Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие индустрии во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х годов

Поиск

Советская экономика в 1950-х гг. оставалась по преимуществу экстенсивной. Продолжалось освоение новых энергетических и сырьевых ресурсов, велось обширное индустриальное строительство. Вместе с тем, постепенно большая часть инвестиций стала вкладываться не в строительство новых предприятий, а в реконструкцию и техническое перевооружение существующих.

Особенно успешно развивалась электроэнергетика, капиталовложения в которую возросли в пятой пятилетке в 3,5 раза по сравнению с четвертой (инвестиции в промышленность в целом увеличились в 2 раза). Во второй половине 1950-х гг. начали работу Куйбышевская, Сталинградская, Каховская, Цимлянская и другие ГЭС.

Вместе с тем, строительство ГЭС оборачивалось экономическими и экологическими потерями, затоплением обширных сельскохозяйственных угодий и многочисленных памятников культуры, вынужденным переселением жителей деревень и поселков, уничтожением рыбных запасов и т.п. Да и отдачу крупные ГЭС начинали давать значительно позже, чем тепловые электростанции, которые производили около 80% электроэнергии.

Стали создаваться и атомные электростанции. В 1954 г. вступила в строй первая в мире Обнинская АЭС, позже были построены Сибирская, Ново-Воронежская, Белоярская АЭС. Суммарная мощность электростанций СССР за 1950-е гг. возросла в 3,4 раза, что позволило значительно повысить энерговооруженность труда в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве.

Быстро развивалась топливная промышленность. Получила широкое распространение добыча угля открытым способом, применявшаяся в Экибастузе, в Канско-Ачинском бассейне и на других мощных месторождениях. В то же время доля угля в топливном балансе страны начала сокращаться в пользу нефтепродуктов.

Опережающими темпами развивалась также химическая промышленность, прежде всего производство пластмасс, синтетического волокна, минеральных удобрений, ядохимикатов. На рубеже 1950-х—1960-х гг. химия считалась всесильной наукой, способной в кратчайшие сроки изменить условия существования человека. Казалось, что через несколько лет пластики, не подверженные коррозии, заменят металлы, а синтетические ткани превзойдут по своим качествам натуральный лен, хлопок и шелк.

В машиностроении появились новые скоростные станки, началось применение автоматических поточных линий.

Значительно изменился железнодорожный транспорт: тепловозы и электровозы почти полностью вытеснили паровозы. Гражданская авиация освоила новые виды пассажирских и грузовых самолетов, в том числе реактивный ТУ-104.

Успехи ракетостроения позволили СССР в июне 1957 г. впервые в мире вывести на космическую орбиту искусственный спутник Земли. В апреле 1961 г. советский космонавт Ю.А.Гагарин совершил первый в истории пилотируемый космический полет. Затем последовали полеты г.Титова, А.Николаева, А.Поповича в.Терешковой и в.Быковского. Достижения СССР в космосе зримо свидетельствовали о его возросшей индустриальной и военной мощи, достижениях советской науки. Космонавты надолго стали самыми популярными в стране людьми.

В то же время с конца 1950-х гг. наметились негативные тенденции в развитии промышленности. Темпы роста производства стали снижаться. Если в 1950—1956 гг. они составляли около 11% в год, то в 1957—1959 гг. снизились до 7%, а к 1963 г. — до 5%. Легкая промышленность, по-прежнему считавшаяся второстепенной, не справлялась с обеспечением растущих потребностей граждан в товарах массового спроса. Технический уровень и качество отечественной продукции, особенно предназначенной для потребления, всё более заметно уступал зарубежным образцам. Крайне медленно внедрялись достижения научно-технического прогресса. В результате многие открытия и изобретения советских ученых применялись за рубежом, но не использовались в отечественной промышленности. Система централизованного директивного планирования явно не справлялась с задачами управления усложнившимся экономическим механизмом.

