Многообразие живого и наука систематика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие живого и наука систематика



МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО И НАУКА СИСТЕМАТИКА

ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ. ЧАРЛЗ ДАРВИН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Все живые организмы имеют сходство в строении – все они состоят из...

2. Клетки многоклеточного организма, в отличие от одноклеточного, специализированы и не могут существовать...

3. Живое вещество биосферы – это все......, обитающие на...

4. Биоценоз – это сообщество...,...,...,..., живущих на одной территории, и... между собой.

5. Эволюционное учение создал ученый...

6. Основная единица классификации –...

7. Всего различают пять царств живой природы:...,...,...,...,...

8. Видом называют особи, имеющие сходство по морфологическим,...,... и биохимическим признакам, свободно... и дающие... потомство.

 

Выберите правильный ответ.

9. Живой организм – это:

А. Группа клеток, выполняющих различные функции

Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции

В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию

Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм

 

10. Популяция – это:

A. Особи одного вида

Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории

B. Все живые организмы, обитающие на одной территории

Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп

 

11. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:

А. Атмосфера

Б. Литосфера

В. Биосфера

Г. Биоценоз

 

12. В основе систематики лежит:

A. Изучение многообразия живых организмов

Б. Изучение строения живых организмов

B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства

Г. Изучение ископаемых видов живых организмов

 

13. Основоположником систематики является:

А. Карл Линней

Б. Чарлз Дарвин

В. Аристотель

Г. Теофраст

 

14. Выберите правильную последовательность систематических категорий.

А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство

Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

 

Выберите верное утверждение.

15. 1. Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил развитие природы действием естественных законов.

2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на основе индивидуальной наследственной изменчивости.

3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.

4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило объяснить происхождение видов животных и растений.

5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.

6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения между живыми организмами.

7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.

8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор.

9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.

10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

16. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной классификации животного царства, указав систематические категории – вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подтип, царство.

Животные (1), Позвоночные (2), Млекопитающие (3), Хордовые (4), Шимпанзе швейнфуртовский (5), Приматы (6), Шимпанзе (7), Человекообразные обезьяны (8).

 

ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ

ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО АРХЕБАКТЕРИИ. ПОДЦАРСТВО ОКСИФОТОБАКТЕРИИ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

Все бактерии объединяют в царство...

 

2. Изучением строения и жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука –...

 

3. А. Бактерии, существующие в бескислородной среде называют...

Б. Бактерии, существующие в... среде называют аэробами.

 

4. Цианобактерии нередко называют...

 

5. Закончите предложение.

Цианобактерии сыграли важную роль в изменении... атмосферы, что связано с их... деятельностью.

 

6. На рисовых полях для обогащения почвы азотом используется...

 

7. Закончите предложения.

А. Самыми древними бактериями на Земле являются...

Б. Архебактерии метанообразующие существуют строго в... условиях.

 

Выберите правильный ответ.

8. Способ передвижения бактерий:

A. При помощи жгутиков

Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи

B. При помощи крылышек

Г. Все утверждения верны

 

9. Установите последовательность процессов при размножении бактерии.

A. Образование дочерних клеток

Б. Клетка удлиняется

B. Образуется поперечная перетяжка

Г. Удвоение бактериальной хромосомы

 

10. Установите последовательность процессов при спорообразовании.

A. Прекращение обмена веществ в клетке

Б. Отделение части цитоплазмы, содержащей наследственный материал

B. Образование толстой многослойной капсулы

Г. Клетка становится меньших размеров

 

11. Спора бактерий – это...

A. Половая клетка

Б. Форма для размножения

B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях

Г. Название бактерий

 

12. Для получения энергии бактерии используют:

A. Органические соединения

Б. Неорганические соединения

B. Солнечный свет

Г. Все утверждения верны

 

Найдите соответствие.

