Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические и теоретические предпосылки исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Данное исследование базируется на фундаментальных работах в области психо- логии, психофизики, нейропсихологии, нейрофизиологии и психофизиологии. При ис- следовании психологических особенностей процессов узнавания и опознания лиц мы опирались на когнитивный подход к изучению познавательных процессов на базе ин- формационной метафоры. Основы вышеуказанного подхода были заложены в работах отечественных психологов: А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Н.А. Бернштейна и др., зарубежных психологов: Н. Лин- дсея, Д. Нормана, У. Найссера, Л. Миллнера, и многих других. В работе использова- лись положения гештальт-психологии, сформулированные М. Вертгеймером и К. Коффкой, и положения о перцептивных действиях, сформулированные П.Я. Гальпе- риным и Н.Н. Ланге. Мы также опирались на представления об участии когнитивной и эмоциональной составляющих при оценке стимула, разработанные R.S. Lazarus, S. Folkman, P. Ellsworth и др. Психофизиологическое исследование узнавания и опозна- ния лиц базировалась на принципе функциональной организации коры головного моз- га, предложенном В. Маунткаслом, векторном подходе к кодированию информации, разработанном Е.Н. Соколовым, концепции информационного синтеза А.М. Иваниц- кого. Методы исследования. При исследовании психологических характеристик процессов узнавания и опо- знания лиц нами использовалось две методики: для контроля субъективной эмоцио- нальной составляющей процесса восприятия знакомых лиц использовалась модифи- кация метода субъективного шкалирования – метод прямой числовой оценки [Ратано- ва, 1990]. Для исследования динамики восприятия нами был применен метод тахисто- скопического предъявления стимулов с обратным паттерновым маскированием [Кроль, 2005]. Тахистоскоп был реализован в виде компьютерной программы, создан- ной автором. В психофизиологическом исследовании использовался электроэнцефало- графический метод регистрации когнитивных вызванных потенциалов мозга (система «Энцефалан 131-03»). Для исследования полученных вызванных потенциалов исполь- зовался классический компонентный метод анализа в совокупности с методом искус- ственных нейронных сетей: нейроклассификатор Т.Кохонена, реализованный в про- граммном эмуляторе SOMap Analyser 3.0 пакета Deductor Lite и нейроэмулятор Neuro- Pro 0.25. Для изучения связи вызванных потенциалов с мозговыми структурами ис- пользовался метод локализации дипольных источников, представленный в программе BrainLoc 6.0. Надежность и достоверность результатов обеспечивались применением ме- тодов регистрации и обработки данных, адекватных специфике предмета и задачам данного исследования, организацией экспериментальной процедуры в соответствии со стандартами проведения психологических и психофизиологических исследований, тщательностью качественного анализа полученных данных, а также использованием при обработке последних специализированных математических методов, соответст- вующих особенностям эмпирических данных. Так, например, количество предъявле- ний стимулов для психологического исследования оценивалось по эмпирической фор- муле расчета необходимого объема выборки при заданном уровне ошибки и вероятно- сти оцениваемого параметра [Лакин, 1980]. Анализ ВП производился с контролем дос- товерности обнаруженных различий с помощью двухстороннего W критерия Вилкок- сона, непараметрического χ2 критерия Фридмана (для сравнения пар ВП). В случае об- наружения статистически достоверных различий средних значений компонентов в па- рах ВП, для проверки того, какие именно значения различаются, использовался q кри- терий Ньюмена – Кейлса. Возможная связь психофизиологических и психологических показателей оценивалась с помощью непараметрическая корреляция Спирмена. Для всех статистических критериев нами был принят уровень значимости p<0.05. Основные положения, выносимые на защиту: 1. В процессах узнавания и опознания можно выделить несколько последовательно сменяющих друг друга стадий, различающихся временными параметрами и степенью сформированности узнаваемого или опознаваемого перцептивного образа. Число и выраженность стадий не являются жестко фиксированными и варьируют как функция условий восприятия и индивидуальных особенностей испытуемых. 2. Существование одних и тех же стадий, как в процессе узнавания, так и в процессе опознания свидетельствует о принципиальном сходстве мозговых механизмов их реа- лизации. Принцип работы последних может быть основан на операции сравнения (пе- ребора) признаков «наличного образа» с признаками «эталонов памяти», представ- ляющих индивидуальные объекты и их объединения (классы). 3. Механизмы узнавания и опознания представляют собой «распределенную модуль- но-градиентную систему» мозга, включающую в качестве лабильных звеньев меха- низмы восприятия, памяти и эмоций. 4. Когнитивные и эмоциональные составляющие процессов узнавания и опознания лиц находят отражение в волновой конфигурации зрительных вызванных потенциалов мозга, что выражается в особенностях компонентного состава и амплитудных пара- метров последних. 5. Построение искусственных нейросетей позволяет перейти от традиционного по- компонентного анализа вызванных потенциалов к комплексному их анализу на основе учета всей формы каждого потенциала в целом в виде многомерного вектора. Это от- крывает перспективную возможность для разработки методик оценки индивидуальных различий, а также моделирования нейронных механизмов генерации суммарной ак- тивности мозга, сопровождающей протекание исследуемых психических свойств, процессов и состояний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.007 с.) |