Аграрная политика

Решения сентябрьского Пленума 1953 г. дали колхозам и совхозам относительную хозяйственную самостоятельность, позволили материально стимулировать крестьян. Закупочные цены на пшеницу возросли в 1952—1958 гг. в 6 раз, на крупный рогатый скот — в 12 раз, денежные выплаты на трудодень — в 3 раза. Значительно увеличились доходы колхозников от продажи молока, масла. Летом 1957 г. были полностью отменены обязательные поставки сельхозпродуктов личными подсобными хозяйствами колхозников, рабочих совхозов и горожан.

В конце 1950-х гг. колхозы получили право подключаться к общесоюзным энергетическим сетям, в то время как раньше они могли пользоваться лишь маломощными сельскими энергосетями. Это значительно повысило энерговооруженность сельского хозяйства, позволило механизировать ряд работ, в частности доение скота.

Однако в основном развитие сельского хозяйства пошло по экстенсивному пути. В 1954 г. Хрущев обратился в ЦК с запиской «Пути решения зерновой проблемы». Он писал: «Дальнейшее изучение состояния сельского хозяйства и хлебозаготовок показывает, что объявленное нами решение зерновой проблемы не соответствует фактическому положению дел в стране с обеспечением зерном». (Это был прямой выпад в адрес Маленкова, который на XIX съезде КПСС провозглашал, что в СССР полностью решена зерновая проблема.)

В записке сообщалось, что в 1953 г. было заготовлено 1850 млн. пуд. (столько же, сколько и в 1948 г. и на 375 млн. пуд. меньше, чем в 1949 г.). 160 млн. пуд. пришлось взять из государственного резерва.

Отметив, что «в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением численности городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивается расход хлебопродуктов», Хрущев делал вывод: необходимо резко увеличить производство зерна. Для этого он предлагал предпринять распашку целинных и залежных земель в Казахстане, Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Хрущев считал, что это позволит значительно увеличить производство в кратчайшие сроки, а затем вернуться к намеченным сентябрьским Пленумом интенсивным мерам.

Первоначально планировалось распахать 13 млн. га, однако планы вскоре были значительно перевыполнены. Только за первые два года было распахано 33 млн. га целинных и залежных земель, а за 1954—1960 гг. —

41,8 млн. га, в т.ч. 25,5 млн. — в Казахстане, 11,1 млн. в Сибири, 2,9 млн. на Урале и 2,3 млн. в Поволжье. На целине сооружались «агрогорода», создавались крупные зерновые совхозы. Распашка целинных земель требовала большого количества рабочих рук. Только в 1954—1957 гг. на целину переехали 56 тыс. семей, главным образом из колхозов центральной России. Освоение целины стало «ударной комсомольской стройкой», к нему широко привлекали городскую молодежь.

В 1956—1958 гг. целинные земли обеспечили стране половину урожая зерновых. И в дальнейшем от 25% до 40% зерна собирали на целине. Среднегодовые сборы зерна составили в 1959—1964 гг. 129,3 млн. т против 80,9 млн. т в 1949—1953 гг.

Вместе с тем освоение целины встретило немало трудностей и породило серьезные проблемы. Распашка земель велась в степных районах, не имевших жилья, дорог и иной инфраструктуры. Это требовало огромных капиталовложений. Себестоимость целинного хлеба была очень высока. Затраты на освоение целины не позволили осуществить крупные капиталовложения в сельское хозяйство остальной страны, прежде всего — нечерноземной зоны РСФСР, привели к отказу от курса сентябрьского Пленума 1953 г. на интенсификацию сельскохозяйственного производства. Вместе с тем условия жизни самих целинников оставались крайне тяжелыми: приходилось подолгу жить в палатках и вагончиках, не хватало воды и самых элементарных товаров. В 1959 г. это даже привело к волнениям в поселке Темиртау близ Караганды.

Освоение целины велось без серьезной экологической экспертизы. Предупреждения ученых о том, что на засушливых степных землях необходимо внедрять паровые севообороты, многолетние травы, применять мелкую пахоту, сочетать зерновое хозяйство с животноводством, не были приняты во внимание. Результатом явились пыльные бури и эрозия почв. Лишь спустя несколько лет, когда на целине резко упала урожайность, власть признала правоту специалистов.

Как Вы считаете: оправдалась ли в целом стратегия развития сельского хозяйства, основанная на освоении целины?

