Одинцовский Гуманитарный Институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одинцовский Гуманитарный Институт



Одинцовский Гуманитарный Институт

Колледж

История России и Мира

В XXI веке.

Учебное пособие.

Составитель: Захарова А. А.

Г.

Оглавление.

 

Предисловие   С. 3
Памятка по работе с документами   С. 3
Раздел 1. Глобализация. С. 3
Тема 1.1. Глобализация. Глобальные проблемы современности. С. 3.
Тема 1.2 Глобальная экономика.   С. 4.
Раздел 2. Информационное (постиндустриальное) общество. С. 6
Тема 2.1. Постиндустриальное общество. С. 6
Тема 2.2. Власть в информационном обществе. С. 7
Тема 2.3. СМИ в информационном обществе.   С. 8
Раздел 3. Основные направления политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. С. 9
Тема 3.1. Современная карта мира: страны и народы. С. 9
Тема 3.2. Страны Европы. С. 9
Тема 3.3. США. С. 13
Тема 3.4. Россия. С. 13
Тема 3.5. Дальний Восток. С. 18
Тема 3.6. Ближний Восток. Тема 3.7. Африка. С. 20 С. 20
Тема 3.8. Южная Америка.   С. 21
Раздел 4. Международные отношения. С. 22
Тема 4.1. Основные характеристики Международных отношений в начале XXI. Глобальная безопасность. С. 22
Тема 4.2. Основные направления внешней политики России. Имидж России в XXI в. С. 22
Тема 4.3. Сущность и причины локальных, территориальных, межгосударственных конфликтов. С. 24
Тема 4.4. Международные организации и направления их деятельности. Международная хартия прав человека. С. 24
Тема 4.5. Мировая культура. Образцы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях. С. 25
Семинар-диспут «Основные проблемы мирового и общественного развития в XXI в.».   С. 25
Основная учебная и дополнительная литература по курсу.   С. 25
Контрольные вопросы для подготовки к зачету. С. 27

 

Предисловие.

История мира в XXI веке – область очень сложная и неоднозначная. Она творится у нас на глазах и мы её деятели. В этом таится главная трудность: мы не можем составить оценок и сделать выводы так же как мы делаем это с историей XIX века и любых других периодов. У нас нет возможности взглянуть на происходящие события «с высоты прожитых лет». Но мы можем постараться оценить, постараться понять существующий мир таким, каков он есть сейчас.

Главная цель нашего курса – формирование целостной картины современного мирового положения, причин такого миропорядка, проблем и истории их решения; а так же положение России в мировом сообществе и её внутреннее устройство со всеми его противоречиями, сложностью и многообразием.

Естественно, что основой нашего курса станет изучение места России в современном миропорядке, перспектив её развития, поиск решения её насущных проблем.

Основной объем пособия составляют материалы, которые помогут рассмотреть на практике различного рода особенности современного мира. Так же в пособии предложены темы докладов и задания для самостоятельной подготовки к отдельным темам курса.

На занятии у каждого студента должны быть на руках материалы к данному занятию.

Выполненные задания и лекционный материал обязательно должны быть у каждого студента. Для выполнения различного рода заданий и тестовой проверки знаний нужно завести отдельную тетрадь (24 листа). Прежде чем идти на занятие просмотрите предложенные к уроку материалы и если это текст или таблицы, проанализируйте их по предложенному ниже плану (см. Памятка по работе с документами).

Пособие призвано не только помочь студентам значительно расширить и закрепить знания, полученные в течение лекционного этапа занятия, но и научить способности грамотного анализа любой получаемой информации.

Мировая экономика 1997-2010 гг.

