ТОП 10:

Назревание общенационального кризиса осенью 1917 года. Приход к власти большевиков.



Семинар (2 часа)

План семинара

1.Кризис осени 1917 года.

2.Восстание в Петрограде и свержение Временного правительства.

3.Установление Советской власти на территории России.

4.Брестский мир.

Семинар 2 (2 часа)

Тематика докладов:

1.В.И. Ленин и его роль в истории России.

2.Л.Д. Троцкий и его роль в истории России.

3.А.Ф. Керенский и его роль в истории России.

4. Великая октябрьская революция, или мятеж?

5. «Учредительное собрание», политический тупик, или утраченные перспективы?

ТЕМА № 14.

Гражданская война и иностранная военная интервенция. Политика военного коммунизма.

Семинар 1 (2 часа)

План семинара

1.Причины, основные этапы гражданской войны.

2.Окончание гражданской войны и интервенции.

3.Политика военного коммунизма, причины, ход, последствия.

Семинар 2 (2 часа)

Тематика докладов:

1.Политические силы, учувствовавшие в гражданской войне.

2.Создание красной армии.

3.Лидеры большевиков.

4.Лидеры белого движения.

5.Советско – польская война.

6.Государственная монополия на внешнею и внутреннюю торговлю.

7.Продовольственная диктатура, продовольственная развёрстка.

 

ТЕМА № 15.

Советское государство в годы социалистического строительства. Новая экономическая политика. Индустриализация. Коллективизация. Внешняя политика Советской России в 20-е – 30-е гг. XX века.

Семинар 1 (2 часа)

План семинара

1.Общественно-политический кризис конца 1920 – начала 1921 гг.

2.НЭП: основные элементы, сущность, противоречия, результаты.

3.Становление командно-административной системы управления экономикой.

4.Деятельность советской дипломатии по созданию системы коллективной безопасности в Европе, ее результаты.

Семинар 2 (2 часа)

Тематика докладов:

1.Переход от военного коммунизма к новой экономической политике.

2.Первые пятилетки и их результаты.

3.Коллективизация сельского хозяйства: ход, методы осуществления, последствия.

4.Культ личности И.В. Сталина и массовые репрессии.

5.Прорыв экономической и дипломатической блокады СССР в 20-е годы.

6.Обострение международной ситуации в 30-е годы.

 

ТЕМА № 16.

СССР в годы 2-й мировой и Великой Отечественной войн.

Семинар 1 (2 часа)

План семинара

1.Начало 2-й мировой иВеликой Отечественной войны.

2.Важнейшие сражения Великой Отечественной войны и их оценка.

3.Освобождение Европы от фашизма.

Семинар 2 (2 часа)

Тематика докладов:

1.Нападение Германии на СССР.

2.Причины неудач советских войск в ее начальный период.

3.Битва под Москвой, ее историческое значение.

4.Контрнаступление антифашистских сил с конца 1942 г.

5.Наступление вооруженных сил Англии и США в Северной Африке.

6.Военные действия на европейском театре в 1944 – 1945 гг.

ТЕМА № 17.

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1946 – 1953 гг. СССР в политической системе послевоенного мира.

Семинар (2 часа)

План семинара

1.Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства в послевоенные годы. 2.Внутренняя политика советского правительства в 1945-53 гг.

3.Холодная война. Понятие, содержание, основные этапы.

Семинар 2 (2 часа)

Тематика докладов:

1.Изменение положения СССР на международной арене.

2.Советская власть после войны.

3.Идеология Коммунистической партии в послевоенный период.

4. «Атомное противостояние», СССР и США.

ТЕМА № 18.

СССР в 1953 – 1985 гг. Социально-экономическое и политическое развитие.

Семинар (2 часа)

План семинара

1.Н.С. Хрущев и его социально-экономическая и политическая программа.

2.Л.И. Брежнев и его политическая деятельность.

3.Деятельность Ю.В. Андропова. Необходимость реформирования советского общества.

 

ТЕМА № 19.

«Перестройка» в СССР в 1985 – 1991 гг. Социально-экономические преобразования, общественно-политическое положение. Российская Федерация 1991 – 2011 гг.

Семинар 1 (2 часа)

План семинара

1.Общественно-политическое положение в СССР в 1985-1991 гг.

2.Причины и последствия ликвидация СССР.

3.Осенний кризис 1993 года.

