Прием иноземных послов в Московии в XVI-XVII веках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием иноземных послов в Московии в XVI-XVII веках



Прием иноземных послов в Московии в XVI-XVII веках

Барберини, Московское царство, Цитаты и извлечения для рефератов 0 Comment

Р. Барберини

Говоря здесь о послах, не могу промолчать, как вообще дурно поступают с ними в этом крае; подлинное варварст­во! Во-первых, должно знать, что, когда они прибудут в эту землю, несколько дней задерживают их областные прави­тели, пока не дадут о том знать двору и не получат оттуда разрешения. Потом, когда получится ответ, что можно их представить, придаются им для конвоя разные бояре, кото­рые везут их туда, не дозволяя, впрочем, говорить им ни с кем дорогою. По прибытии в Москву отводится им особый дом, куда приставляется страж, дабы никто из них, даже последний их служитель, не мог оттуда выйти, и не дозво­ляется им ничего покупать для их удобства, кроме необходимого для жизни. К тому же не только им самим не дозволя­ется выходить за покупками, но даже запрещено, чтобы ни­кто и из тамошних жителей не смел к ним приходить на дом, что-нибудь продавать, разве только оскорблять их и делать им всякие неприятности. И, таким образом, должны они, пока не получат аудиенции, оставаться у себя взаперти с ме­сяц или около того, смотря как заблагорассудится государю.

Путешествие в Московию Рафаэля Барбе­рини в 1565 г. // Сказание иностранцев о России в XVI и XVII вв. СПб., 1843. С. 25.

Миниатюра: Нестеров. Папские послы у Ивана Грозного

 

 

Сказания иностранцев о России в XVI и XVII веков

Барберини, Московское царство, Цитаты и извлечения для рефератов 0 Comment

Р. Барберини

Вообще чрезвычайно как ревнуют своих жен и мало дозволяют им отлучаться со двора; да и не без причины так ревнивы они: мужчины и женщины у них чрезвычайно как хороши собою и здоровы. Одно только, что женщины обыкновенно употребляют румяна и белила, к тому же так неприятно, что стыд и срам!

Путешествие в Московию Рафаэля Барбе­рини в 1565. // Сказания иностранцев о России в XVI и XVII вв. СПб., 1843. С.18-19.

Миниатюра: Творожников Иван Иванович. Зимой

 

Удивительные церемонии при встрече в XVI-XVII столетиях

Барберини, Московское царство, Цитаты и извлечения для рефератов 0 Comment

Р. Барберини

Народ этот, в обращении чрезвычайно как церемонен; встретясь на улице, хотя бы шли за делом, тотчас снимают шапки, и в несколько приемов кланяются друг другу, стро­жайше соблюдая, чтоб отдать поклон за поклон, да и сно­ва поклониться, делая знак головой и рукою, что это для них безделица. Здесь разумеется о равных между собою; потому что, если кто стоит выше другого, всячески стара­ется не прежде того снять шапку, и прибегает тут к хит­рости, смышленней даже иного Бискайца!

Имеют еще обыкновение при встрече, если долгое вре­мя не видались, целоваться.

Благодарят они таким образом: если один обещает что-нибудь на словах, то другой, сняв шапку, пренизко ему кланяется, опуская руку книзу; если требуется большейблагодарности, в таком случае, достает он рукою даже до земли; а еще для большего подобострастия или, показывая как умеет он ценить обещаемую милость, касается земли обеими руками. Если же, притом, один из них сановник и оказывает какую-нибудь милость или покровительство, или тому подобное, другому, который меньше его звани­ем, тогда сей последний становится на колени и, обеими руками касаясь пола, бьет челом о земь. Таким образом поступают, когда идут и просить какой милости, чтоб по ходатайству того была оказана; и по этому самому боль­шая часть из них имеют мозоли на голове; у них уже так принято, что чем сильнее бьют головою о земь, тем соблю­дается более церемонии или чинности!

Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 г. // Сказания иностранцев о России в XVI и XVII вв. СПб., 1843. С. 23-24.

