Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Российской Федерации – 6 часов

Поиск

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Понятие, сущность, содержание и форма конституций. Типология конституций.

2. Функции конституции. Действие конституции и механизм ее реализации. Толкование конституции.

3. Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и конституционный надзор.

4. Общая характеристика этапов конституционного развития России. Особенности Конституции Российской Федерации: порядок принятия, структура и т.д.

5. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

6. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации. Поправки. Пересмотр.

Контрольная работа.

Задание

Схематично изобразите порядок изменения/внесения поправок/пересмотра Конституции РФ в случае:

– предложения о необходимости наличия высшего профессионального образования для кандидата на должность Президента РФ;

– предложения о запрете смертной казни в России;

– инициативы объединения Москвы и Московской области;

– инициативы переименования Ленинградской области в Санкт-Петербургскую область.

Выразите собственную позицию относительно существующего порядка внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Оценивается не только правильность указания субъектов и стадий в каждом из предложенных случаев, но и форма выполнения задания (текстовая, графическая).

 

Два занятия из трех по данной теме проводятся в форме практикума. Например, студенты проводят сравнительный анализ трех актов: Конституции Российской Федерации, одной из конституций советского периода и одного устава или конституции субъекта Российской Федерации (перечень актов определяется преподавателем).

Учебное задание выполняется в составе рабочих групп и включает несколько задач:

- Провести сравнительный анализ трех актов по причинам и порядку принятия, юридическим свойствам, субъектам официального толкования и правовой охраны, порядку внесения изменений (ответ оформляется в форме таблицы со ссылками на статьи сравниваемых актов).

- Определить, в чем заключается специфика актов по структуре и содержанию (ответ оформляется в тезисной форме).

- Сформулировать особенности каждого из рассмотренных актов и определить, к какому виду конституций по существующей типологии относится каждый из них (ответ оформляется в форме пронумерованного списка).

Основные результаты работы представитель каждой группы докладывает на пленарном заседании.

Семинарское занятие № 3

Основы конституционного строя Российской Федерации – 6 часов

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

  1. Соотношение понятий общественный, государственный и конституционный строй.
  2. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, структура и основные черты.
  3. Конституционные характеристики Российского государства. Россия: суверенное, федеративное, правовое, социальное, светское государство, с республиканской формой правления: конституционные нормы и их реализация

Необходимо дать научное определение каждой из характеристик, указать перечень источников и статьи Конституции РФ, которые закрепляют их, и свое мнение об их соответствии российской действительности.

  1. Характеристика России как демократического государства

Необходимо дать определение демократии, перечислить основные преимущества и недостатки непосредственной и представительной демократии, кратко охарактеризовать формы участия народа в осуществлении власти, уделив особое внимание такому институту как референдум; указать соответствующие нормы Конституции РФ, а также федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые регулируют отдельные институты демократии

 

Задания и задачи

 

- Пункт «р» части 2 статьи 57, пункт «з» части 1 статьи 67 Устава Читинской области содержали норму, дающую право областному законодательному (представительному) органу государственной власти – Думе – утверждать по предложению главы Администрации области освобождение от должности заместителей главы Администрации и руководителей органов Администрации области в соответствии с областным законом. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года соответствующие нормы Устава были признаны не соответствующими одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации.

О каком принципе идет речь?

- В 1995 г. Конституционный Суд РФ рассматривал дело о конституционности ряда указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принятых в конце 1994 г. в связи с необходимостью восстановления конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики. В ходе рассмотрения данного дела особое внимание уделялось таким конституционным ценностям как суверенитет РФ, её независимость и государственная целостность, права и свободы человека.

Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. и особые мнения судей Конституционного Суда РФ по данному делу. Дайте правовой анализ рассматриваемых актов с позиций их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации.

Возможна подготовка проектов программ и уставов политических партий (или их фрагментов).

Семинарское занятие № 4

Конституционный статус личности – 6 часов

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности.

2. Принципы конституционного статуса личности.

3. Понятие и системы конституционных прав, свобод и обязанностей личности.

4. Конституционные гарантии прав и свобод личности.

5. Гражданство.

6. Правовой статус отдельных субъектов конституционного права: иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.

 

Рассмотрение 3 вопроса осуществляется в ходе работы в группах: необходимо охарактеризовать группу прав (гражданских, политических, социальных, экономических и культурных): дать определение, указать признаки, права, относящиеся к данной группе, отметить не/соответствие конституционных положений международным стандартам, а также определить проблему в сфере реализации данной группы прав, которая носит наиболее острый характер (отличается массовым характером или затрагивает соотношение индивидуальной и коллективной правосубъектности и т.п.). После пленарного выступления группы (до 20 мин.) 5 минут отводится на вопросы других участников. На следующем этапе (5-7 мин.) группы готовятся к участию в дебатах, когда им предстоит высказать и доказать собственную точку зрения по одной из выбранных преподавателем проблем.

