И.В. Сталин о перспективах управления экономикой



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И.В. Сталин о перспективах управления экономикой



В 1995 г. было торжественно отмечено 50-летие окончания Второй мировой войны. Решающий вклад в победоносное завершение войны внес Советский Союз, потери которого составили свыше 20 млн. человек. Для достижения основных экономических показателей довоенного уровня был разработан "Пятилетний план восстановления на — родного хозяйства СССР на 1946—1950 гг." В результате его успешного выполнения производство национального дохода в 1950 г. превысило уровень 1940 г. на 64\%. Было восстановлено производство важнейших видов продукции: выплавка стали в 1950 г. (27,4 млн. т) превысила довоенный уровень (18,3); значительно превзойден уровень производства электроэнергии, добычи нефти и угля, выпуска тракторов и автомобилей. Объем выпуска продукции легкой промышленности превзошел довоенный на 17\%. В связи с успехами в восстановлении народного хозяйства в 1947 г. было принято постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары". Целью было ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежного обращения. За годы войны за счет эмиссии и притока фальшивых денег накопилась огромная сумма, вследствие чего существовали низкие — на товары, отпускаемые по карточкам, и очень высокие цены на товары коммерческих магазинов. Реформа предусматривала изъятие лишних денег из обращения и установление единых цен на товары. В обращение были выпущены новые деньги образца 1947 г. Старые деньги обменивались на новые без ограничения в соотношение 10:1. Вклады в сберегательных кассах до 3 тыс. руб. обменивались в соотношении 1:1, от 3 до 10 тыс. руб. 3:2, а свыше 10 тыс. руб. — 2:1. Металлическая монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу. Наряду с практической деятельностью Сталин занимался разработкой теоретических проблем экономической политики. Его работа "Экономические проблемы социализма в СССР" содержит замечания по экономическим вопросам и ответы по наиболее спорным из них в связи с обсуждением макета учебника "Политическая экономия социализма". С учетом занимаемого Сталиным положения выход этой работы в тот период имел важное не только теоретическое, но и практическое значение. Ее достоинствами можно назвать: а) полную реабилитацию политической экономии социализма как фундаментальной теоретической экономической науки; б) признание и в условиях социализма действий общих и специфических объективных экономических законов; в) принципиальное признание, хотя и с оговорками, товарного производства и действия закона стоимости при социализме. Сталин признавал, что на российских предприятиях имеют актуальное значение такие вопросы, как хозяйственный расчет, вопрос о ценах и т.п., поэтому предприятия не могут и не должны обходиться без закона стоимости. Особенно важно было в тот период его положение о необходимости использования закона стоимости в практике ценообразования.
Что же касается серьезных недостатков этой работы, то наиболее крупные из них связаны с выводами И. Сталина о перспективах развития советской экономики. По его мнению, для того, чтобы подготовить действительный, а не декларативный переход к коммунизму, нужно осуществить по крайней мере 3 основных предварительных условия: Во-первых, прочно обеспечить не мифическую "рациональную организацию" производительных сил, а непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средства производства. Во-вторых, постепенно с выгодой для колхозов и, следовательно, для всего общества, поднять колхозную собственность до уровня обще — народной собственности, а товарное обращение постепенно заменить системой продуктообмена. В-третьих, добиться такого культурного роста общества, который обеспечил бы всем его членам всестороннее развитие их физических и умственных способностей. Только после выполнения всех этих предварительных условий можно будет осуществить коренной переход от экономики социализма к высшей экономике — экономике коммунизма. Третье условие носит общий характер, в основном декларативный, однако первые два условия могли не оказывать негативного влияния на разработку и реализацию экономической политики государства и практику управления производством. В чем это конкретно проявлялось? Начнем с первого условия.
Именно курс на преимущественный рост средств производства проводился на практике с начала индустриализации. Удельный вес средств производства к общему объему продукции промышленности составлял в 1913 г. – 33\%, в 1928 – 40\%, в 1956 г. – 70\%. С 1928 г. до 50-х гг. темпы роста производства средств производства более чем в 1,8 раза опережали темпы производства средств потребления. Раньше такое опережение мотивировалось необходимостью в короткий срок обеспечения экономической независимости СССР, находившегося в капиталистическом окружении. После победы во Второй мировой войне и в период восстановления народного хозяйства были созданы условия для ускорения роста средств потребления. Но Сталин по существу предложил «увековечить» сложившееся положение и тем самым априори ограничивал возможности удовлетворения материальных и культурных потребностей народа. Примат производства над потреблением находился в явном противоречии с основным экономическим законом, который сформулировал Сталин в этой работе: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе техники. Второе условие перспектив развития советской экономики свидетельствовало о: •недооценке Сталиным роли товарного производства в повышении эффективности социалистического производства; •недооценке роли колхозной собственности в развитии народного хозяйства, которая, по мнению Сталина, относилась ко второй категории, чем, собственно, и объясняются его возражения против ее расширения и укрепления. Теоретическим «обоснованием» убыточных предприятий и отраслей было следующее положение Сталина. Если рассматривать рентабельность не с точки зрения отдельных предприятий или отраслей производства и не в разрезе одного года, а с точки зрения всего народного хозяйства и на протяжении, скажем, 10-15 лет, что было бы единственно правильным подходом к решению этого вопроса, то временная и непрочная рентабельность отдельных предприятий или отраслей производства не может идти ни в какое сравнение с прочной и постоянной рентабельностью. Которая устанавливается в результате действия закона планомерного развития и использования планирования народного хозяйства. Именно по такому принципу определялась "эффективность" многих послевоенных сталинских строек коммунизма, и особенно пре — имущества гидроэлектростанций по сравнению с тепловыми электростанциями. При сооружении ГЭС в расчет не принимались исчезновение десятков и сотен тысяч плодородных земель и ценных пород лесов, которые заливались водой, а также расходы, связанные с переселением жителей из будущих "морей" в необжитые места.