Миниатюра: Гюстав Курбе. ”Встреча, или Здравствуйте, господин Курбе”

 

Я. Маржерет

Если государь, после торжественного приема, не наме­рен угощать посла, согласно обычаю, во дворце, то посы­лает обед к нему следующим образом: знатный дворянин в парчовой одежде, с вышитым воротником, в шапке, уни­занной жемчугом, отправляется верхом объявить послу царское милостивое слово и вместе с ним обедать; 15 или 20 служителей идут вокруг его лошади; за ними следуют попарно: двое стрельцов с скатертями, сложенными свит­ком; двое с солонками; двое с уксусом в склянках; двое с парою ножей и парою ложек драгоценных; шесть человек с хлебом; потом с водкою; за ними несут с дюжину сереб­ряных сосудов, [...] наполненных разными винами, наибо­лее крепкими, Испанским, Канарским и другими; после того, столько же огромных бокалов Немецкой работы. Да­лее кушанья: холодное (подаваемое сначала), горячее, жа­реное и пирожное, все в больших серебряных блюдах; а в случае особенного царского благоволения, вся посуда бывает золотая. Потом до 18 или 20 огромных оловянников с медом разных сортов: их поднимают по два челове­ка; за ними идут человек 10, каждый с пятью или шестью большими ковшами. Шествие заключают две или три те­леги с медом и пивом для прислуги. Все припасы несут стрельцы, очень опрятно одетые. Я видел человек 300 или 400, которые вышеписанным порядком несли кушанья и напитки для одного обеда; видал также, что в один день посылали три обеда разным послам, одному более, другому менее, но всегда с теми же обрядами, как выше сказано.

Состояние Российской державы и Великого княжества Московского с 1590 по сент. 1606 г. // Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859. Ч. 1. С. 290.

Миниатюра: К.Е.Маковский, “Боярский свадебный пир в XVII веке”

 

Я. Маржерет

Все пути из России в другие земли охраняются так строго, что без царского дозволения невозможно из нее выехать, и в наше время с оружием никто из государства не мог удалиться: я был первый. Русские, воюя с Поль­шею, не решаются иметь в действующей армии Поляков, им подвластных, которых довольно много, а распределяют их на пределах Татарии, поступая так же и с прочими единоземцами из опасения, чтобы они не бежали и не пре­дались неприятелю: Русский народ самый недоверчивый и подозрительный в мире. [...]

Никто из посольской свиты не может прогуливаться по городу без особенных проводников, которые наблюдают, куда пойдет чужеземец, что будет делать и говорить.

Состояние Российской державы и Великого княжества Московского с 1590 по сент. 1606 г. : Сказания современников о Дмитрии Само­званце. СПб., 1859. Ч. 1.С. 264, 277.

Миниатюра: Вениг Карл (1830-1908). Последние минуты Дмитрия Самозванца

Читайте на сайте:

 

Я. Маржерет

Дворяне, т.е. такие люди, которым дается от казны жа­лованье и поместья, наблюдают следующий образ жизни: встают летом обыкновенно при восхождении солнца и от­правляются во дворец (разумеется, живущие в Москве), где присутствуют в Думе от первого часа до шести часов дня; потом идут с государем в церковь, где он слушает ли­тургию от 7 до 8 часов (т.е. с. 11 до полудня). При выходе го­сударя из церкви, возвращаются домой обедать; после обе­да отдыхают и спят часа два или три. В 14 часов, по звону колокола, снова посещают дворец, где проводят около 2 или 3 часов вечера; потом удаляются, ужинают и ложатся спать. Эти господа не любят ходить: летом ездят верхом, а зимою в санях, и никогда пешком не прогуливаются. Сидя­чая жизнь производит в них непомерную тучность, кото­рою они, впрочем, гордятся: человека с огромным брюхом народ наиболее уважает, называя его дородный человек.

Состояние Российской державы и Великого княжества Московского с 1590 г. по сент. 1606 г.//Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859. Ч. 1.С. 267-268.

Миниатюра: Борис Кустодиев “Купчиха за чаем”

 

Я. Маржерет

Если надобно принять какого-нибудь посла с особенным отличием, стрельцы становятся рядами, в полном вооруже­нии, по обеим сторонам дороги, начиная от деревянных, или каменных ворот до посольского двора; сверх того, яв­ляются Московские дворяне и главнейшие купцы вочень дорогих одеждах, которых великолепие сообразуется со степенью уважения посланнику. Для таких случаев каж­дый дворянин имеет три или четыре переменных кафтана; иногда они получают из Казны платья парчовые, из золотой и серебряной ткани персидской, с высокою шапкою черно­го лисьевого меха; иногда одеваются в цветное платье, из обьяри, камлота, или красного тонкого сукна нежного цве­та, с золотыми вышивками, покрывая голову черною шапкою; в иных случаях носят чистые платья, т.е. нарядную одежду. Число и достоинство людей увеличивается или уменьшается, смотря по чести, оказываемой посланнику.

Состояние Российской державы и Великого кня­жества Московского с 1590 по сент. 1606 г. // Сказания современников о Дмитрии Само­званце. СПб., 1859. Ч. 1.С. 277.

 

Я. Маржерет

Знатные Россиянки находятся под строгим надзором: имея отдельные комнаты, они принимают посещения единственно от ближайших родственников, и только по особому благоволению, муж выводит к постороннему го­стю свою жену.

