Политическая деятельность хана Есима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая деятельность хана Есима.



Политическая деятельность хана Есима.

Есим хан (1598-1628) - сын Шыгая. Особенности политики Есим хана:• В состав Казахского ханства вошел Туркестан с его городами. С этого периода Туркестан стал столицей Казахского ханства.• В состав Казахского ханства вошел Ташкент и на некоторое время Фергана. На 200 лет Ташкент стал обственностью Казахского ханства.• В состав Казахского ханства окончательно вошли оседло-земледельческие районы Южного Казахстана.• После Касым хана издал второй закон обычного право казахов «Есимнин ески жолы» (Старый путь Есима), где укрепил роль выполнения военной обязанности и ужесточил меры наказания за нарушения военной дисциплины. Казахи называли его «смелый и статный Есим».

С 30-х годов XVII в. международная ситуация во внутренней Азии изменилась. На „восточной границе появляется сильный противник» нацелившийся на завоевание городов и кочевий казахов. Это были калмыки /«ойраты»/. Они представляли союз сильных четырех племен: чоросы - правящий род (ранее они были в составе Могулистана), хошоуты (Хоит), дербеты и торгауты. В казахском эпосе они известны под названием калмак (кара калмак -восточные, куба калмак-западные, ак калмак-северные). Спорадические столкновения казахов и калмыков в конце XVII в, превратились в изнурительные войны. Одним из узловых пунктов противоборства были города юга Казахстана. Овладев к тому времени Семиречьем, Восточным Туркестаном, калмыки направили свои усилия на присырдарьинские горбда. В 1652 году был убит хан Казахской орды Жангир, сын Есим-хана. В 1683-1684 гг. калмыцкие войска разрушили Сайрам. Все города, кроме Яссы (Туркестан), были захвачены калмыками. Только большое напряжение сил казахского общества способствовало их возвращению.

Таким образом, в этнической историй казахов в связи с усилением калмыков появляется новый опасный фактор. Но, несмотря на эту угрозу, Казахское ханство при Есим хане достигло наивысшего развития. В той или иной степени казахи влияли на ситуации в обширнейших районах Центральной Азии. Восточные источники говорят об участии казахов при Есиме в политических интригах на территории Восточного Туркестана (Кашгар, Аксу, Хотан), русские источники содержат сведения об ожесточенной казахско-калмыцкой чвойне в Западной Сибири, в Прииртышье. Вместе с тем наступает кульминационный период борьбы кочевников и оседлых. На этой сцене главные роли играли кочевые джунгарское и казахское государства и могучие оседлые страны - Россия и Китай. Предчувствие близкой гибели ужесточило борьбу казахов с калмыками, но она не велась на истребление друг друга. Вероятно, поэтому в некоторых источниках Тауекеля и Есима называют казахско-калмыцкими правителями.

Жеты-жаргы» Тауке хана.

"Семь установлений". В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник - "Жеты жаргы" ("Семь установ­лений"). Это свод узаконенных правил, явившихся естественным продолжением традиций степного права. В нем также отразились изменения общественных отношений в процессе становления и развития казахской государственности.