4.Россия в XXI веке.

Семинар 2 (2 часа)

Тематика докладов:

1.XIX Всесоюзная партийная конференция о демократии и гласности.

2.Внешняя политика в период правления М.С. Горбачева.

3.События 19 – 21 августа 1991 г. в Москве.

4.Радикальные экономические реформы Б. Ельцина – Е. Гайдара – В. Черномырдина.

5.Принятие Конституции РФ.

6.Политический портрет В.В. Путина.

7.Политический портрет Д.А. Медведева.

8.Внешнеполитический курс современной России.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

3.1 Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Подготовка студента к семинару - один из основных и трудоемких видов учебной деятельности. Повышение эффективности усвоения новых знаний всегда связано с самостоятельной работой студентов.

Студент должен самостоятельно готовиться к семинарскому занятию, соблюдая следующую последовательность:

- ознакомиться с перечнем вопросов рекомендованных для самостоятельной работы;

- ознакомиться с рекомендациями по изучаемой теме;

- ознакомиться с содержанием плана проведения семинара;

- изучить конспект лекции по данной теме;

- изучить соответствующий раздел учебника (учебников) или учебного пособия;

- изучить дополнительную рекомендованную литературу по изучаемой теме;

- подготовить конспект (тезисы) по каждому вопросу семинарского занятия;

- по согласованию с преподавателем или по его указанию подготовить реферат (доклад) по одному из вопросов семинарского занятия.

При самостоятельной подготовке к семинарскому занятию рекомендуется составить детальный план своего выступления на семинаре, провести самоконтроль через соответствующие вопросы.

При подготовке к семинарскому занятию следует вырабатывать наиболее рациональные приемы работы с литературой, т.к. во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень определяется именно этим умением.

Изучение различных учебных пособий, научной литературы по истории развивает память и творческое, логическое мышление.

Особенно продуктивно чтение разделов, глав учебных пособий разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого изучения студент сопоставляет различные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений истории. Он совершенствует свое умение подобрать убедительные, научно - обоснованные аргументы, логически мыслить.

При подготовке конспекта выступления необходимо отобрать нужный учебный (научный) материал, детально продумать структуру и стиль выступления.

В конспект могут войти отдельные части текста, факты, примеры, схемы. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению материала. Конспектирование помогает выработать приемы и навыки логичного и правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи и творческому мышлению.

Основная цель семинарских - развитие мышления, самостоятельности в преодолении познавательных трудностей в процессе формирования глубоких теоретических знаний об объективных закономерностях развития и функционирования государственно-правовых явлений. Всесторонний заинтересованный анализ вопросов истории России, выносимых на семинар, учит студентов самостоятельно и логично мыслить, аргументировано полемизировать.

Участие студента в семинарском занятии расширяет его кругозор, формирует культуру речи, навыки публичного выступления и общения. Семинарские занятия способствуют формированию нового мировоззрения, политико-правового мышления. Одновременно более глубокое изучение вопросов истории должно способствовать подготовке студентов к восприятию других учебных дисциплин.

Одной из главных задач семинарских занятий является закрепление у студентов тех знаний, которые они получили в процессе самостоятельной работы, поскольку это эффективное средство воспитания трудолюбия и одновременно одна из форм контроля качества знания учебного материала, изложенного на лекции и в рекомендованной литературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинарских занятий пробелы в знаниях и умениях студентов и установить обратную связь между преподавателем и обучаемыми.

Таким образом, целью семинарского занятия является: расширение, закрепление и полное усвоение материала лекции по каждой изучаемой теме; развитие творческого и научного мышления; выработка навыков последовательно и аргументировано излагать свои мысли и вести научную дискуссию.

Семинарские занятия должны обеспечивать живое творческое обсуждение учебного материала в форме отдельных выступлений, докладов студентов по каждому вопросу, в форме дискуссий и обмена мнениями.

Занятия начинаются вступительным словом преподавателя. Затем заслушиваются доклады (выступления) по вопросам плана семинара.

При выступлении разрешается обращаться к конспекту, подготовленному к семинарскому занятию, но следует избегать сплошного чтения подготовленного материала.

