ТОП 10:

Европ. интеграция после ВМВ: предпосылки и хар-ка этапов.



Идея создания союза Европ. стран. обсуждалась ещё в межвоенные годы. После ВМВ одним из её следствий было усиление интеграцион. процессов в Европе. В к. 40-х г. дискуссии под общеевроп. лозунгами актив-сь, во многом под воздействием Цюрихской речи Черчилля, в кот. он изложил своё видение будущ. паневропейского объединения. В к. 40 г. предлаг-сь проекты объединения Европы или в Союз (активно поддерживала – Англия), или в Федерацию (её активный сторонник – Франция). Р-ие паневроп-х тенденций способствовало созданию в 1949 г. Совета Европы – 1 межгосуд. орган-ии, созд. для стандартизации подходов к обеспечению гражд. прав и свобод, принципов соц. политики. Сюда вошли помимо стран НАТО и те страны, кот. раньше отказ-сь уч-ть в блоках. К нач. 50 г. интеграц. процессы ещё более усилив-ся. Причины этого: 1. Европ. гос-ва стремились max быстро восст-ть свои эк-ки, разрушенные ВМВ, но добиться этого можно было лишь сообща. 2. Европа хотя и потеряла былое могущ-во, но всё же стрем-сь стать 3 игроком в биполярном мире. А чтобы этого достичь – надо объединиться. 3. Стремл-ие ликвид. все возм-е источники конфликтов, т.к. именно в Евр. начин-сь обе мировых войны; 4. Катализатором явл-сь советская угроза (также как и для СССР – катализатором создания ОВД явилось сколачивание капит. блока).

Этапы: 1950-1960 г.:образование основных Европ. сообщ-в: ЕОУС (план Шумана на интегр-ю с ФРГ с целью формир-ия наднацион. органа, в ведение кот. передав-сь в-сы добычи и пр-ва угля и стали), Европ. оборонит. сообщ-во (план Рене Плевена на создание общеевроп. армии под наднацион. командов-ем. ЕОС в перспективе д.б. слиться с ЕОУС в единую стр-ру, руковод. общими политич. органами. Пооект ЕОС отклонён Францией), Римские договоры (появление ЕВРАТОМА – объединение для мирного использ. атомн. энегрии с целью снятия остроты энергетич. кризиса; и Европ. эк. сообщ-ва – сотруднич-во в обл. эк-ки с целью добив-ся свободного перемещ. услуг, капиталов, раб. силы); создание единого органа по принятию политич. решений. Превращ. Европ. интеграции в необратимый процесс. 1 период закончен в 1966 г. с подпис-ем Люксембургского компромисса.

1966-1985 г.:период застоя в Евр. интеграции. Ничего нов. не создано (хотя процесс интегр. не прекращ-ся). К Европ. сообщ-ву присоедин-ся Англ, Исп, Греция. Проведена реформа европарламента – в него впервые не назнач-сь парламентарии конкретных гос-в. Созд-ся Европ. валютная система – «европ. змея», кот. ок-сь неживучей и придумали «экю» - для безналичных внутр. расчётов. Формир-ся Европ. право.

1985-1992 г.С приходом к власти Горбачёва перед Евр. сообществом встала задача укрепл-ия своих позиций и превращения ЕС во 2 полюс мир. эк. отношений. Принят Единый Европ. Акт (образование Европ. Союза, кот. предполагал более сильную интеграцию; окончат. создание един. Европ. рынка, в кот. свободно передвиг-ся услуги, деньги, товары, раб. сила; укрепл. Европ. безоп-ти; расширение Евросоюза – появилась теория расширения кругов Евросоюза, в кот. поэтапно определены страны для включения). Заложены организац. моменты, кот. нашли отраж. в Маастрихтском договоре 1992 г., кот. придал Римским договорам статус з-нов (реализ-ся идея расширения Евросоюза – сейчас почти все страны В. Европы входят в него. Сейчас Евросоюз планирует интегрировать страны Магриба и Турцию). В 1999 г. введена Евро (единая Европ. валюта. К ней не присоед-сь Дания и Англия). Евросоюз не создал свою систему европю безоп-ти (она по-прежнему базир-ся на НАТО, а значит – под контролем США). Нет к-ии Евросоюза. Сейчас Европа должна «переварить» расширение 90-х годов.

Китай во 2 половине 19 в.

