Сущность и функции исторического знания. Источники изучения истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции исторического знания. Источники изучения истории.



Билет

Сущность и функции исторического знания. Источники изучения истории.

История – это:

- совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человека.

- память человечества о прошлом

- жизнь, действительная в процессе развития

- последовательное развитие во времени

- наука о последовательном развитии общества

«Не знать истории, значит вечно оставаться ребенком»

Цели изучения истории:

1. Историческая память – представление о прошлом, существующее в обществе как на массовом, так и на индивидуальном уровне, включая образную и когнитивную составляющие.

2. Легитимация – потребность в самоутверждении.

3. Идентификация – удовлетворение потребности личности и общества, вплоть до «человечества», в самосознании.

4. Поддержание образцов: морализация и накопление социального опыта.

5. Эскапизм – уход от настоящего, стремление к прошлому как к другой реальности, попытка забыть «эти места, эти времена, эти обычаи».

Исторический источник – это любой аутентичный памятник прошлого, из которого историки могут получить фактический материал для изучения.

Виды исторических источников (выделил Л.Н. Пушкарев):

1. Письменные

2. Устные

3. Этнографические

4. Лингвистические

5. Фотокинодокументы

6. Фонодокументы

7. Вещественные

Вспомогательные исторические дисциплины:

¨ генеалогия

¨ геральдика

¨ метрология

¨ нумизматика

¨ сфрагистика

¨ топонимика

¨ хронология

¨ этимология

 

Билет

Билет

Билет

Социально-экономические и культурные реформы Петра I. Протекционизм. Основание Санкт-Петербурга.

 

Предпосылки реформ П. – преобразования конца 17 века, когда 1) изменилась система гос.управления, стали разграничиваться ф-и и сферы деятельности гос.власти (система приказов) 2) появились зачатки регулярной армии (полки иноземного строя) 3) происходили изменения в культуре (первый театр, первый вуз – Славяно-греко-латинская академия, соприкосновение с другими культурами).

Социально-экономические реформы П.

1. Создание мануфактурной промышленности. Когда он пришел к власти было около 30 мануфактур. К концу его правления – более 200.

Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра 1:

1703 г. – о приписных крестьянах, кот. Приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати.

1721 г. – о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян.

2. Осуществление в экономической сфере гос. Политики

А)меркантилизма – эконом.политика гос-ва, направленная на накопление средств внутри страны

Б) протекционизма – составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции (очень большие пошлины на ввоз иностранного товара)

3. Активное вмешательство гос-ва в торговую деятельность русского купечества:

А) введение гос. Монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола и др.

Б) принудительное переселение купцов в СПб, большие подати и повинности в пользу гос-ва.

Соц.реформы:

1) Завершение процесса формирования дворянского сословия

2) Введение обяз.службы для дворян, при которой принцип происхождения заменен принципом выслуги.

3) Табель о рангах (1722) – 14 классов дворянского сословия.

4) Учреждение майората, т.е. запрета на дробление поместий при наследовании. Окончательное правовое слияние вотчин и поместий.

 

Культурные реформы П.

Глубокое проникновение западноевропейских культ.традиций. Культура признана созидательной силой в широких культ-быт проявлен и по отношению к широким массам народа.

Посещение П. ряда евр.стран в составе Великого посольства -> по возвращении П.отправляет молодых дворян в Е. для изучения разных спец-й, овладения морскими науками.

Развитие образования – 1701 – открытие Школы матем.и навигац наук, 1711 инженерн школы.

1703 – I номер I рус. газеты «Ведомости»

С 1718 – Ассамблеи – реализация идеи объединения и сплочения реформаторов, обмена инф-й, школы светского воспитания, складывания инф-коммуникативных центров, где распр. последние новости о события в столице и всей Р., формирования общественного мнения.

Основание СПБ

После взятия Ниеншанца П. решает устроить крепость в устье Невы на Заячем о-ве. Закладка земляной крепости - 27 мая 1703 (считается датой осн-я СПБ). В июне в крепости заложена церковь Св.апостолов Петра и Павла, крепость названа Петропавловской. 1704 – начало строительства Адмиралтейства, переселение в СПБ работных людей на постоянное жительство.

