Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль Древнего Востока, Античного мира и Средневековья.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная рыночная экономика властно вторгается в жизнь каждого человека. Конечно, было бы странно искать ответы на вопросы нынешнего дня в сомнениях экономистов прошлых веков. Но знание трудов и взглядов, истории экономических учений помогает выработать правильную оценку настоящего и наметить пути в будущее. Определенное осмысление факторов экономической мысли началось задолго до того, как в XVII веке появилась особая область науки - политическая экономия (А. Монкретьен "Трактат политической экономии", 1615 год). Многие экономические явления, которые стали объектом исследования этой науки, были известны уже древним египтянам или грекам: обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поэтому точно определить ее первые проявления невозможно. Неудивительно, что некоторые историки экономических учений начинают с разного: с древних греков, а другие историки экономической мысли ищут глубже: в древнеегипетских папирусах, в каменной клинописи законов царя Хаммурали, в древнеиндийских "Ведах", "Артхашастра". ("Артхашастра", - древний индийский трактат, собрание наставлений по вопросам управления государством. Авторство приписывают Каутилье (IV век до нашей эры), но, вероятнее, ему принадлежит основа "Артхашастры", которую затем дополняли и перерабатывали до II-III веков нашей эры. "Артхашастра" - важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии.) Немало экономических наблюдений и в Библии. Она содержит известное толкование экономической жизни древних евреев и других народов, населяющих Палестину и окрестные земли во II и I тысячилетиях до нашей эры. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей. Самые различные экономические наблюдения в Древней Греции периода формирования рабовладения вплетены Гомером в увлекательные рассказы об осаде Трои и странствиях Одиссея. В частности, в "Одиссее" содержится тезис о низкой производительности рабского труда: "Раб нерадив; не принудив господин повелеваем строгим к делу его, за работу он сам не возьмется с охотой: тягостный жребий печального рабства избрав человеку, лучшую доблестной в нем половину Зевес истребляет". Конечно, и законы Хаммурапи, и Библию, и Гомера историку и экономисту приходится рассматривать прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. И лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли, которая предполагает известное обобщение практики, умозрение, абстракцию. Поэтому, например, И. Шумпетер (1883 - 1950г.г.) - экономист и социолог, профессор Гарварда, называет свою книгу "История экономического анализа" (Лондон, 1967г.) и начинает ее сразу с классических греческих мыслителей. Действительно, в сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Отец Аристотеля Никомах был врачем и приближенным македонского царя Аминты. Семнадцати лет Аристотель (384 - 322 до н.э.) приехал в Афины (367 до н.э.) и поступил в школу Платона, в которой в течение 20 лет (до смерти Платона) был сначала учеником, а затем преподавателем. В 347 году открыл в Афинах свою школу. В 343 году стал учителем и воспитателем Александра Македонского. Очевидно Афины влекли его как культурный центр античного мира, как город, где жил и умер его учитель Платон. В 323 году, когда умер Александр Македонский, возмутившиеся против Македонского господства афиняне изгнали философа. Через год Аристотель умер на острове Эвбея. Аристотель был одним из величайших умов в истории науки. Его сочинения охватывают по тематике все существовавшие тогда области знаний: логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику, экономику. Свое экономическое учение Аристотель развивал, исходя из предпосылки, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Рабство он связывал с разделением труда; рабы - это те люди, которые от природы могут выполнять только физическую работу, а свободные - люди, которым предназначено судьбой заниматься умственным трудом. Аристотель защищал натуральное хозяйство, основанное на рабском труде. Но так как к тому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития, Аристотель говорил о необходимости справедливого обмена, под которым подразумевал равенство разнородных вещей. Он считал, что товары становятся соизмеримыми только благодаря деньгам. Аристотель делил богатство на два вида: - богатство как совокупность потребительных стоимостей; - богатство как накопление денег: меновых стоимостей. Источник первого вида - земледелие и ремесло. Это богатство - естественное, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей и ограничено этими потребностями. Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного обращения и ничем не ограничено. Наука о богатстве он делил на: - экономию; - хрематистику (искусство делать деньги). Исходя из двоякого понимания богатства он рассматривал продукт как товар, имеющий двоякое значение. Он прослеживает развитие обмена, начиная с простой мены (Т-Т), и разъясняет, что меновые отношения сначала возникли между родовыми семьями (общинами), а затем стали развиваться внутри их. Ксенофонт (около 430 - 355г.г. до н.