В р-те опиумной в-ны (1 полов. 19 в.) был подпис. неравнопр. Нанкинский д-р с Англ. и др. аналог. д-ра с США и Фр., кот. полож. начало полуколон. закабалению страны. Пораж. в войне показ-ло экономич. и политич. отсталость Цинского Китая и подорвало авторитет Цинов. Важным соц. следств. войны было резкое ухудш-е полож. народа (увелич-е ввоза иностр. товаров вело к разор-ю ремесл-ков; война требов. огромн. ср-в – ввод-сь нов. налоги, кот. лож-сь на кр-н). Сит-ю обострял один из самых тяж. за весь 19 в. неурожаев. В р-те было много народ. волнений, кот. носили хар-ер и антиимпериалистич. и п/в Цинов. Крупнейшим было Тайпинское восстание (1850-1864 г.). У них было сильн. войско со строг. дисципл., создали своё гос-во (монархич. форма правл.), в кот. было своё законод-во: уравн. женщ. в правах с мужч., уровнит. распредел. земли. Тайпины успешно отраж. натиск цинских войск. Однако – с сер. 50 г. – упадок восст., кот. был связан с расколом в лагере тайпинов: убиты лидеры восстания. Капит. державы решили использовать Тайп. восст-е для оканчат. закабаления Кит.: Англ, Фр, США и Россия навязыв. Кит. нов. договора, кот. усилили закабаление Китая: они получ-ли возм-ть проникать во внутр. р-ны Кит. и установили своё влияние на Пекин. правит-во. Но для реализации этих д-ров надо было расправиться с Тайпинами. И кап. державы в союзе с Цинами подавили восст. (однако ещё неск. лет отдельные тайп. отряды продолж. сопротивл.). Причины пораж-я: раскол среди тайпинов; б-ба п/в конфуцианства (их религией было христ-во) оттолкнула от тайпинов старые госп. классы, кот. стали воевать на стороне Цинов; поддержка Цинов со стор. Зап. держав. Восстание потрясло основы феод. цинской деспотии, втянув в освободит-ю б-бу п/в цинов и кап. стран огромн. кол-во насел; дало важный опыт вооруж. сопротивл-я захватчикам.

Пораж. в опиумных в-нах и тайпин. восстание заставили Кит. правит-во отказ. от традиц. политики «самоизоляции» и проводить полит. самоусиления (посл. треть 19 в.), основ. на изучении китайцами передового опыта зап. стран. Заимствуя Зап. технологии, считалось, что Кит. не брал чужого (т.к. в основе курса была конфуц. идея о первопричинности знаний: что все изобретения изначально сделаны в Кит). Направл. политики самоусил.: подгот. солдат; строит. соврем. судов и машин; изыскание ср-в на содерж. войск; привлеч. к управл. лишь способных людей; проводить все эти мероприят. в теч. длит. периода времени. В р-те в Кит. появл. промышл. предприят.; военные пр-ва; строятся ж/д. Вытесн-ся иностр. импорт. Кит. приобрёл внешние атрибуты гос-ти: флаг, дип. корпус. Но все измен-ия не затрагив. основ матер. и дух. к-ры Китая; не измен-сь политич. и правовая система. И эта политика законч-сь провалом: Кит. потерпел пораж. в войне с Фр. и Японией, что ещё больше обострило недов-во цинами. Пораж. в войне с Яп. в 90 годы и было оконч-ем политики самоусиления. Причины краха этой политики: стремление цинов сохранить феод. порядки в новых условиях.

Пораж. в войне привело к появл. и организац. оформлению 2 политич. направлений: реформаторского (Кан Ювей – широкая программа реформ в обл. политики, эк-ки, воен. дела; введение конституц. монархии) и революц.-демократического (Сунь Ятсен – революц. свержение цинов). В к. 19 в. Кит. идёт на дальнейш. уступки иностр. державам, что активизировало народн. выступления. В р-те цины капитулировали перед державами. А импер-р под влиянием патриотич. подъёма проводит умеренные реформы (100 дней реформ), направл. на превращ. Китая в сильное гос-во. Но они не были реализованы. Отмена реформ и проникнов-е держав усилили антииностранные выступления: в к. 19 в. – восстание ихэтуаней, кот. законч-сь неудачей (его не поддержали ни Сунь Ятсен, ни Кан Ювей). Но в нач. XX в. усилив-ся рев-дем. движ-е Сунь Ятсена во многом под влиянием 1 рус. революции 1905 г.

 

Османская империя в 19 в.