Состояние Российской державы и Великого княжества Московского с 1590 по сент. 1606 г.//Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859. Ч. 1.С. 269.

 

 

Т. Смит

[...] живя под властью такого правительства, эти люди безразлично относятся к чувствам разрозненности и еди­нения, необходимости и желания, надежды и страха, так что они всего менее заботятся о том, кто управляет ими, хотя во всякой другой, более образованной стране с ними справились бы без затруднения. Но здесь каждый подданный может опасаться, что ему отрежут язык, если он будет все высказывать, отрежут уши, если он будет все слышать, и, наконец, он будет лишен жизни, если, во что-либо уверовав, вздумает выступить на защиту своих убеждений.

Сэра Томаса Смита путешествие и пребы­вание в России. СПб., 1893. С. 58.

Миниатюра: А.

 

 

Н. Карамзин

[...] изобилие трапез, долгий сон полдневный и малое движение знатных или богатых людей производили их обыкновенную тучность, вменяемую в достоинство: быть дородным человеком значило иметь право на уважение. Но тучность не мешала им жить лет до осьмидесяти, ста и ста двадцати.

История государства Российского. В 12 т.СПб., 1821-1824. Т. 10. С. 164-165.

Миниатюра: К. Маковский. У Околицы

Введение

В западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен. Среди тех, кто написал о нашей стране в это время, были англичане, австрияки, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы, персы. Прежде всего, это были дипломаты, купцы, врачи, художники, писатели. Все они дивились чудной Московии и пытались описать увиденное. Очень большой интерес проявляли иностранцы, прежде всего к нравам, традициям русских людей. На западе появился даже определенный литературный жанр – “Россика”, - заметки о Московии.

Так как поначалу иностранцев приезжало в Московию мало, то и особого культурного влияния они оказать не могли. Но очень бурная торговая деятельность и тесное сотрудничество в области перевооружения армии с западными странами все же давали о себе знать. В России появились мастера по взрывному делу, по литью пушек. Уже при Иване IV Грозном находился немецкий мастер – инженер по взрывному делу. Именно под его руководством был заложен заряд в подкоп под стеной казанской крепости.

Записки, воспоминания, дневники путешествий иностранцев, посетивших Россию в XV – XVII веках, составляют целую библиотеку. На протяжении всего столетия в стране находились тысячи людей из всех стран мира. Это были купцы, ремесленники, инженеры, военные, ученые, специалисты по отдельным отраслям знаний, дипломаты, туристы, разведчики, авантюристы и просто искатели счастья. Политика и культура, экономика и быт, религия и нравы – все отразилось в записках и мемуарах, докладах и тайных реляциях. Огромная страна явилась темой бесчисленных сочинений.


Иностранцы о России

 

У них существует немного законов, и даже почти только один - почитать волю князя законом. О князе у них сложилось понятие, укреплению которого особенно помогали митрополиты, что через князя, как бы посредника, с ними вступает в единение сам Бог, - и, смотря по заслугам их перед Богом, князь их бывает или милостивым, или жестоким. Вследствие этого они считают за долг, предписываемый верою, повиноваться его воле, как воле божественной, во всех делах, прикажет ли он постыдное или честное, хорошее или дурное; князь имеет относительно своих власть жизни и смерти и неограниченное право на их имущество.

Гейденштейн Р. Записки о Московской войне 1578-1582. В 5-ти кн. - СПб. 1889. - Кн. 1. С. 25

Русские или московиты, по большей части, народ рослый и дородный с большими головами и толстыми руками и ногами. Священники их носят длинные волосы на голове, иногда спускающиеся ниже плеч; у прочих, однако, волосы коротко острижены, у некоторых вельмож даже сбриты. Женщины среднего роста, миловидны лицами и крепкого телосложения. Те, что живут в городах, румянятся до такой степени, что лица их кажутся будто осыпанными мукою, а румяна как будто кисточкою размазаны по щекам. Замужние женщины свертывают свои косы и носят их под шапкою, девушки же вплетают в косы алые ленты, с кисточками на концах, и носят их открыто. Детям, моложе десяти лет, одинаково как девочкам, так и мальчикам, остригают волосы и оставляют лишь локоны с обеих сторон. Девочки, в отличие от мальчиков, носят в ушах большие серебряные и медные кольца.

К.фан-Кленк. // Сказания иностранцев о России в XVI-XVII вв.

Народ этот в обращении чрезвычайно как церемонен; встретясь на улице, хотя бы шли за делом, тотчас снимают шапки, и в несколько приемов кланяются друг другу, строжайше соблюдая, чтобы отдать поклон за поклон, да и снова поклониться, делая знак головой и рукою, что это для них безделица. Здесь разумеется о равных между собою; потому что, если кто стоит выше другого, всячески старается не прежде того снять шапку, и прибегает тут к хитрости...