Петровское барокко:

Пантелеймоновская церковь (построена в 1718 в честь морских побед),

Летний дворец Петра I (в Летнем саду; Петр жил в нём с 1712 до самой смерти),

Кикины палаты (дом 1 из сподвижников п. адмирала А. Кикина) – в них располагалась библиотека П. и коллекция петровской кунсткамеры. Сегодня – музыкальный лицей.

Меншиковский дворец (дом приближенного П., первого губернатора СПБ А.Д. Меншикова) – первое каменное здание СПБ

Билет

Билет.

Датский» 1700-1701

Нападение Швеции на Данию и вывод ее из войны и Северного союза. Поражение русской армии под Нарвой (ноябрь 1700 г.)

Польский» 1701-1706

Военные действия Швеции в Европе на территории Саксонии и Польши. Поражение саксонского курфюрста Августа II, отказ от польской короны и выход из Северного союза.

Успехи русских войск в Прибалтике: взятие крепостей Орешек – 1702, Нарва – 1704, Тарту – 1704. Основание Спб – 1703.

Русский» 1707-1709

Боевые действия в России после повторного вторжения шведской армии.

Победы: битва у Лесной – 1708. Полтавская – 1709. Бегство остатков шведской армии во главе с королем Карлом XII.

Турецкий» 1709-1714.

Возобновление военных действий в Прибалтике. Захват русскими войсками Риги, Выборга, Ревеля – 1710г. Перенос военных действий на территорию Скандинавии и акваторию Балтийского моря.

Билет

Билет

Билет

Самодержавие

Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно-административная система, в отличие от предшествующей, строилась на принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.

В 1711 г. вместо Боярской думы, фактически прекратившей свою деятельность к концу XVII в. и замененной Петром I сначала Ближней канцелярией, а затем "Консилией министров", был учрежден Правительствующий Сенат в составе девяти сенаторов. Он стал высшим совещательно-распорядительным органом, действовавшим по указаниям: царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше.

С 1722 г. окончательно определились принципы персональных назначений в Сенат: сенаторами могли стать по распоряжению царя те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями конкретных ведомств, в силу чего были застрахованы от узковедомственного подхода к рассматриваемым вопросам.

В 1718-1720 гг. вместо многочисленных приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом создаются новые центральные ведомства государственного управления - коллегии. Важнейшими, "государственными" являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел.

После смерти Петра Великого, который не оставил прямого наследника, Российская империя вступает в эпоху дворцовых переворотов.

За период в 1725 по 1762 гг. на российском престоле сменилось шесть самодержцев. Огромное значение в управлении империей приобрели всесильные фавориты и временщики.

Особенно сложным был период 1725-1741 гг. - время упадка политического влияния России после пережитого ею при Петре I невиданного взлета великодержавия.

Созданная Петром I система местных отраслевых органов оказалась неэффективной и потребовала больших финансовых затрат. Поэтому в 1726 - 1728 гг. вся полнота власти в губерниях была передана губернатору, а в провинции и уезде - воеводам, что способствовало росту взяточничества и своеволия чиновников.

После смерти Екатерины I в мае 1727 г., согласно ее завещанию, императором был провозглашен одиннадцатилетний царевич Петр Алексеевич (внук Петра Великого).А.Д. Меншиков надеялся стать регентом, обручив с Петром II свою дочь. Однако соотношение сил между дворцовыми группировками изменилось, и власть перешла в руки представителей аристократических фамилий - Долгоруких и Голицыных. В сентябре 1727 г.А.Д. Меншиков был арестован и со всей семьей сослан в Сибирь, где в 1729 г. скончался. 4 марта 1730 г. Верховный тайный совет был упразднен, Долгорукие сосланы и впоследствии (в 1739 г) казнены, а Д.М. Голицын умер в заточении в казематах Шлиссельбурга.

12 октября 1731 г. появился Указ об учреждении Кабинета министров "для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел", в который вошли граф Г.И. Головкин, граф А.И. Остерман и князь А.М. Черкасский. Кабинет министров постепенно стал верховным органом управления, а с 1735 г. подписи трех его членов, трех кабинет-министров, могли заменить подпись императрицы. После смерти канцлера Головкина (1734 г) в Кабинет последовательно входили.