К нач. 19 в. Турция была в кризисе: застой эк. жизни; ослабл. центр. власти и усил. сепаратизма. Политич. хаос усилив-ся из-за воен. слабости Порты: пораж. в войнах с Россией во 2 полов. 18 в. свид., что Турец. армия станов-сь менее боеспос. Росло национ. самосознание порабощённых турками народов. Пользуясь слабостью Порты, иностр. гос-ва стремились подчинить её своему влиянию. Правящ. круги видели кризис: начин. р-мы Селима III – «обновлённое устройство» (к. 18-н. 19 в.): он создаёт новый корпус регул. войск; модернизир. флот; учрежд-ся воен. училища с препод-ми из Зап. стран. Но реформы отменены из-за мятежа янычар. Попытку продолж. реформы предприн. Мустафа-паша: в отлич. от Селима, кот. пыт. насильно подчинить феодалов, Мустафа попыт. создать союз Порты с крупнейш. феодалами. Но и эта попытка не удалась. Провал попыток создать сильное гос-во ослабило Порту. Осман. империя станов. ареной сопернич. Англии, Фр. и России. В нач. 19 в. при подстрекат-ве Фр. начин. война Турции и России, кот. законч-сь победой России (Турция лиш-сь ряда своих террит. и актив-сь нац-освободит. движ. Балк. народов). Н-р, в Греции было антитур, восст., кот. Турция подавила. Зап. державы требов. дать Грец. автономию – Турц. отказ-сь и начин. новая рус-тур. в-на, кот. законч-сь победой России и Грец. получ. автон.-ю, а позже и нез-ть. Успех национ-освоб. движ-й вынудил правит-во искать нов. пути усиления центр. власти. Этого добился Махмуд II. Его реформы: формир. новое регул. войско под командов. Егип. офицеров; в ответ на очередной мятеж янычар, он ликвидир. яныч. корпус; отменена тимарная система (часть перешла гос-ву, а часть – в ч/с.); админ. – террит. деление (во главе админ. единиц стояли чиновн., назнач. из центра). Поощрение образования и измен-я в быту. Реформы со временем утратили своё прогресс. содерж-е, т.к. по-прежнему сохран-сь феод. порядки и турец. госп-во над покорёнными народами. Р-мы не смогли предотвр-ть дальнейш. террит. потери Порты: она потер. к-ль над проливами (они в мирн. время контр-сь Европ. державами; в военное – Турцией). Огранич-ть реформ 20-30 годов понимала правящ. верхушка и в к. 30 годов начин. новый этап реформ – танзимат. 1 этап реформ продолж-ся до сер. 50 годов: были лишь незначит. измен-ия (отмен-сь нек. налоги; введён регул. набор в армию; создав-сь провинц. консультативные советы - меджлисы), не затрагив-е основы феод. строя. 2 этап танзимата – после Крымской войны 1853 – 1856 г. (Турция, при поддержке Англ. и Фр. хотя и выигр. войну, но расходы на войну застав. её обрат-ся за займом к Зап. странам: нач-сь фин. закабаление Турции). Нов. этап р-м был связан с попыткой создания кредит-банк. системы, равного налогооблаж., но больш-во р-м отвеч. интересам иностр. капитала и ускорили процесс фин. закабал. империи. Это сопровожд-сь ростом национ. самосознания и в 60 годы возник. движ-е «новых османов» (интеллигенция, офицеры), цель кот.- принятие к-ии Осман. империи. Они выдвин. идею «османизма» - един-ва всех подданных Осм. империи (т.о. они противоп. себя нац-освоб. движению угнетённых народов). «Новые османы» спровоцир. антиправит. выступл., в ходе кот. султаном стал Абдул-Хамид II (правил до нач. XX в.): он принял к-ию 1876 г. (2 палат. парламент; демокр. свободы; но султан сохранил неогранич. права). А-Х разгоняет парламент (кот. был в оппозиции султану) и устанавл. режим «зулюма» (деспотич. власть султана). В этот период было много убийств, бесправия, арестов; отмен-сь дем. свободы, СМИ – под к-лем цензуры. Опора абдулхамид. режима: крупн. феодалы и высшее мусульм. дух-во. Основа внешн. политики А-Х: доктрина панисламизма (объедин-е всех мусульм. народов в одно гос-во, во главе с халифом). Госп-во реакции не остановило р-ие прогресс. сил. П/в деспотизма объед-сь младотурки (они подхват. идеи «новых османов» о к-ии), кот. ставили своей целью восстановл. к-ии и провед. умер. реформ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.006 с.)