ТОП 10:

Тема 1 : Восточные славяне в древности IV – IX вв. Формирование Древнерусского государства и его распад. Место Киевской Руси в мировой цивилизации



2. Значение изучения темы:

 

2.1. Учебное:

Даннаятема является вводной в курс Отечественной истории. Она даёт представление о славянах, их происхождении; закономерностях процесса образования государства у восточных славян и причинах его распада, что является характерной особенностью истории всех народов и национальных государств.

 

2.2. Профессиональное:

Врачу как и другому любому специалисту необходимо знать, что из себя представляет история общества, в котором мы живем и работаем. Поэтому изучения формирования основ древнерусской государственности студентам медикам крайне необходимо и полезно.

 

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

o на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории;

должен иметь представления:

о о сущности, формах и функциях исторического знания;

o о происхождении и расселении славянских племен, их быте и нравах;

o об основных этапах становления государственности Древней Руси причинах упадка Древнерусского государства

должен иметь навыки:

o работы с исторической картой и историческими источниками

 

4. Форма учебного процесса - семинарское занятие

 

4.1. План семинарского занятия:

1. Заселение славянами Восточно – Европейской равнины.

2. Соседи славян.

3. Образование государства у восточных славян.

4. Принятие христианства на Руси. Расцвет Древнерусского государства.

5. Феодальная раздробленность на Руси.

6. Место Древнерусского государства в мировой цивилизации.

Исходный контроль знаний (тесты)

опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 10 мин.

- практическая работа по исторической карте – 20 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

 

5. Основные понятия и положения темы: Род, Племя, Соседская община, Родовая община, Военная демократия, Князь, Дань, Подсечно-огневое и пашенное земледелие, Язычество, Христианство, Трёхполье, Бортничество, Патриархальная семья, Славяне, Союз племен, Норманнская теория, Вира, Полюдье, Православие, Государство, Феодализм, «Уроки», «Погосты», закупы, смерды, холопы, рядовичи, «люди», челядь, тиуны, феодальная раздробленность, феодальная война, усобица.

 

Дискуссии о происхождении и прародине славян. Источники о славянах. Распад общеславянской общности на западных, южных и восточных славян. Заселение Восточно-европейской равнины. Соседи славян. Занятия славян (земледелие и скотоводство, промыслы, ремесло). Торговля и торговые пути. Общественный строй. Распад родовых отношений. Община. Союзы племен. Мировоззрение восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. "Норманнская теория". Происхождении названия "Русь". Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Политический строй. Зарождение государственного аппарата, его структура. Вече. Социально-экономический строй. Земледелие, ремесло, торговля. Проблема землевладения и складывания раннефеодальных отношений. Особенности и историческое значение образования государства.

 

 

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

 

1. Прародиной славян ученые считают:

а) Северные склоны Восточных Карпат

б) Скандинавию

в) Северные Аппенины

 

2. Религия славян в X в.:


а) Ислам

б) Иудаизм

в) Язычество

г) Буддизм


 

3. Каким образом подсечное земледелие поддерживало родоплеменной строй?

а) только большой коллектив мог заниматься этой формой земледелия

б) не нужно было совершенствовать орудия труда

в) только подсечное земледелие могло прокормить данную социальную форму.

 

4. Какие народы являлись соседями Киевской Руси в IX в.:


а) скифы

б) хазары

в) германцы

г) финно-угры


 

5. Каковы были занятия восточных славян?


а) кочевое скотоводство

б) земледелие

в) охота

г) бортничество


 

6. Город, где в результате археологических раскопок открыты деревянные мостовые, постройки, берестяные грамоты:


а) Великий Новгород

б) Нижний Новгород

в) Киев

г) Тверь



7. Кому принадлежала верховная власть в Киевской Руси?


а) боярам

б) князю

в) вече

г) дружине


 

8. Как называлась дань, которую собирал князь с дружиной с покоренных племен?


а) вира

б) полюдье

в) налог

г) отработки


 

9. Что означало в средневековой Руси слово ряд?


а) договор

б) закон

в) построение дружинников

г) общину



10. Кто из первых князей стал регламентировать государственные порядки?


а) Игорь

б) Ольга

в) Олег

г) Святослав


 


11. Что представлял из себя путь «Из варяг в греки»?

а) путь варягов для завоевательных походов в Азию

б) водный путь. Соединявший Азию и Америку

в) водный путь с севера на юг Руси

г)путь через германию по Дунаю в Черное море

 

12. Как назывался первый русский свод законов?


а) Судебник

б) Хартия

в) Русская правда

г) Искра



13. При каком князе Русь приняла христианство?

а) Игоре

б) Ольге

в) Владимире

г) Святославе

 

1. Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племён были произнесены слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убить его...». Что было потом?

2. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т.д. И тем не менее Ольга Православной церковью была канонизирована. Почему?

3. Почему Святослав, оставив стольный Киев, «хочет жить в Переяславце на Дунае»?

4. В 980г. Владимир Святославович делает попытку приспособить языческие верования к новым условиям и на этой основе проводит языческую реформу. В Киеве ставят деревянные идолы шести богов во главе с Перуном, которому волосы на голове были окрашены серебром, а усы золотом. Но эта реформа не прижилась. Почему, ведь не новая же религия предлагалась славянам, а традиционная, с языческими богами?

 

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:

Темы рефератов:

1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны.

2. Быт и нравы русских славян.

3. Язычество славян.

4. Особенности социально-экономического развития Киевской Руси;

5. Политический строй Киевской Руси;

6. Крещение Руси (988 г.).

7. «Русская Правда» - первый свод законов на Руси.

 

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. История России: Курс лекций: С древнейших времен до наших дней/ Леванов, Б.В. М. Проспект, 2002.

2. История России: Учебник для вузов/ Мунчаев, Ш.М. М. Проспект.- 2003.

3. Ключевский В.О. История государства Российского. В 6 тт. М., Центр. – 2000.

Дополнительная:

1. Осипов Н.Д., Погодин С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.// Вопросы истории. 2000, №1

2. Правители России: От Рюрика до Путина: История в портретах/ Озерский, В. В М. Мысль.- 2004

Учебно-методическая:

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. М., 1995.

2. История России: народ и власть / Cост. Ю.А. Сандулов. СПб., 1997.

3. История России: Тексты лекций / Под ред. Ю.Н. Бакаева, Л.Н. Булдыгеровой, А.Н. Гридуновой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ 1998.

 

 


ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

Кафедра Философии и социально-гуманитарных знаний

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.01 с.)