К 1959 г. благодаря снижению налогов на колхозы и личное подсобное хозяйство, техническому перевооружению колхозов и освоению целины валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 50%, в том числе в земледелии на 54%, а в животноводстве на 24%. Средняя урожайность зерновых составила в 1959—1964 гг. 10,4 ц/га против 7,7 ц/га в 1949—1953 гг.

Тем не менее, в начале 1960-х гг. в стране вновь стало не хватать зерна. В 1963 г. СССР был вынужден впервые после войны закупить хлеб за границей. (Решение о покупке зерна за границей принималось непросто. Следует отдать должное Хрущеву, решительно отказавшемуся следовать политике сталинских лет, когда продовольствие экспортировалось, а собственное население обрекалось на голод или в лучшем случае недоедание. Тем не менее необходимость прибегать к импорту зерна свидетельствовала о критическом положении в сельском хозяйстве СССР.) Отчасти это объяснялось ростом потребления. Так, в семьях колхозников потребление мяса выросло к 1958 г. по сравнению с 1940 г. в 2 раза, рыбы и кондитерских изделий — в 3 раза, сахара — в 6 раз.

В 1957 г. Хрущев, стремясь доказать преимущества социализма, выдвинул авантюристическую программу — «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!» Он говорил: «Это будет нашим большим завоеванием. Ведь сейчас США действуют на психику людей всего западного мира своим объемом производства». На XXI съезде КПСС Хрущев призвал в течение нескольких лет увеличить производство мяса в 2,5—3 раза. Очевидно, что решить такую задачу невозможно, поскольку производство мяса зависит от поголовья скота, рост которого подчиняется биологическим законам. Тем не менее, местные власти с энтузиазмом подхватили почин Хрущева. Рязанская область в 1958 г. вдвое перевыполнила план сдачи мяса, а в 1959 г. обещала перевыполнить план уже в 3,8 раза. Хрущев наградил область орденом Ленина, первый секретарь обкома А.Н.Ларионов получил Золотую звезду Героя социалистического труда. Достижения рязанской области пропагандировались по всей стране. Ее примеру последовали многие другие области края. Крах авантюры был закономерен: оказалось, что на рязанщине были пущены под нож даже племенное поголовье и молодняк, колхозников принуждали сдавать личный скот на мясо в счет колхозных поставок. План 1959 г. по мясозаготовкам был провален. Ларионов покончил жизнь самоубийством.

Авантюристическая аграрная политика привела к массовому бегству населения из деревни. В 1960—1964 гг. в город переселились 7 млн. сельских жителей. Подавляющее большинство — 6 млн. — составили молодые люди. Молодежь отпугивало сохраняющееся преобладание в деревне ручного труда, а в город влекли возможность приобрести квалифицированную и лучше оплачиваемую работу, бытовой комфорт и более разнообразный досуг.

№54.Общественно-политическая жизнь СССР во второй пол. 1960-х – начале 1980-х

№55.Внешняя политика СССР во второй пол. 1960-х – начале 1980-х гг.

Кратко:

В период с 1965 по 1985 гг. в целом завершилось складывание советской бюрократической системы, шло постепенное увеличение численности аппарата. Усиливался процесс централизации партийной организации.

Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция (4-я) устанавливала в 6-й статье монопольное положение КПСС в политической системе страны. Конституция в целом носила демократический характер. Однако зафиксированные в ней права и свободы фактически не могли быть реализованы в СССР.

Внутриполитический курс был основан на тезисе о «построении в СССР развитого социалистического общества» и необходимости совершенствования развитого социализма (неосталинизм).

Внешнеполитический курс СССР в 1965–1985 гг. был основан на положении о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу стран соцлагеря. С 1970-х гг. в отношениях между США и СССР, характеризуемые как «разрядка» напряженности.

В 1972 г. ФРГ и ГДР официально признали друг друга, и в то же время состоялся первый визит президента США Р. Никсона в СССР. В 1973 г. в рамках визита Л. И. Брежнева в США было подписано соглашение о предотвращении ядерной войны. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при участии глав 33 государств Европы, США и Канады.

