И психофизиологические механизмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И психофизиологические механизмы



Специальность 19.00.02 – Психофизиология (психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата психологических наук

Москва – 2007

Работа выполнена на кафедре психофизиологии факультета психологии

Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Черноризов Александр Михайлович

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Гусев Алексей Николаевич

кандидат психологических наук, доцент

Глебов Виктор Васильевич

Ведущая организация: Институт психологии Российской академии

наук

Защита состоится «_30_»__мая______ 2007 г. в _15_ часов на заседании

диссертационного совета Д 501.001.15 при МГУ имени М.В. Ломоносова

по адресу: 103009, Москва, ул. Моховая, дом 11, корпус 5, аудитория _102.

Текст автореферата опубликован на сайте факультета психологии МГУ

имени М.В. Ломоносова www.psy.msu.ru «_28_»_апреля____2007 г.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени

М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан «_26_»_апреля____2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета ____________________ Балашова Е.Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема изучения процессов зрительного

узнавания и опознания объектов окружающего мира всегда была одной из самых зна-

чимых в психологии. Особый интерес вызывает здесь изучение процессов узнавания и

опознания лиц, поскольку восприятие данной категории объектов играет важнейшую,

биологически и социально значимую роль в жизни человека. Зрительное восприятие

объектов, в том числе лиц, может рассматриваться в двух аспектах. В первом случае

речь идет об узнавании объектов как таковых среди объектов, относящихся к другим

классам. Второй аспект касается восприятия конкретных, знакомых объектов. Этот

процесс обозначается термином «опознание». Современный этап исследования этой

проблемы характеризуется определенными достижениями в раскрытии многих психо-

логических аспектов и понимании некоторых физиологических механизмов узнавания

и опознания. Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли К. Коффка, М.

Вертгеймер, Р. Солсо, В.М. Кроль, А.Р. Лурия, Р. Причард, Д. Хьюбел, Т. Визель, В.

Маунткасл, М.С. Шехтер, Е.Н. Соколов, Е. Тульвинг, А. Раделл, Б. Роушен и многие

др.

В настоящее время накоплен богатый экспериментальный материал, который

позволил сформулировать ряд принципов обработки информации в процессах узнава-

ния и опознания различных объектов, в том числе, лиц. Так, в психологии было выде-

лено два основных подхода. Первый подход основывается на предположении о при-

оритете целостного образа перед анализом составляющих элементов [Зинченко и др.,

1980], [Cavanagh et al., 1990], [Goolkaasian, 1991], [Gregory, 1985], [Sanocki, 1991]. Второй

подход базируется на противоположных взглядах: сначала происходит узнавание и

опознание отдельных элементов, и лишь затем перцептивной системой выдвигается

гипотеза о типе воспринимаемого образа. Этот принцип базируется на результатах бле-

стящих экспериментов D.H. Hubel и T.N. Wiesel [1959, 1963]. Некоторые исследователи,

например, S.E. Palmer [1975] полагают, что в зрительной системе реализуются одновре-

менно оба приведенных способа. Существуют также представления, с помощью кото-

рых так или иначе пытаются объяснить психологические механизмы узнавания и опо-

знания. Так, одна из теоретических концепций предполагает сравнение стимулов с

прототипами – некоторыми абстрактными образами воспринимаемых объектов [Posner

et al., 1967], D.A. Leopold, I.V. Bondar и M.A. Giese M.A. [2006]. Разновидность модели

формирования прототипов называется моделью центральной тенденции. S.K. Reed [1972],

M.I. Posner и др. [Posner et al., 1967], [Schneiderman, Kanade, 2000]. Другая теория исхо-

дит из принципа сопоставления сенсорной информации с некоторыми эталонными

мысленными формами; узнавание и опознание в этом случае происходят при совпаде-

нии стимула с эталоном. В качестве самостоятельного направления можно выделить

гештальт-подход, который подчеркивает важность организации элементов зрительно-

го опыта в процессах узнавания и опознания [Koffka, 1922], [Wertheimer, 1923].

Психофизиологические исследования в значительной степени были посвящены

поиску мозговых механизмов, которые могут участвовать в обеспечении процессов

узнавания и опознания. Вместе с тем, психологические и психофизиологические меха-

низмы узнавания и опознания лиц исследованы недостаточно. В психологии отсутст-

вует однозначное понимание работы перцептивной системы при развертывании про-

цессов узнавания и опознания. Нет единого мнения по поводу формирования и хране-

ния следов памяти на узнаваемые и опознаваемые лица. Имеются также противоречи-

вые мнения по вопросу о том, какие мозговые структуры обеспечивают функциониро-

вание процессов узнавания и опознания лиц. Не ясен характер взаимодействия мозго-

вых структур при развертывании процессов узнавания и опознания лиц. Кроме того,

большая часть как психологических, так и психофизиологических экспериментальных

исследований посвящена когнитивному аспекту обработки информации в процессах

узнавания и опознания лиц без учета влияния эмоционального компонента воспри-

ятия. Все вышеперечисленное и определяет актуальность выбранной нами темы ис-

следования.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования было

выявление психологических и психофизиологических механизмов процессов узнава-

ния и опознания лиц. Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. Изучить психологические и психофизические характеристики процессов узнавания

и опознания лиц.

2. Провести исследование вызванных потенциалов (ВП) мозга при развертывании

процессов узнавания и опознания лиц.

3. На основе параметров вызванных потенциалов мозга и с использованием метода

искусственных нейронных сетей разработать и апробировать психофизиологическую

методику для идентификации процессов узнавания и опознания лиц.

4. Произвести анализ распределения в мозге дипольных источников ВП, связанных с

процессами узнавания и опознания лиц и на основе этого анализа локализовать мозго-

вые структуры, реализующие механизмы процессов узнавания и опознания лиц.

Гипотезы исследования.

1. Узнавание и опознание не являются чисто перцептивными процессами и реализу-

ются на основе взаимодействия механизмов восприятия, памяти и эмоций.

2. Вызванные потенциалы мозга содержат информацию о когнитивных и эмоцио-

нальных компонентах опыта субъекта, актуализируемых (с разной степенью выражен-

ности) по ходу протекания процессов узнавания и опознания.

3. Метод искусственных нейронных сетей в сочетании с методом вызванных потен-

циалов может послужить основой для разработки нового методического подхода к

изучению и моделированию механизмов когнитивных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.011 с.)