ТОП 10:

Основные направления деятельности государственной власти в годы правления Николая I.



Внутренняя политика Николая I.

1) Меры по укреплению самодержавия.С помощью канцелярии царь стремился усилить госуд.контроль за госуд.делами. Она стала практически высшим органом управления. Всего было создано 5 отделений канцелярии. Особую роль и значение имело 3-тье отделение (жандармское)-было тайной внутр. полицией, кот. осуществляло тайный надзор и контроль за обществом. Оно имело сеть тайных агентов и собирало инф-цию о настроениях в обществе, контроль за людьми, следило за печатью. Для рассмотрения и подготовки многих госуд. вопросов созд.секретные комитеты. Создание Полного свода законов Российской империи. Подготовкой свода законов занималось 2-ое отделение канцелярии царя. Возглавил его Сперанский. При Н.I была создана первая госуд. идеология: «самодержавие, православие, народность». Самодержавие-возмож. формой правления для Р. Православие – госуд.религия. Народность-народ всегда един с царем.

2) Меры по борьбе с революц. идеями и инакомыслию. Университеты были лишены автономии. За преподавателями и студентами устан-ся полицейский контроль. Был издан ряд указов, усилив. сословный принцип в образовании. Была очень ужесточена цензура. В 1826 г. был издан новый цензурный устав. По нему к печати не допускалось ни одно произведение, не соответств.офиц. госуд. идеологии. Цензорскими правами были наделены все госуд. учреждения: Сенат. Синод, Имперская Канцелярия.

3) соц.-эконом.политика. Поощрялось строит-о ж/д, расширялась внеш.торговля. Р.в основном вывозила сырье, а ввозила хлопок, машины, предметы роскоши, металл и краски. Главным торг.партнером Р.была Англия. Для укрепления рубля была проведена финанс.реформа министром финансов Канкриным - было введено серебряное обеспечение рубля.

- 4)крестьян.вопрос. Царь хорошо понимал, что глав. тормозом в развитии страны является крепостн-во. Крестьянский вопрос занимал б.место во внутр. политике Н. Опасаясь отмены крепост-а, царь взял курс на смягчение крепост. права. Запрещено продавать крепостных без земли с торгов.Запрещено переводить их в дворовые и лишать наделов. Ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.Безземельным дворянам запрещено покупать крестьян. В 1842 г. - указ об обязанных крестьянах(помещики могли освоб-ть кр-н без земли, предоставляя бывшим крепостным небольшой надел при условии выполнения повинности). В 1844 г. помещики получили право за выкуп отпускать кр-н на волю без земли.1847 г.-Кр-не получили право выкупаться целыми семьями.

Однако все эти меры не могли остановить кризиса феодально-крепостной системы. В стране развивались капиталист.отношения, но этот процесс шел очень трудно, медленно. Крепост-во всё более становилось тормозом в развитии страны. Это наглядно показало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

 

Особенности культурного развития России в первой половине XIX в.

Просвещение, печать, наука.

Развивается система образования. Б. роль здесь сыграли реформы Александра I. Царь намеривался положить в основу принципы бессословности обучения, бесплатности обучения из низших ступеней. Созд.уч.заведения 4-х ступеней. Низшие, одногодичные церковно-приход.школы; 4хклассные уездные училища; 7-летние гимназии; универы. Введение устава об автономии универов(сами выбир.ректора, имели внутр.суд, власть и полиция не имели права вмеш-ся в их дела). При Ал.I в 1804г.-цензура(контроль над печатью). При нем было открыто 5 новых университетов (Петербургский, Казанский). Было открыто уникальное уч.е заведение, готов. госуд. чиновников - Царскосельский лицей. При Ал.I у нас впервые была введена цензура (госуд.контроль над печатью). Но уровень образования и грамотности населения был очень низким. Основная масса населения была неграмотной. Число грамотных среди кр-н было всего около 6%.

Среди русских ученых этого времени следует отметить: Н.Лобачевского(неевклидов геометрия); В.Струве(астрономия); В.Петров; Б..Якоби; Н.Пирогов - основоположник военно-полевой хирургам.

Литература.- вед.направление культуры. В это время в лит-ре сменились несколько лит-ных стилей : классицизм, романтизм, сентиментализм. Но в 30-40гг они уступают место реализму. Его основоположником был Пушкин, кот. был создателем рус. лит-ного языка, чье творчество отразило все стороны из реальной жизни.

Искусство.(арх-ра,жив-сь,музыка,театр). Создание рус. национ. оперы. Основопол-ки: Даргомыжский(«Русалка») и Глинка(«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Развив-ся рус. романс, в основе кот.народная музыка и мелодия,песни (Варламов, Алябьев, Гурилев).

Театральное искусство в значит.степени находилось под контролем гос-ва и обеспеч-сь им.Центрами театр. Дела. Были императ. театры: оперные – Большой и Мариинский, драматические- Малый и Александрийский. Крупн. актерами были Щепкин и Молчанов. Б.роль в развитии живописи сыграла Петербургская Академия художеств. Худ-ков воспит. и ориентир.на изображение античных героев, на библейские сюжеты, воспевание гражд-ти(Брюллов «Последний день Помпеи»; А.Иванов «Явление Христа народу»). Но в живописи начался переход к реализму. Прежде всего,он выразился в развитии портретного жанра(О.Кипренский и В.Тропинин).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.003 с.)