Выступление студентов на семинарских занятиях должны удовлетворять следующим основным требованиям: в нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих понятий, принципов, признаков, положений и категорий. Выдвигаемые теоретические положения следует подкреплять фактами, аргументами и практическими примерами. В ответах должна быть самостоятельность и творческое отношение к решению обсуждаемого вопроса. Выступления должны быть логичными и литературно грамотными. По сообщению, выступлению, докладу задаются вопросы, делаются уточнения и дополнения, а затем проводится активное обсуждение, в котором принимают участие все желающие. Участие студентов в обсуждении рассматриваемых на семинаре вопросов и проблем предполагает умение внимательно слушать своих товарищей, анализировать содержание и форму этих выступлений, давать им объективную оценку. Это позволяет дополнить выступление, раскрыть для себя новые стороны вопроса.

В конце занятий преподаватель подводит итоги по прошедшему обсуждению, выставляет оценки, дает задание на следующие занятия.

3.2 Методические рекомендации по написанию и оформлению рефератов

Реферат является важнейшей формой самостоятельного изучения материала, способствует углублению знаний по отдельным проблемам отечественной истории, а так же вырабатывает навыки анализа исторических источников и научного подхода к проблеме.

Подготовка к написанию реферата начинается с выбора темы. Качественному выполнению работы способствует внимательное изучение и анализ исторических документов и имеющейся научной и научно - популярной литературы. В работе над рефератом выделяется несколько этапов:

I. Прежде всего, целесообразно, по учебнику или иной учебно - методической литературе ознакомиться с исторической эпохой.

2.Затем собрать и внимательно изучить научную и научно - популярную литературу.

3.После этого важно отобрать и тщательно проанализировать исторические источники, необходимые для раскрытия темы.

4.3акончив подготовительную работу, составляется план. Он должен обязательно состоять из введения, основной части и заключения.

Во введении (не менее 3-х страниц) слушатель дает общую характеристику рассматриваемой эпохи, историографический обзор имеющейся по теме литературы, показывает актуальность рассмотрения данной темы. Исходя, из этого, ставит цель и определяет задачи работы.

Основная часть, примерно, занимает 2/3 всей работы, должна содержать 3-4 раздела. Каждый раздела должен содержать рассмотрение одного крупного вопроса, обобщения и выводы, способствующие уяснению последующих проблем.

Заключениеработы (1-2 страницы) состоит, в основном, из общих выводов по теме, сделанных на основе изучения всего материала. Небольшое по объему, но содержательное заключение свидетельствует об умении обобщать материал.

После заключения студент прилагает список использованных источников и литературы. Библиография излагается в алфавитном порядке и по значимости. В начале идут исторические источники: документы из хрестоматий, архивные материалы, периодическая печать и др., затем научные, научно - популярные издания, журнальные и газетные статьи.

Все цитаты (заключенные в кавычки), факты, цифры, приводимые автором в тексте, сопровождаются сносками на архивы или научно - популярную литературу, периодику, но при условии, если она вами изучалась. Сноски можно делать постранично в конце каждого листа или же сплошные в конце страницы.

Например.

В конце цитаты, факта, цифры ставите номер сноски. Подчеркнув текст в конце листа (при постраничной сноске)

1. Почкаев И.А., Заичкин И.Н. Русская история: популярный очерк IX - середина XVIII в. - М., 2012. - С.37.

2. Ссылки на журнальную статью или газету оформляются следующим образом:

Иванов А. Старообрядчество на Руси.//Вопросы истории. 2013. №4.-С.8

Петров В. Русские масоны. - Выбор. -2013. -15 июля.

К оформлению работы также предъявляются следующие требования: работа может быть рукописной и напечатана на пишущей машинке или компьютере. Рукописный вариант работы выполняется в ученической тетради в линейку объемом 18 листов аккуратным разборчивым почерком. Печатный вариант выполняется объемом не менее 25 страниц, номер шрифта 14, межстрочный интервал – 1. Страницы как рукописных, так и печатных работ должны быть пронумерованы и иметь поля (с одной стороны листа) 3 см для замечаний рецензента.

Первая страница – титульный лист, который содержит полное наименование учебного заведения, номер и название темы реферата, курс, группу, фамилию и инициалы автора работы, а так же номер его зачетной книжки, город и год написания.

Примерная тематика рефератов носит рекомендательный характер и может быть использованы при подготовке работы по желанию студента.

При нарушении требований преподавателя, предъявляемых к реферату, работа признается неудовлетворительной и отправляется на доработку студенту.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.016 с.)