годы Мировой ВВП г/г, % ВВП США г/г, % ВВП Еврозоны г/г, % ВВП Германии г/г, % ВВП Великобри- тании г/г, % ВВП Японии г/г, % ВВП Китая г/г, % ВВП России г/г, %
  3,7 4,5 2,7 1,9 3,0 1,6 9,3 1,4
  2,5 4,4 3,0 1,8 3,3 -2,2 7,8 -5,3
  3,4 4,8 2,9 1,9 3,0 0,0 7,6 6,4
  4,4 4,1 4,1 3,5 3,8 2,8 8,4 10,0
  1,8 1,1 1,9 1,4 2,4 0,2 8,3 5,1
  2,1 1,8 1,1 0,0 2,1 0,3 9,1 4,7
  2,6 2,5 1,1 -0,2 2,7 1,5 10,1 7,4
  3,9 3,5 2,1 0,8 3,3 2,7 10,1 7,1
  3,2 3,1 1,7 1,1 1,9 1,9 10,4 6,4
  4,0 2,7 2,9 3,0 2,8 2,2 11,6 7,4
  3,7 2,0 2,6 2,6 2,6 2,0 11,4 8,1
  1,7 0,0 0,5 1,0 0,7 -0,7 8,9 5,6
  -2,1 -2,6 -4,3 -4,9 -4,9 -5,3 8,7 -7,9
  3,7 2,4 1,8 3,6 1,8 4,4 10,1 4,0
20111 2,6 1,6 1,6 2,9 1,1 1,4 8,9 4,2
20121 2,8 1,7 0,7 1,0 1,3 2,0 8,6 3,0

Прогноз.

Мировая экономика в цифрах

Основные макроэкономические показатели (данные 2010 года)

· Объем валового мирового продукта (по паритету покупательной способности) - 74,0 триллиона долларов США

· Объем валового мирового продукта (в рыночных ценах, данные МВФ по 184 странам) - 62,0 триллиона долларов США

· ВМП на душу населения Земли (по паритету покупательной способности) - 10647 долларов США

· Доля различных секторов мировой экономики в ВМП: сельское хозяйство - 4%, промышленность - 32%, сфера услуг - 64%.

· Темпы инфляции: развитые страны - от -2% до 5%, развивающиеся страны - от 5% до 60%

· Уровень безработицы: от 4-12% в развитых странах до 30% во многих развивающихся странах

Энергетика (данные 2010 года)

· Производство электронергии: 20,055,000 ГигаВатт-часов в год (данные 2009 года)

· Добыча нефти: 86,40 млн. баррелей в день (данные 2010 года)

· Потребление нефти: 86,90 млн. баррелей в день (данные 2010 года)

· Подтвержденные запасы нефти: 1,35 триллиона баррелей (данные 2010 года)

· Добыча природного газа: 3100 км3 (данные 2008 года)

· Подтвержденные запасы природного газа: 185000 км3 (на конец 2008 года)

Мировая торговля (данные 2009 года)

· Годовой объем экспорта: 12,4 трлн. долларов США

· Основные стран - импортеры: США – 12,7%, Германия – 7,1%, Китай – 6,2%, Франция – 4,4%, Япония – 4,2%, Великобритания – 4,1%

· Годовой объем импорта: 12,3 трлн. долларов США

· Основные страны - экспортеры: Китай – 10,3%, Германия – 8,6%, США – 8,1%, Япония – 5,0%

Мировые коммуникации

· Количество используемых телефонных линий: 4,263,367,600 единиц (данные 2008 года)

· Количество пользователей интернет: 1,311,050,595 (данные на январь 2008 года)

Характеристика стран G8 (по состоянию на 2011 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Велико- британия 62.7 2481.0 39.6 4.5 7.9 -159.5
Германия 81.5 3629.0 44.5 2.2 6.0 204.0
Италия 61.0 2246.0 36.8 2.3 8.2 -32.3
Канада 34.0 1759.0 51.7 2.8 7.4 -9.0
Россия 142.9 1885.0 13.2 8.9 6.8 188.5
США 313.2 15060.0 48.1 3.0 9.1 -803.0
Франция 65.3 2808.0 43.0 2.0 9.1 -106.2
Япония 126.5 5855.0 46.3 0.4 4.8 6.1

 

Вопросы для подведения итогов раздела:

  1. Можно ли сказать, что угроза глобальной ядерной катастрофы снизилась после окончания «холодной войны»? В чем опасность международного терроризма?
  2. Какие факторы влияют на ухудшение состояния окружающей среды и здоровье человека?
  3. Опираясь на свои знания ответьте на вопрос: Какую из глобальных проблем современности вы считаете наиболее сложной, опасной для жизни на земле? Приведите доводы к подтверждению своего мнения.
  4. Как Глобальная экономика влияет на экономику страны. Выделите плюсы и минусы причастности страны к глобальной экономике.

