в России во второй четверти–конце XVIII в.

14. Начало промышленного переворота в России.

15. «Золотой век» русской культуры.

16. Реформа 1861 г. в современной исторической литературе.

17. Следствие и суд над декабристами.

18. Декабристы в тобольской ссылке.

19. Западники и славянофилы.

20. Россия в первой мировой войне.

21. Политические партии России в начале XX века.

22. Белогвардейская Россия.

23. Формирование однопартийной политической системы: предпосылки, особенности, последствия.

24. Военно-экономический потенциал страны накануне Великой Отечественной войны.

25. Источники и цена Великой победы.

26. Тыл в годы войны.

27. Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

28. Августовские события 1991 г.

7.2. Рекомендации к выполнению заданий для самостоятельной работы:

Устное сообщение по актуальным проблемам курса истории готовится на основе публикаций ведущих исторических журналов страны («Отечественная история», «Российская история», «Вопросы истории» и др. – см. список рекомендованной литературы). Целью сообщения является знакомство студентов с новыми подходами к освещению фактов, явлений и процессов исторического прошлого, методикой научного поиска, расширение исторического кругозора.

Эссе – это очерк, освещающий события, явления и процессы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Обязательным является грамотность и точность использования исторических фактов и терминов, четкость и доказательность основных положений работы, а также личностное отношение автора к событиям.

При подготовке рецензии (статьи по истории страны) рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1) Актуальность темы, её значение для изучения курса Отечественной истории;

2) Задачи, которые ставит перед собой автор статьи;

3) Источниковая база автора (например, законодательные источники, личная переписка и т.д.);

4) Структура статьи с указанием основных аспектов, о которых пишет автор;

5) Основные выводы с их аргументацией;

6) Ваше мнение относительно статьи и выводов автора.

При проведении сравнения исторических событий и явлений следует придерживаться следующего алгоритма:

1) Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения; 2) Определите черты сходства и различия; 3) Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений; 4) Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.

При изучении материала о войнах следует придерживаться следующего алгоритма:

1) Причина и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне, соотношение сил; планы сторон; 2) Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, итоги; 3) Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Презентация по выбранной теме должна включать не менее 15 слайдов, критериями оценки которых являются как содержательная сторона, так и соответствие ей визуальных образов, аудио- и видео-сопровождения.

При характеристике исторической личности необходимо учитывать следующее:

1) Исторические условия, в которых происходит деятельность личности; 2) Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения; 3) Интересы какого класса (страты) выражает исторический деятель; 4) Портрет: изображение, словесный (по воспоминаниям современников); описание черт характера (по воспоминаниям современников), значение его личных качеств; 5) Оценка результатов деятельности исторической личности.

При работе с историческим источником, прежде всего документом, необходимо помнить, что его анализ включает в себя две части: внешний (объем и оформление документа; место и время появления; структура (простая, сложная – разбит на разделы, главы, параграфы и т.д.); характер (мемуары, свод законов и т.д.) и внутренний (выяснение идейного содержания документа).

Варианты тестов по истории находятся в открытом доступе на сайте www.fepo.ru

7.3. Контрольные вопросы по дисциплине:

1. Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIII-IX вв.

2. Норманнская теория и ее критика.

3. Киевская Русь в IX – первой половине XI в.

4. Политический и социально-экономический строй русских земель во второй половине XI – первой трети XIII в.

5. Культура и быт домонгольской Руси.

6. Установление ордынского ига и его последствия (1243-1304 гг.).

7. Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.

8. Новый этап борьбы за политическое главенство на Руси. Дмитрий Донской. Феодальная война второй четверти XV в.

9. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы (вторая половина XV – первая треть XVI в.). Освобождение от ордынского ига.

10. Россия в правление Ивана Грозного. Реформы 50-х гг. XVI в. Опричнина и её последствия.

11. Россия в период Смутного времени.

12. Социально-экономическое развитие после «смуты». Соборное уложение 1649 г.

13. Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения.

14. Внешняя политика России при первых Романовых.

15. Русская культура XV-XVII вв.

16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I.

17. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм».

19.Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

20. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I.

21. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы. Западники и славянофилы. Утопический социализм.

22. Культура России XVIII – первой половины XIX в.

23. Либеральные реформы Александра II. Отмена крепостного права.

24. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

25. Контрреформы Александра III. Консервативное реформаторство С.Ю. Витте. Экономическая модернизация конца XIX – начала ХХ вв.

26. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Консервативные, либеральные и радикальные течения. Распространение марксизма в России.

27. Революция 1905-1907 гг.

28. Россия в 1907-1917 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая мировая война.

29. Культура России во второй половине XIX – начале XX в.

30. Внешняя политика России во второй половине XIX – начале XX в.

31. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.

32. Гражданская война: причины, этапы, итоги.

33. Политика «военного коммунизма».

34. Становление советской государственности. Образование СССР.

35. Новая экономическая политика.

36. Формирование тоталитарной системы в СССР 1920-1930-х гг.

37. Социально-экономическая модернизация страны в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация и коллективизация.

38. Внешняя политика СССР в 1920-1930-х гг. и накануне Великой Отечественной войны.

39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

40. Наука и культура в 1917-1945 гг.

41. «Апогей сталинизма»: социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в 1945-1953 гг.

42. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Начальный этап «холодной войны».

43. Советский Союз в 1953-1964 гг. Реформы Н.С. Хрущева.

44. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

45. Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг. Кризисы «холодной войны» и разрядка.

46. Экономические и политические преобразования периода Перестройки. «Новое политическое мышление». Распад СССР.

47. Наука и культура в 1945-1991 гг.

48. Российская Федерация в 1990-е годы. Экономические реформы. Становление новой российской государственности.

49. Внешняя политика России в 1992-2010 гг.

50. Российская Федерация на современном этапе (2000-2010 гг.).

Образовательные технологии

Учебный материал по истории преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских занятиях. Используются такие интерактивные формы организации занятий – как ролевая игра (по теме «Суд над Петром I»), дебаты (по темам «Политические партии начала ХХ века», «Вопрос вопросов: почему не стало Советского союза?»), круглый стол (по теме «Великая Отечественная война»), обсуждения выступлений студентов. В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование мультимедийного оборудования и Интернета.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература:

1. История России / Под ред. В.Б. Чистякова. М., 2007.

2. Новейшая история России. 1914 – 2002 / Под ред. М.В. Ходякова. М., 2004.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2010.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России в схемах. Учебное пособие. М., 2008.

5. Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2006.

9.2. Дополнительная литература* (источники и литература рекомендуются к каждому семинарскому занятию).

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ http://www.hist.msu.ru http://mes.igh.ru/   www.naukaonline.ru www.knigainfo.ru www.stsl.ru www.rsl.ru  

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

Для изучения дисциплины необходим компьютер, проектор для демонстрации презентаций, доступ в Интернет для выполнения самостоятельной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.027 с.)