Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические и теоретические предпосылки исследования.

Поиск

Данное исследование базируется на фундаментальных работах в области психо-

логии, психофизики, нейропсихологии, нейрофизиологии и психофизиологии. При ис-

следовании психологических особенностей процессов узнавания и опознания лиц мы

опирались на когнитивный подход к изучению познавательных процессов на базе ин-

формационной метафоры. Основы вышеуказанного подхода были заложены в работах

отечественных психологов: А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера, В.П. Зинченко,

А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Н.А. Бернштейна и др., зарубежных психологов: Н. Лин-

дсея, Д. Нормана, У. Найссера, Л. Миллнера, и многих других. В работе использова-

лись положения гештальт-психологии, сформулированные М. Вертгеймером и К.

Коффкой, и положения о перцептивных действиях, сформулированные П.Я. Гальпе-

риным и Н.Н. Ланге. Мы также опирались на представления об участии когнитивной и

эмоциональной составляющих при оценке стимула, разработанные R.S. Lazarus, S.

Folkman, P. Ellsworth и др. Психофизиологическое исследование узнавания и опозна-

ния лиц базировалась на принципе функциональной организации коры головного моз-

га, предложенном В. Маунткаслом, векторном подходе к кодированию информации,

разработанном Е.Н. Соколовым, концепции информационного синтеза А.М. Иваниц-

кого.

Методы исследования.

При исследовании психологических характеристик процессов узнавания и опо-

знания лиц нами использовалось две методики: для контроля субъективной эмоцио-

нальной составляющей процесса восприятия знакомых лиц использовалась модифи-

кация метода субъективного шкалирования – метод прямой числовой оценки [Ратано-

ва, 1990]. Для исследования динамики восприятия нами был применен метод тахисто-

скопического предъявления стимулов с обратным паттерновым маскированием

[Кроль, 2005]. Тахистоскоп был реализован в виде компьютерной программы, создан-

ной автором. В психофизиологическом исследовании использовался электроэнцефало-

графический метод регистрации когнитивных вызванных потенциалов мозга (система

«Энцефалан 131-03»). Для исследования полученных вызванных потенциалов исполь-

зовался классический компонентный метод анализа в совокупности с методом искус-

ственных нейронных сетей: нейроклассификатор Т.Кохонена, реализованный в про-

граммном эмуляторе SOMap Analyser 3.0 пакета Deductor Lite и нейроэмулятор Neuro-

Pro 0.25. Для изучения связи вызванных потенциалов с мозговыми структурами ис-

пользовался метод локализации дипольных источников, представленный в программе

BrainLoc 6.0.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались применением ме-

тодов регистрации и обработки данных, адекватных специфике предмета и задачам

данного исследования, организацией экспериментальной процедуры в соответствии со

стандартами проведения психологических и психофизиологических исследований,

тщательностью качественного анализа полученных данных, а также использованием

при обработке последних специализированных математических методов, соответст-

вующих особенностям эмпирических данных. Так, например, количество предъявле-

ний стимулов для психологического исследования оценивалось по эмпирической фор-

муле расчета необходимого объема выборки при заданном уровне ошибки и вероятно-

сти оцениваемого параметра [Лакин, 1980]. Анализ ВП производился с контролем дос-

товерности обнаруженных различий с помощью двухстороннего W критерия Вилкок-

сона, непараметрического χ2 критерия Фридмана (для сравнения пар ВП). В случае об-

наружения статистически достоверных различий средних значений компонентов в па-

рах ВП, для проверки того, какие именно значения различаются, использовался q кри-

терий Ньюмена – Кейлса. Возможная связь психофизиологических и психологических

показателей оценивалась с помощью непараметрическая корреляция Спирмена. Для

всех статистических критериев нами был принят уровень значимости p<0.05.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В процессах узнавания и опознания можно выделить несколько последовательно

сменяющих друг друга стадий, различающихся временными параметрами и степенью

сформированности узнаваемого или опознаваемого перцептивного образа. Число и

выраженность стадий не являются жестко фиксированными и варьируют как функция

условий восприятия и индивидуальных особенностей испытуемых.

2. Существование одних и тех же стадий, как в процессе узнавания, так и в процессе

опознания свидетельствует о принципиальном сходстве мозговых механизмов их реа-

лизации. Принцип работы последних может быть основан на операции сравнения (пе-

ребора) признаков «наличного образа» с признаками «эталонов памяти», представ-

ляющих индивидуальные объекты и их объединения (классы).

3. Механизмы узнавания и опознания представляют собой «распределенную модуль-

но-градиентную систему» мозга, включающую в качестве лабильных звеньев меха-

низмы восприятия, памяти и эмоций.

4. Когнитивные и эмоциональные составляющие процессов узнавания и опознания

лиц находят отражение в волновой конфигурации зрительных вызванных потенциалов

мозга, что выражается в особенностях компонентного состава и амплитудных пара-

метров последних.

5. Построение искусственных нейросетей позволяет перейти от традиционного по-

компонентного анализа вызванных потенциалов к комплексному их анализу на основе

учета всей формы каждого потенциала в целом в виде многомерного вектора. Это от-

крывает перспективную возможность для разработки методик оценки индивидуальных

различий, а также моделирования нейронных механизмов генерации суммарной ак-

тивности мозга, сопровождающей протекание исследуемых психических свойств,

процессов и состояний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.007 с.)