Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акустические условия в матке

Поиск

По данным разных авторов, фоновой шум в матке, создаваемый мы­шечной активностью матери, ее кровотоком и кровотоком в плацен­те, сокращением кишечника матери, шумами ее сердца, легких, пери­одически звучащим голосом и звуками, поступающими извне, дости­гает 95 Дб [Arabin et al, 1989; Gagnon, 1989]. Это удалось установить, введя микрофон в матку беременной через наружные половые орга­ны незадолго до родов. Уменьшение интенсивности внешних звуков, поступающих к плоду, составляет около 40 Дб [Querleu et al, 1988]. Поэтому плод может услышать внешние звуки, громкость которых приближается к 135 Дб.

Внешние звуки 65—70 Дб (нормальная разговорная речь) проникают в матку в ослабленном и измененном виде (редко более 30 Дб) засчет шумового фона и водной среды. Наиболее высокой интенсивно­стью обладает передающийся в полость матки тон голоса матери, что объясняется его непосредственной передачей через ткани (по кана­лу костной проводимости).

Восприятие внутренних шумов

В настоящее время считается доказанной способность новорожден­ного узнавать голос матери, который он слышал, находясь еще внут­риутробно. Два американских ученых провели впечатляющий экспе­римент с группой беременных женщин, которые за 6 недель до пред­полагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение «Кот в шляпе», причем суммарное время такой декламации составило по­рядка 5 часов. Родившимся у этих женщин детям на третий день жиз­ни надевались наушники и давалась соска-датчик, соединенная с ус­тройством, которое переключало звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Производя сосательные движе­ния с разной частотой, дети могли либо слушать голос матери, либо другой женщины, читающей «Кота в шляпе». Дети предпочитали со­сать с той частотой, которая позволяла им слушать рассказ, прочи­танный голосом матери. А когда младенцы могли выбирать между данным рассказом и другим, также прочитанным матерью, они выби­рали тот, который слушали последние месяцы беременности — «Кот в шляпе». Из этого экспериментаторы сделали вывод, что ребенок уз­нает голос матери еще в утробе и может дифференцировать разные рассказы, возможно благодаря их различным ритмам. Таким обра­зом, можно предположить, что у плодов уже функционирует слухо­вая память.

На шестом-седьмом месяцах внутриутробной жизни плод не только слышит, но и хорошо дифференцирует внутренние звуки. Более то­го, для него далеко не безразлично, взволнованно или спокойно бьется сердце матери, грустно или весело звучит ее голос, ровно или прерывисто, с напряжением дышат ее легкие. Если мать волнуется, у нее встревоженно бьется сердце, сбивается ритм дыхания, то малыш притихает, замирает, будто бы в предчувствии опасности. И действи­тельно, через некоторое время эта опасность становится вполне реальной — до плода доходят гормоны, соответствующие отрица­тельным эмоциям матери, которые вызывают ухудшение его самочув­ствия. Эта связь — характер звука и соответствующее ему эмоциональ­ное и физиологическое состояние — закрепляется и остается в его памяти. С этого же времени становится возможным зафиксировать реакцию плода на внешнее звуковое воздействие: в ответ на резкие звуки малыш пугливо сжимается или начинает вести себя беспокойно. Таким образам, с этого момента мы можем говорить не только о способности плода дифференцировать внутренние звуки и о его умении отличать их от внешних шумов, но и о его эмоциональном восприятии звуков и о формировании соответствующего опыта.

Восприятие внешних шумов

В последующий период внутриутробной жизни (с восьмого месяца) способность плода дифференцировать звуки совершенствуется. Французскими акушерами было доказано, что помимо внутренних шумов организма матери плод слышит внешние звуки, которые про­ходят через водную среду, несколько искажаясь за счет этого, и на­кладываются на внутренние шумы. Этот вывод был сделан на основа­нии серии экспериментов, когда в матку рожениц после разрыва у них плодных оболочек помещали миниатюрный микрофон и регис­трировали интенсивность звуков, достигающих внутриутробного плода. В одном из таких наблюдений исследователи отчетливо слы­шали звуки и уровень голосов в комнате, внутренние шумы тела ма­тери, а также, к их большому изумлению, 9-ю симфонию Бетховена, транслировавшуюся по радио в родильном блоке. После 32 недель развития плод способен не только различать внеш­ние шумы, а также дифференцировать их, причем в первую очередь он слышит низкие звуки, а потом — высокие. В результате искаже­ния внешних звуков за счет околоплодных вод и высокого уровня внутренних шумов в матке, уровень которых составляет 90—95 Дб, плод гораздо лучше воспринимает внешние звуки, окрашенные эмо­циональным восприятием матери. Под влиянием эмоций матери он способен «делить» голоса окружающих людей на дружеские и враж­дебные. Так, если при общении с кем-то беременная волнуется (не­ровно бьется ее сердце, голос звучит напряженно), это является для малыша сигналом опасности. Напротив, если в общении с кем-то бе­ременная спокойна, радостна и довольна (ее сердце бьется ровно, голос звучит без напряжения), то малыш чувствует себя в безопасно­сти. Добросердечное общение матери с окружающими служит для будущего ребенка знаком того, что звучит голос друга и нет причин для страха.