Царствование Елизаветы Петровны (1741 - 1761) ознаменовалось возвратом к петровским порядкам. Сенат был восстановлен как высший государственный орган, Кабинет министров был упразднен. Расширились права и привилегии российского дворянства. На высших постах в государстве вновь оказались русские сановники, такие, как канцлер А.П. Бестужев-Рюмин; выдвинулись новые фамилии - Шуваловы, Воронцовы.

На протяжении второй четверти XVIII в. в центральном и местном управлении России наблюдались значительные изменения, направленные на укрепление централизованной власти.

Елизавета назначила своим наследником сына старшей дочери Петра I Карла-Петра-Ульриха, герцога Голштинского. В православии он принял имя Петра Федоровича и взошел на престол 25 декабря 1761 г. под именем Петра III (1761-1762). Высшим органом руководства политикой страны стал Императорский совет. Новый император был совершенно не готов к управлению государством. Единственным крупным политическим мероприятием, осуществленным Петром III, стало издание по инициативе его дворянского окружения "Манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству".

Появившийся 18 февраля 1762 г. "Манифест" yничтoжил для дворян обязательность службы, как гражданской, так и военной.

Петр III, преклонявшийся перед прусским королем Фридрихом III, вел политику, противоречившую государственным интересам России. Недовольство его правлением росло, и одновременно росла популярность его жены, немецкой принцессы Софuu-Августы-Фредерики Ангальт-Цербстской, принявшей в православии имя Екатерины Алексеевны. В отличие от своего мужа она проявляла уважение к русским традициями и обычаям, к православию и духовенству, к русскому дворянству и гвардии. Уже в 1756 г. у нее был готов план захвата власти. Если будет необходимость - и вооруженным путем. Это было связано с упорными слухами о желании Елизаветы Петровны выслать в Голштинию Петра III и его жену и передать престол их сыну Павлу, родившемуся в 1754 г.

Дворянство

Формирование абсолютной монархии сопровождалось ликвидацией

многочисленных сословно-чиновных групп в составе светских феодалов,

указы о том, что "все служащие люди с земель службу служат, а даром

землями никто не владеет" (1701 год), о запрещении жаловать в прежние

чины, о единонаследии (1714, окончательно ликвидировал разницу между

вотчиной и поместьем, действовал до 1731 года).

В 1720-х годах термин "Дворянства" в источниках обозначал всю

совокупность светских феодалов (примерно 140 тыс. человек) или же

основную массу средних и мелких нетитулованных феодалов в отличие от

родовитой сановно-чиновной знати. Окончательно термин "Дворянство" для обозначения всего сословия утвердился при Екатерине 2.

В 1720-х годов при пр-вом внедрялось преимущество служебной годности над

происхождением. В 1721 право на дворянство предоставлено всем офицерам и

их детям. С принятием Табели о рангах 1722 право на государственную

службу и соответственно получение дворянство ("новое" дворянство)

возникло у представителей купечества, посадских людей, разночинцев и

гос. крестьян. Введено разделение на личной дворянство (давал низший 14-

й класс чинов Табели о рангах). Наряду с этим сохранен принцип получения

дворянства по наследству от отца - потомственного дворянина, а так же в

результате пожалования верховной властью, во 2-й половине 18 века - за

награждение орденами.

В имущественном отношении дворянство было неоднородным.

Некоторые дворяне (А.Д. Голицын, В.В Долгорукий, А.Л. Нарышкин, П.Б. Шереметев и др.) владели десятками тысяч крепостных. В 18 веке правительство проводило политику, направленную на предотвращение или смягчение процесса обеднения дворянства, в 1754 году образован Дворянский заемный банк для защиты дворянства от ростовщиков, в 1786 -Государственный заемный банк; ссуды предоставлялись из других кредитных

учреждений.

Билет

Культура России XVIII в.

1698 -указ о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды.

1700 -введение нового летосчисления от Рождества Христова.

1702 -выход в свет первой печатной газеты «Ведомости»

1708 - введение гражданского шрифта

1714 -открытие первой в России научной библиотеки

1725 -открытие Академии наук

1755 -основание Московского университета

1757 -учреждение Академии художеств

1764 -открытие Смольного института благородных девиц, начало женского образования в России

 

Русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культурами других стран. Пётр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи. Бритьё бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян заграницу, издание книг, учивших юношество светского обращению – всё это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества.