Рекомендуемая литература к разделу:

Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь /Э. Гидденс. – М., 2004.

Глобальное сообщество: картография постсовременного мира. – М., 2002.

Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). – СПб., 2000.

Мартин К.-П. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию /К.-П. Мартин, Х. Шуман. – М., 2001,

Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. – М., 2002.

Заболотный В. М. Страны Европы в условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу. В 2-х ч. – М., 2001.

Раздел 2. Информационное (постиндустриальное) общество.

Тема 2.1. Постиндустриальное общество.

Основные понятия: Общество аграрного типа, Буржуазный (капиталистический) уклад, Индустриальное общество, Постиндустриальное общество, Информационное общество, Lifelong learning.

Документы к теме:

Гражданский кодекс РФ.

Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Глава 69. Общие положения.

Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 1261. Программы для ЭВМ

Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ. Вопросы европейской безопасности в ХХI веке.

Состав: Группа состояла из 10 человек. Из них – 2 от России и 8 от стран ЕС (по

одному от Дании, Франции, Нидерландов, Швеции, Италии, Чехии, Великобри-

тании, Испании).

Энергетика

Проблемы

– Политизированность процесса энергопоставок.

– Увеличивающаяся зависимость ЕС от России из-за необходимости в

энергопоставках.

Рекомендации:

– Разнообразить способы доставки энергоносителей в Евросоюз.

– Увеличить энергопоставки из возобновляемых источников энергии.

– Принять новую Энергетическую Хартию для формирования правовой

основы торговли энергоносителями.

– Либерализация энергетического рынка, в том числе путем его

деполитизации.

– Практика долговременных энергетических контрактов для сокращения

количества политизированных переговоров.

Военное сотрудничество

Проблемы

– Два военных альянса в Европе.

– Преодоление неприязни между европейскими странами со времени

холодной войны.

Рекомендации:

– Усилить сотрудничество перед лицом общих угроз – терроризма,

торговли наркотиками и т. д.

– Избегать упоминания эпизодов насилия в отношениях между

европейскими странами.

– Диалог между Россией и НАТО в отношении нейтральных стран.

– Увеличить количество совместных военных учений.

Наркоторговля и незаконная миграция

Проблемы:

– Слишком много препятствий для получения виз.

– Нелегальная миграция.

Рекомендации:

– Упростить визовые процедуры (особенно для туристов) начиная со

второй поездки и далее при условии соблюдения всех правил и законов во

время первой поездки.

– Тесное сотрудничество по вопросам охраны и границ.

– Создание общего института по вопросам миграции и наркоторговли.

Общие рекомендации:

– Увеличить европейские инвестиции в развитие российского

энергетического сектора;

– Сотрудничество в сфере инноваций для обоюдовыгодного обмена

достижениями в сферах образования, транспорта и других важных сферах

международного сотрудничества.

– Совместная защита морского и космического пространства.

– Формирование единой правовой основы в сфере образования

(Болонский процесс) и администрирования.

– Улучшение общего взаимопонимания между Россией и Европой

посредством взаимного проникновения российской и европейской культуры.

– Содействие вступлению России в ВТО.

ВТОРАЯ СЕКЦИЯ: «Экономические и финансовые вопросы европейского сотрудничества в XXI веке»

Состав: Группа состояла из 11 человек. Из них 4 от России, 7 от стран ЕС (один от

Великобритании, два от Германии, 3 от Австрии).

При обсуждении вышеуказанных тем и вопросов участники пермской встречи молодых европейцев выявили максимальное сближение позиций по следующим вопросам:

– Усиление законодательства в области авторского права.

– Прозрачность формулировок законов для проведения исследований и разработок, поддерживаемых государством.