13. Подберите соответствующую характеристику бактериям различного типа питания:

I. Гетеротрофы

II. Автотрофы хемосинтеза

III. Автотрофы фотосинтеза

A. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света

Б. Питаются готовыми органическими веществами

B. Образование органических веществ из неорганических за счет энергии окисления неорганических веществ

 

14. Из предложенных терминов составить схему биологического круговорота:

I. Органические вещества

II. Неорганические вещества

III. Живые организмы

IV. Отмершие части живых организмов и останки

V. Бактерии разрушители

Сделайте вывод о роли бактерий разрушителей в биологическом круговороте.

 

15. Дополните и составьте схему «Роль бактерий в жизни человека».

Используя схему, составьте рассказ о роли бактерий в жизни человека.

 

16. Используя предложенные термины, заполните схему:

I. Серобактерии

II. Метанобактерии

III. Болота, очистные сооружения, рубец животных

IV. Газ метан

V. Сера и соединения серы

VI. Серная кислота

VII. Месторождения серы

VIII. Архебактерии

Используя схему, подготовьте рассказ о значении археобактерий в природе.

17. Найдите ошибку в предложении.

По форме бактерии делятся на кокки, бациллы, спириллы, талломы, вибрионы.

 

ОТДЕЛ ООМИЦЕТЫ

Выберите правильный ответ.

1. Грибы изучает наука:

A. Микология

Б. Экология

B. Микробиология

Г. Биология

 

2. По каким из перечисленных признаков грибов сближает их I – с растениями, II – с животными:

A. Образование мочевины

Б. Неограниченный рост

B. Неподвижность

Г. Наличие хитина в оболочке клеток

Д. Наличие гликогена

Е. Питание за счет всасывания

 

3. Грибы размножаются:

A. Вегетативно

Б. Спорами

B. Семенами

Г. Половым путем

 

4. У грибов споры развиваются в:

A. Гифах

Б. Спорангиях

B. Почках

Г. Микоризе

 

5. Вставьте пропущенное слово.

А. Симбиоз возникает между... и...

Б. Грибница заменяет деревьям...

 

6. Микориза – это:

A. Название гриба

Б. Грибокорень

B. Разновидность грибницы

Г. Спора

 

7. Установите последовательность процессов при размножении гриба:

A. Прорастание споры

Б. Деление клеток

B. Созревание споры

Г. Образование плодового тела

Д. Образование гифов

Е. Образование грибницы

 

8. Из перечисленных терминов составьте схему поступления воды и питательных веществ, используя знаки?, =

A. Гифы

Б. Грибница

B. Мицелий

Г. Плодовое тело

 

9. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:

A. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы

Б. Образуется спора

B. Запасается большое количество воды

Г. Происходит замедление процессов обмена веществ

 

10. К классу базидиомицеты относятся:

A. Сыроежка

Б. Трутовик

B. Звездовик

Г. Картофельный гриб

 

11. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?

A. Спорынья

Б. Пеницилл

B. Фитофтора

Г. Дрожжи

 

12. Образует плесень на пищевых продуктах:

A. Мукор

Б. Пеницилл

B. Спорынья

Г. Фитофтора

 

Вставьте пропущенное слово.

13. Грибница, расположенная в почве, называется..., наружная часть грибницы – это...

 

14. Псевдомицелий образуется у... в результате...

 

15. Найдите ошибку в утверждении.

Клетка гриба имеет клеточную стенку, цитоплазму, ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, эндоплазматическую сеть, слабо развитый аппарат Гольджи, вакуоли.

 

16. Из предложенных терминов отразите схематично явление «симбиоз», стрелками покажите взаимосвязь:

I. Грибница

II. Почва

III. Вода и минеральные вещества

IV. Органические вещества

V. Корни деревьев

 

17. В схеме «Грибы в хозяйственной жизни человека» заполните пропуски, подобрав по смыслу нужные слова.

Используя схему, подготовьте рассказ о роли грибов в хозяйственной деятельности человека.

 

Найдите соответствие.