После подавления в августе 1968 г. попытки демократического переворота в Чехословакии (Пражская весна) раскол в социалистическом лагере усилился. Это стало причиной новой политики СССР в отношении «союзников», направленной на усиление военной и экономической интеграции в Восточной Европе, что на деле означало ограничение суверенитета стран «народной демократии».

В ряде государств третьего мира утверждаются просоветские режимы. В конце 1979 г. на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск» для укрепления советского влияния.

54. Подробно:

Стабилизация по-брежневски. К началу 60-х гг. Н.С. Хрущев полностью исчерпал реформаторский потенциал. Уже в 1962 г. стал вполне очевиден крах его основных начинаний. Семилетка была провалена по основным показателям, как и планы ускоренного строительства коммунистического общества. В стране не хватало важнейших продуктов питания. Хрущев становился все более неудобным и даже опасным для верхушки партийного руководства из-за своих непродуманных, хаотичных реформ, не дававших ощущения стабильности правящей элите, компрометирующих ее в глазах народа. Последней каплей, переполнившей терпение ближайшего окружения неутомимого реформатора, стала идея о замене семилетних народнохозяйственных планов восьмилетними, призванными скрыть неудачи семилетки.

На заседании Президиума ЦК КПСС 14 октября 1964 г. под давлением бывших соратников Хрущев подписал заявление о своем уходе и был отправлен на пенсию. Так закончилась эпоха XX съезда. Главным результатом противоречивого десятилетия стало утверждение в стране более свободной атмосферы, в жизнь вошло поколение людей, не знавших тотального страха. Благодаря Хрущеву в стране произошла десакрализация власти, она лишилась ореола недоступности и высшей мудрости, которыми на протяжении сталинского правления наделяли ее советские люди.

В соответствии с принятыми на партийном Пленуме решениями должности первого секретаря ЦК Компартии и Председателя Совета Министров были разделены. Первым секретарем стал Л.И. Брежнев, премьер-министром — А.Н. Косыгин. И по характеру, и по интеллекту Брежнев не годился на роль руководителя великой державы, не обладал качествами, которые нужны были для реализации коренного обновления общества.

Брежнев оказался у руля Советского государства в результате сложного переплетения политических сил. Многие в руководстве страны рассматривали его как временную фигуру. В стране ощущалась усталость от лихорадочных нововведений. Выдвинутый Брежневым лозунг «стабильности» означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества, а борьба с «волюнтаризмом» Хрущева предполагала первоочередную ликвидацию хрущевских нововведений в области партийно-государственного управления. В руководстве республик и областей, министерств практически прекратились всякие перемены. Глубинные причины кризисных явлений не были вскрыты и продолжали действовать. Поэтому официально провозглашенный после октября 1964 г. курс нового руководства на дальнейшее развитие социалистической демократии, освобождение партии от несвойственных ей хозяйственных функций, на научное руководство обществом был заранее обречен на неудачу.

Нарастание консервативных тенденций. Встав во главе партии и советского общества, Брежнев и сформированная им «команда» на первых поpax вынуждены были продолжать курс XX и XXII съездов КПСС. Вновь был провозглашен принцип коллективного руководства. Вскоре после отстранения Хрущева от власти была реабилитирована генетика, исправлены некоторые «волюнтаристские» ошибки прежнего руководства. Уже в ноябре 1964 г. на специально созванном Пленуме ЦК были объединены промышленные и сельские партийные организации. Затем был организован единый Госплан СССР, восстановлено отраслевое управление через министерства, ликвидированы совнархозы. Были отменены и многие неоправданные ограничения в использовании приусадебных хозяйств рабочих и колхозников, а также личного скота.

Вокруг нового генсека на начальном этапе его деятельности образовалась группа прогрессивных советников, в которую входили Г. Арбатов, Н. Иноземцев, А. Бовин. Воодушевленные идеями перемен специалисты с энтузиазмом работали над проектами реформ. В стране возникает мощное технократическое движение, повсеместно ведутся разговоры о способах совершенствования управления хозяйством, научной организации труда (НОТ), автоматизированных системах управления, изучается зарубежный опыт менеджмента.