Имеют еще обыкновение при встрече, если долгое время не виделись, целоваться.

Барберини Р. Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 г. // Сказания иностранцев о России в XVI-XVII вв.

Что касается ремесел, то Мосхи обладают, наследственным умением строить чрезвычайно изящные деревянные дома, вытачивать из дерева разного рода утварь, искусно ткать полотно, идущее на исподнее платье, и некоторыми другими, требующими усидчивости. Живопись у них обращена на священные предметы, кроме некоторых цветочков и животных, они пишут исключительно одних, давно умерших, святых, по Греческим образцам.


Заключение

Записки, воспоминания, дневники путешествий иностранцев, посетивших Россию в XV – XVII веках, составляют целую библиотеку. На протяжении всего столетия в стране находились тысячи людей из всех стран мира. Это были купцы, ремесленники, инженеры, военные, ученые, специалисты по отдельным отраслям знаний, дипломаты, туристы, разведчики, авантюристы и просто искатели счастья.

Описать многие явления русской жизни, высказать непосредственное впечатление, иностранец мог лучше и полнее, чем человек, привыкший к ним. С этой стороны записки иностранцев могут служить важным дополнением к отечественным историческим памятникам.

Главным источником, из которого черпали иностранные путешественники описываемого времени свои сведения о Московском государстве, служило, разумеется, их непосредственное наблюдение. Немногие из иностранцев знали русский язык и пользовались для изучения истории и современного им состояния Московии туземными литературными памятниками: таков был Герберштейн, хорошо знавший русский язык.

Заметки заезжего иностранца могли быть беглые и поверхностные, любопытные и не только. Будничная обстановка жизни, повседневные явления, мимо которых без внимания проходили современники, прежде всего останавливали на себе внимание чужого наблюдателя.

В отношениях западноевропейского мира к древней России есть две черты, по-видимому, не исключающие одна другую и, однако ж, существовавшие рядом, благодаря особенным условиям, в которых находилась древняя Россия. С одной стороны, ввиду отчуждения между Западной Европой и Россией западноевропейское общество оставалось почти в совершенном неведении о положении и судьбах России; вследствие этого неведения в нем распространились и укрепились странные представления об этой стране.


Список использованной литературы

1. Как англичане Москву нашли /GEO Focus №15, март 2007

2. Герберштейн С. Записки о Московии. И., 1988.

3. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 2006.

4. Практикум по отечественной истории: Учебное пособие в 2-х частях. Томск, 2007. Ч. I.

5. Флетчер Дж. О государстве Русском // Проезжая по Московии. Россия XVI-XVII вв. глазами иностранцев. М., 2006

6. Государство всея Руси: Беседа с А. Хорошкевич // Родина. 2004. № 5.

7. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1990.

8. Носов Н.Е. Очерки по истории местного управления Русского государства первой половины XVI в. М.;Л., 2007

9. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 2006.

10. Торке Х. - Й. Так называемые Земские Соборы в России // Вопросы истории. 2005. № 11.

11. Черепнин В.Л. Земские Соборы Русского государства в XVI - XVII вв. М., 2007.

12. Шмидт С.О. Становление Российского самодержавства: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 2007.

 

Прием иноземных послов в Московии в XVI-XVII веках

Барберини, Московское царство, Цитаты и извлечения для рефератов 0 Comment

Р. Барберини

Говоря здесь о послах, не могу промолчать, как вообще дурно поступают с ними в этом крае; подлинное варварст­во! Во-первых, должно знать, что, когда они прибудут в эту землю, несколько дней задерживают их областные прави­тели, пока не дадут о том знать двору и не получат оттуда разрешения. Потом, когда получится ответ, что можно их представить, придаются им для конвоя разные бояре, кото­рые везут их туда, не дозволяя, впрочем, говорить им ни с кем дорогою. По прибытии в Москву отводится им особый дом, куда приставляется страж, дабы никто из них, даже последний их служитель, не мог оттуда выйти, и не дозво­ляется им ничего покупать для их удобства, кроме необходимого для жизни. К тому же не только им самим не дозволя­ется выходить за покупками, но даже запрещено, чтобы ни­кто и из тамошних жителей не смел к ним приходить на дом, что-нибудь продавать, разве только оскорблять их и делать им всякие неприятности. И, таким образом, должны они, пока не получат аудиенции, оставаться у себя взаперти с ме­сяц или около того, смотря как заблагорассудится государю.

Путешествие в Московию Рафаэля Барбе­рини в 1565 г. // Сказание иностранцев о России в XVI и XVII вв. СПб., 1843. С. 25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.045 с.)