 

 

Билет № 33

Принципиальные изменения, произведенные Н.С. Хрущевым в системе управления экономикой
Первое существенное изменение было произведено Н.С.Хрущевым в области аграрной экономической политики. После смерти Сталина наиболее слабым звеном в советской экономике было сельское хозяйство. Среди мер, предложенных Хрущевым в целях резкого подъема сельского хозяйства, центральное место занимало резкое повышение материальной заинтересованности тружеников села в увеличении сельскохозяйственной продукции. Большинство колхозников, не получавших ни копейки на свои трудодни, жили только за счет подсобного хозяйства. Теоретической основой неэффективности колхозного производства являлось положение, согласно которому такие экономическое категории, как хозрасчет, себестоимость, рентабельность, для колхозников считались неприемлемыми. Калькуляция себестоимости колхозной продукции не делалась, и реальные затраты на ту или иную продукцию не были известны — цены на нее устанавливались весьма произвольно. Обязательные поставки государству продукции устанавливались по конкретным видам продукции в натуральном выражении по очень низким ценам. При определении в дальнейшем себестоимости колхозной продукции выяснилось, что по многим видам ее затраты не покрывали и десятой доли производственных затрат. Вся продукция животноводства была убыточной. Выяснился и такой парадоксальный факт: большинство продукции хозяйств, представленных на Сельскохозяйственной выставке как образцы передового производственного опыта, являлись убыточными. После 1953 г. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались неоднократно, и не в процентах, а в разах. Цены, например, на скот и птицу сразу же были повышены в 5,5 раза. В конечном счете важнейшие виды продукции стали рентабельными, что создало благоприятные условия для увеличения ее производства. Наряду с повышением цен солидные средства выделялись на укрепление материально—технической базы села и строительство там социально — бытовых объектов. Повышение материальной и моральной заинтересованности колхозников в росте производства имело хорошие последствия. В 1956 г. посевные площади были увеличены на 25\%, сбор зерновых культур — на 20\%, а молока — на 63\%. Производство животного масла (без домашнего производства) за этот срок увеличилось на 46\%.

Достигнутые успехи подтверждали эффективность хрущевских изменений в сталинской аграрной экономической политике. После XX съезда партии Хрущев еще более активно проводил курс на совершенствование системы управления экономикой как на микро —, так и на макроуровнях. Наиболее принципиальным решением в этом направлении явился переход в 1957 г. от отраслевой системы управления через министерства и союзные ведомства к территориальной — через совнархозы. На февральском (1957 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято постановление "О дальнейшем совершенствовании управлением промышленностью и строительством", суть которого заключалась в ликвидации отраслевых министерств и создании в областях советов народного хозяйства (совнархозов). Многие из них затем неоднократно укрупнялись. Для оперативного управления ими из центра был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ).