Консервативный поворот начался в первую очередь в идеологии. Из официальных документов постепенно исчезают всякие упоминания о XX съезде. Пошла на убыль реабилитация жертв ГУЛАГа, даже само упоминание о них было запрещено. Попытки реабилитировать Сталина отрицательно сказались на всех сторонах жизни общества.

Отход от курса на десталинизацию оборвал линию на оздоровление морально-политического климата в стране, демократическое обновление, сделал невозможным последовательное проведение экономических реформ.

55. Подробно:

19. Внешняя политика СССР во второй

половине 1960-х — начале 1980-х гг.

Гонка вооружений

Под влиянием Карибского кризиса 1962 г. СССР стал резко увеличивать свой стратегический потенциал. Если в момент этого кризиса США превосходили СССР по числу средств доставки ядерного оружия в 10 раз, то к концу 1960-х гг. это превосходство растаяло. Советский арсенал достиг цифры 1054 (численность межконтинентальных баллистических ракет (МБР) США) примерно в 1968 г. В международных отношениях появился новый элемент — стратегическое равенство.

США лишились возможности безнаказанно нанести первый, обезоруживающий удар по Советскому Союзу. Советская оборонная доктрина поначалу была сформулирована в достаточно общем виде: «Советский Союз никогда не начнет войны первым и не применит первым атомного оружия, но ответит сокрушительным ударом на всякое нападение агрессора с целью его полного поражения». Затем советские военные теоретики пришли к важному выводу: упреждающий массированный ракетно-ядерный удар в целях стратегической обороны по изготовившемуся к ракетно-ядерному нападению агрессору при наличии у него трех компонентов стратегических ядерных сил (наземных защищенных ракетных комплексов, ракетных комплексов морского базирования и стратегической авиации) лишен всякого смысла. Он не решает задачи стратегической обороны государства и приводит только к взаимному уничтожению этих государств. Ответно-встречный массированный ракетно-ядерный удар по агрессору, уже совершившему ракетно-ядерное нападение, но до прихода его боеголовок на нашу территорию, тем более не решает задачи стратегической обороны и также приводит к взаимному уничтожению государств.

Кроме того, гонка вооружений существенно истощала экономический потенциал СССР.

Почти одновременно и в СССР, и в США пришли к идентичному выводу: глобальная ядерная война не имеет смысла, ее нельзя выиграть. Усилия обеих стран по достижению стратегического превосходства не дали результатов — стороны достигли паритета на высоком уровне.

Советско-китайские отношения

Новое руководство СССР было склонно считать, что ухудшение отношений с КНР вызвано исключительно личным конфликтом между Н. С. Хрущевым и Мао Цзэдуном. Это вызывало надежды на урегулирование по аналогии с советско-югославским конфликтом, исчерпанным после смерти Сталина.

Сразу после смещения Н. С. Хрущева на празднование очередной октябрьской годовщины в Москву прибыла китайская делегация во главе с премьером Чжоу Эньлаем. Однако выдвинутые китайской стороной условия (отказ от провозглашения принципа мирного сосуществования между социализмом и капитализмом и т. д.) были для СССР совершенно неприемлемы. Однако неудачу переговоров советское руководство было склонно объяснить инцидентом во время праздничного приема в Кремле, когда министр обороны маршал Р. Я. Малиновский, обращаясь к Чжоу Эньлаю и министру обороны КНР маршалу Пэн Дэхуаю, предложил им по советскому образцу сместить Мао Цзэдуна. Сохранялись иллюзии, что совместная помощь Северному Вьетнаму, ставшему жертвой американской агрессии, сблизит СССР и КНР. Лишь в итоге поездки А. Н. Косыгина в Ханой и Пекин в феврале 1965 г. был сделан вывод о невозможности восстановления былой советско-китайской дружбы.

