Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органичная архитектура. Новаторские пространственные композиции в творчестве Райт.

Поиск

Параллельно с конструктивизмом первой половины 20 века развивалось направление, условно называемое "органической архитектурой". На фоне простых геометрических форм, гладких белых стен, прямых углов, современных материалов - стали, бетона и стекла, подчеркнутого увлечения современными техническими возможностями, пропагандируемыми мастерами модернизма, часть архитекторов продолжала на протяжение всего века утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. В отличие от урбанизма Ле Корбюзье Франк Ллойд Райт (1869—1959), крупнейший американский архитектор, порицает уплотнен­ность городской застройки и создание небоскре­бов (сочинение «Исчезнувший город»). Он раз­рабатывает так называемый «стиль прерий» и выдвигает новую форму человеческого поселе­ния, где на каждую семью приходится по акру земли. Райт стремится к установлению тесной связи архитектуры с природой, к максимально­му использованию особенностей природного окружения. Он строит коттеджи; особняки, виллы, включающие множество террас, галерей, окруженных садами. К лучшим его произведе­ниям относится «Фоллитуотер» («Дом над водопадом») в Бир-Ране (1936). Человек неистощимой изо­бретательности, Райт с мастерством перево­площает технические открытия в открытия архитектуры. Он использует их для новых ком­позиционных решений. Однако в идеях Райта отразились характерный для капитализма дух замкнутого индивидуализма, стремление к стан­дартизации быта, а также утопическая вера в возможность решить социальные проблемы эпохи, улучшив условия быта. Интерьеры виллы скорее напоминают хорошо обставленную пещеру, чем дом в традиционном смысле слова. Вилла полностью сливается с ландшафтом, воплощая мечты Райта о жилом сооружении, растворенном в природном окружении. "Дом над водопадом" - явление необычное, исключительное, связанное с эксцентричностью богатого заказчика. Конечно, подобные постройки не могли отвечать призывам функционалистов создавать в архитектуре типическое, способное удовлетворять массовым потребностям. Хотя и эти задачи нашли свое нетрадиционное решение в творчестве Райта. Начиная с середина 30-х годов он спроектировал и построил множество домов "умеренной стоимости" (usonian buildings) - типично американских одноэтажных домов для среднего класса, удовлетворяющих потребности в "пригородном умиротворении индейского лета". Завершает этот период творчества Райта здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-46, строительство 1956-59). Этот проект вызывает ассоциации с органическими формами, несмотря на точность его геометрических объемов. Как улитка закручивается спираль основного объема, расширяясь по мере подъема вверх. Наружным спиралям соответствуют внутренние галереи-пандусы, которые опоясывают центральное открытое пространство, залитое верхним светом. По их стенам, по проекту Райта, должны были висеть картины (сейчас их убрали), которыми любовались посетители, спускаясь по пандусам сверху вниз. Именно так было запрограммировано их движение, предполагалось, что наверх они поднимутся на лифте. Цельные, нерасчлененные белые бетонные массы, закрученные в спираль, образуют оболочку для внутреннего пространства и создают замкнутую форму, обращенную в себя, отгороженную от внешнего городского окружения. Райт не любил больших городов, и в этом здании, разрывающем непрерывный ряд фасадов, очень ярко продемонстрировал свое отношение к городской среде.

Дом над водопадом

здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.005 с.)