э.) - представитель древнегреческой экономической мысли, историк и философ. Земледелие Ксенофонт считал основой всего хозяйства, выступал в защиту хозяйства, основанного на рабском труде; рабство рассматривал как естественное явление. Дал оценку деньгам, как концентрированному богатству и средству обращения. Ксенофонт обосновал разделение физического и умственного труда (трудисполнителя-раба и труд руководителя-рабовладельца). Он один из первых обратил внимание на связь: а) между разделением труда, б) размерами рынка. Труд Ксенофонта по экономике Древней Греции "Экономикос" получил широкое распространение в Древнем Риме, а позже и в феодальной Западной Европе. Платон (428 или 427 - 348 или 347г.г. до н.э.) - древнегреческий философ, идеолог рабовладельческой аристократии. Родился в Афинах, в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа. Платон дал глубокий анализ разделения труда и показал его прогрессивное значение. В сочинении "Государство" Платон отмечал, что город рождается от нашей нужды во многих вещах, основой его зарождения являются потребности людей, первой и самой великой из которых, по Платону, была потребность в пище, второй - в жилище, третьей - в одежде. Город удовлетворяет все потребности, так как один из его жителей оказывается земледельцем, второй - строителем, третий - ткачом. Высоко оценивая экономическую эффективность разделения труда, Платон предлагал запретить эемледельцам заниматься ремеслом, так как последнее нельзя совместить с земледелием. Каждому ремесленнику, он, в свою очередь, советовал разрешить заниматься только одним видом ремесла. Платон подчеркивал роль государства в экономическом развитии, считая, что оно может полностью регламентировать все экономические и политические отношения. Проекты Платона ориентировались на развитие натурального хозяйства, гарантирующего, по мнению Платона, стабильность рабовладельческого государства. Платон предлагал не взимать ввозных и вывозных пошлин, а просто запретить ввоз товаров, в которых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ. Платон предлагал запретить частное владение золотом и серебром, но это не исключало чеканки монеты для повседневного обмена, осуществляемого ремесленниками, расчетами с наемниками, иностранцами - словом во внутреннем обращении. Далее Платон в "Государстве" предлагает: стражи следят за тем, чтобы товарно-денежные отношения не проникли в среду господствующих сословий, которым запрещено заниматься торговлей и вообще прикасаться к золоту и серебру, чтобы развитие обмена не привело к чрезмерному накоплению богатства (сокровищ). Предвосхищая средневековые уставы, Платон проектировал: 1. Запрет торговли фальшивыми изделиями. 2. Преследование торговых обманов. 3. Осуждение ростовщичества. 4. Регламентацию времени торговли определенными товарами, покупок их разными категориями покупателей. 5. Фиксацию места торговых сделок и т.п. Платон ориентировал экономику страну на сельское хозяйство, которое, согласно его проектам, и должно было стать почти исключительной базой экономики рабовладельческого строя Греции. Считая, что излишняя концентрация земли в руках крупных собственников - важный фактор обострения классовых противоречий, для стабильности рабовладельческого строя предлагал нейтрализовать эти противоречия путем равномерного распределения земли. Верховным собственником земли выступает государство. Число и величина земельных наделов, передающихся по наследству лишь одному из сыновей, навеки стабильны. Предусматривались нормы накопления богатства и самого рабовладения. Проекты Платона были направлены на возрождение мелкого крестьянства, которое долго служило опорой рабовладельческой знати и могло быть противовесом городской бедноте. Экономическое мышление средневековья носило антифеодальный характер, не послужило базой для появления идей утопического социализма Томаса Мора и Т. Кампанелла. Антифеодальные эгалитарные и коммунистические идеи эпохи Возрождения были облечены в религиозную оболочку. Учение раннего христианства проповедовало общечеловеческое равенство и братство, евангельский идеал общинного патриархального стоя с потребительским коммунизмом в быту. В средние века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические упования религиозных еретических сект (вальденсон, катаров, лоллардов, таборитов и др.), которые объявляли источником гнева и социального неравенства отступничество от церкви, а господствующих классов - от идеалов раннего христианства (коммунистический идеал Т. Мюнцера). В коммунистических утопиях Т.Мора и Кампанелла сделан важнейший шаг вперед: от идеи общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого. Хилиазм (от греческого chilios - тысяча): религиозное учение, согласно которому концу мира будет предшествовать тысячелетнее "царство божье" на земле. Эгалитаризм - (egalite - равенство) утопия, проповедующая всеобщую уравнительность. В первоначальных формах в эпоху античности и средневековья эгалитаризм был связан с требованием уравнительного передела земли. В эпоху раннего капитализма сложилось два основных течения эгалитаризма: 1. Выступало за уравнение имущества индивидуальных производителей при сохранении частной собственности (идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж.Ж.Руссо, пыталась осуществить якобинская диктатура). 2. Второе течение, связанное с первым коммунистическими утопиями, проповедовало уравнительное распределение труда и продуктов на основе общности имущества (Бабеф). Ими проповедовался принцип всеобщего аскетизма и грубой уравнительности. Лекция 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.012 с.) |