Внутриутробный опыт плода способствует его адаптации к новой внешней среде после рождения. В этом отношении по­ложительные эмоции матери в ответ на внешнее звуковое раздражение (голоса других людей или звуки) и доброжела­тельные интонации ее собственного голоса являются важ­ным фактором, обеспечивающим формирование положи­тельного опыта плода.

Звуки музыки в жизни плода

Начиная с 32-й недели плод реагирует на музыкальные тоны, прони­кающие в матку, если они по своей силе превосходят ее основной шум. С помощью микрофона удалось установить, что музыкальные тоны определяются в матке с определенной степенью затухания, пропорционально их частоте. Ритм и тембр различных инструмен­тов, баланс высоких и низких звуков существенно не изменяется. Ре­акция плода на музыкальные звуки выражается в учащении сердцебиения, иногда в изменении его двигательной активности. В моменты спокойного состояния плод на музыку не реагирует. Помимо проникновения к плоду звуков музыки через брюшную стенку, имеет большое значение канал костной проводимости звука и эмоциональный ответ матери на конкретное музыкальное произ­ведение. Исследователям удалось установить, что плод по-разному реагирует на отрицательные или положительные акустические по­вторения. При этом большое значение имела эмоциональность вос­приятия музыки матерью.

Однако существует ряд музыкальных жанров, оказывающих на плод объективное воздействие, не зависящее от эмоций матери. Напри­мер, плод «предпочитает» слушать музыку классиков, народные пес­ни, старинные романсы и оперные арии и не приемлет какофонии грохочущей эстрадной рок-музыки и музыки подобных направле­ний. Как правило, негативные реакции вызывает у плода эстрадная музыка, характеризующаяся четким, однообразным ритмом, боль­шой громкостью и низкочастотными колебаниями (вибро-акусти-ческое воздействие). «Было замечено, что будущие мамы часто вы­нуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода», — пишет Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания, о посещении беременными рок-концер­тов. В одной из статей о внутриутробном развитии младенца А.И. Брусиловский приводит подобный случай. «Одна из моих паци­енток рассказывала, что пятимесячный плод буквально «заставил» ее уйти из зала дискотеки. Он так сильно вертелся и так настойчиво толкал ее в живот, что женщина поняла: ребенку плохо в шумном и душном зале», — пишет профессор А.И. Брусиловский в статье о вну­триутробном развитии младенца.

На 32—33-й неделе развития плод начинает избирательно реагиро­вать на предлагаемую ему музыкальную программу: Бетховен и Брамс его волнуют, действуют на него возбуждающе; музыка Моцарта, Ви­вальди и других старинных композиторов успокаивает; музыка Баха и Перголезе заставляет его замирать «в возвышенном порыве»; Шо­пен настраивает на тихий «романтический» лад. Помимо избиратель­ной реакции на различные музыкальные произведения плод спосо­бен к запоминанию и узнаванию музыки, которое возникает под вли­янием повторяющихся эпизодов музыкальных контекстов. В этой связи интересный случай приводит профессор А.И. Брусиловский: «Моя знакомая — музыкальный работник — рассказывала.- когда она была беременна, то обратила внимание на то, что плод узнает мело­дии. Одна музыкальная тема ему особенно нравилась, и он начинал активно двигаться. Определенный ритм движений плода повторялся каждый раз, когда звучала эта музыка».

Приведем несколько замечательных строк из лекций Андре Бертин, опубликованных в России в 1992 году, о восприятии музыкальных звуков будущим ребенком: «Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевиде­нию американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведени­ями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как перевора­чивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого яв­ления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в про­шлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые програм­мы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной... Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слу­шавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инст­рументе во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно — к музыке он будет восприимчив. Кроме возможного формирования определенных способностей, мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.007 с.)