Петровские преобразования предопределили характер и направление развития русской культуры 18 века.

Литература. В литературе торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Ярчайшие представители: М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, Г.Р.Державин, А.Д. Кантемир, Д.И.Фонвизин и др. В конце века его сменил сентиментализм, обративший к переживаниям и чувствам.

Архитектура. Строительство Петербурга - рубежный этап становления русской архитектуры. Его облик определили постройки Д.Трезини (здание 12 коллегий, Петропавловский собор, дворец А.Д.Меньшикова) С Б.Ф. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь) в Россию пришла архитектура барокко, стиля яркого пышного. Вторая половина 18 века – увлечение античным искусством (воплощение в классицизме): постройки Ч.Камерона (Дворцовая резиденция в Павловске), В.И.Баженова (дом Пашкова в Москве), М.Ф. Казакова (здание Московского ун-та), И.Е.Старова (Таврический дворец).

Скульптура. Классицизм: Медный всадник (Э.М. Фольконе), памятник А.В.Суворову (М.И.Козловский)

Живопись. Излюбленный жанр – портрет. В нём работали И.И.Никитин («Пётр 1 на смертном одре»), И.П.Аргунов. Д.Г.Левицкий («Екатерина-законодательница», портреты Н.И.Новикова), Ф.С.Рокотов («Портрет В.Майкова). Вместе с тем развивалась историческая (А.П.Лосенко) и пейзажная (С.Ф.Щедрин)живопись. В 1757 по инициативе И.И.Шувалова была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр (основа - театральная труппа Ф.Г.Волкова)

Билет

Билет

Билет

В) Создание Священного союза

Венский конгресс (сен.1814-июнь 1815гг.) Осн.реш. – Франция лишена своих завоеваний. Раздел герцогства Варшавского между Россией, Пруссией и Австрией.

Свящ.союз.(14.09.1815г.) – Россия, Австрия, Пруссия. Цель – сохр.европ.границ.

Г) Русско-шведская война (1808—1809)

Причиной войны послужил отказ короля Швеции Густава IV Адольфа на предложение России присоединиться к антифранцузской коалиции.

9 февраля 1808 года войска Буксгевдена вторглись в Финляндию. 16 марта объявлена война.

В декабре 1808 года Буксгевдена сменил О. Ф. фон Кнорринг. 1 марта армия переправилась через Ботнический залив тремя колоннами, главной командовал П.И Багратион.

5 сентября 1809 году в городе Фридрихсгаме заключен мир.

* К России переходили Финляндия и Аландские острова;

* Швеция обязывалась расторгнуть союз с Англией и заключить мир с Францией и Данией, присоединиться к континентальной блокаде.

Билет

Билет

Билет

Сущность и функции исторического знания. Источники изучения истории.

История – это:

- совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человека.

- память человечества о прошлом

- жизнь, действительная в процессе развития

- последовательное развитие во времени

- наука о последовательном развитии общества

«Не знать истории, значит вечно оставаться ребенком»

Цели изучения истории:

1. Историческая память – представление о прошлом, существующее в обществе как на массовом, так и на индивидуальном уровне, включая образную и когнитивную составляющие.

2. Легитимация – потребность в самоутверждении.

3. Идентификация – удовлетворение потребности личности и общества, вплоть до «человечества», в самосознании.

4. Поддержание образцов: морализация и накопление социального опыта.

5. Эскапизм – уход от настоящего, стремление к прошлому как к другой реальности, попытка забыть «эти места, эти времена, эти обычаи».

Исторический источник – это любой аутентичный памятник прошлого, из которого историки могут получить фактический материал для изучения.

Виды исторических источников (выделил Л.Н. Пушкарев):

1. Письменные

2. Устные

3. Этнографические

4. Лингвистические

5. Фотокинодокументы

6. Фонодокументы

7. Вещественные

Вспомогательные исторические дисциплины:

¨ генеалогия

¨ геральдика

¨ метрология

¨ нумизматика

¨ сфрагистика

¨ топонимика

¨ хронология

¨ этимология

 

Билет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.235.6.60 (0.091 с.)