18. Какие признаки характерны для грибов класса:

I. Хитридиомицеты

II. Зигомицеты

III. Аскомицеты, или сумчатые грибы

IV. Базидиомицеты

V. Оомицеты

 

A. Многоклеточный мицелий с базидиями, или плодовыми телами, гетеротрофы, некоторые из них – паразиты

Б. Одноклеточные, наземные, гетеротрофы и паразиты

B. Мицелий отсутствует, внутриклеточный паразит, тело представлено голой цитоплазматической массой

Г. Плодовое тело в виде сумок, содержащих споры, некоторые из представителей – одиночные почкующиеся клетки

Д. Одноклеточные и многоклеточные организмы, обитающие в воде, на растительных остатках и трупах животных, многие из них являются паразитами высших растений

 

ОТДЕЛ ЛИШАЙНИКИ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите определение.

А. Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гетеротрофного компонента –... и автотрофного компонента –...

Б. Тело лишайников называется...

 

2. Лишайники – индикаторы окружающей среды – они требовательны к......

 

3. Лишайники размножаются... и...

 

Найдите соответствие.

4. Из перечня жизненных форм лишайников определить:

I. Накипные

II. Листоватые

III. Кустистые

 

А. Кладония

Б. Исландский мох

В. Ценея

Г. Ягель

Д. Гипогимния

Е. Ксантория настенная

 

5. Из предложенных терминов составьте схему симбиоза лишайников, стрелками укажите взаимосвязь:

I. Вода

II. Минеральные вещества

III. Органические вещества

IV. Фотосинтез

V. Грибница

VI. Водоросли

 

6. Заполните пропуски в схеме «Биологическая и хозяйственная роль лишайников».

Используя схему, составьте рассказ.

 

Выберите правильный ответ.

7. Наиболее сложно организованный тип слоевища у лишайников:

A. Кустистых

Б. Листоватых

B. Накипных

 

8. Лишайники – это организмы, питающиеся:

A. Гетеротрофно

Б. Автотрофно

B. Автогетеротрофно

Г. Хемотрофно

 

9. В теле лишайника водоросли находятся:

A. Вдоль нижнего коркового слоя

Б. В сердцевине

B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем

Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

 

10. Лишайники крепятся к грунту с помощью:

A. Ризоидов

Б. Гифов

B. Ризоидов и гифов

Г. Специального клейкого вещества

 

11. Лишайники встречаются в:

A. Холодных областях Земли

Б. Умеренных широтах

B. Горах

Г. Все утверждения верны

 

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Выберите правильный ответ.

1. К одноклеточным водорослям относятся:

А. Хлорелла

Б. Хламидомонада

В. Ламинария

Г. Спирогира

 

2. В пресных водоемах обитает:

А. Саргассум

Б. Порфира

В. Спирогира

Г. Вольвокс

 

3. Клетка водоросли состоит из:

A. Клеточной оболочки и цитоплазмы

Б. Цитоплазмы, ядра, пластид

B. Цитоплазмы, нескольких ядер, пигментов

Г. Клеточной оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуолей, пластиды

 

4. Питание большинства водорослей происходит за счет:

A. Фотосинтеза

Б. Поглощения готовых органических веществ

B. Симбиоза с другими организмами

Г. Все утверждения верны

 

5. Водоросли размножаются:

А. Вегетативно

Б. Бесполым путем

В. Половым путем

Г. Все утверждения верны

 

6. Установите последовательность процесса размножения и укажите их взаимосвязь, обозначив стрелкой:

I. Гаметофит

II. Спорофит

III. Гаметы

IV. Зигота

V. Споры (зооспоры)

VI. Прорастание споры

 

7. Гамета – это:

А. Название водоросли

Б. Название споры

В. Часть слоевища

Г. Половая клетка

 

8. Ризоиды – это:

A. Название водоросли

Б. Форма таллома

B. Особый тип клеток

Г. Выросты тела водоросли, служащие для прикрепления к субстрату

 

9. Фитобентос – это:

A. Придонная растительность

Б. Придонный ил

B. Группа водорослей

Г. Бурые водоросли

 

Вставьте пропущенное слово.

10. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Водоросли – самые... представители растительного мира

Б. По строению водоросли бывают...,...,...

B. Тело многоклеточных водорослей называется..., или...

Г. Водоросли относят к группе... растений

 

11. Размножение водорослей.

A. В результате слияния половых клеток образуется...

Б. Водоросли размножаются... и... путем.

B. Зооспоры, как правило, не отличаются от... клеток.

Г. В основе полового размножения лежит слияние двух... клеток –...

Д. Растение, образующее споры, называется...

Е. На одном растении могут поочередно образовываться и..., и...

 

Выберите правильный ответ.

1. Моховидные относятся к высшим растениям, так как они:

A. Многолетние растения

Б. Образуют органические вещества

B. Имеют стебель и листья

Г. Размножаются спорами

 

2. Ризоиды у мхов служат:

A. Для размножения

Б. Для сохранения тела в вертикальном положении

B. Для прикрепления к почве

Г. Для всасывания питательных веществ из почвы

 

3. Торф образуется в результате:

A. Гниения растительных остатков

Б. Разрастания сфагнума плотными дернинами

B. Накопления большого количества органических веществ

Д. Создания мхами кислой среды, отсутствия кислорода, что препятствует процессам гниения отмерших частей растений

 

Вставьте пропущенное слово.

4. Дополните схему «Размножение мхов»

5. Вставьте необходимые по смыслу слова.

A. Зеленые мхи размножаются спорами, а также... и...

Б. Тело кукушкина льна состоит из...,...

B. Сфагнум, в отличие от кукушкина льна, не имеет..., и влага поступает в...

Г. Сфагнум может впитать большое количество воды, так как у него имеются...

Д. Для полового размножения мхов необходимо присутствие...

Е. Предками мхов были...

 

Найдите соответствие.

6. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные:

I. Для мха кукушкина льна

II. Для мха сфагнума

 

A. Ризоиды

Б. Листья

B. Стебель

Г. Коробочка со спорами

Д. Водоносные клетки

 

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Предками хвощей, плаунов и папоротников являются...

Б. Плауны, хвощи и папоротники – это травянистые потомки вымерших...

B. Залежи каменного угля образовались из... в результате...

Г. Тело плауна состоит из...

Д. Тело папоротника состоит из...

Е... распространены от северных лесов до тропиков

 

Найдите соответствие.

2. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для отделов:

I. Плауновидные

II. Хвощевидные

III. Папоротниковидные

 

A. Многолетнее травянистое вечнозеленое растение

Б. Побеги прямостоячие

B. Побеги прямостоячие и ползучие

Г. Вегетативное размножение

Д. Корневище

Е. Придаточные корни

Ж. Стебель расчленен на узлы и междоузлия

3. Древовидные формы

И. Листья больших размеров

К. Спорангии располагаются на нижней стороне листа

Л. Лиановидные формы

М. Обитают на других растениях

Н. Обитают в водоемах

 

3. Дополните схему «Жизненный цикл хвоща».

 

Выберите верный ответ.

4. Мхи, плауны, хвощи и папоротники имеют сходство:

A. В условиях размножения. Для полового размножения необходимо наличие воды

Б. В строении тела. Тело состоит из корней, стеблей и листьев

B. В наличии корнеподобных образований. Имеются ризоиды

Г. В способах размножения. Размножаются семенами

 

5. Гаметофит папоротника называется:

A. Заросток

Б. Проросток

B. Зигота

Г. Зародыш

 

6. В жизненном цикле папоротника преобладает:

А. Спорофит

Б. Гаметофит

 

7. Какие из перечисленных растений относятся к папоротниковидным:

A. Сфагнум

Б. Псилофит

B. Орляк

Г. Сальвиния

 

8. Листья папоротника выполняют функцию:

A. Испарения излишней влаги

Б. Размножения

B. Фотосинтеза

Г. Размножения и фотосинтеза

 

9. Для аквариумов используются некоторые виды:

A. Папоротниковидных

Б. Плауновидных

B. Хвощевидных

Г. Все ответы верны

 

10. В медицине применяют:

A. Плаун

Б. Хвощ

B. Папоротник

Г. Все ответы верны

 

11. В пищу употребляют некоторые виды:

A. Папоротниковидных

Б. Плауновидных

B. Хвощевидных

Г. Все варианты правильны

 

12. Ужовник относится к отделу:

A. Моховидные

Б. Плауновидные

B. Хвощевидные

Г. Папоротниковидные

 

ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Голосеменными называются растения, имеющие..., но (не) образующие... и...