Во второй половине 1960-х гг. резко обострились пограничные споры между СССР и КНР. Китайская сторона утверждала, что хотя, согласно результатам «исторических исследований», царская Россия захватила у Китая 1,54 млн км2 территорий, однако КНР не претендует на их возвращение, настаивая лишь на «уточнении границы». «Уточнение» сводилось к передаче Китаю территорий общей площадью 35 тыс. км2 (для сравнения: площадь Бельгии — 30,5 тыс. км2, Курской области — 29,8 тыс. км2). Конфликты на границе перерастали в вооруженные стычки. Крупнейшей из них стали бои на острове Даманский на реке Уссури. 2 марта 1969 г. здесь китайскими пограничниками были в упор расстреляны начальник погранзаставы старший лейтенант Стрельников и семь советских пограничников. В развернувшемся бою погибли 32 советских пограничника, но китайцам закрепиться на острове не удалось. 15 марта китайской стороной была предпринята новая попытка захватить Даманский, которая также была отбита. Теперь в бою с обеих сторон принимали участие не только пограничники, но и регулярные войска, были задействованы артиллерия, танки, ракетные установки. Даманский стал первым боевым испытанием систем залпового огня «Град». Всего в этом конфликте с советской стороны погибли 58 человек, были ранены 94. Потери китайцев исчислялись тысячами, что и заставило их прекратить посягательство на территорию СССР. В сентябре 1969 г. на переговорах между А. Н. Косыгиным и Чжоу Эньлаем была достигнута договоренность о сохранении существующего положения советско-китайской границы. Однако провокации на границе продолжались в течение всех 1970-х гг. Позднее, в 1976 г., смерть Мао Цзэдуна несколько ослабила остроту конфликта, но улучшения отношений не произошло.

Война во Вьетнаме

«Холодная война» расколола весь мир. В середине 1960-х гг. Соединенные Штаты решительно боролись за сохранение своих зон влияния. Наиболее наглядно это проявилось во Вьетнаме. В 1964—1965 гг. США направили к берегам Юго-Восточной Азии свои вооруженные силы с целью подавить национально-освободительное движение в Южном Вьетнаме (Республика Вьетнам), организационно оформленное в Народный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФО ЮВ), а затем и ликвидировать коммунистический режим Северного Вьетнама (Демократическая Республика Вьетнам). Америка бросила на решение вьетнамской проблемы огромные материальные силы. Территория ДРВ подвергалась систематическим бомбардировкам американской авиации. К 1965 г. общая численность американских войск во Вьетнаме достигла 540 тыс. человек, не считая флота и стратегической авиации.

Советский Союз выступил в качестве союзника Северного Вьетнама и заявил о готовности оказывать ему необходимую помощь для отражения агрессии США. В декабре 1965 г. в Москве были подписаны соглашения об экономической и технической помощи. ДРВ стала получать из СССР в необходимом количестве зенитные орудия, ракеты и современные реактивные истребители. Советские специалисты помогали вьетнамцам овладевать боевой техникой. Большое внимание уделялось, в частности, подготовке ракетчиков и военных летчиков.

Соединенные Штаты, обладавшие явным техническим превосходством, не смогли сломить сопротивление Северного Вьетнама, который широко использовал тактику партизанских действий. Северовьетнамцам удалось блокировать американские гарнизоны в прибрежных районах страны. Кроме того, они заняли фактически 3/4 территории Южного Вьетнама. Американские войска несли серьезные потери.

Двухсторонние беседы между представителем ДРВ и бывшим министром торговли США А. Гарриманом, начавшиеся в мае 1968 г. в Париже, завершились после сложной дипломатической и политической борьбы достижением договоренности о полном и безусловном прекращении Соединенными Штатами с ноября 1968 г. бомбардировок и других военных действий против Северного Вьетнама. Была достигнута также договоренность о проведении в Париже четырехсторонних заседаний с участием представителей ДРВ, НФО ЮВ, Республики Вьетнам и США для поисков путей политического урегулирования вьетнамской проблемы. Начавшиеся в 1968 г. переговоры о мире шли тяжело. Достигнутые договоренности о прекращении военных действии против ДРВ были нарушены в 1972 г., когда американцы возобновили бомбардировки. 27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. 29 марта 1973 г. последний американский солдат покинул Вьетнам. Оставшись без поддержки США, 9 мая 1975 г. капитулировала столица Южного Вьетнама — Сайгон. 2 июля 1976 г. было провозглашено создание единого вьетнамского государства — Социалистической Республики Вьетнам.