Инициатором составления свода законов принято считать хана Тауке. Поэтому "Семь установлений" называют также "Уложением" хана Тауке, или "Законами" хана Тауке. По преданию, хан Тауке собрал для совета трех биев — Толе, Казыбека и Айтеке. Обсудив с ними внутренние проблемы и конфликты казахского общества, он составил и утвердил основные законопо­ложения. "Уложение" состояло из семи разделов, приведенных в единую систему и разрешающих семь главных спорных вопросов: земельные отношения, судьба овдовевших женщин, финансовые конфликты, семейные отношения и воспитание детей, ответственность и меры наказания за преступления, родоплеменные взаимоотношения и конфликты, защита государства от внешних врагов. Во времена ханов Касыма и Есима убийство человека каралось беспощадно: убийцу казнили, а его семья подвергалась разорению. По "Жеты жаргы" преступник мог понести одно из семи наказаний: "черный казан" — казнь убийцы; "кара нар" ("черный верблюд") — преступник должен был довезти тело убитого им человека до Турке­стана и похоронить там, оплатив все расходы, связанные с погребением; "черное ружье", "черный ковер" и другие виды наказания. В "Уло­жении" также отразилось изменение взглядов на общечеловеческие моральные ценности. Так, человек, оскорбивший женщину, обязан попросить у нее прощение. В случае отказа он несет наказание. Вообще уважение человеческого достоинства становится основой этико-правовых норм поведения во взаимоотношениях членов казахского общества. Защита собственности — один из главных постулатов "Семи уста­новлений". Пастбища и пашни являлись собственностью рода, скот — личным имуществом его членов. Права аристократов оценивались в семь раз выше, чем права рядовых, простых граждан. В соответствии с "Уложением" строго карались воровство, насилие, унижение и моральное оскорбление личности, безнравственное поведение. Например, "насилие над женщиной считается таким же преступлением, как убийство человека". В своде законов определено и наказание по шариату — мусульман­ским религиозным нормам поведения. Оскорбившему имя Аллаха (при свидетельстве семи человек) грозила смерть; изменивший вере, предавший ее, лишался имущества и изгонялся из государства. Одно из положений "Законов" хана Тауке гласит: "Раб не имеет никаких прав, он полностью во власти своего хозяина". Правовые нормы, закрепленные в "Семи установлениях" хана Тауке, действовали в казахском обществе до принятия "Российских Временных положений", введенных в 1867—1868 гг.

Политическая деятельность хана Есима.

Есим хан (1598-1628) - сын Шыгая. Особенности политики Есим хана:• В состав Казахского ханства вошел Туркестан с его городами. С этого периода Туркестан стал столицей Казахского ханства.• В состав Казахского ханства вошел Ташкент и на некоторое время Фергана. На 200 лет Ташкент стал обственностью Казахского ханства.• В состав Казахского ханства окончательно вошли оседло-земледельческие районы Южного Казахстана.• После Касым хана издал второй закон обычного право казахов «Есимнин ески жолы» (Старый путь Есима), где укрепил роль выполнения военной обязанности и ужесточил меры наказания за нарушения военной дисциплины. Казахи называли его «смелый и статный Есим».

С 30-х годов XVII в. международная ситуация во внутренней Азии изменилась. На „восточной границе появляется сильный противник» нацелившийся на завоевание городов и кочевий казахов. Это были калмыки /«ойраты»/. Они представляли союз сильных четырех племен: чоросы - правящий род (ранее они были в составе Могулистана), хошоуты (Хоит), дербеты и торгауты. В казахском эпосе они известны под названием калмак (кара калмак -восточные, куба калмак-западные, ак калмак-северные). Спорадические столкновения казахов и калмыков в конце XVII в, превратились в изнурительные войны. Одним из узловых пунктов противоборства были города юга Казахстана. Овладев к тому времени Семиречьем, Восточным Туркестаном, калмыки направили свои усилия на присырдарьинские горбда. В 1652 году был убит хан Казахской орды Жангир, сын Есим-хана. В 1683-1684 гг. калмыцкие войска разрушили Сайрам. Все города, кроме Яссы (Туркестан), были захвачены калмыками. Только большое напряжение сил казахского общества способствовало их возвращению.

Таким образом, в этнической историй казахов в связи с усилением калмыков появляется новый опасный фактор. Но, несмотря на эту угрозу, Казахское ханство при Есим хане достигло наивысшего развития. В той или иной степени казахи влияли на ситуации в обширнейших районах Центральной Азии. Восточные источники говорят об участии казахов при Есиме в политических интригах на территории Восточного Туркестана (Кашгар, Аксу, Хотан), русские источники содержат сведения об ожесточенной казахско-калмыцкой чвойне в Западной Сибири, в Прииртышье. Вместе с тем наступает кульминационный период борьбы кочевников и оседлых. На этой сцене главные роли играли кочевые джунгарское и казахское государства и могучие оседлые страны - Россия и Китай. Предчувствие близкой гибели ужесточило борьбу казахов с калмыками, но она не велась на истребление друг друга. Вероятно, поэтому в некоторых источниках Тауекеля и Есима называют казахско-калмыцкими правителями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.005 с.)