ТОП 10:

Движущие силы и характер гражданской войны в России в XVII в. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II.



Русская культура XVII в.

Культурная жизнь XVII в. находилась как бы на перепутье, когда, по словам современников, "старина и новизна перемешалися". Исследооателп приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре "нового времени". Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к человеку.

В Смуту "словесность - была практически свободна от внелитературных запретов, от правительственного и церковного контроля", а русский писатель "пользовался "свободой слова" и правом идеологического выбора. В оценке персонажей он не зависел от их положения на лестнице социальной, церковной, государственной иерархии, даже если они занимали самые верхние ступени... Это способствовало "открытию характера" в искусстве в целом - открытии, которое стало необратимым завоеванием".

Просвещение и научные знания

В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов - 96%, среди помещиков - 65%.

Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах.

По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописнаягазета "Куранты", состоящая в основном из переводных иностранных известий.Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около200 книг различных названий. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь ("Азбука") Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. - печатная таблица умножения. Для "учебных целей" выпускались также "Псалтыри" и "Часословы".

Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф.М.Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения подьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680 г. - основывается школа при Печатном дворе.

Первые школы подготовили открытие в 1687 г.Славяно-греко-латинской академии (первоначально - училища) во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение "от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... до богословия" людей "всякого чина, сана и возраста". Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и "травников". В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки "для лечбы" ратных людей.

Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника.

Еще в первой половине века составляются географические карты.

Литература и фольклор

Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений. Так, в конце 1610 - начале 1311 гг. в Москве стала распространяться "Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском". Она была проникнута страстным патриотическим призывом к борьбе с иноземцами, осуждала пособников интервентов. Одному из предводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено

"Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, рекомого Скопина", а Лжедмитрию I - "Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его".

Первыми попытками объяснить причины и события Смутного времени стали "Временник" дьяка Ивана Тимофеева и "Сказание" келаря Тронце-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, а также так называемое "Иное сказание" и сочинения князя И.А.Хворостинина и князя П.М.Катыревя-Ростовского. Около 1630 г. создастся "Новый летописец", в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из пленя патриарха Филарета.

Общественно-политическая жизнь России XVII в. отразилась и в произведениях, написанных во второй половине века. Защита самодержавия звучит со страниц трактата Юрия Крижанича "Политика" и сочинений Симеона Полоцкого. Выдающимся памятником русской литературы стало "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное Своеобразным литературным памятником является сочинение бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государстоеппого аппарата.

Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов.

Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства. Наиболее значительными произведениями являются "Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть об Улиании Осорьиной".

Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице","Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников.

С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила)Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического

стихосложения.

В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного творчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени которого складываются легенды, песни, сказания.

В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. Строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум.

Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона "Спас нерукотворный". Широко известно другое его

произведение - "Насаждение древа государства Всероссийского". На фоне Успенского собора помещены фигуры Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих большое древо, на ветвях которого укреплены медальоны с портретами князей и царей. С левой стороны на картине стоит Алексей Михайлович, с правой - его супруга с детьми. Все изображения портретны. Кисти Ушакова принадлежит также икона "Троица", на которой появляются реалистические детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи.

Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стал школа ярославских мастеров.

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение "парсунного" письма - портретных изображений. Если в первой половине века "парсуны" выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М.Скопина-Шуйского), то вовторой они стали принимать более реалистический характер ("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, стольника Г.П.Годунова).

Движущие силы и характер гражданской войны в России в XVII в. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II.

Вскоре после голода появился самозванец. Звали его, по официальной версий, Григорием Отрепьевым. Он был монахом Чудова монастыря, бежал оттуда к казакам, там он и приобрел нужную сноровку. Затем он объявился в Польше, втерся в доверие к знати, в частности пану Мнишеку, и, притворившись смертельно больным, на исповеди «открыл» тайну, что он — «чудесно спасшийся! Дмитрий». Авантюра попала на нужную почву: в Польше нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол, тем более, что «царевич» наобещал с три короба и Мнишеку, и королю, и церковникам.

В конце августа 1604 года войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях, он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, потому что тогда все легко объяснялось: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Не прочь воспользоваться случаем были готовы и многие бояре, недовольные правлением Годуновым. Первоначально царские воеводы разбили армию Лжедмитрия. Но народная поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему. А тут неожиданно умер Годунов. Возможно, что царю и удалось бы справиться с мятежом, во всяком случае, захватить Москву, для самозванца, оказалось бы очень сложным делом. Несовершеннолетний же сын Годунова власти не имел. В июне 1605 года самозванец вошел в Москву как законный царь. Его «опознала» и царица Мария Нагая (ставшая монахиней Марфой), мать убитого Дмитрия.

Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил. В конце концов поняв, что с приходом «истинного» царя ничего не изменится к лучшему, а лишь ухудшится, разобравшись, что это за царь, москвичи подстрекаемые боярами, подняли восстание и убили самозванца.

Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного князя Василия Шуйского, который принимал активное участие в свержении Лжедмитрия. Стоит отметить, что Василий Иванович Шуйской проводил расследование убийства царевича Дмитрия в Угличе.

Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство, стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и прочее, вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой царской власти оказалась сорванной.

Итак, с 1604 году в России вспыхнула «смута», иначе гражданская война. Участники ее были разнообразны: крестьяне и холопы, дворяне и казаки, горожане и бояре. Вся страна пришла в движение. Причинами гражданской войны были:

1. Обострение общественных и классовых противоречий, в первую очередь усиление крепостного и государственного гнета.

2. Пресечение династии московских царей и загадочная смерть царевича Дмитрия. Все это дало «идеологию» смуты, благодатную почву для самозванцев и борьбы за власть.

3. Ослаблению царской власти, кроме того, способствовала и скорая

смерть Бориса Годунова. Власть эта стояла над обществом и скрепляла его.

4. Иностранное вмешательство в русские дела.

5. Восстание Болотникова.

Летом, 1606 года, на юго-западе страны, на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, недовольные правительством Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные участники движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных районах к нему присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так, впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену.

В августе Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. Вскоре под Москву подошел и сам Болотников. Его войско расположилось в селе Коломенском. Восстание охватило десятки городов. В тот момент, поздней осенью и зимой 1606 года, окончательно произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а войско Болотникова стало более народным. В декабре 1606 года в решающем сражении царские войска разбили Болотникова, который укрылся в Калуге и успешно оборонял ее. Весной 1607 года восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем. Летом повстанцы вновь потерпели поражение и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада. Болотников защищался, совершая успешные вылазки. Даже голод не сломил их воли к борьбе. Тогда осождающии войска перекрыли реку Упу плотиной и город был затопленным. Осажденным пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались. Однако в отношении Болотникова слово нарушили: он был сначала ослеплен, а затем утоплен.

Лжедмитрий II.

В приграничной полосе с Речью Посполитой появился человек который утверждал, что он чудом спасшийся из Москвы царь Дмитрий. Кем был этот человек в действительности остается загадкой для историков.

Он, как и его предшественник, воспользовался помощью польских панов, в большом количестве к нему присоединились украинские казаки, охочие до войны и грабежа, также к нему присоединились остатки армии Болотникова. В итоге Лжедмитрий получил огромное войско. В июне 1608 года Лжедмитрий оказался с войском около Москвы. Взять ее он не смог, но расположился в 100 километрах от Москвы в Тушино. Его отряды рыскали по всей стране, совершая грабежи и насилия. За это он получил прозвище «тушинского вора». Туда же прибыла и Марина Мнишек, которая «признала» своего чудом спасшегося мужа от козней бояр в Москве. В стране оказалось два царя и две Боярские думы.

Вмешательство польско-литовского государства Речи Посполитой в дела России началось с появлением Григория Отрепьева. После его свержения отряды поляков, литовцев и украинских казаков стали поддерживать Лжедмитрия II. Польский король был заинтересован иметь послушного царя в России, не оставляли идеи распространить на нее католичество и иезуиты. Наиболее известными предводителями польско-литовских казаков были Лисовский и Сапега. Из лагеря в Тушино войска поляков и Лжедмитрия блокировали Москву, затруднив подвоз продовольствия. Они грабили окрестности, пытались взять иные города. Осадили Троицко-Сергиевский монастырь; однако их 30-тысячное войско так и не смогло взять мужественный монастырь-крепость с течение 15 месяцев.

Шуйский, стремясь покончить с Лжедмитрием, договорился со шведами в обмен на некоторые территории, г. Корелу и другие, окажут ему военную помощь. Однако польский король Сигизмунд III, который в это время враждовал со Швецией, воспринял это как удобный повод для начала открытой войны. Летом поляки начали агрессию и осадили Смоленск. Но этот город, под руководством воеводы Шеина, героически сопротивлялся. На подмогу Сигизмунду III пришли поляки и литовцы из Тушино. В результате лагерь в Тушено распался, а сам самозванец бежал в Калугу. Он был убит в конце 1610 года. Развал стана «тушинского вора» уже не мог спасти Шуйского. Сильно повредила ему смерть его племянника Михаила Скопина-Шуйского, талантливого молодого полководца, победившего Болотникова, тушинцев, пользовавшегося всенародной любовью. В смерти племянника винили брата царя Дмитрия Шуйского. Когда же летом 1610 года последний потерпел поражение от поляков при Клушине, бояре решили сместить царя. Престиж царской власти уже упал, смена оказалась легким делом. Шуйского насильно постригли в монастырь, а власть в Москве оказалась в руках группы 7 бояр. Они убедили москвичей звать на царский трон польского королевича Владислава, а осенью 1610 года впустили в Москву поляков.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.008 с.)