– Концентрация на диверсификации экономических секторов, особенно где могут быть использованы инновации и разработки.

– Развитие иных отраслей экономики, помимо основанных на природных ресурсах.

– Финансовая поддержка в виде дешевых займов для открытия бизнеса.

– Усиление честной конкуренции между компаниями ЕС и России в рамках свободной торговли, что позволит компаниям быстрее развиваться и становиться инновационными.

– Улучшение системы налогообложения для компаний, занимающихся разработками и исследованиями.

– Упрощение бюрократических процедур в системе открытия и ведения бизнеса.

– Объединение компаний в одних экономических сферах.

– Сотрудничество между компаниями ЕС и России в проведении совместных разработок, ведении бизнеса, исследовании новых потенциальных рынков.

– Создание торгового союза между Европейским союзом и Россией с целью подготовки России ко вступлению в ВТО.

– Создание общих банковских и финансовых стандартов в России и ЕС.

– Привлечение иностранных инвесторов в регионы России путем улучшения эффективности системы предоставления соответствующей информации.

Проблемы Европы в XXI веке»

Состав: Группа состояла из 13 человек. Из них 5 от России и 8 от стран ЕС (один от

Словении, Венгрии, Франции, Италии, Австрии, Греции, 2 от Польши).

Терроризм и исламофобия в Европе

Участники пришли к мнению, что терроризм – не только внешняя, но и внутренняя угроза. Очень часто к терроризму прибегают люди, которых «не услышали», для того, чтобы быть услышанными. Разница между культурами – одна из причин увеличения террористической угрозы, так же, как и различное историческое прошлое. Все это вместе с отсутствием общего прошлого и при различности интересов может привести к непониманию. Тем не менее, невозможно, да и нежелательно было бы сводить все к единой европейской культуре. Необходимо выступать против правых и националистических идеологий и радикализма. Люди с недостаточным влиянием должны быть включены в процесс принятия решений на национальном уровне, чтобы избежать

социальных волнений.

Права человека и их роль в современной европейской цивилизации

(политические, социальные и другие права)

Очевидно, что Конвенция ООН по правам человека должна соблюдаться международным сообществом. Чтобы это соответствовало действительности, следующие обстоятельства должны быть соблюдены.

Права человека должны иметь правовую основу как некий «международный закон». Необходимы механизмы, обеспечивающие его работу. Участники дискуссии пришли к определению следующих проблем:

– законы распространяются не на всех;

– не хватает поддержки властей;

– у людей нет сведений об их правах.

Иммиграция

Во многих странах очевидны проблемы не столько с теми людьми, которые эмигрировали, сколько с их детьми. Второе поколение все еще не интегрировано в общество, а отделено во многих жизненных аспектах. Политика репрессий, применяемая в некоторых странах, например во Франции, не всегда эффективна, т. к. не оказывает влияния на корень проблемы. Недостатки инфраструктуры также препятствуют решению этой проблемы. На поверхности лежит языковая проблема, которая может быть разрешена с помощью поддержки со стороны государства. Правительство страны ответственно за ситуацию с иммигрантами и теми, кто живет в стране нелегально.

Свобода передвижения в Европе в ХХI веке. Необходимы ли визовые

барьеры для Европы будущего?

И европейцам трудно приехать в Россию, и иногда еще более трудно россиянам попасть в Европу из-за визовых барьеров (преодоление больших расстояний для поездки в консульство и высокая степень бюрократии).

Студенты из России и ЕС согласились, что необходимо снизить визовые барьеры для следующих категорий:

– для кратких визитов;

– для учебных и образовательных поездок;

– для поездок, связанных с научной деятельностью.

Более сложная ситуация с рабочей визой из-за специфики местных рынков труда. Тем не менее, это должно зависеть от длительности пребывания, но быть более легким, например в случае обучения.

В ходе дискуссии сложилось мнение, что необходима общая и структурированная система обращения за визами. Система биометрических паспортов должна препятствовать проникновению криминала.

Проблема свободы слова и свободы средств массовой информации в будущем мире. Как могут быть защищены права на достоверную информацию и личное пространство? Какова ответственность средств массовой информации перед обществом?