Б. Семена лежат... на чешуях.

B. Причиной широкого распространения голосеменных – наличие...

Г. Голосеменные произошли от......

Д. К классу хвойных относятся:...,...,...

Е. Среди голосеменных известны долгожители:...

Ж. Стебель хвойных состоит из:...,...,...

3. Листья хвойных игольчатые и покрыты...

 

Найдите соответствие.

2. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для:

I. Мужских шишек

II. Женских шишек

 

A. Чешуи

Б. Пыльцевые мешки

B. Яйцеклетка

Г. Эндосперм

Д. Микроспора

Е. Мегаспора

Ж. Пыльцевое зерно

3. Спермий

И. Семязачаток

 

3. Дополните схему «Размножение сосны».

 

Выберите правильный ответ.

4. Семя в отличие от споры:

A. Участвует в размножении

Б. Имеет зародыш и эндосперм

B. Формируется в коробочках

Г. Наиболее приспособлено к переживанию неблагоприятных условий

 

5. Листья растут в течение всей жизни растения у:

А. Лиственницы

Б. Сосны

В. Вельвичии

Г. Саговника

 

6. Трахеиды – это:

A. Название растения

Б. Половые клетки

B. Клетки древесины

 

7. Хвойные переносят суровые морозы благодаря:

A. Толстой коре

Б. Хвоя покрыта толстой кутикулой

B. Устьица погружена глубоко в ткань листа, что снижает испарение воды и препятствует переохлаждению

Г. На зиму сбрасывают хвою

 

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Найдите соответствие.

1. Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса:

I. Саркодовые (Корненожки)

II. Жгутиковые

 

A. Способность образовывать цитоплазматические выросты

Б. Наличие жгутиков

B. Передвижение за счет жгутиков

Г. Захват пищи с помощью ложноножек

Д. Захвату пищи способствуют жгутики

Е. Передвигаются с помощью псевдоподий

Ж. Тело заключено в раковину

3. Гетеротрофное питание

И. Питание автотрофное, гетеротрофное и миксотрофное (смешанное)

К. Имеются колониальные формы

 

2. Из перечисленных органоидов выпишите органоиды характерные для:

I. Амебы обыкновенной

II. Эвглены зеленой

 

A. Ядро

Б. Оболочка

B. Сократительная вакуоль

Г. Пищеварительная вакуоль

Д. Ложноножки

Е. Жгутик

Ж. Светочувствительный глазок

3. Хлоропласты

И. Цитоплазма

 

Выберите правильный ответ.

3. К классу Корненожек относятся:

А. Амеба обыкновенная

Б. Эвглена зеленая

В. Лучевики

Г. Вольвокс

 

4. К классу Жгутиковых относятся:

А. Солнечник

Б. Эвглена

В. Фораминифера

Г. Малярийный плазмодий

 

ТИП СПОРОВИКИ

1. Из перечисленных терминов составьте схему развития малярийного плазмодия:

A. Малярийный комар

Б. Малярийный плазмодий

B. Эритроциты крови человека

Г. Слюна малярийного комара

Д. Человек

 

Найдите соответствие.

1. К цифрам, обозначающим органоиды инфузории туфельки, подставьте буквы, обозначающие функции этих органоидов:

1. Реснички

2. Оболочка

3. Ядро

4. Рот

5. Сократительная вакуоль

6. Пищеварительная вакуоль

7. Глотка

8. Порошица

9. Цитоплазма

 

A. Защитная

Б. Передвижение

B. Поглощение пищи

Г. Координация всех жизненных функций

Д. Выделительная

Е. Пищеварительная

Ж. Движение органоидов и питательных веществ

 

2. Дополните пропущенные фрагменты схемы «Значение простейших».