Рассмотрение вопроса о системе конституционных гарантий прав и свобод личности носит теоретический и практический характер. Например, на основе конкретного дела студентам предлагается составить жалобу в Европейский Суд по правам человека.

Задачи по вопросам 5 и 6

1. 1 апреля 2004 года в Москве в одной семье родился ребенок. Гражданство какой страны он приобретет, если:

а) отец является гражданином России, мать – гражданкой Республики Беларусь,

б) оба родителя являются гражданами Великобритании,

в) отца нет, мать является гражданкой Украины,

г) ребенка подбросили на порог детского приюта, гражданство и другие данные о родителях установить не удалось.

2. Гражданка Армении подала заявление о приеме в гражданство России в связи с необходимостью ухаживать за нетрудоспособной матерью, проживающей в России. В приеме в гражданство было отказано на основании плохого владения русским языком. Правомерен ли отказ?

3. Изменится ли гражданство ребенка – гражданина России в случае:

а) усыновления его иностранными гражданами,

б) выхода из гражданства России родителей и приобретения ими гражданства иностранного государства,

в) изменения гражданства матери ребенка,

г) установления опеки иностранного гражданина.

д) истечения 3-х лет с момента выезда на постоянное место жительства за пределы России,

е) выхода из гражданства России родителей, лишенных родительских прав, и приобретения ими гражданства иностранного государства,

ж) выхода матери замуж за гражданина иностранного государства.

4. На основе сопоставления ст.ст. 4, 9, 36, 62 и 67 Конституции РФ сделайте вывод о возможности или невозможности предоставления иностранным гражданам земельных участков на праве частной собственности.

Семинарское занятие № 5

Государственное устройство России – 4 часа.

Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки:

1. Понятие и формы государственного устройства. Признаки и виды федераций. Федерация и федерализм: соотношение понятий.

2. Конституционный статус Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации: конституционно-правовой статус.

Задания и задачи

- К какому виду федераций относится Россия (конституционная, договорная или договорно-конституционная; симметричная или асимметричная и т.д.)? Как соотносится положение ч. 2 ст. 5, ч. 4 ст. 66, ч. 2 ст. 68 с принципом равноправия субъектов?

- Разрешается ли использование гражданами государственной символики?

- Допускается ли выход субъектов РФ из состава России? Какие формы реализации права народов на самоопределение существуют в федеративном государстве при отсутствии права сецессии?

- Гражданин Российской Федерации подал жалобу в орган государственной власти субъекта Российской Федерации (республики) на родном (нерусском) языке. Ответ был дан на русском языке. Нарушены ли права гражданина? Если нарушены, укажите какие. Имеет ли значение для оценки правомерности действий органа государственной власти является ли язык жалобы государственным и содержание ответа?

- Законодательный орган государственной власти субъекта РФ принял решение изменить наименование. Правомерно ли решение? Дайте правовой анализ ситуации.

- Пункт «в» ст. 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов. 17 ноября 1997 г. в Саратовской области был принят закон «О земле». Правомерно ли опережающее законодательство субъектов?

- Согласно ФКЗ от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. был образован новый субъект РФ – Пермский край.

Согласно ФКЗ от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ в результате объединения трёх граничащих между собой субъектов РФ – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. был образован новый субъект РФ- Красноярский край.

Согласно ФКЗ от12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. был образован новый субъект РФ - Камчатский край.

Согласно ФКЗ от 21 июля 2007 г. № 5 ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. был образован новый субъект РФ – Забайкальский край.

Согласно ФКЗ от 30 декабря 2006 г № 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. был образован новый субъект РФ – Иркутская область.

Изучите данные законы и ответьте на следующие вопросы:

- цель образования нового субъекта РФ;

- обоснование образования нового субъекта;

- наименование и статус нового субъекта;

- сроки образования нового субъекта;

- почему в одних случаях были образованы края, а в других область;

- в чём различие правового статуса края и области;

- кто может инициировать процедуру создания нового субъекта РФ;

- может ли новый субъект РФ быть образован в результате разделения территории субъекта Федерации на несколько частей;

- какова, на Ваш взгляд, оптимальная численность субъектов РФ.

С некоторыми точками зрения по последнему вопросу можно познакомиться, пройдя по ссылке http://www.rg.ru/2004/04/01/region.html

 

 

 


Учебно-методическое обеспечение дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.50 (0.009 с.)