Говоря о ситуации в России, были высказаны различные мнения по поводу

контроля государства за средствами массовой информации. Российские студенты утверждали, что трудно найти этому доказательства. Тем не менее, они упомянули, что любой человек может выбирать, какая информация ему нужна, т. к. есть каналы для свободного обмена информацией, в том числе Интернет никто не контролирует. С другой стороны, было упомянуто, что основные телевизионные каналы имеют большое влияние на население страны.

Нужны ли Европе будущего общие социальные стандарты и возможно ли достичь этого через 20 лет?

Европа в этом смысле не должна рассматриваться как одна единая «страна», поскольку каждая страна имеет свои особенности. Очевидно, что отношения между странами должны строиться на основе общих и оговоренных ценностей.

Страны, входящие в Евросоюз · Австрия (1995 год) · Бельгия (1957 год) · Болгария (2007 год) · Великобритания (1973 год) · Венгрия (2004 год) · Германия (1957 год) · Греция (1981 год) · Дания (1973 год) · Ирландия (1973 год) · Испания (1986 год) · Италия (1957 год) · Кипр (2004 год) · Латвия (2004 год) · Литва (2004 год) · Люксембург (1957 год) · Мальта (2004 год) · Нидерланды (1957 год) · Польша (2004 год) · Словакия (2004 год) · Словения (2004 год) · Португалия (1986 год) · Румыния (2007 год) · Финляндия (1995 год) · Франция (1957 год) · Чехия (2004 год) · Швеция (1995 год) · Эстония (2004 год) Страны шенгенского соглашения с датами вступления · Австрия (1.12.1997) · Бельгия (26.03.1995) · Венгрия (21.12.2007) · Германия (26.03.1995) · Греция (26.03.2000) · Дания (25.03.2001) · Исландия (25.03.2001) · Испания (26.03.1995) · Италия (26.10.1997) · Латвия (21.12.2007) · Литва (21.12.2007) · Лихтенштейн (19.12.2011) · Люксембург (26.03.1995) · Мальта (21.12.2007) · Нидерланды (26.03.1995) · Норвегия (25.03.2001) · Польша (27.12.2007) · Португалия (26.03.1995) · Словакия (21.12.2007) · Словения (21.12.2007) · Финляндия (25.03.2001) · Франция (26.03.1995) · Чехия (21.12.2007) · Швейцария (12.12.2008) · Швеция (25.03.2001) · Эстония (21.12.2007)

Страны, входящие в Еврозону (на начало 2011 года)

(В скобках — национальная валюта до введения евро)

Австрия (австрийский шиллинг)

Бельгия (бельгийский франк)

Германия (немецкая марка)

Греция (греческая драхма)

Ирландия (ирландский фунт)

Испания (испанская песета)

Италия (итальянская лира)

Люксембург (люксембургский франк)

Нидерланды (нидерландский гульден)

Португалия (эскудо)

Словакия (словацкая крона)

Словения (словенский толар)

Финляндия (финляндская марка)

Франция (французский франк)

Эстония (эстонская крона).

Кроме того, евро были также введены в обращение:

В карликовых государствах Европы, формально не входящих в состав Евросоюза (Ватикан, Сан-Марино, Андорра и Монако);

В заморских департаментах Франции (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон);

На островах, входящих в состав Португалии (Мадейра и Азорские острова)

В сербском крае Косово, контролируемом международными миротворческими силами;

В Черногории (ранее - немецкая марка).

 

Тема 3.3. США.

Основные понятия: Политика двойных стандартов, Однополярный мир.

Доклады по теме: Законы США: особенности законодательства Соединенных Штатов Америки.

Тема 3.4. Россия.

Основные понятия: Российская Федерация, президент, Федеральное собрание, Совет федерации, Государственная Дума, Конституция, дефолт, приватизация, деноминация, инфляция, приоритетные национальные проекты, Сколково, нано технологии.

Доклады по теме: Биографии президентов России: Б. Н. Ельцин, В. В. Путин, Д. А. Медведев.