СССР и Ближний Восток

 

СССР начал налаживать связи с ближневосточными странами в 1950-х гг. При построении отношений с арабскими государствами этого региона большое внимание уделялось их «социалистической ориентации». Позиция СССР в этом регионе опиралась на укрепление экономических и торговых связей и развитие политических отношений через эту деятельность. СССР поставлял в регион оборудование, технику, сельскохозяйственные машины. Обратно шли грузы фосфатов, продукты питания, нефть и газ.

Особой статьей советского экспорта в этот регион являлись поставки вооружений. Объемы этих поставок в арабские страны в период 1966—1970-х гг. приблизились к 3,2 млрд долларов. Советские военные специалисты принимали активное участие в подготовке армейских кадров и модернизации оборонительных систем ближневосточных государств. Исключительное геостратегическое положение региона, в котором пересекались морские и воздушные пути Европы, Азии и Африки, делало его чрезвычайно привлекательным для США и СССР. В Средиземном море постоянно находился 6-й флот США и была сформирована большая наземная Южноевропейская и морская Средиземноморская группировки НАТО. Именно поэтому экономическое и военное сотрудничество СССР в этом регионе носило функции сдерживания и контроля за присутствием вооруженных сил США и НАТО.

Советско-израильские отношения

В июне 1967 г. началась война Израиля против Египта, Сирии и Иордании (Шестидневная война). Израильтяне нанесли сокрушительное поражение превосходящим по численности силам арабов и захватили принадлежавшие Египту Синайский полуостров и сектор Газа, Сирии — Голанские высоты, Иордании — Западный берег реки Иордан. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем и направил арабским государствам большие партии оружия и нескольких военных советников, а в Средиземное море ввел военно-морской флот, готовый применить ядерное оружие в случае разрастания конфликта. Война была прекращена после обращения к президенту США главы советского правительства А. Н. Косыгина, в котором содержалась прямая угроза «с позиции силы».Как это было

Вспоминает П. Акопов: «Советский Союз часто изображается сторонником и даже инициатором этой войны. А это совершенно не так. Хотелось бы привести один характерный пример, о котором еще никто не говорил и не писал. В мае 1967 года Израиль сконцентрировал свои войска на сирийской границе и готовился к вторжению на территорию Сирии. Сирийский лидер Хафез Асад обратился к президенту Египта Гамалю Абдель Насеру с просьбой оказать поддержку в преддверии ожидаемой агрессии со стороны Израиля. Египетские войска к этому времени уже находились на Синае, что естественно являлось фактором сдерживания Израиля от нападения на Сирию. Но Насер решил посоветоваться и получить согласие советских друзей на нанесение превентивного удара по Израилю, для чего направил в конце мая в Москву своего военного министра Шамса Бадрана.

С советской стороны переговоры вел А. Н. Косыгин, участвовали заместитель министра и руководитель Ближневосточного отдела МИДа. Присутствовал и я в качестве советника. Главной темой переговоров было получение согласия Советского Союза на нанесение превентивного удара по Израилю, чтобы не допустить его вторжения в Сирию. Бадран разложил карты и подробно рассказал о ситуации. Косыгин сразу твердо заявил, что мы не можем дать такого согласия, так как Советский Союз не может поддерживать агрессию, в какой бы форме она ни проявлялась, и что военным путем невозможно решить проблему. На следующий день Бадран вновь подтвердил просьбу Насера дать согласие и снова получил твердое «нет». На третий день Бадран передал ответ Насера, поступивший ночью из Каира, что если советские друзья твердо придерживаются такой точки зрения, то нападения не будет...»

Кризис в Чехословакии

Если война во Вьетнаме нанесла тяжелый урон США, то Советский Союз потерпел морально-политическое поражение в одной из стран социалистического лагеря. В Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) нарастали внутренние противоречия, связанные с экономическими трудностями, спорами вокруг десталинизации и демократизации, а также вопросом о федеративном устройстве государства. На пленуме ЦК КПЧ 3—5 января 1968 г. все это привело к отставке президента республики А. Новотного с поста первого секретаря ЦК. Первым секретарем ЦК КПЧ стал А. Дубчек, до этого возглавлявший ЦК компартии Словакии и выступавший за обновгение политики партии. В стране развернулась дискуссия о судьбах социализма, о будущем страны. Ослабли цензурные ограничения, появлялись новые органы печати и общественные объединения, в том числе КАН — Клуб беспартийных. Что же касается руководства КПЧ и правительства, то, помимо общих слов о демократии, либерализации, новых идей и концепций, по существу, не высказывалось, а внутри шла «позиционная война» за перераспределение портфелей. Компартия теряла время и уступала политическое пространство другим, непартийным силам.