Используя схему, составьте рассказ о значении простейших.

 

Вставьте пропущенное слово.

4. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. К простейшим относятся животные, тело которых...

Б. Сократительная вакуоль служит для (удаления, поглощения)...... (воды, вредных веществ, органических частичек пищи).

B. Жгутиковые могут перемещаться по направлению к свету, то есть обладают...

Г. Саркодовые захватывают пищу за счет образования ложноножек, этот процесс называется... или...

Д. В неблагоприятных условиях простейшие покрываются...

Е. В неблагоприятных условиях одноклеточные размножаются......

Ж. Все одноклеточные, обитающие в океане составляют...

3. Некоторые простейшие вызывают тяжелые заболевания человека, например,...,...

 

Вставьте пропущенное слово.

2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. По уровню организации губки наиболее... многоклеточные беспозвоночные животные.

Б. Губки обитают преимущественно в... водоемах.

B. Почти все представители типа Губок имеют... или... скелет.

Г. Наружный слой –...

Д. Внутренний слой –...

Е. Пищеварение губки –...

Ж. Мезоглея – это..., которое находится между...... и...

3. Способность восстанавливать целостность организма после повреждения называется...

И. Устье у губок – это... отверстие.

 

Выберите правильный ответ.

3. Губки размножаются:

A. Спорами

Б. Половым путем

B. Бесполым путем

Г. Бесполым и половым путем

 

4. Тело губки:

А. Покрыто ресничками

Б. Покрыто иголками

В. Пронизано порами

Г. Покрыто раковиной

 

5. Пища попадает в тело губки:

A. Через устье вместе с током воды

Б. Благодаря действию псевдоподий

B. Через глотку

Г. Через поры вместе с током воды

 

6. Пищеварение происходит:

A. В пищеварительной системе

Б. Внутри жгутиковых клеток

B. Внутри амебовидных клеток

Г. Все утверждения верны

 

7. Бодяга – это:

A. Название губки

Б. Название клетки

B. Вещество, которое получают из тела губки

Г. Наружный слой клеток

 

 

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Кишечнополостные – это... животные.

Б. Тело кишечнополостных имеет... форму.

B. Большинство кишечнополостных имеют... симметрию.

Г. Рот у кишечнополостных находится...

Д. Стенка тела кишечнополостных состоит из... клеток

Е. Отличительный признак кишечнополостных – наличие...

Ж. Тип «Кишечнополостные» делятся на классы:...,...,...,...

 

Найдите соответствие.

2. Напишите, какие клетки составляют: I – эктодерму, II – энтодерму и какую функцию они выполняют.

Клетки:

A. Стрекательная

Б. Нервная клетка

B. Кожно-мускульная

Г. Чувствительная

Д. Промежуточная

Е. Железистая

Ж. Эпителиально-мускульная

Функции:

1. Дают начало всем другим клеткам

2. Пищеварение

3. Движение

4. Чувствительная

5. Защита и нападение

6. Защитная

 

3. Выпишите признаки (обозначенные буквами), характерные для представителей кишечнополостных (обозначенные цифрами).

I. Гидра

II. Корнерот

III. Актиния

IV. Кораллы

 

A. Два слоя клеток

Б. Имеют стрекательные клетки

B. Радиальная симметрия

Г. Многоклеточный организм

Д. Прикрепляются к субстрату

Е. Обитают в пресных водоемах

Ж. Тело имеет вид зонтика или колокола

3. Прикрепляются к телу морских животных

И. Разрастаясь, образуют рифы

К. Хорошо развит известковый скелет

Л. Одиночный полип

М. Исключительно колониальные формы

 

4. Из предложенных терминов составьте схему жизненного цикла пресноводной гидры:

A. Яйцеклетка

Б. Сперматозоид

B. Бугорок на эктодерме

Г. Яйцеклетка под оболочкой

Д. Оплодотворение

Е. Выход наружу

Ж. Дробление

3. Гаструляция

 

Выберите правильный ответ.