Территориальная система управления создала более благоприятные условия для:

а) организации труда и структуры управления на микроуровне;

б) развития эффективных форм общественного разделения труда;

в) межотраслевой специализации и кооперирования в регионах; г) создания межотраслевых специализированных производств по ремонту оборудования, изготовлению заготовок и инструментов для различных отраслей промышленности; д) комплексного развития экономических районов. За первые 3 года работы по новой схеме совнархозы укрупнили более 2 тыс. предприятий и провели большую работу по концентрации распыленных мелких вспомогательных, ремонтных и транспортных работ, которые ранее выполнялись для десятков "своих" московских ведомств. В ходе поиска новых форм управления появились и получили широкое распространение объединения родственных предприятий в производственные фирмы. В них весьма удачно решалась проблема мелких предприятий в рамках территориальной системы управления. Наряду с достоинствами в территориальной системе имелись и следующие серьезные недостатки: • некоторые совнархозы под видом специализации стремились освободиться от производства "невыгодной" продукции; • обнаружились попытки создания замкнутого хозяйства внутри экономического района; • кое-где стали строить новые предприятия и развивать сырьевую базу исходя из местных интересов; • межхозяйственные поставки выполнялись прежде всего для "своих" предприятий без учета интересов "чужих".

Тенденция к автономии серьезно сдерживала использование пре — имуществ территориальной системы управления. Принципиальные изменения внес Хрущев и в систему управления аграрно-промышленным сектором. В принятом в феврале 1958 года сессией Верховного Совета СССР законе "О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций" записано: "учитывая достигнутый в настоящее время уровень экономического и организационного развития колхозов, признать необходимым реорганизовать машинно-тракторные станции в ремонтно-технические станции. Тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, принадлежащие машинно-тракторным станциям, продавать колхозам, изъявившим желание приобрести эту технику. Колхозам, не имеющим возможности сразу оплатить куп — ленные ими тракторы и машины, предоставлять в рассрочку в зависимости от их экономического состояния. Продавать, начиная с 1958 года, колхозам и совхозам новые тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины". Нельзя не отметить и изменения, произведенные Хрущевым в политике строительства жилья. В настоящее время много пишут о "хрущебах" в негативном плане, что совершенно неоправданно. Строительство жилья в сталинское время находилось в крайне плачевном состоянии. Около новых современных предприятий для людей строились, как правило, бараки по "проектам" довоенных, а порой и дореволюционных времен. В то же время в Москве строились десятки образцово — показательных домов (высотные, а также дома с колоннами и высотой потолков в 3,5—4 м). Хрущев подверг резкой критике строительство таких домов, где 1 м2 полезной площади стоил в десятки раз дороже, чем в обычных. Был избран наиболее дешевый скоростной вариант строительства жилья, рассчитанного на 30—40 лет, с перспективой строительства более комфортабельных домов в условиях развитой экономики. Реализация новой политики в жилищном строительстве содействовала резкому увеличению жилья. В 1946—1950 гг. среднегодовой ввод жилья составлял 23,4, а в 1956—1958 гг. — 58,3 млн. кв.м, или в 2,5 раза больше. К 60—ым гг. ежегодный ввод жилья был доведен до 80 млн. кв.м. Десятки миллионов семей поменяли бараки, подвалы и коммуналки на отдельные квартиры со всеми удобствами. (В настоящее время положение строительства жилья для тех, кто живет на трудовые доходы, ниже всякой критики. В 1995 г. жилищный фонд России по сравнению с 1990 г. возрос всего лишь на 10%)2. В деятельности Хрущева наряду с позитивными изменениями в системе управления экономикой было немало и негативных моментов, особенно в последние годы нахождения его у власти, когда культ личности уже по многим параметрам приближался к сталинскому, что особенно ярко проявилось в неистовой борьбе Хрущева с травопольной системой земледелия и попыткой всюду навязывать выращивание кукурузы. Негативно сказалась на системе управления ликвидация Хрущевым сельских райкомов партии и раздел обкомов партии на промышленные и сельские. Некоторые другие его субъективные решения и проведенные реорганизации, в конечном счете, сводили на нет успехи, достигнутые в первые 5 лет.

Билет № 34



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.009 с.)