Документы к теме:

Конституция РФ.

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.

  1. Глобализация. Глобальные проблемы современности. Глобальная экономика.
  2. Постиндустриальное общество. Власть в информационном обществе. СМИ в информационном обществе.
  3. Евросоюз. Стратегия, пути развития, проблемы. Проблема интеграции.
  4. Основные направления политического и экономического развития периферийных страны Европы.
  5. Основные направления политического и экономического развития Великобритании.
  6. Основные направления политического и экономического развития США.
  7. Россия в XXI в. Проблемы экономического развития.
  8. Социальная структура современной России.
  9. Политическая система России в XXI в.
  10. Дальний Восток. Япония, Корея.
  11. Дальний Восток. Китай в современном мире.
  12. Дальний Восток. Индия.
  13. Дальний Восток. Юго-восточная Азия.
  14. Ближний Восток.
  15. Африка.
  16. Южная Америка.
  17. Основные характеристики Международных отношений в начале XXI.
  18. Глобальная безопасность.
  19. Основные направления внешней политики России.
  20. Имидж России в XXI в.
  21. Сущность и причины локальных, территориальных, межгосударственных конфликтов.
  22. Международные организации и направления их деятельности.
  23. Международная хартия прав человека.
  24. Мировая культура.
  25. Образы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях.
  26. Основные проблемы мирового и общественного развития в XXI веке. Проблемы и взгляды

Одинцовский Гуманитарный Институт

Колледж

История России и Мира

В XXI веке.

Учебное пособие.

Составитель: Захарова А. А.

Г.

Оглавление.

 

Предисловие   С. 3
Памятка по работе с документами   С. 3
Раздел 1. Глобализация. С. 3
Тема 1.1. Глобализация. Глобальные проблемы современности. С. 3.
Тема 1.2 Глобальная экономика.   С. 4.
Раздел 2. Информационное (постиндустриальное) общество. С. 6
Тема 2.1. Постиндустриальное общество. С. 6
Тема 2.2. Власть в информационном обществе. С. 7
Тема 2.3. СМИ в информационном обществе.   С. 8
Раздел 3. Основные направления политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. С. 9
Тема 3.1. Современная карта мира: страны и народы. С. 9
Тема 3.2. Страны Европы. С. 9
Тема 3.3. США. С. 13
Тема 3.4. Россия. С. 13
Тема 3.5. Дальний Восток. С. 18
Тема 3.6. Ближний Восток. Тема 3.7. Африка. С. 20 С. 20
Тема 3.8. Южная Америка.   С. 21
Раздел 4. Международные отношения. С. 22
Тема 4.1. Основные характеристики Международных отношений в начале XXI. Глобальная безопасность. С. 22
Тема 4.2. Основные направления внешней политики России. Имидж России в XXI в. С. 22
Тема 4.3. Сущность и причины локальных, территориальных, межгосударственных конфликтов. С. 24
Тема 4.4. Международные организации и направления их деятельности. Международная хартия прав человека. С. 24
Тема 4.5. Мировая культура. Образцы единого человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях. С. 25
Семинар-диспут «Основные проблемы мирового и общественного развития в XXI в.».   С. 25
Основная учебная и дополнительная литература по курсу.   С. 25
Контрольные вопросы для подготовки к зачету. С. 27

 

Предисловие.

История мира в XXI веке – область очень сложная и неоднозначная. Она творится у нас на глазах и мы её деятели. В этом таится главная трудность: мы не можем составить оценок и сделать выводы так же как мы делаем это с историей XIX века и любых других периодов. У нас нет возможности взглянуть на происходящие события «с высоты прожитых лет». Но мы можем постараться оценить, постараться понять существующий мир таким, каков он есть сейчас.

Главная цель нашего курса – формирование целостной картины современного мирового положения, причин такого миропорядка, проблем и истории их решения; а так же положение России в мировом сообществе и её внутреннее устройство со всеми его противоречиями, сложностью и многообразием.

Естественно, что основой нашего курса станет изучение места России в современном миропорядке, перспектив её развития, по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.191 с.)