5. Эктодерма и энтодерма разделяются:

A. Мембраной

Б. Базальной мембраной

B. Оболочкой

Г. Мезоглеей

 

6. Стрекательные клетки характерны:

A. Для всех кишечнополостных

Б. Только для медуз

B. Только для гидры

Г. Только для актиний

 

7. Раздражимостью называют:

A. Любое движение животного

Б. Ответную реакцию на нападение

B. Защитную реакцию

Г. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды своей деятельностью

 

8. Гермафродиты – это организмы с признаками:

A. Мужского организма

Б. Женского организма

B. Мужского и женского организма

Г. Однополые

 

9. Планула – это:

A. Личинка, покрытая ресничками

Б. Название медузы

B. Вид клетки

Г. Слой стенки

 

10. Гаструляция – это:

A. Образование двухслойного организма

Б. Вид размножения

B. Способ питания

Г. Восстановление утраченных частей тела

 

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Найдите соответствие.

2. Какие органы относятся к системам?

I. Пищеварительная

II. Выделительная

III. Нервная

IV. Половая

 

A. Глотка

Б. Система канальцев

B. Звездчатые клетки

Г. Рот

Д. Выделительные отверстия

Е. Кишка

Ж. Мозговые узлы (ганглии)

3. Нервные стволы

И. Семенники

К. Яичники

 

3. Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

A. Молочно-белой планарии

Б. Печеночного сосальщика

B. Бычьего цепня

 

1. Ведут паразитический образ жизни

2. Листовидная форма тела

3. Имеют присоски, шипы, крючья

4. Свободноживущая форма

5. Регенерация

6. Тело лентовидное, поделено на членики

7. Паразитирует в кишечнике

8. Паразитирует в печени

 

4. Используя перечисленные термины, составьте схему «Цикла развития печеночного сосальщика»:

1. Промежуточный хозяин

2. Основной хозяин

3. Крупный рогатый скот

4. Прудовик

5. Циста

6. Яйцо

7. Личинка

8. Печеночный сосальщик

 

5. Дополните схему «Цикла развития бычего цепня».

Вместо вопросительных знаков напишите соответствующие термины.

Используя схему, расскажите, как происходит цикл развития бычего цепня.

 

Выберите правильный ответ.

6. Гельминтология – это наука, изучающая:

A. Живые организмы

Б. Внутреннее строение животных

B. Условия окружающей среды

Г. Червей, главным образом, паразитических

 

7. Выделительная система плоских червей:

A. Переваривает пищу

Б. Удаляет жидкие, вредные для организма продукты жизнедеятельности

B. Удаляет твердые непереваренные остатки

Г. Переносит кислород и углекислый газ

 

8. Паренхима – это:

A. Рыхлая соединительная ткань

Б. Наружный слой стенки тела

B. Внутренний слой стенки тела

Г. Органы чувств

 

9. К паразитам относятся:

A. Белая планария

Б. Бычий цепень

B. Свиной цепень

Г. Печеночный сосальщик

 

Вставьте пропущенное слово.

2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. На переднем конце круглых червей находится..., на заднем...

Б. Самки отличаются от самцов тем, что у самок имеется...

B. Кутикула выполняет роль...

Г. Нервная система состоит из окологлоточного... и...

 

Выберите правильный ответ.

