Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика белорусизации. Достижения и противоречия культуры в 30-50-е гг. Хх В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Белорусизация – это политика национально-государственного и национально-культурного строительства в БССР в 20-е гг. Ситуация на территории Беларуси в начале 20-х гг. В этот период Беларусь представляла собой край с относительно низким уровнем экономического развития. Ее территория была разделена на три части: Западная Беларусь находилась в составе Польши; восточные земли были присоединены к Российской Федерации; БССР существовала на территории шести поветов бывшей Минской губернии с населением только 1 353 078 человек (по данным на август 1920 г.). На ее территории проживали люди многих национальностей: белорусы составляли 80 %, евреи и русские – по 8 %, поляки – около 1 %, литовцы, немцы, татары и др. – по 0,2 %. Уже в период гражданской войны начался перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык. Одновременно организуются школы для национальных меньшинств на их родном языке. Государственными языками объявляются белорусский, русский, еврейский и польский. Курс на проведение государственной политики белорусизации приняла II сессия ЦИК БССР 15 июля 1924 г. Предполагалось решить следующие задачи: - в течение одного – трех лет перевести делопроизводство всех учреждений и организаций на белорусский язык; - на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу назначать белорусов; - преподавание в учебных заведениях перевести на белорусский язык; - развернуть широкую работу по изучению истории Беларуси; - расширить финансирование и технические возможности для более широкого издания книг на белорусском языке; - способствовать развитию белорусских культурно-просветительских учреждений и т. д. Развитие процесса белорусизации,направленной на завершение территориального самоопределения белорусского народа. В 1924 и в 1926 гг. присоединяются восточные территории, на которых проживало большинство этнических белорусов. В 1924-1925 гг. развернулась работа по издательству на основных национальных языках разнообразной литературы. В партийных, государственных и общественных организациях началось изучение белорусского языка. Об успехах этой работы свидетельствуют следующие данные: если в 1925 г. в центральных учреждениях только 22 % служащих владели белорусским языком, то в 1927 г. – 80 %. В частях Красной Армии, дислоцирующихся на территории Беларуси, вводилось изучение белорусского языка. Целенаправленно проводится политика выдвижения белорусов на руководящие посты. Этот процесс принял характер коренизации. Быстрыми темпами переводятся школы на белорусский язык обучения. К 1928 г. этот процесс затронул 80 % школ. На белорусском языке велись занятия во многих профессионально-технических училищах и четырех педагогических техникумах. Широкое развитие получило краеведение. В 1926 г. действовало 240 краеведческих организаций с охватом около 10 тыс. человек. Краеведы читали научные доклады, проводили экскурсии и экспедиции, собирали фольклорные произведения. Проводимая политика не была направлена в ущерб интересам других национальностей, проживающих в республике. В местах компактного их проживания создавалась национальные сельские и городские советы. В местечке Койданово (ныне г. Держинск) и на Лепельщине были созданы польские национальные районы. В 1928 г. насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Советов. Открывались школы и классы для национальных меньшинств. Например, в 1927 г. в г. Минске было 145 белорусских школ, 99 еврейских, 70 русских, 22 польские школы. В 1928 г., наряду с четырьмя белорусскими педагогическими техникумами, существовал один еврейский и один польский. Трудности проведения белорусизации. Поскольку белорусизация проводилась форсированными темпами, то зачастую применялись административные методы, что приводило к нарушению принципа добровольности. - Низкий образовательный и культурный уровень населения, нехватка квалифицированных педагогических кадров, слабая издательская база – все это негативно отражалась на качестве белорусизации. - Развернувшаяся в конце 20-х гг. борьба с «национал-демократами» и «национал-уклонистами» фактически положила конец белорусизации. В 1929-1930 гг. в республике прокатилась серия арестов по сфабрикованному делу о существовании контрреволюционной организации «Союз освобождения Беларуси». Было арестовано 86 человек, которые были приговорены к различным срокам заключения. Достижения культуры в 30-е -50-е годы. 1. К концу 30-х годов в БССР была ликвидирована массовая неграмотность. В 1931/1932 учебном году был завершен переход к всеобщему обязательному начальному обучению. В 50 – 60 –е гг. осуществлялась школьная реформа: вводится обязательное восьмилетнее обучение, среднее образование длилось одиннадцать лет и сопровождалось производственным обучением. 2. В 20 – 30-е гг. развернулось творчество таких белорусских писателей и поэтов, как М. Чарот, К. Крапива, К. Черный, М. Лыньков, А. Кулешов, П. Бровка, П. Трус, П. Глебка, П. Головач, Э. Самуйленок. В 50-е г. основной темой белорусской литературы было отражение подвига белорусского народа в Великой Отечественной войне, что нашло отражение в произведениях И. Науменко, В. Быкова, И. Чигринова, И. Шамякина. Широкую известность приобрели белорусские художественные киноленты на военную тематику: «Альпийская баллада», «Возьму твою боль», «Я родом из детства». 3. Выдающимися архитектурными сооружениями 1920 – 1930-х гг. явились Дом правительства, Дом Красной Армии, здания Академии наук (архитектор И. Лангбард). В 30-е гг. были созданы: Государственный русский драматический театр БССР, Республиканский театр юного зрителя, Белорусская государственная консерватория, Белорусский государственный театр оперы и балета, Белорусская государственная филармония. В архитектуре конца 1940-х – начала 1050-х проявилось стремление увековечить победу советского народа в Великой Отечественной войне. Бесспорным достижением белорусских архитекторов стал ансамбль площади Победы в Минске. Наиболее величественные здания в послевоенные годы создали архитекторы А. Воинов, В. Король, М. Парусников. 4. Из под кисти белорусских художников вышло много произведений, посвященных социалистическому строительству. Широкую известность приобрела картина И. Ахремчика «Подписание манифеста о создании БССР» и картины М. Савицкого «Льноводы», «На картофельном поле» и др. С 1960-х г. м. Савицкий начал работать над военной тематикой. Из под его кисти в этот период выходят работы «Партизаны», «Партизанская мадонна» и многие другие произведения. Таким образом, достижения белорусского народа в развитии культуры значительны. Однако в культуре продолжал сохраняться остаточный принцип финансирования, и на ее развитии сказывалось вмешательство партийно-государственных структур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.005 с.) |