В конце марта А. Новотный был освобожден с поста президента, новым президентом ЧССР стал генерал Д. Свобода. Атмосфера в стране накалялась, инициатива постепенно переходила в руки неформальных политических сил, которые оказывали давление на партийно-государственное руководство через средства массовой информации и в целом вне рамок официальных структур. При этом общественность с восторгом поддерживала А. Дубчека и его сторонников («прогрессистов»). Последовали новые меры по либерализации, в частности, была отменена цензура в СМИ. Параллельно шел другой процесс — росли недоверие и подозрительность со стороны союзников Чехословакии по Варшавскому договору — СССР, Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. танки (около 7 тыс.) и более 300 тыс. солдат и офицеров пяти стран Варшавского договора перешли границы Чехословакии. Одновременно советские военные самолеты начали высаживать десантников на аэродроме в Праге. Офицеры КГБ арестовали членов Президиума ЦК КПЧ во главе с первым секретарем А. Дубчеком. Так была раздавлена «пражская весна» — попытка создать «социализм с человеческим лицом».

Период разрядки напряженности в международных отношениях

В разгар ближневосточного кризиса руководители США были вынуждены пойти на контакт с руководством СССР. Итоги последовавших переговоров между президентом США Л. Джонсоном и председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным в Гласборо (июнь 1967 г.) дали возможность достижения договоренности на основе концепции отказа обеих сверхдержав от создания системы национальной противоракетной обороны и ограничения стратегических вооружений. Начались двусторонние переговоры, продолженные при президенте США Р. Никсоне. В мае 1972 г. Р. Никсон (первым из руководителей США) нанес официальный визит в Москву. 26 мая были подписаны два ключевых договора: бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Обе страны отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем противоракетной обороны по периметру своих границ. Договор по ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс. Впервые в послевоенный период США отказались развертывать крупную, имеющую стратегическое значение систему. Обе стороны согласились иметь только по два локальных кольца противоракетной обороны — вокруг столицы и вокруг главного центра стратегических ракет. Вскоре обе стороны пришли к выводу о «позволительности» лишь одного оборонительного ракетного кольца. Советское руководство соорудило такое кольцо вокруг Москвы, а американское — вокруг подземных стратегических ракет в Вайоминге. Договор по ПРО сохранял свою силу до мая 2002 г., когда он был расторгнут по желанию американской стороны.

ОСВ-1 был первым соглашением об ограничении ядерных вооружений, согласно которому ставился предел числу стационарных пусковых установок МБР и пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках. Договором и временным соглашением (сопутствующим договору) юридически закреплялся принцип равной безопасности в области наступательных стратегических вооружений.

Отход от политики конфронтации привел к материализации климата разрядки: были заключены десятки соглашений по вопросам торговли, судоходства, сельского хозяйства, транспорта, мирного использования атомной энергии и т. п. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами.

Хельсинкский процесс

Разрядка позволила созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Консультации по нему состоялись в 1972—1973 гг. в столице Финляндии Хельсинки. Первый этап совещания был проведен на уровне министров иностранных дел с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки. В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады.

Второй этап совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. Он представлял туры переговоров продолжительностью от 3 до 6 месяцев на уровне делегатов и экспертов, назначенных государствами-участниками. На этом этапе вырабатывались и согласовывались договоренности по всем пунктам повестки дня совещания.

Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран-участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Л. И. Брежнев. Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день.

Он включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое, по: 1) безопасности в Европе, 2) сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды, 3) сотрудничеству в гуманитарных и других областях, 4) дальнейшим шагам после совещания. Заключительный акт содержит 10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств. Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.019 с.)