3. Жидкость, заполняющая полость тела:

A. Участвует в обменных процессах организма

Б. Осуществляет транспорт веществ от кишечника к мускулатуре и половой системе

B. Осуществляет вынос продуктов обмена к органам выделения

Г. Выполняет функции, подобно крови Д. Все утверждения верны

 

4. Пищеварительная система состоит из органов:

A. Ротовое отверстие, рот, глотка, кишка, анальное отверстие

Б. Рот, глотка, кишка

B. Кожно-мускульный мешок, кожные железы

Г. Ротовое отверстие, кишка, анальное отверстие

 

5. Половой диморфизм – это:

A. Внешнее различие самцов и самок

Б. Присутствие мужской и женской половой системы у особи

B. Половое размножение

Г. Различие особей в зависимости от строения половой системы

 

6. Нематоды обитают:

А. Только в воде

Б. Только в почве

В. Паразитируют в других организмах

Г. В водоемах, почве, паразитируют в других организмах

 

7. Дыхание у нематод:

A. Диффузное

Б. Кожное

B. Жаберное

Г. Легочное

 

8. Внешне самцы аскариды отличаются от самок:

A. Цветом

Б. Размером

B. Отсутствием полового отверстия

Г. Наличием полового отверстия

 

9. Из предложенных терминов составьте схему цикла развития аскариды человеческой:

A. Яйцо

Б. Личинка в яйце

B. Кровь

Г. Печень

Д. Кишечник

Е. Легкие

Ж. Почва

3. Рот

И. Сердце

К. Личинка

Л. Взрослая особь

 

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Кольчатые черви произошли от......

Б. Тело состоит из...

B. Каждый сегмент имеет боковые выросты –...

Г. Полость тела разделена на......

Д. Кольчатые черви размножаются... и...

Е. Дышат кольчатые черви всей...... или некоторые представители –... наружными...

 

Найдите соответствие.

3. Из перечисленных признаков выпишите, какие характерны для: I – класса малощетинковые, II – класса пиявки, III – класса многощетинковые:

A. Обитают преимущественно в морях

Б. Сегменты туловища внешне одинаковы, на каждом из которых, кроме головного, имеются щетинки

B. По бокам тела на каждом сегменте имеются по два мускулистых подвижных выроста

Г. Хищный или паразитический образ жизни

Д. Параподии, щетинки и жабры отсутствуют

Е. На каждой параподии имеется пучок щетинок, выполняющих роль обоняния и осязания

Ж. На переднем и заднем концах расположены присоски

3. Головной отдел сильно отличается от заднего отдела

И. На головном отделе расположены щупики и антенны

К. Головной сегмент лишен глаз, антенн и щупалец

 

4. Найдите соответствие между системой органов и органами из которых она состоит:

I. Пищеварительной

II. Кровеносной

III. Выделительной

IV. Нервной

V. Половой

 

A. Рот

Б. Окологлоточное кольцо

B. Глотка

Г. Сердце

Д. Брюшной кровеносный сосуд

Е. Желудок

Ж. Нефридии

3. Кишечник

И. Спинной кровеносный сосуд

К. Брюшная нервная цепочка

Л. Пищевод

М. Семенники

Н. Яичники

 

Выберите правильный ответ.

5. Транспорт питательных веществ ко всем органам и тканям осуществляется:

А. Диффузно

Б. По крови

В. По лимфе

Г. По мезоглее

 

6. Нервная система дождевого червя состоит из:

A. Нервных узлов и нервов

Б. Брюшной нервной цепочки и сердец

B. Окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки

Г. Окологлоточного нервного кольца, надглоточного и подглоточного нервного узла, брюшной нервной цепочки, нервов

 

7. К пищеварительной системе дождевого червя относятся органы:

A. Брюшная нервная цепочка, рот, глотка, кишка

Б. Метанефридии, рот, глотка, кишка

B. Кожно-мускульный мешок, рот, глотка, кишка

Г. Рот, глотка, зоб, желудок, кишка

 

 

Вставьте пропущенное слово.

1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.

A. Моллюски имеют... симметрию.

Б. Представители типа моллюсков заняли среды обитания –...,...

B. Тело моллюсков делится на отделы:...,...,...

Г. В отличие от кольчатых червей их тело......

Д. Тело моллюсков покрыто кожной складкой –...

Е. Раковина состоит из... вещества,...

Ж. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих... образ жизни.

 

Найдите соответствие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.718 с.)